рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Максименко Е.А.

рабочая программа по русскому языку 11 класс по учебнику Власенкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

        Данная  рабочая  программа  курса  русского  языка  в  11  классе   составлена  на  основе программы  и учебника «Русский язык. 10-11 классы», авторами которых  являются А.И.Власенков и Л.М. Рыбченкова, с  учётом  федерального  компонента  государственного  образовательного стандарта, утвержденного  Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

примерной  программы, созданной  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисного  учебного  плана  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного  приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

требований  к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

         Основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:

- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

- дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Методические  особенности  курса.

         Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 11 классе; во втором - определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этом классе произведений художественной литературы.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь.

Концептуальное  обоснование курса.

         Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 11 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

       Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

      Лингвистическая  (языковедческая) компетенция:

 – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

- овладение основными нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике  и ученых-русистах;

-  умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

       Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     Курс русского языка для 11 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

      Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации  деятельностного  подхода  к изучению русского языка в школе.

    Методы и  формы  работы  определяются  указанными  выше  задачами  курса  и  его  содержанием.  Возрастает  роль  разнообразных  видов  самостоятельной  работы:

- составление  плана,  тезисов,  конспекта;

-  подготовка  реферата,  доклада;

-  написание  аннотации,  рецензий,  самостоятельный  анализ  текста,  творческие  работы  в  жанре  эссе, очерка,  рассказа.

       На изучение русского языка в 11 классе по  программе  выделяется 34 часа. Но, в связи с ЕГЭ по русскому языку, в  рабочую  программу  внесены  изменения: добавлен 1 час в неделю, что составляет 68 часов (2 часа в неделю), а также расширены  некоторые  темы  в  сравнении  с  обязательным  минимумом:

Обязательный  минимум

Программа,  учебник

  1. Синтаксис и пунктуация. Принципы и функции русской пунктуации.
  2. Публицистический стиль речи. Особенности и жанры публицистического стиля.
  3. Художественный стиль речи. Общая характеристика.
  4. Общие сведения о языке.

Анализ синтаксических структур текстов публицистического и художественного стиля.

Эссе как жанр публицистического стиля.

Анализ языковых особенностей изучаемого произведения.

Ученые – русисты.

  Данная  программа  предполагает,  помимо  изучения  новых  тем,  повторение,  которое  выводит  учащихся  на  рамки  ЕГЭ,  а  также  включает  материал,  отражающий  региональный  компонент.

 Требования   к  уровню  подготовки учащихся 11 класса

Учащиеся  должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,  культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной,  учебно-научной, официально-деловой  сферах  общения.

Учащиеся  должны  уметь:

-        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных  коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-        использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

-        использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Учащиеся  должны владеть:

-коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-        совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-        самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Календарно-тематический план

№П/П

Дата          

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Тип урока

По плану

По факту

Общие сведения о языке

 

1

Литературный язык и язык художественной литературы

1

Комплексное применение знаний

Урок развития речи

Функциональные стили речи

5ч+2ч

2

Научный стиль, сферы его использования, назначение

1

Формирование целостной системы знаний

3

Основные признаки научного стиля

1

Обобщение и систематизация  знаний

4

Разновидности научного стиля. Особенности научно-популярного подстиля речи.

1

Формирование целостной системы знаний

5

Семинарское занятие «Основные жанры научного стиля. Виды лингвистических словарей»

1

Комплексное применение знаний

6

Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме

1

Комплексное применение знаний

7- 8

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту «Русская осень»

2

Урок контроля и оценки знаний

Официально-деловой стиль

5

9

Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение, основные признаки

1

 Обобщение и систематизация знаний

10

 Семинарское занятие «Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа».

1

Обобщение знаний

11

Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.  

1

Комплексное применение знаний

12

Контрольная  работа. Комплексный анализ текста («Вещи и книги», «Экология культуры»)

1

Урок контроля и оценки знаний

13

Анализ контрольной работы

1

Комплексное применение знаний

Публицистический стиль

8+2ч

14

Публицистический стиль, сфера его использования, назначения. Признаки публицистического стиля

1

Формирование целостной системы знаний

15

Основные жанры публицистического стиля. Путевой очерк

1

Обобщение знаний

16

Портретный очерк

1

Обобщение знаний

17

Проблемный очерк

1

Обобщение знаний

18-19

Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту проблемного характера о подлинной красоте

2

Урок проверки и оценки системы знаний

20

Публичное выступление

Овладение культурой публичной речи.

