урок по теме Публицистический стиль речи
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Матвеева Ирина Игоревна

УРОК ПО ТЕМЕ  СТИЛИ РЕЧИ. пУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи. Публицистический стиль речи: особенности содержания , основные композиционные части , языковые средства устных и письменных высказываний .

Слайд 2

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ Характеристика Функция воздействия, убеждения Сфера применения Газетные и журнальные статьи , выступления на общественно-политические темы Общие особенности стиля Эмоциональность , субъективность, непринужденность, экспрессивность Специфическая лексика Общественно-политическая , эмоционально-экспрессивная лексика ; фразеологизмы ; пословицы; афоризмы Грамматические особенности Побудительные предложения ; обращения ; риторические вопросы ; повторы слов , синтаксических конструкций

Слайд 3

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ: Задание: К какому стилю речи относится данный текст? Какие языковые приметы этого стиля вы можете найти в данном тексте? Ответ: В тексте встречаются предложения , которые призваны воздействовать на читателя. Повествование отличается особой эмоциональностью , проявляющейся в употреблении различных выразительных средств: лазурного неба , серые нити дождя , голубой колокольчик подснежника , расцветет благородство .

Слайд 4

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ С ТЕКСТОМ Задание 1: Вспомните основные средства публицистического стиля речи. Может ли приведенный текст служить примером такового ? Ответ аргументируйте примерами . Перепишите текст , раскрывая скобки , расставляя пропущенные буквы и знаки препинания . В предложения с двоеточием подчеркните грамматические основы . Задание 2: Прочитайте текст . Отметьте в тексте средства публицистического стиля . Напишите изложение-миниатюру по данному тексту .

Слайд 5

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Задание: Составьте устное рассуждение публицистического стиля «Красота вечная и красота современная» . Сформулируйте основную мысль вашего рассуждения . С какими возражениями могут выступить ваши оппоненты ? Какие аргументы они могут привести в свою пользу?

Слайд 6

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Оформите ваше устное рассуждение письменно

Слайд 7

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Урок по теме:

 Развитие речи. Публицистический стиль речи:  особенности содержания, основные композиционные части, языковые средства устных и письменных высказываний.

Цель: Обобщить и систематизировать у учащихся сведения о публицистическом стиле речи  и его языковых особенностях; совершенствовать умения и навыки узнавать высказывания публицистического стиля речи; Совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля речи; способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли .

Оборудование : учебник, таблица «Публицистический стиль речи», тексты.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

Прогнозируемы результаты:

Учащиеся знают языковые особенности, сферу применения публицистического  стиля речи;

Понимают содержание прослушанного публицистического текста, умеют его анализировать;

Составляют, редактируют собственный текст публицистического стиля.

Сценарий урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

БЕСЕДА.

  • Какие стили речи вам известны?
  • Охарактеризуйте место публицистического стиля в системе стилей русского литературного языка.
  • Объясните, почему публицистический стиль называют также газетным, общественно-политическим, газетно-публицистическим.
  1. Сообщение темы, цели и задач  урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях часто используют публицистический стиль. Название стиля публицистический происходит  от латинского слова общественный ( в русском языке есть слово публика, одно из  значений которого-  люди, народ.).

Публицистика, которую называют летописью  современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества- политическим, социальным и т.д.

Публицистика тематически неисчерпаема, множество жанров, огромны выразительные средства.. В этом мы убедимся на сегодняшнем уроке.

  1. Работа  над развитием речи учащихся.
  1. Знакомство с таблицей «Публицистический стиль речи».

Публицистический стиль речи.

Характеристика

Функция воздействия, убеждения

Сфера применения

Газетные и журнальные статьи, выступления на общественно-политические темы

Общие особенности стиля

Эмоциональность, субъективность, непринужденность, экспрессивность

Специфическая лексика

Общественно-политическая, эмоционально-экспрессивная лексика; фразеологизмы; пословицы; афоризмы

Грамматические особенности

Побудительные предложения; обращения; риторические вопросы; повторы слов, синтаксических конструкций.

           2.Чтение и анализ публицистического текста учителем.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?

 Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.

Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке.

Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.                                                           (По С. Гиацинтовой)

Анализ текста.

Этот текст публицистического стиля. Он актуален, эмоционален.

Характерные для публицистического текста языковые и речевые средства :  именительный представления ( воспитанный человек…);

Обращение к собеседнику(  если о вас скажут…);

Риторический вопрос;

Неполные предложения;

Повтор слов; противопоставления;

Ряды однородных членов предложения с сопоставительным и противительным значением;

Отвлеченная лексика (  воспитанность, человечность, побуждения).

