Урок русского языка в 10 классе с применением технологии индивидуализации
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Урок русского языка в 10 классе с применением технологии индивидуализации. Урок - подготовка к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ с использованием текстов Ф,А. Абрамова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_publikatsiya.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обучение поиску проблемы, комментария и авторской позиции в тексте при написании сочинения формате ЕГЭ.

10 класс, русский язык, учитель Кочнева Ирина Валентиновна

Цель урока: научить анализировать содержание исходных текстов, отработать умения писать составляющие части сочинения: проблема текста, комментарий, позиция автора, собственная позиция.

Планируемые результаты:

Личностные:

- овладение навыками самоанализа;

- формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности;

- воспитание языковой культуры общения.

Метапредметные:

- развитие  навыка переработки текстов, а именно: составление  схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму

Предметные:

-формирование умения определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию;

- составление развернутых письменных высказываний;

- знание требований к каждой части сочинения;

Данный урок является 2-ым в теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ» и предполагается как урок изучение нового материала. Организационная структура урока: осмысление, усвоение и первичное закрепление нового материала, выработка умений применения знаний на практике. На первом уроке изучались структура сочинения, требования к каждой части сочинения, критерии оценивания. Учащиеся писали первое пробное сочинение, которое диагностировалось педагогом. Результаты диагностики необходимы для данного урока.

№ п\п

Этапы урока

Время

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1.

Самодиагностика.

 

2 мин.

Определить уровень знаний.

Предлагает заполнить карту.

Заполняют диагностическую карту: записывают основные элементы сочинения, оценивают свои умения по каждой из частей.

Диагностическая карта (часть 2) – приложение №1.

2

Самоанализ.

1 -2 мин.

Выявить проблемы, определить достижения.

Демонстрирует индивидуальные листы наблюдений, со внесенными баллами за сочинение по каждому критерию, задает наводящие вопросы для самоопределения.

Знакомятся с анализом учителя пробных работ по РЯ, определяют, какие критерии не выполнены, сравнивают с самодиагностикой.

Листы наблюдений пробных работ – приложение №2.

3

Целеполагание. Определение содержания и формы деятельности ученика, формы отчета.

5 мин.

Определить цель занятия, выбрать задание и спроектировать деятельность по достижению результата.

1.Объясняет содержание дидактического портфеля, уровни. 2.Предлагает на основе полученных результатов определить цель, спланировать свою деятельность.

1. Изучают строение и содержание дидактического портфеля, определяют и записывают в карте предполагаемый результат своей работы (на каком уровне остановятся 2. Определяют, какую часть сочинения будут отрабатывать на уроке, записывают цель в карту (либо в тетрадь) ученика, фиксируют план действий для достижения цели.

Диагностическая карта (часть 1) – приложение №1.

Дидактический портфель – приложение № 3.

4

Самореализация.

20-25 мин.

Организовать самостоятельную работу по достижению цели.

Консультирует, помогает учащимся.

Работают с дидактическим портфелем самостоятельно: изучают материал, составляют конспект (схему, таблицу), составляют предложения по опорным словам, выполняют задания по тексту.

Дидактический портфель учащегося – приложение №3.

5

Самопроверка, представление результатов.

5 мин.

Проанализировать свое планирование, реализацию и уровень достижения поставленной цели.

Координирует работу.

Оценивают некоторые задания по ключу. Могут выступать в роли консультантов для одноклассников.  Представляют результаты работы, отмечают выполненные запланированные этапы в диагностической карте.

Ключи – приложение №4.

6

Самооценка, рефлексия.

2 -3 мин.

Определение и оценивание уровня достижения поставленных целей по результатам ключей.

Предлагает оценить свою работу.  В качестве рефлексии предлагает записать идею урока.  Подводит итог.

Работа с диагностическими листами: оценивание (БЕЗОТМЕТОЧНОЕ) умений, полученных результатов.

Фиксация или проговаривание идеи урока.

7.

Домашнее задание.

2 мин.

Определить дальнейшие действия по достижению или закреплению намеченной цели. Либо выбор нового задания для отработки

Готовит материал для Д/З, предлагает варианты – написать полностью сочинение, проработать несколько текстов и составить тезисный план.

Продумывают свой вариант в зависимости от уровня овладения знаниями.