Анализ сочинений

1

Обобщение и систематизация знаний

21

  Трудные вопросы орфографии и пунктуации

1

Обобщение и систематизация знаний

22

Проверочное тестирование (по материалам КИМов ЕГЭ)

1

 Урок оценки знаний

23

 Семинарское занятие «Публицистический стиль»

Анализ контрольной работы

1

Комплексное применение знаний

Язык художественной литературы

5+2ч

24

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка

1

Обобщение знаний

25

Основные признаки художественной речи

1

Формирование целостной системы знаний

26

Использование изобразительно-выразительных средств  в художественной речи

1

Урок развития речи

27

Использование разных стилей речи в художественных произведениях

1

Комплексное применение знаний

28

Семинарское занятие «Язык художественной литературы»

1

Формирование целостной системы знаний

29-30

Контрольное сочинение-рассуждение по прочитанному тексту «Секрет образованности»

2

Урок проверки и оценки знаний

Повторение изученного

4+2ч

31

Культура письменного общения. Анализ сочинения

1

Комплексное применение знаний

32

Комплексный анализ текста

1

Комплексное применение знаний

33

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров

1

Систематизация знаний

34

Тип текста рассуждение

1

Систематизация знаний

35 -

36

  Сочинение – рассуждение проблемного характера.

 «Если это любовь» 

2

Развитие речи

 

Разделы русской орфографии и основные принципы написания слов

10ч

37

Анализ сочинения.

Правописание корней разных частей речи

1

Комплексное применение знаний

38

Правописание приставок разных частей речи

1

Систематизация знаний

39

Правописание   суффиксов разных частей речи

1

Обобщение знаний

40

Правописание окончаний разных частей речи

1

Обобщение знаний

41

Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов, приставок, окончаний »

1

Урок проверки знаний

42

Слитное, раздельное, дефисное написание

слов

1

Систематизация знаний

43

Трудные случаи написания н и нн в разных частях речи

1

Систематизация знаний

44

 Проверочная работа по теме «Орфография»

1

Урок проверки знаний

45

 Трудные случаи написания не и ни с разными частями речи

Подготовка к контрольной работе

1

Обобщение и систематизация знаний

46

Контрольная работа

Пробный ЕГЭ

 

1

 Урок проверки и оценки знаний

Синтаксис и пунктуация

13+2

47

Простое осложненное предложение

1

Комплексное применение знаний

48

Односоставные и двусоставные предложения

1

Систематизация знаний

49

 Однородные и неоднородные определения

1

Формирование целостной системы знаний

50

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Комплексное применение знаний

51

Проверочная работа по теме

«Синтаксис и пунктуация»

1

Урок проверки знаний

52

Синтаксическая синонимия Обособленные члены предложения

1

Формирование целостной системы знаний

53

Сочинение-рассуждение на тему национальной толерантности «Я – старый человек…»

1

Урок проверки и оценки знаний

54

 Сочинение-рассуждение на тему человеческой сущности «Тридцать зерен»

1

Урок проверки и оценки знаний

55

Пунктуация как система правил правописания

Анализ сочинений

1

Обобщение и систематизация знаний

56

Одиночные и парные знаки препинания

1

Комплексное применение знаний

57

Вариативность постановки знаков препинания

Подготовка к контрольной работе

1

Обобщение знаний

58-60

Контрольная работа . Пробный ЕГЭ

3

Урок проверки и оценки знаний

Повторение

8

61

Орфоэпические нормы

1

Обобщение знаний

62

Фонетический анализ слова

1

Комплексное применение знаний

63

Лексические нормы

1

Обобщение знаний

64

Морфологические нормы

1

Обобщение знаний

65

Проверочная работа по теме «Повторение»

1

Урок проверки знаний

66

Словообразовательный анализ слов

1

Комплексное применение знаний

67

Контрольное

 тестирование по теме «Повторение» 

1

Урок проверки и оценки знаний

68

 

 Анализ  контрольной работы. Комплексный анализ текста Итоговый урок.  

