Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Рабочаяя программа разработана согласно ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8_klass.docx | 46.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Оерская средняя общеобразовательная школа» - «Тохойская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО На заседании МС «1» сентября 2018 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР «1» сентября 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы /Бадмаев Ю.Р./ «1» сентября 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по____РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 8 КЛАСС__________________
(предмет, класс)
102
(количество часов в год, в неделю)
АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА
(ФИО учителя)
__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________
(должность)
2018/2019 учебный год
с. Тохой
2018 г
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе:
-Федерального Закона «Об образовании в Р.Ф.»;
- Федерального образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:
- примерной образовательной программы основного общего образования и авторской программы Ладыженской;
- учебного плана МБОУ «Оёрская СОШ» - филиала «Тохойская ООШ»;
- Федерального перечня учебников ,
- Положения о рабочей программе ОУ.
Цели и задачи учебного предмета.
- Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
- Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
- Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.
- Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
2.Планируемые результаты образования
Результатом освоения программы являются предметные знания и умения, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде:
Предметные знания:
1.Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
- Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка;
- Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- Осознание эстетической функции родного языка.
Предметные умения:
- Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
- Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;
- Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
- Уметь использовать выразительные средства языка;
- Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные УУД:
- Познавательные:
- владение всеми видами речевой деятельности
- понимание информации, владение разными видами чтения;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- способность извлекать информацию из различных источников;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- пользоваться словарями, справочниками;
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
- Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
- способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
- Регулятивные:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- принимать решение в проблемной ситуации.
Личностные УУД:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
- Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Русский язык как развивающееся явление 1ч.
Русский язык в современном мире.
2. Повторение изученного в 5-7 классах
7ч. (5ч. + 1 ч. Р/р. + 1 ч. К/р.)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Развитие речи (далее Р/р.) Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»
Контрольная работа (далее К/р.) Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием "Повторение изученного в 5 - 7 классах".
3.Тексты и стили 5ч. (5ч. Р/р.)
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Р/р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
4. Морфология и орфография. Культура речи 117ч.
Самостоятельные части речи 74ч.
1) Причастие 32ч. (25ч. + 5ч. Р/р. + 2ч. К/р.)
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Р/р. Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении.
Сочинение – описание внешности человека. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Р/р. Изложение от 3-го лица.
Р/р. Выборочное изложение. «Художественное описание портрета литературного героя» (отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»).
Р/р. Выступление в публицистическом стиле.
Р/р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Успешный телеведущий»
К/р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием «Причастие. Причастный оборот». Контрольное тестирование № 1 по теме "Причастие».
2) Деепричастие 9ч. (7ч. + 1ч. Р/р. + 1ч. К/р.)
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Р/р. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения.
Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева "Вратарь" от имени одного из действующих лиц.
К/р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Деепричастие».
3) Наречие 26ч. (18ч. + 4ч. Р/р. + 4ч. К/р.)
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на -о и -е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Р/р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение «Мое отношение к прозвищам». Сложный план, устный рассказ по опорным словам. Пейзаж на картине И. Попова «Первый снег» (дневниковая запись).
Р/р. Сочинение по картине Е.Н. Широкого «Друзья»
К/р. Контрольный диктант № 3 по теме«Причастие. Деепричастие».
Контрольное тестирование № 4 по теме «Наречие».
К/р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим задание по теме «Наречие. Правописание наречий».
4) Учебно-научная речь 2ч.
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Р/р. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.
) Категория состояния 5ч. (3ч. + 2ч. Р/р.)
Категории состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.
Р/р. Сжатое изложение. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Сложный план.
Служебные части речи 43ч.
1) Предлог 10ч. (8ч. + 1 Р/р. + 1 К/р.)
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Р/р. Сочинение-повествование. Сочинение «Как наступает весна в вашем поселке?»
Составление диалога.
К/р. Контрольная работа № 2 по теме «Предлог»
2) Союз 17ч. (12ч. + 3ч. Р/р. + 2ч. К/р.)
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.
Р/р. Сочинение публицистического стиля. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Сочинение о значении книги в жизни человека.