Приложение №1

Диагностическая карта на тему

«Обучение поиску проблемы, комментария и авторской позиции в тексте при написании сочинения формате ЕГЭ»

1 часть

МОЯ ЦЕЛЬ НА УРОК  _________________________________________________________

УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ__________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТ _________________________________________________________________

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

2 часть

Части сочинения

Моя оценка (безотметочная)

Пробный ЕГЭ

ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    .

РЕФЛЕКСИЯ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   .


Приложение №2

Лист наблюдений пробных работ

ФИО

К1 Формулировка проблемы

К2 Комментарий проблемы

К3 Позиция автора

К4 Аргументация

К5 Смысловая цельность,

последовательность

(логика и композиция)

К6 Точность и выразительность

речи

К7 Орфография

К8 Пунктуация

К9 Языковые нормы

(Грамматические ошибки)

К10 Речевые нормы

К11 Этические нормы

К12 Фактологическая точность

Первичный балл

1

1

1

1

3

2

0

3

0

1

0

1

0

13


Приложение №3

ПРОБЛЕМА

1-ый этап - Осмысление.

Задание: посмотреть в словаре определение ПРОБЛЕМА и выписать в тетрадь  ключевые слова. *Составить и записать в тетрадь  свое определение проблемы, как части сочинения

Например: С.И. Ожегов. Позиция – 1. Положение, расположение. 2. Точка зрения, мнение в каком-н. вопросе.

В тетради:  Расположение, точка, мнение. Позиция автора – мнение (одно, точечное) человека на многозначную проблему. Позиция расположена в  где-то тексте.

Вопросы для осмысления (устно):

  • С какими глаголами сочетается слово «проблема»?
  • В чём отличие темы от проблемы?

2-ой этап – Изучение теории.

Задание: Прочитай теорию, кратко запиши в тетрадь основные моменты.

!Алгоритм поиска проблемы зависит от типа текста.

Если пред нами рассуждение, то проблему можно найти по ключевым, повторяющимся словам и глаголам, с которыми они сочетаются:

Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. А это значит - рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. Деревня - наши истоки, наши корни. Деревня  - материнское лоно, где зарождался и складывается наш национальный характер.  Ф.А. Абрамов О хлебе насущном и хлебе духовном.

! В тексте-рассуждении обрати внимание на начало и конец текста. Часто ответ на вопрос кроется именно там: либо в виде вывода, к которому приходит автор, либо в виде тезиса, который он доказывает.

Если текст художественный, то 1) раздели героев на группы по их поступкам. Схематично перечисли, поведение одного героя (или группы), напротив поведение другого (других). 2) Определи, какие чувства ими двигали, какими качествами они наделены. 3) Запиши эти качества в виде отвлеченных ключевых слов, из них сформулируй проблему.

Первый каменный памятник, который я увидел в нашем лесном краю, меня не очень обрадовал. Уж больно неказист и невзрачен. Из серого цемента с мраморной крошкой. Но председатель райисполкома, с которым я ехал в машине, решительно не согласился со мной. — Материал крепкий. На века! •- сказал он уверенно. Настроение у председателя было отличное. — Прошлое надо уважать, — говорил мне председатель. — Вот от этих самых героев ведем родословную. — И при этом не преминул подчеркнуть, что кампания по упорядочению партизанских могил — он так и выразился — в его районе завершена раньше, чем у соседей. Я молчал. Я слушал председателя, смотрел на его оживленное вспотевшее лицо и со страхом думал: неужели и на других могилах увижу то же? Увы, мои опасения оправдались. Мы проезжали одну деревню за другой — большие, средние, маленькие — и везде, решительно везде стояли одинаковые пирамидки из серого цемента с белой крапиной. Низенькие, безликие и унылые. Как верстовые столбы на благоустроенной шоссейной дороге. Наш крутояр, конечно, тоже не был исключением. Его будто обезглавили. Ф.А. Абрамов Могила на крутояре

В текстах-описаниях проблема связана с тем объектом, который описывает автор. Что главное в нем, на что автор хочет обратить наше внимание? Если текст описание, то 1) найди самое яркое. необычное в описании, 2) определи, почему автор обращает наше внимание на это?  Здесь скрыто авторское отношение,(ВНИМАНИЕ Это позиция автора, но еще проблема!) 4) Догадайся на какой вопрос является ответом это предложение, запиши его. Это и есть проблема!

Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует. ... Преображались мужики и парни — чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами, преображались лошади. Эх, ..раздуйте метель-огонь на всю улицу! И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души… Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился — ни одной божницы не помню я в своей деревне без Егория Победоносца. И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё — конь, всё — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти. Ф.А. Абрамов О чем плачут лошади

!! Помни о проблеме в сочинении то, что она:

Всегда связана с человеком, его внутренним миром, качествами или с внешним миром в соприкосновении с человеком. Нельзя сказать: ««проблема войны», должна быть фигура человека: «проблема влияния войны на жизнь человека», «проблема человека на войне». Именно мир человека порождает проблемы, и автор имеет свое видение решения проблемы.

3 – ий  этап – отработка теории.

Задание:  Еще раз перечитай примеры - тексты из теории, сформулируй и запиши в тетради проблемы этих текстов. ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО КЛЮЧУ!


4-ый этап - практика

Задание: проработай тексты, сформулируй и запиши в тетрадь проблемы к текстам:

Ф.А. Абрамов "Во крестьянстве выросла"

По тихой вечерней улице, поскрипывая и покачиваясь, плывёт огромный кузов, с верхом набитый свежим сеном; у кузова ноги в старых, растоптанных опорках - а где человек? Человек объявился лишь тогда, когда кузов вполз в заулок к Заварзиным. Настасья Степановна - ветошная, голубоглазая старушонка. Вся задохлась, запарилась - еле на ногах стоит.

- Чего так убиваешься? В твои ли годы с сеном возиться? Дети-то куда смотрят?

- Звали. И Артём звал, и Олеша звал. Не отталкивают, не отталкивают от себя матерь, грех жаловаться. И деньгами не обижена - посылают.

- Так в чём дело?

- Робить[1] хочу.

- Робить-то и у сыновей можно.

- Нет, не та работа. Бескоровники. А я во крестьянстве выросла, мне первым делом коровушку нать[2]. С коровушкой-то мне и жить весело. Вечером ложишься с думой о ней и утром встаёшь - опять она на уме. А ночью-то проснёшься, тоже первым делом: где у меня Лысонька-то? А у их, у детей, о чём думать? Всё думано-передумано без меня.
Нет, нет, я люблю работать. Мне не в тягость корова.  С коровой-то я только и человек.

Ф.А. Абрамов "На разных языках"

Новый председатель колхоза, приехавший из города, на первом же году обзавёлся усадьбой. Дом построил с размахом - гараж, баня, хлев для животины.
Районные власти расценили это как недопустимое проявление собственнических замашек со стороны руководителя (дескать, какой пример колхозникам подаёшь?) и поставили вопрос о снятии.

Но колхозники отстояли нового председателя. Им как раз бытовая-то основательность да хозяйственность и пришлась по душе.
- А как же, - рассудили они, - раз основательно строится, в землю корнями лезет, значит, не летун, значит, с этим можно связать свою судьбу.


КОММЕНТАРИЙ

1-ый этап - Осмысление.

Задание: посмотреть в словаре определение КОММЕНТАРИЙ  и выписать в тетрадь  ключевые слова. *Составить и записать в тетрадь  свое определение комментария, как части сочинения

Н-р: Ожегов. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.2. О чем-то трудно разрешимом, осуществимом. Вопрос, решить, след, трудно решить.

Проблема – часть текста, которая может быть сформулирована в виде вопроса о трудно решаемой ситуации. Найти её можно по следам в тексте.

Вопросы для осмысления:

  • С какими глаголами сочетается слово «комментарий»?
  • В чём отличие комментария от проблемы?

2-ой этап – Изучение теории.

Задание: Прочитай теорию, кратко запиши в тетрадь основные моменты.

На что надо обратить внимание при составлении комментария:

  1. Жанр (сказка, притча, реальная история, публицистическая статья). Почему автору понадобился именно этот жанр? Или что заставляет автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная книга, просмотренный фильм, поездка, встреча или  другие жизненные наблюдения)?

  1. Композиция (противопоставление, сравнение, кольцевая).

  1. Кого цитирует автор и зачем? (если есть цитаты в авторском тексте). На какие авторитетные мнения ссылается автор?

  1. Подробное описание чего-либо. Зачем автор обращает наше внимание? Какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом?