 

1

Обобщение знаний

Содержание программного материала

Общие сведения о языке 1 ч

Литературный язык и язык художественной литературы

Функциональные стили речи 5ч+2ч

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля

Разновидности научного стиля. Особенности научно - популярного подстиля речи.

Основные жанры научного стиля. Виды лингвистических словарей

Официально-деловой стиль  5ч

Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение, основные признаки

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа

Публицистический стиль 8+2ч

Признаки публицистического стиля. Жанры. Путевой очерк

Портретный очерк

Проблемный очерк

Публичное выступление

Овладение культурой публичной речи. Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Анализ тестов

Язык художественной литературы 5+2ч

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка

Основные признаки художественной речи

Использование изобразительно-выразительных средств в художественной речи

Использование разных стилей в художественных произведений.  Подготовка к семинару

Культура письменного общения.

Культура работы с текстами разных типов, стилей, жанров

Тип текста рассуждения

Повторение изученного – 6ч.

Разделы русской орфографии и основные принципы написания слов 10ч

Правописание корней разных частей речи

Правописание приставок разных частей речи

Правописание суффиксов разных частей речи

Правописание окончаний разных частей речи

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Трудные случаи написания Н и НН в разных частях речи

Трудные случаи написания НЕ и НИ с разными частями речи

Односоставные и двусоставные предложения

Синтаксис и пунктуация 13+2ч

Осложненное предложение

Односоставные и двусоставные предложения

Однородные и неоднородные определения

Тире между подлежащим и сказуемым

Синтаксическая синонимия. Обособленные члены предложения

Пунктуация как система правил правописания

Одиночные и парные знаки препинания

Вариативность постановки знаков препинания

Повторение  8ч

Орфоэпические нормы

Фонетический анализ слова

Лексические нормы

Морфологические нормы

Словообразовательный анализ слов

Комплексный анализ текста.

Формы и средства контроля и критерии оценивания.

             Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

      учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

      учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

      учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

      Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

      Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.

      Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).

      При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.

      При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).

      Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».

      Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:

      найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;

      назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;

      определите разряд (группу) по значению;

      выявите синтаксическую (или смысловую) роль;

      как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);

      каковы особенности правописания.

      Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).

      Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).

Лексико-фразеологический разбор

      Дайте толкование выделенных слов.

      Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?

      Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.

      Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

      Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.

      Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?

      Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Речеведческий разбор текста

      Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

      Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

      Выделите микротемы, составьте план.

      Укажите средства связи между частями текста.

      Определите тип речи, стиль и жанр.

      Укажите используемые стилистические средства.

      Назовите особенности построения текста (его композиции).

      Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.

      Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.

      При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.

      План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

   Оценка выполнения дополнительных заданий:                                                                             Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик выполнил менее половины заданий или не выполнил ни одного задания.

   Оценка сочинений и изложений (традиционных)

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними,  не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом                    (сочинения по тексту)

Критерии оценивания

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

Учащийся  (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Учащийся не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная учащимся проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная учащимся проблема исходного текста прокомментирована,

но без опоры на исходный текст,

или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная учащимся проблема не прокомментирована,

или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или прокомментирована другая, не сформулированная учащимся проблема,

или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент текста.

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

Учащийся верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста учащимся сформулирована неверно,

или позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

К4

Аргументация учащимся собственного мнения по проблеме

Учащийся выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

3

Учащийся выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или привел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2

Учащийся выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.

1

Учащийся выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументов,

или мнение учащегося заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или мнение учащегося вообще не отражено в работе

0

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связанностью и последовательностью изложения

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки ,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

К6

Точность и выразительность речи

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

Работа характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа учащегося характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа учащегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

Высший балл по критерию К6 только в том случае, если высший балл по критерию К10

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

Допущено не более 2-х ошибок

2

Допущено 3-4 ошибки

1

Допущено более 4 ошибки

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

Допущено 1-3 ошибки

2

Допущено 4-5 ошибок

1

Допущено более 5 ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущено 1-2 ошибки

1

Допущено более 2-х ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм

Допущено не более 1 речевой ошибки

2

Допущено 2-3 ошибки

1

Допущено более 3-х ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12)

23

        При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объем сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объемом 150-300 слов.

        Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулем баллов, задание считается невыполненным.