Р/р. Сочинение - рассуждение «Книга - наш друг и советчик». Сочинение – рассказ в виде репортажа «Я сижу на берегу…»
К/р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме "Предлог. Союз". Контрольное тестирование №4 по теме "Союз".
3) Частица 14ч. (10ч. + 2ч. Р/р. + 2ч. К/р.)
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.
Р/р. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Устное выступление. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста«Береги родную природу». Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога.
К/р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме "Союз" и "Частица".
К/р. Контрольное тестирование № 5 по теме «Частица».
4) Междометие 2 ч.
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
4. Повторение и систематизация изученного в 8 классе
8ч. (7ч. + 1ч. К/р.)
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
К/р. Итоговый контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием по теме "Повторение".
IV. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (102 ч.)
Речь речевое общение
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, СЛОЖНОГО), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексика и фразеология
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём, синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значении слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словаре и синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевым этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
4.Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Дата по плану | Дата по факту | Коррек ция |
1. | Введение. Функции русского языка в современном мире. | 1 | 03.09 | ||
2. | Повторение изученного в 5-7 классах (8ч.)Повторение изученного в 5-7 классах. | 1 | 05.09 | ||
3. | Повторение изученного. Фонетика | 1 | 07.09 | ||
4. | Повторение изученного Морфемика и словообразование. | 1 | 10.09 | ||
5. | Повторение изученного. Лексика и фразеология. | 1 | 12.09 | ||
6. | Повторение изученного. Морфология. | 1 | 14.09 | ||
7. | Повторение изученного. Строение текста. Стили речи. | 1 | 17.09 | ||
8. 9. | Рр. Подготовка к сочинению по картине В.В. Мешкова “Золотая осень в Карелии” (упр. 54) | 2 | 19.09 21.09 | ||
10. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 24.09 | ||
11. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. | 1 | 26.09 | ||
12. | Связь слов в словосочетании | 1 | 28.09 | ||
13. | Предложение. Предложение. Строение и грамматическое значение предложений. | 1 | 01.10 | ||
14. | Интонация предложения. | 1 | 03.10 | ||
15. | Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 1 | 05.10 | ||
16. | Рр. Описание памятника архитектуры.( упр. 114) | 1 | 08.10 | ||
17. | Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | 10.10 | ||
18. | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | 12.10 | ||
19. | Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. | 1 | 15.10 | ||
20 | Составное именное сказуемое. | 1 | 17.10 | ||
21. | Выражение именной части составного сказуемого. | 1 | 19.10 | ||
22. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 22.10 | ||
23. | Закрепление темы “Главные члены предложения”. НРК | 1 | 24.10 | ||
24. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Главные члены предложения”. | 1 | 26.10 | ||
25. | Работа над ошибками контрольного диктанта. Повторение орфографии. | 1 | 29.10 | ||
26. | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | 31.10 | ||
27. | Способы выражения дополнений. | 1 | 02.11 | ||
28. | Определение. НРК | 1 | 12.11 | ||
29. 30. | Рр. Изложение. (“Русский язык” упр.178) | 2 | 14.11 16.11 | ||
31. | Приложение. | 1 | 19.11 | ||
32. | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | 1 | 21.11 | ||
33. | Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. | 1 | 23.11 | ||
34. 35 | Урок развития речи. Сочинение об истории родного края. НРК | 2 | 26.11 28.11 | ||
36. | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме “Второстепенные члены предложения”. | 1 | 30.11 | ||
37. | Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом-сказуемым. Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо – личные. | 1 | 03.12 | ||
38. 39. | Предложения неопределённо – личные. НРК | 2 | 05.12 07.12 | ||