  1. Полемика автора или чей-то спор на страницах текста. С кем спорит и с кем соглашается автор? На чьей стороне автор?
  2. Повторяющееся и/или яркое средство выразительности
  3. Заголовок, как пояснение проблемы.

ВАЖНО! Вспомни и запиши схемы прямой речи. Подумай, какое лучше использовать цитирование.

3 – ий  этап – отработка теории.

Задание:  Проработай текст, сформулируй и запиши в тетради примерные комментарии (сколько возможно) к тексту.  ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО КЛЮЧУ!

Ф. А. Абрамов "На разных языках" 

Новый председатель колхоза, приехавший из города, на первом же году обзавёлся усадьбой. Дом построил с размахом - гараж, баня, хлев для животины.
Районные власти расценили это как недопустимое проявление собственнических замашек со стороны руководителя (дескать, какой пример колхозникам подаёшь?) и поставили вопрос о снятии.

Но колхозники отстояли нового председателя. Им как раз бытовая-то основательность да хозяйственность и пришлась по душе.
- А как же, - рассудили они, - раз основательно строится, в землю корнями лезет, значит, не летун, значит, с этим можно связать свою судьбу.

4-ый этап - практика

Задание: проработай тексты, сформулируй и запиши в тетрадь комментарии  к текстам:

Ф.А. Абрамов "Родное гнездо"

Степан Григорьевич последним перебрался из С. в большое село - не стало больше сил жить на хуторе: ведь зимой только и ходу из С., что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в самом центре села. Удобно. Всё под рукой, всё рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик нахвалиться не мог новым житьём. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна дорога каждый день - в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах смотрит за реку, на зелёный запустевший бережок, где ещё недавно стоял его родной дом, дымилась старая, ещё отцом битая печь.

Ф.А. Абрамов "В погоне за сувенирами"

Туристы-коллекционеры стали бедствием Севера.

Сперва выманивали у простоватых северян иконы, туески, лукошки, прялки и иные предметы старого быта, а потом начали опустошать кладбища, разламывать дома.
Да, да! На пинежских погостах не увидишь теперь медных иконок и крестиков - с мясом вырваны из столбиков и крестов. А на Мезени, сказывают, туристы даже коньки у домов спиливают.

Но и это не всё. На той же самой Мезени был случай, когда коллекционеры-изуверы хвост у живой лошади отрубили.


ПОЗИЦИЯ АВТОРА

1-ый этап - Осмысление.

Задание: посмотреть в словаре определение ПОЗИЦИЯ  и выписать в тетрадь  ключевые слова. *Составить и записать в тетрадь  свое определение комментария, как части сочинения

Н-р: Ожегов С.И. Комментарий – разъяснительные примечания к какому-либо тексту. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-н. Разъяснить, суждения.

Комментарий к проблеме – пояснение, суждения о проблеме с опорой на текст. Доказательство проблемы.

Вопросы для осмысления:

  • С какими глаголами сочетается слово «позиция»?
  • В чём отличие позиции автора от проблемы?

2-ой этап – Изучение теории.

Задание: Прочитай теорию, кратко запиши в тетрадь основные моменты.

Хотя «Формулировка проблемы» – это первый пункт уже готового эссе, работу лучше начинать с позиции автора. В тексте – это главная мысль. Сформулируй ее четко и кратко – и получишь ответ, от которого гораздо проще будет сформулировать вопрос – проблему.  В позиции обязательно должны быть ключевые слова из текста, они же должны присутствовать и в формулировке проблемы.

         В тексте-рассуждении (публицистика) автор сам выражает свое мнение о проблеме. Обрати внимание на начало и конец текста. Часто ответ на вопрос (проблему) кроется именно там: либо в виде вывода, к которому приходит автор, либо в виде тезиса, который он доказывает:

За эти дни и на пленарных заседаниях, и на заседаниях комиссий уже о многом и о многом говорили, о многом шла речь. Мне хочется поговорить о русской советской литературе, связанной с землей, с деревней, с крестьянством. Поговорить о хлебе насущном и хлебе духовном, о том круге вопросов, которые так волнуют людей и которые, на мой взгляд, не нашли покамест должного освещения в выступлениях делегатов.    Ф.А. Абрамов О хлебе насущном и хлебе духовном.