        При оценке сочинения объемом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырех видов (К7-К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

        К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

        К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

        1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

        К7 – допущено не более 2 ошибок;

        К8 – допущено 1-3 ошибки;

        К9 – грамматических ошибок нет;

        К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

        Высший балл по критериям К7-К12 за работу объемом от 70 до 150 слов не ставится.        

        Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст  без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулем баллов.        

        Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит учащемуся. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), оценивается нулем баллов.

            Сочинения по тексту в 10 классе носят обучающий характер, поэтому оценки выставляются по усмотрению учителя.

Перевод баллов:

Оценка «5» -   23- 21 баллов                                                                                                                          Оценка «4»  -  20-16 баллов                                                                                                                           Оценка «3»  -  15-12 баллов                                                                                                                       Оценка «2»  -   11- 0 баллов                                                                                                              Оценка работ по тестам:                                                                                                                                   «5»  -  90-100% правильных ответов                                                                                                                           «4» - 70-89%  правильных ответов                                                                                                                              «3» - 51-69% правильных ответов                                                                                                                           «2» - 50% и менее

Оценка выполнения лабораторных работ:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой  выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик выполнил менее половины заданий или не выполнил ни одного задания.

Литература

1.Власенков А. И. Русский язык. Учебник для 10-11 кл. для общеобразовательных  учреждений / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2018.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2008.

3.Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2010.

4. Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2012.Русский язык.: учебно - методическое пособие/.-Ростов: Легион,2011.

5. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: 2011 Учебное пособие. –Ростов-на – Дону: Легион. (Серия  «Готовимся к ЕГЭ»)

Рекомендуемая литература

1. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского языка. М.: Просвещение, 2009

2. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 2009

3.Дейкина А.Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов \А.Д.Дейкина. Т.М.Пахнова.-М. Вербум-М, 2008.

4. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания. Пособие для старшеклассников. М: Дрофа,

5. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2010

6. Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф, 2010

7. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов М.: Дрофа 2009

Контрольно-измерительные  материалы.

                          (контрольные работы по темам и итоговая контрольная работа).

  1. Вводный.

Письменный контрольный срез:

 Задание: списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания.

  Хлестаков (по) тому3 обм..нул Городничего что (н..) собирался его обманывать. (По) тому вел себя хитрее что был простодушнее. (По) тому взял верх над многоопытным и в св..ем роде (н..) глупым Городничим что был (н..) сравнено глупее мельче.

При поверхнос..ном н..блюдени. 2 кажет..ся что в к..медии Городничий и его кампания сост..зают..ся с Хлестаковым в хитр..сти коварстве ловк..сти. Сост..за- ют..ся по всем правилам кто кого возьмет1 кто кого одурач..т. А на самом (то) деле (н„«) какого состязания нет так как одна из ст..рон Хлестаков просто уклоняется от бор..бы (н..) пон..мая (н..) целей (н..) намерений своих пр..тивников. Но тем самым Хлестаков предост..в- ляет им полную Возможность сражат..ся с призраком который они в св.,ем в..ображени., построили. И (н..) тол..ко сражат..ся но даже пот..рпеть от него пор..жение.

  1. Контрольная работа по теме: «Функциональные стили речи».

Комплексный анализ текста научного или публицистического.

Вариант I.

Можно ис...ледовать химический состав технологию производства р...цепты тайны мастерства и все точно узнать почему фарфоровая чашка звенит красиво и ярко а просто глин...(н,нн)ая издает глухой звук.4

Но мы (ни)когда (не)узнаем почему одни фразы стихотворные строки строфы бывают звонкими а другие глухими.

Дело (во)все не в глухих согласных шипящих закрытых и открытых звуках. Каждое слово без исключения может звенеть будучи поставле(н,нн)ым на свое место. Слова одни и те(же) но в одном случае из них получается ф... рфор бронза медь а в другом случае сырая клеклая глина.

Один поет а другой хрипит. Один чеканит другой мямлит. Одна строка как(бы) светится3 (из)нутри другая тускла и даже грязна. Одна похожа на др... гоце(н, нный камень1 другая на к..,мок замазки.

 Вопросы и задания:

1.  Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2.  Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

3.  Выразительно прочитайте текст. Определите его тип, докажите свое мнение.

