конспект урока по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

тема урока "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilagatelnoe.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока русского языка в 6 классе

Имя прилагательное как часть речи

Цели урока:

1.образовательная: повторить изученное об имени прилагательном как части речи, формировать представление об имени прилагательном;

2.развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;

3. воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, использовать прилагательные в устной и письменной речи.

Ход урока.

1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа).

2. Мобилизирующий этап.

Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим , немного взбодримся!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!     (Это имя прилагательное!)

3. Актуализация знаний и умений учащихся. Блиц-опрос по материалу предыдущих уроков:

Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?  МОРФОЛОГИЮ.  

  Что изучает морфология? (Слова как части речи).

-Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное).Итак, чтобы узнать предмет, точно его охарактеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)

4. Формулирование темы и цели урока- Значит какая тема нашего урока? ( Имя прилагательное)

- А что вы уже знаете об имени прилагательном?

- С чего нам нужно начать изучение данной темы?

(1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль)

- Это и будут этапы нашего урока.

- А какую тему мы запишем в тетради?      Имя прилагательное

5.Минутка чистописания—прилагательное

1.В саду пел последний соловей предрассветную песню. Под окном у меня растет

старая береза. Осенью она красива и величественна.     (разбор по членам предложения)

К словам какой части речи прилагается прилагательное? - Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

-На какие вопросы отвечает прилагательное? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?

 Прилагательные согласуются с существительными в роде,числе,падеже.

Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».

6. «Составление кластера» Применение правила на практике. 

1. Составление кластера. 

Я начинаю фразу, а вы продолжаете

Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является….

Описание: http://festival.1september.ru/articles/577261/img1.gif

Вывод: Прилагательные  описывают, характеризуют предмет, значит, делают нашу речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче. Прилагательные уточняют значение существительного, т.е. позволяют точно определить предмет, о котором идет речь.

7. Отгадайте загадки. Отгадайте, о чем речь в тексте Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

1.Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом поведет, 

Там заметку кладет.

2.Сам алый,

Сахарный.

Кафтан зеленый,

Бархатный.

3.Земля беленькая,

А птички на ней

Черненькие.

(Ответы: карандаш,  арбуз, книга.)

8. Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные?

(чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

Не случайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

9.Задание. Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным:

1 ряд – трава     2 ряд – горы    3 ряд – снег      4 ряд – море

10. Попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

- Что такое синквейн помните?  (пятистрочная стихотворная форма)

Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово Часть речи

Вторая строка – характеристика темы  (двумя прилагательными)

Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)

Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)

Пятая строка – синоним из одного слова, которое повторяет суть темы

Например:  синквейн

1.Часть речи
2.Краткие и полные
3.Дополняют, украшают, уточняют
4.Без них очень скучно!
Прилагательные 

11. Проверь себя

Лес, точно терем расписн.., Лилов.., золот..,багрян.., Весел.., пёстр.. стеной Стоит над светл.. поляной. (И. Бунин) 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

12.Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского?

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе)

- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).

- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?

Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.

Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? (чтобы указать отличительные признаки лося)

- Сформулируйте задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)

  • По цвету: тёмно-бурый, белые
  • Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные
  • Размеру, росту: длинная, огромная, высокие
  • Весу: тяжёлый, грузный
  • Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.

- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

Одни и те же прилагательные могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения.

Упражнение 2

- Сформулируйте задание к упражнению. (нужно вставить прилагательные, которые согласуются со всеми существительными)

- конура

Собачий - хвост

- холод;

- кольцо

? - перстень

- характер;

 

? - шуба

- услуга;

? - нервы

- прутья

  • Собачья конура, собачий хвост, собачий холод;
  • Золотое кольцо, золотой перстень, золотой характер;
  • Медвежья шуба, медвежья услуга
  • Стальные нервы, стальные прутья.

- Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую?

- Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)

- Назовите фразеологизмы. (медвежья услуга, собачий холод)

- Какое значение имеет фразеологизм медвежья услуга? (услуга, приносящая вред)

- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)

- Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними.

Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее)

По частотности употребления прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. Но то, что выражается двумя важными частями речи, нуждается в дополнительной информации. Для этого и нужны прилагательные, которые распространяют предложение. В этом вы убедитесь, выполнив следующее задание.

Упражнение 3

Прочитайте текст.

Наступил вечер. Синь играет в зареве заката. Дымкой сгущаются по г…ризонту сумерки. Закат торжественен, строг и пока еще горяч. И грус…но думать в этот миг, что скоро не станет этого чуда.

(зимний, фиолетовый, поднебесная, звонкий, б…гряный, думать, хорошо, хрупкого)

А) Определите тему текста (закат). Какова основная мысль? (последнее предложение)

Б) Добавьте прилагательные в текст и прочитайте его

- Какой текст понравился больше и почему? (первое описание заката бледное, скучное, невыразительное)

Многообразие оттенков цвета (багряный закат, фиолетовая дымка) помогают зримо представить картину заката, нарисованную автором.

Какие прилагательные помогают передать авторское отношение к изображаемому? (Закат торжественен, строг, незабываемое чудо)

- Какой бы была наша речь без прилагательных?

13. Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

  • Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж).
  • Как определить их определить? (по существительному)
  • Выпишите из текста 2 словосочетания, укажите род, число и падеж.

зимний вечер (м.р., ед.ч., И.п.)

  • Каким членом предложения являются прилагательные? (определение, сказуемое)

В 4 предложении сказуемое выражено кратким прилагательным

Упражнение 4

Я предложу сценку из школьной жизни.

Вова Синичкин не слушал учительницу, которая объясняла тему имя прилагательное. И когда Полина Ивановна попросила вставить вместо пропущенных слов имена прилагательные с надеждой посмотрел на соседа Ваську. Васька написал прилагательные на листке и бросил Синичкину. Вот что у него получилось:

Слайд

Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У пасмурного Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.

Почему вы заулыбались?

Вова прочитал, подумал и исправил!

Три друга пошли в весёлый лес за вылупленными грибами. У находущего Миши была продуктовая корзинка, а у смешливого Коли и костлявого Вани грибниковые лукошки. Они собирали хитрые грибы и перекликались звенящими  голосами. Вдруг лесное небо закрылось  и пошёл недружный  дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под лапковым деревом.

- Сравните 2 текста. Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст,)

14.Итог урока.

И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

15. Какое настроение у вас останется после нашего сегодняшнего урока?

На уроке я работал …Своей работой на уроке я … Урок для меня показался … За урок я … Материал урока мне был … Из одноклассников на уроке хорошо работали …- А я бы хотела тоже отметить работу некоторых ребят…

16. Д/з:

1. Упр.322 по заданию.

2. Вспомнить и записать 4-5 пословиц с именами прилагательными. Определить их синтаксическую функцию в предложении.

На этом наш урок подошел к концу. Я думаю, что на уроке вам не было скучно, вы все вспомнили, что такое имя прилагательное и готовы к новым открытиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...