      

   В текстах-описаниях проблема связана с тем объектом, который описывает автор. Что главное в нем, на что автор хочет обратить наше внимание? Это и будет позиция автора:

Новгородчина. Восточная сторона… Сколько раз за эти дни проходил я через заброшенные, словно вымершие деревни, сколько видел пустых домов с давно остывшими печами! И, кажется, уже начал привыкать и к запустению, и задичанию, но эта деревня меня взволновала: на углах домов я увидел небольшие красные звездочки, вырезанные из жести, в память о погибших на войне. Обычай, ныне довольно распространенный на сельской Руси. Ф.А. Абрамов Бревенчатые мавзолеи

         Текст-повествование связан с каким-то событием, поступком героя. Чтобы понять, в чем заключаются проблема и позиция, нужно найти и проанализировать главное событие текста, ответить на вопрос, какие качества (положительные – отрицательные) персонажей раскрылись в этом событии. Какое явление/нравственное качество человека это явление обнаружило? Кому симпатизирует автор?  Вот об этих качествах и явлениях будет идти речь в и проблеме, и в позиции, как авторской оценке:

Заговорили о неустроенности, о бедах сегодняшнего бытия, о всевозможных недостатках, о болезнях, которые косят людей, — что за жизнь? Что за век?

Кое-кто вздохнул, кое-кто охнул, а кое-кто даже слезу пустил. И только одна старая Наталья Александровна невозмутимо улыбалась.

— После войны я ни разу не плакала. Грех великий плакать, кто пережил блокаду да войну.      Ф.А. Абрамов Зарок блокадницы

! Помогут найти авторскую позицию:

1.Побудительные слова: Пора всем понять: перегрузка школьника всевозможными предметами и недогрузка его родным словом могут обернуться серьезными последствиями. Ну, будут, будут у нас физики, математики, иные специалисты, а человек-то, будет ли человек? Побуждение к действию – мнение автора по решению проблемы.   Ф.А. Абрамов  Слово в ядерный век

2.Слова НАДО, ВАЖНО, ГЛАВНОЕ, НУЖНО, заостряющие наше внимание: Преподавание литературы в школе – это не только часы, учебники, но и учителя, а значит педагогические вузы, которые готовят учителей. И об этом нам, писателям, надо бы говорить всерьез и обстоятельно, ибо преподавание советской литературы в вузах вызывает тревогу. Ф.А. Абрамов  Слово в ядерный век

3.Вводные конструкции: У нас, к сожалению, трудовой честью, человеческим достоинством не дорожат. Ф.А. Абрамов Чем живем-кормимся

4.Оценочные слова: восхищается автор, возмущается и т.д. Каждую весну, каждое лето миллионы бревен сбрасывают в реку. Тащи, волоки к устью, к буксирам. А силы? Какие у реки у силы? Откуда, от кого подмога? От малых речек, от ручьев? Да они сами давно пересохли – все леса на берегах вырублены. Вот и мытарят, вот и мучат все лето бедную. Ф.А. Абрамов Дом

3 – ий  этап – отработка теории.

Задание:  Проработай примеры разных типов текстов из теории, сформулируй и запиши в тетради авторские позиции к ним.  ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО КЛЮЧУ!

4-ый этап - практика

Задание: проработай тексты, сформулируй и запиши в тетрадь комментарии  к текстам:

Ф А. Абрамов Лучшее лекарство.

Антон Егорович, великий труженик, из тех, на ком держался колхоз, заболел. Местный фельдшер и вызванный из райбольницы врач навыписывали старику кучу всяких лекарств. Да еще дочери из города прислали.

- Дедушко,- спросил маленький внучек, с которым обычно Антон Егорович коротал дома дни,- а какое лекарство всех лучше?

- Нету его здесь.

- А где оно?

- В сарае.

- В сарае? Дак давай я сбегаю.

- Не принести тебе, родимый. То лекарство работой называется, и взять его могу только я.

- Ну дак давай обопрись на меня да пойдем в сарай.

Старик попервости в шутку (надоело маяться целыми днями в душной избе) оперся на жиденькое плечико внука, потом кое-как не без его же помощи дополз до сарая, пристроился к начатым незадолго до болезни саням (он всю жизнь делал для колхоза сани), кое-как взял в руки топор и начал постукивать.