4.  Текст построен на антитезе. Какие языковые средства (лексические, синтаксические) «работают» на этот прием?

5.  Найдите в тексте профессиональную лексику. Для чего автор использует ее?

6.  Объясните значение слова клеклая. В случае затруднений пользуйтесь словарем. Каким? К какой группе лексики относится это слово?

7.  Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв. Объясните.

8.  Укажите неполные предложения. Какой член предложения в них пропущен?

9.  Начертите схему первого предложения. Расскажите о видах связи в нем.

10. Выполните указанные виды разборов.

Под  «1»  – слово для фонетического разбора.

Под  «2» - слово для разбора по составу (словообразовательный).

Под  «3»  – слово для морфологического разбора.

Под  «4» -   синтаксический разбор предложения.

Вариант II.

В Мещёрском крае нет (ни)каких особе(н,нн)ых красот й богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха. И тем не менее этот край (не) хоже(н,нн)ыхтроп и (не)пуга(н,нн)ых птиц и зв...рей обладает большой пр...тягательной силой4. Он так (же) скромен как к... ртины Левитана но в нем как и в этих к...ртинах заключае(т,ть)ся вся прелесть и все (не)заметное разнообразие русской пр...роды.

Что можно увид...ть в Мещёрском крае? Цв...тущие (н...)когда (не)коше(н,нн)ые3луга сосновые боры лесные озера высокие ст...га пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в ст...гах ост...ется теплым (в)течени... всей зимы. Мне пр...ходилось ноч...вать в ст...гах в октябре когда иней покрывает траву на ра...вете и я выр...вал в сен... глубокую нору. Залезеш... в нее сразу согреет...ся и спит... в продолжени... всей ночи, буд(то) в натопле(н,нн)ой2комн...те.

Вопросы и задания:

1.  Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2.  Расставьте недостающие знаки препинания.

3.  Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4.  Определите стиль и тип текста. Определите стилистическую роль однородных членов, вопросительного предложения.

5.  Сформулируйте в одном-двух предложениях основную мысль текста.

6.  Объясните написание -не- и -ни- со словами текста. Расскажите о правописании -не- и -ни- с местоимениями и наречиями.

7.  Объясните написание -н- и -нн- в словах текста.

8.  Выполните указанные виды разборов.

Под  «1»  – слово для фонетического разбора.

Под  «2» - слово для разбора по составу (словообразовательный).

Под  «3»  – слово для морфологического разбора.

Под  «4» -   синтаксический разбор предложения.

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме:  « Синтаксис и пунктуация».

На закате солнца, высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны с улиц, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. Воланд, одетый в черную свою сутану, сидел на складном табурете. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая  к черным туфлям на ногах сатаны.  Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд, не отрываясь, смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом, лачуг. Азазелло, расставшись со своим современным нарядом, то есть с пиджаком, котелком, лакированными туфлями, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же, как и он, не спуская глаз с города.

Они глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное,  ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату. Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный и выпачканный в глине мрачный человек в хитоне.

Задание:

  1. В последнем абзаце текста определите вид придаточных предложений в СПП;
  1. Объясните лексическое значение слов сутана, терраса, балюстрада.
  2. Произведите фонетический разбор слов подползая, необъятное, повелителя.
  3. Произведите морфологический разбор слов оборванный, двое.

Контрольная работа по теме: «Язык художественной литературы».

Анализ фрагмента художественного текста.

Вариант I.

 Уже было начало июля когда князь Андрей возвращаясь3 домой в...ехал1 опять в ту березовую рощу в которой этот старый к...рявый дуб так стра(н,нн)о и пам...тно пор...зил его. Бубен(?)чики еще глуше зв...нели в лесу чем месяц тому назад все было полно тенисто и густо. И молодые ели рас...ыпа(н,нн)ые  по лесу (не)нарушали общей красоты и поддел...ваясь под общий характер нежно зеленели нежн...ми молодыми побегами.

Целый день был жаркий где (то) собиралась гр...за но только (не)болыная туч(?)ка брызнула на пыль дороги и на соч(?)ные листая. Левая ст...рона леса была темная правая мокрая и глянцевитая бл...стела на со...нце чуть колыхаясь от ветра. Все было в цв.. ту соловьи трещали и перекат... вались то близко то д...леко.