40. 41. | Безличные предложения. Обобщенно-личные предложения. | 2 | 10.12 12.12 | ||
42. | Закрепление темы “Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. | 1 | 14.12 | ||
43. 44. | Описание картины. Сочинение по картине Юона “Мартовское солнце” | 2 | 17.12 19.12 | ||
45. | Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения. | 1 | 21.12 | ||
46. | Обобщение по теме “Односоставные предложения”. НРК | 1 | 24.12 | ||
47. | Рр Изложение “ А вот был случай” | 1 | 26.12 | ||
48. | Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях | 1 | 28.12 | ||
49. | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме “Односоставное предложение.”(диктант) | 1 | 12.01 | ||
50. | Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах. Анализ контрольного диктанта. | 1 | 14.01 | ||
51. | Однородные и неоднородные определения | 1 | 16.01 | ||
52. 53. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. НРК | 2 | 19.01 21.01 | ||
54. 55. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 2 | 23.01 26.01 | ||
56. | Рр Рассуждение . Упр.293. НРК | 1 | 28.01 | ||
57. | Контрольная работа по теме “Однородные члены предложения”(диктант) | 1 | 30.01 | ||
58. 59. | Рр Описание картины. Ф.А. Васильева “ Мокрый луг” | 2 | 02.02 04.02 | ||
60. | Предложения с обособленными членами (20ч.) Обособленные определения и приложения. Анализ контрольного диктанта. | 1 | 06.02 | ||
61. | Обособленные определения и приложения | 1 | 09.02 | ||
62. | Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. НРК | 1 | 11.02 | ||
63. 64. | Особенности обособления приложений. | 2 | 13.02 16.02 | ||
65. 66. | Обособленные обстоятельства. | 2 | 18.02 20.02 | ||
67. | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | 1 | 23.02 | ||
68. | Изложение “Подвиг” НРК | 1 | 25.02 | ||
69. | Контрольная работа по теме “Обособленные члены предложения”. | 1 | 27.02 | ||
70. 71 | Предложения с уточняющими обособленными членами. Понятие об обособленности уточняющих членов предложения | 2 | 02.03 05.03 | ||
72. 73. | Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания | 2 | 07.03 09.03 | ||
74. | Контрольный урок по теме “Обособленные члены предложения” | 1 | 12.03 | ||
75. 76. | Рр. Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (Упр.354) НРК | 2 | 14.03 16.03 | ||
77. 78. | Рр Изложение “Характеристика Суворова” | 2 | 19.03 21.03 | ||
79. 80. | Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9ч.) Обращение и знаки препинания при нём. НРК | 2 | 01.04 03.04 | ||
81. | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. | 1 | 05.04 | ||
82. | Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями. НРК | 1 | 08.04 | ||
83. 84. | Вставные конструкции. | 2 | 10.04 12.04 | ||
85. | Закрепление темы “Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями”. НРК | 1 | 15.04 | ||
86. | Контрольный урок по теме “Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями”. | 1 | 17.04 | ||
87. | Работа над ошибками диктанта. Повторение по теме “Осложненное простое предложение” | 1 | 19.04 | ||
88. | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (10ч.) Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. НРК | 1 | 22.04 | ||
89. | Диалог. НРК | 1 | 24.04 | ||
90. 91. | Предложения с косвенной речью | 2 | 26.04 29.04 | ||
92. | Цитаты и знаки препинания при них. НРК | 1 | 03.05 | ||
93. | Способы передачи чужой речи в художественном произведении. | 1 | 05.05 | ||
94. | Закрепление темы “Способы передачи чужого речи”. НРК | 1 | 07.05 | ||
95. | Рр. Изложение “А. Ахматова ” | 1 | 10.05 | ||
96. 97. | Рр. Сравнительная характеристика героев. Сочинение по картине К. Брюллова “Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых” | 2 | 12.05 14.05 | ||
98. | Повторение и систематизация изученного в 8-ом классе. Повторение тем “Словосочетание”“Двусоставные предложения”, “Односоставные предложения”. | 1 | 17.05 | ||
99. | Повторение тем “Однородные члены предложения”, “Предложения с обособленными членами”, “Предложения с уточняющими обособленными членами”.НРК | 1 | 19.05 | ||
100. | Повторение тем “Обращение”, “Вводные слова и предложения”, “способы передачи чужой речи”. | 1 | 21.05 | ||
101. | Контрольный диктант. | 1 | 24.05 | ||
102. | Подведение итогов года. | 1 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....