Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Рабочаяя программа разработана согласно ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8_klass.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Оерская средняя общеобразовательная школа» - «Тохойская основная общеобразовательная  школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

«1» сентября 2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

«1» сентября 2018 г.

                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                      Директор школы

                                        /Бадмаев Ю.Р./

                                    «1» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

         по____РУССКОМУ ЯЗЫКУ,   8 КЛАСС__________________

(предмет, класс)

102

(количество часов в год, в неделю)

АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год

с. Тохой

                                                          2018 г                                        

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе:

-Федерального Закона «Об образовании в Р.Ф.»;

- Федерального  образовательного стандарта основного  общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:

- примерной образовательной программы основного общего образования и авторской программы Ладыженской;

- учебного плана МБОУ «Оёрская СОШ» - филиала «Тохойская ООШ»;

- Федерального перечня учебников ,

- Положения о рабочей программе ОУ.

Цели и задачи учебного предмета.

  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
  • Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
  • Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.
  • Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика предмета

  В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

2.Планируемые результаты образования

  Результатом освоения программы являются предметные знания и умения, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде:

Предметные знания:

1.Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  1. Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  2. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  3. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
  4. Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  5. Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  6. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка;
  7. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  8. Осознание эстетической функции родного языка.

Предметные умения:

  1. Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  2. Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
  3. Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;
  4. Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  5. Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
  6. Уметь использовать выразительные средства языка;
  7. Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные:
  • владение всеми видами речевой деятельности
  • понимание информации, владение разными видами чтения;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
  • соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • способность извлекать информацию из различных источников;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
  • Коммуникативные:
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
  • способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
  • Регулятивные:
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • принимать решение в проблемной ситуации.

Личностные УУД:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Русский язык как развивающееся явление 1ч.

Русский язык в современном мире.

2. Повторение изученного в 5-7 классах

7ч. (5ч. + 1 ч. Р/р. + 1 ч. К/р.)

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Развитие речи (далее Р/р.) Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

Контрольная работа (далее К/р.) Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием "Повторение изученного в 5 - 7 классах".

3.Тексты и стили 5ч. (5ч. Р/р.)

Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

Р/р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

4. Морфология и орфография. Культура речи 117ч.

Самостоятельные части речи 74ч.

1) Причастие 32ч. (25ч. + 5ч. Р/р. + 2ч. К/р.)

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Р/р. Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении.

Сочинение – описание внешности человека. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Р/р. Изложение от 3-го лица.

Р/р. Выборочное изложение. «Художественное описание портрета литературного героя» (отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»).

Р/р. Выступление в публицистическом стиле.

Р/р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Успешный телеведущий»

К/р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием «Причастие. Причастный оборот». Контрольное тестирование № 1 по теме "Причастие».

2) Деепричастие 9ч. (7ч. + 1ч. Р/р. + 1ч. К/р.)

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Р/р. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения.

Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева "Вратарь" от имени одного из действующих лиц.

К/р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Деепричастие».

3) Наречие 26ч. (18ч. + 4ч. Р/р. + 4ч. К/р.)

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на -о и -е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Р/р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение «Мое отношение к прозвищам». Сложный план, устный рассказ по опорным словам. Пейзаж на картине И. Попова «Первый снег» (дневниковая запись).

Р/р. Сочинение по картине Е.Н. Широкого «Друзья»

К/р. Контрольный диктант № 3 по теме«Причастие. Деепричастие».

Контрольное тестирование № 4 по теме «Наречие».

К/р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим задание по теме «Наречие. Правописание наречий».

4) Учебно-научная речь 2ч.

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

Р/р. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

) Категория состояния 5ч. (3ч. + 2ч. Р/р.)

Категории состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

Р/р. Сжатое изложение. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Сложный план.

Служебные части речи 43ч.

1) Предлог 10ч. (8ч. + 1 Р/р. + 1 К/р.)

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Р/р. Сочинение-повествование. Сочинение «Как наступает весна в вашем поселке?»

Составление диалога.

К/р. Контрольная работа № 2 по теме «Предлог»

2) Союз 17ч. (12ч. + 3ч. Р/р. + 2ч. К/р.)

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

Р/р. Сочинение публицистического стиля. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Сочинение о значении книги в жизни человека.

Р/р. Сочинение - рассуждение «Книга - наш друг и советчик». Сочинение – рассказ в виде репортажа «Я сижу на берегу…»

К/р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме "Предлог. Союз". Контрольное тестирование №4 по теме "Союз".

3) Частица 14ч. (10ч. + 2ч. Р/р. + 2ч. К/р.)

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.

Р/р. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Устное выступление. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста«Береги родную природу». Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога.

К/р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме "Союз" и "Частица".

К/р. Контрольное тестирование № 5 по теме «Частица».

4) Междометие 2 ч.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

4. Повторение и систематизация изученного в 8 классе

8ч. (7ч. + 1ч. К/р.)

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

К/р. Итоговый контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием по теме "Повторение".

IV. Требования к уровню подготовки  учащихся 8 класса  (102 ч.)

                                                      Речь речевое общение

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, СЛОЖНОГО), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексика и фразеология

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём, синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значении слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словаре и синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевым этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

4.Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»

№ п/п

Тема урока

Кол.

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Коррек

ция

1.

Введение.

Функции русского языка в современном мире.

1

03.09

    2.

Повторение изученного в 5-7 классах (8ч.)Повторение изученного в 5-7 классах.

      1

05.09

3.

Повторение изученного. Фонетика

1

07.09

4.

Повторение изученного  Морфемика и словообразование.

1

10.09

5.

Повторение изученного. Лексика и фразеология.