Примерный план комплексного анализа текста.

1.  Определите тему текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать:

а)        начало текста;

б)        ключевые слова, ключевые предложения и др.

2.  Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а)        указать синтаксические особенности текста:

•        количество предложений;

•        преобладающие типы предложений;

•        способ связи предложений (цепной или параллельный);

б)  отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности)

•    порядок слов (чередование Данное и Новое и др.);

•        ударение (расставить);

•        лексический повтор;

•        местоимения;

•        союзы и др.

3.  Определить стиль текста:

а)        отметить влияние Разговорного Стиля (где? с кем? с какой целью?) на стиль текста;

б)        разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

в)        отметить стилистические средства:

•        фонетические;

•        лексические;

•        словообразовательные (морфемные)\

•        морфологические;

•        синтаксические.

  1.  Орфографический и пунктуационный комментарий.
  2. Произведите указанные виды разбора:

Под  «1»  – слово для фонетического разбора.

Под  «2» - слово для разбора по составу (словообразовательный).

Под  «3»  – слово для морфологического разбора.

Под  «4» -   синтаксический разбор предложения.

Вариант II.

Арктур слепой пес слыш...л тон(?)чайшие звуки каких мы (ни)когда (не)услышим. Он просыпался по ночам раскрывал гл...за подн...мал уши и слуш...л. Он слыш...л все ш...рохи за многие версты (во)круг. Он слыш...л пение ком...ров и зудение в осином гн...зде на чердаке. Он слыш...л как шуршит в саду мыш... и тихо ход...т кот по крыш... е...рая.

И дом для него (не)был молчаливым и (не)жилым как для нас. Дом то(же) жил он скрипел шуршал потрескивал вздраг..,вал чуть заметно от холода. По вод...сточной трубе ст...кала р...са и скапливаясь (в)низу падала на плоский камень ре...кими каплями.4 (С)низу доносился2 (не)внятный плеск воды в реке. И совсем далеко в деревн... слабо кр...чали петухи по дворам.

Это была жизнь1 вовсе (не)ведомая и (не)слышная но зн...комая и понятная ему.

Примерный план комплексного анализа текста.

1.  Определите тему текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать:

а)        начало текста;

б)        ключевые слова, ключевые предложения и др.

2.  Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а)        указать синтаксические особенности текста:

•        количество предложений;

•        преобладающие типы предложений;

•        способ связи предложений (цепной или параллельный);

б)  отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности)

•    порядок слов ( чередование Данное и Новое и др.);

•        ударение (расставить);

•        лексический повтор;

•        местоимения;

•        союзы и др.

3.  Определить стиль текста:

а)        отметить влияние Разговорного Стиля (где? с кем? с какой целью?) на стиля текста;

б)        разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

в)        отметить стилистические средства:

•        фонетические;

•        лексические;

•        словообразовательные (морфемные)\

•        морфологические;

•        синтаксические.

  1.  Орфографический и пунктуационный комментарий.
  2. Произведите указанные виды разбора:

Под  «1»  – слово для фонетического разбора.

Под  «2» - слово для разбора по составу (словообразовательный).

Под  «3»  – слово для морфологического разбора.

Под  «4» -   синтаксический разбор предложения.

Анализ текста   лирического произведения.

Вариант I.

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты —

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многострунна,

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

 Как майской ночи дуновенье...

                               (А. Толстой.)

Вариант II.

В ДОРОГЕ

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

                                       (И. Тургенев.)

Примерный план анализа лирического произведения.

1.  Выразительное чтение текста (сопровождаемое анализом его подтекста, эмоционального содержания).

2.  Характеристика лирического героя, его внутреннего мира: мыслей, чувств, переживаний.

3.  Использование в тексте изобразительно-выразительных средств языка — лексических, грамматических, тропов и стилистических    фигур. Их роль в создании образа.

4.  Особенности построения (композиции) текста.

5.  Ритмическая организация стихотворения, стихотворный размер, интонация. Смысловые и ритмические паузы, логические и  фразовые ударения, диктуемый содержанием стихотворения и стихотворным размером темп.

6.  Рифма. Звуковая инструментовка (звукопись).

7.  Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического текста

V.    Итоговая контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ.

        Демоверсия 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....