И вот, что вы думаете, полегчало старику: вечером в тот день он впервые за две недели поел, а еще через неделю и совсем поправился.

Ф.А. Абрамов Трясогузка

Не сложились у Ивана Васильевича отношения с племянником. И это до слез было обидно. Своих детей у Ивана Васильевича нет, племянник Геннадий - самая близкая родня, а вот нет душевной близости, и все тут. По этой причине Иван Васильевич и в деревню-то стал ездить не каждый год.

А было, было время, когда маленький Генка ни на шаг не отступал от дяди.

Утром дядя просыпается, невестка, мать Генки, ушла на колхозную работу, а он, мальчишечка, в избе жарко, терпеливо сидит и ждет, когда проснется дядя.

И весь день до позднего вечера, как хвостик, неотлучно таскается за ним.

И так было до тех пор, пока Ив. Вас. однажды не расстрелял трясогузку.

Трясогузочка резвилась, перебирая своими палочками, возле крыльца, на песочке вышивала свои узоры. И вот Ив. Васильевич, недолго думая, схватил в коридоре ружьишко и выстрелил.

Генка посерел, а потом вдруг закрыл ручонками глазки и с плачем, с рыданьем побежал на задворки.

Неужели вот эта трясогузочка встала между Ив. Вас. и племянником?

С тех пор, что ни делал Иван Васильевич, чтобы вернуть былую любовь племянника, но все напрасно...


Приложение №4

Ключи к первому этапу – осмысление (работа со словом)

Комментарий – разъяснительные примечания к какому-либо тексту. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-н. Разъяснить, суждения.

Комментарий к проблеме – пояснение, суждения о проблеме с опорой на текст. Доказательство проблемы.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.2. О чем-то трудно разрешимом, осуществимом. Вопрос, решить, след, трудно решить.

Проблема – часть текста, которая может быть сформулирована в виде вопроса о трудно решаемой ситуации. Найти её можно по следам в тексте.

 Позиция – 1. Положение, расположение. 2. Точка зрения, мнение в каком-н. вопросе.  Расположение, точка, мнение.

Позиция автора – мнение (одно, точечное) человека на многозначную проблему. Позиция расположена в  где-то тексте.


КЛЮЧИ к Заданию 3 -  ПРОБЛЕМА

Деревня

 проблема разрушения (утраты, исчезновения) деревень.

Могила на крутояре

Проблема формального (равнодушного) подхода к делу.

 

О чем плачут лошади

Какое значение имел конь в жизни русского человека?

КЛЮЧ к Заданию 3  -  КОММЕНТАРИЙ

Жанр

Короткий рассказ на основе жизненных наблюдений – в жизни множество случаев, являющихся примерами расхождений взглядов, как случай, который описывает автор

Композиция

Композиция – противопоставление. На примере построения композиции четко видим противопоставление двух взгядов. Автор усиливает противопоставление частей союзом НО.

Кого цитирует автор и зачем

-

Подробное описание чего-либо. Зачем автор обращает наше внимание?

Автор подробно перечисляет, что построил новый председатель, словно обращая наше внимание, что они хозяйственные, нужные для дела, а не «собственнические замашки»

Полемика автора или чей-то спор на страницах текста

По двум глаголам можно понять на чьей стороне автор, «власти расценили», колхозники «рассудили»

Повторяющееся и/или яркое средство выразительности

метафора «в землю корнями лезет»  усиливает расхождение во мнениях людей

Заголовок, как пояснение проблемы.

Заголовок «На разных языках»  подчеркивает разногласие и непонимание людей

КЛЮЧ к Заданию 3  -  ПОЗИЦИЯ АВТОРА

За эти дни и на пленарных заседаниях…

Автор считает, что недостаточно внимания уделяется такому направлению литературе, как деревенская проза (Проблема - Что должна отражать литература, какие проблемы раскрывать?)

Новгородчина. Восточная сторона

Тяжело видеть умирающие деревни. Еще тяжелее и волнительнее, по мнению автора, видеть,  как вместе с ними уходит память о людях, истории (проблема сохранения исторической памяти)

Заговорили о неустроенности,…

Автор заставляет нас задуматься: так ли тяжело наше горе, наши беды. Есть рядом люди, которые перенесли бОльшую беду


[1] Робить – работать, трудиться

[2] Нать – надо, нужна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»...