1

12.09

6.

Повторение изученного. Морфология.

1

14.09

7.

Повторение изученного. Строение текста. Стили речи.

1

17.09

8.

9.

Рр. Подготовка к сочинению по картине В.В. Мешкова “Золотая осень в Карелии” (упр. 54)

2

19.09

21.09

10.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

24.09

11.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

1

26.09

12.

Связь слов в словосочетании

1

28.09

13.

Предложение.

Предложение. Строение и грамматическое значение предложений.

      1

01.10

14.

Интонация предложения.

1

03.10

15.

Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1

05.10

16.

Рр. Описание памятника архитектуры.( упр. 114)

1

08.10

17.

Двусоставное  предложение. Главные члены предложения.

Подлежащее.

1

10.10

18.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

12.10

19.

Составное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

1

15.10

20

Составное именное сказуемое.

1

17.10

21.

Выражение именной части составного сказуемого.

1

19.10

22.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

22.10

23.

Закрепление темы “Главные члены предложения”. НРК

1

24.10

24.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Главные члены предложения”.

1

26.10

25.

Работа над ошибками контрольного диктанта. Повторение  орфографии.

1

29.10

26.

Второстепенные члены предложения.

Дополнение

1

31.10

27.

Способы выражения дополнений.

1

02.11

28.

Определение. НРК

1

12.11

29.

30.

Рр. Изложение. (“Русский язык” упр.178)

2

14.11

16.11

31.

Приложение.

1

19.11

32.

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1

21.11

33.

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

1

23.11

34.

35

Урок развития речи. Сочинение об истории родного края. НРК

2

26.11

28.11

36.

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме “Второстепенные члены предложения”.

1

30.11

37.

Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом-сказуемым.

Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо – личные.

1

03.12

38.

39.

Предложения неопределённо – личные. НРК

2

05.12

07.12

40.

41.

Безличные предложения. Обобщенно-личные предложения.

2

10.12

12.12

42.

Закрепление темы “Односоставные предложения с главным членом – сказуемым.

1

14.12

43.

44.

Описание картины. Сочинение по картине Юона “Мартовское солнце”

2

17.12

19.12

45.

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим.

Назывные предложения.

1

21.12

46.

Обобщение по теме “Односоставные предложения”. НРК

1

24.12

47.

Рр Изложение “ А вот был случай”

1

26.12

48.

Неполные предложения.

Понятие о неполных предложениях

1

28.12

49.

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме “Односоставное предложение.”(диктант)

1

12.01

50.

Предложения с однородными членами.

Понятие об однородных членах. Анализ контрольного диктанта.

1

14.01

51.

Однородные и неоднородные определения

1

16.01

52.

53.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами. НРК

2

19.01

21.01

54.

55.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

2

23.01

26.01

56.

Рр Рассуждение . Упр.293. НРК

1

28.01

57.

Контрольная работа по теме “Однородные члены предложения”(диктант)

1

30.01

58.

59.

Рр Описание картины. Ф.А. Васильева “ Мокрый луг”

2

02.02

04.02

60.

Предложения с обособленными членами (20ч.)

Обособленные определения  и приложения. Анализ контрольного диктанта.

1

06.02

61.

Обособленные определения и приложения

1

09.02

62.

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. НРК

1

11.02

63.

64.

Особенности обособления приложений.

2

13.02

16.02

65.

66.

Обособленные обстоятельства.

2

18.02

20.02

67.

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

1

23.02

68.

Изложение “Подвиг” НРК

1

25.02

69.

Контрольная работа по теме “Обособленные члены предложения”.

1

27.02

70.

71

Предложения с уточняющими обособленными членами.

Понятие об обособленности уточняющих членов предложения

2

02.03

05.03

72.

73.

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания

2

07.03

09.03

74.

Контрольный урок по теме  “Обособленные члены предложения”

1

12.03

75.

76.

Рр. Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (Упр.354) НРК

2

14.03

16.03

77.

78.

Рр Изложение “Характеристика Суворова”

2

19.03

21.03

79.

80.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9ч.)

Обращение и знаки препинания при нём. НРК

    2

01.04

03.04

81.

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

1

05.04

82.

Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями. НРК

1

08.04

83.

84.

Вставные конструкции.

2

10.04

12.04

85.

Закрепление темы “Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями”. НРК

1

15.04

86.

Контрольный урок по теме “Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями”.

1

17.04

87.

Работа над ошибками диктанта. Повторение по теме “Осложненное простое предложение”

1

19.04

88.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (10ч.)

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. НРК

1

22.04

89.

Диалог. НРК

1

24.04

90.

91.

Предложения с косвенной речью

2

26.04

29.04

92.

Цитаты и знаки препинания при них. НРК

1

03.05

93.

Способы передачи чужой речи в художественном произведении.

1

05.05

94.

Закрепление темы “Способы передачи чужого речи”. НРК

1

07.05

95.

Рр. Изложение “А. Ахматова ”

1

10.05

96.

97.

Рр. Сравнительная характеристика героев.  Сочинение по картине К. Брюллова “Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых”

2

12.05

14.05

98.

Повторение и систематизация изученного в 8-ом классе.

Повторение тем “Словосочетание”“Двусоставные предложения”, “Односоставные предложения”.

1

17.05

99.

Повторение тем “Однородные члены предложения”, “Предложения с обособленными членами”, “Предложения с уточняющими обособленными членами”.НРК

1

19.05

100.

Повторение тем “Обращение”, “Вводные слова и предложения”, “способы передачи чужой речи”.

1

21.05

101.

Контрольный диктант.

1

24.05

102.

Подведение итогов года.

1

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....