По типу речи это рассуждение. Тезис ( 2и 3 абзац) оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве данного используется понятие воспитанность, а в качестве нового – слова, раскрывающие это понятие . Затем идет доказательство правильности этого высказывания, приводится пример   воспитанного человека. В этой части текста используется описание предмета ( черты характера Качалова) ,  затем идет повествование ( один из поступков Качалова). Далее автор  возвращается к высказанному в начале текста  положению и делает из него вывод: истоки воспитанности - в доброте и уважении к людям.

3.Практическая работа с текстом.

   Задание.1 Прочитать вслух текст , отрывок из письма В.А.Сухомлинского сыну.

                                       К какому стилю речи относится данный текст?

                                       Какие языковые приметы этого стиля вы можете найти в этом тексте?

   С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней    зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.

          Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе,

       Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности.

   Духовная пустота делает безликой внешность человека. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры.

      Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится. 

     Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом. 

(ответ: В тексте встречаются предложения, которые призваны воздействовать на читателя. Повествование отличается особой  эмоциональностью, проявляющейся  в употреблении различных выразительных средств: лазурного неба, серые нити дождя, голубой колокольчик подснежника, расцветет благородство).

4.Готовимся к ОГЭ:  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ С ТЕКСТАМИ.

Задание 1:  Вспомните основные признаки публицистического стиля речи. Может ли приведенный текст служить примером публицистического стиля? Ответ аргументируйте  примерами. Перепишите текст, раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В предложениях с двоеточием подчеркните грамматические основы.

СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА.

    Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, но о счастье человечества. Машина может быть добром и злом. Машину (н..) стоит (н..) наказывать, (н..) во..хвалять: машина делает то, что ей пр..казывает человек.

    Научный социализм во..принял высокие традиции гуманистов: он провозгласил торжество человеческого начала: не человек ради машины, машина ради человека. В рабочих кружках России пионеры революции повторяли пр..красные слова: «Человек это звучит гордо». Руководители нашего молодого государства понимали значение машин: они должны помочь человеку стать человеком.

    Машина в нашем государстве была подч..нена человеку. Гитлеровцы подч..нили человека машине. 

   Люди глядели на небо с гордостью. Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. Люди с радостью думали: мы поед..м в автомобиле (за) город. Гитлер решил: услыш..в звук мотора люди будут бежать без оглядки.

   Мы делали и самолеты и танки но мы (н..)когда (н..) говорили нашим юношам что машина может заменить человека. Мы говорили: машина помогает храброму и страшит труса.

   Настало время проверки. (В)начале немцы (как) бы торжествовали. Их танки и..колесили всю Европу.  И немцы послали свои машины на Россию к горам Кавказа. Здесь(то) приключилась заминка: машины (не) сломили воли человека. Есть в войне много горя, много разрушений, война  не дорога прогресс..а, война страшное и..пытание. Но есть в войне и нечто высокое: она дает людям мудрость. Эта война пр..несла человечеству великий урок: реванш человека.
   Сердце бойца гитлеровцы пытались подм..нить мотором, солдатскую выдержку — броней. Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

                                                                                                                                     ( И.Г.Эренбург)

Задание 2: Прочитайте текст. Отметьте в тексте средства публицистического стиля. Напишите изложение - миниатюру по данному тексту.

 Одно  из самых сильных впечатлений в моей жизни- посещение крестьянской семьи на русском Севере, в селе Коле, недалеко от Мурманска. Помню, меня поразила чистота в избе, красота русского наряда хозяйки, вся церемония приема гостей, который был оказан нам- обычным ленинградским ( тогда петроградским) школьникам. И разговор был степенный, без торопливости. Приветливый и  обстоятельственный, и обед- по заведенному исстари ритуалу. Во все чувствовалась высокая, веками складывающаяся культура! Культура обладает  драгоценнейшим свойством соединять прошлое, настоящее и будущее. Она передается из поколения в поколение - накапливается.

  Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем  можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.

                                                                                                                                           ( Д.С.Лихачев)

4.Творческая работа.

Задание. Составьте устное рассуждение публицистического стиля «Красота вечная  и красота современная». Сформулируйте основную мысль вашего рассуждения. С какими возражениями  могут выступить ваши оппоненты? Какие аргументы они могут привести в свою пользу?

5.Презентация работ.

6.Рефлексия.

                  Продолжить предложения:

Мне было непонятно …..

7.Домашнее задание : Письменно написать сочинение на предложенную тему.



Предварительный просмотр:

Текст 1.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?

 Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.

Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке.

Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.                                                           (По С. Гиацинтовой)

Текст 2.

   Задание.1 Прочитать вслух текст , отрывок из письма В.А.Сухомлинского сыну.

                                       К какому стилю речи относится данный текст?

                                       Какие языковые приметы этого стиля вы можете найти в этом тексте?

   С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней    зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.

          Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе,

       Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности.

   Духовная пустота делает безликой внешность человека. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры.

      Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится. 

     Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом. 

Текст 3.

Готовимся к ОГЭ:  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ С ТЕКСТАМИ.

Задание 1:  Вспомните основные признаки публицистического стиля речи. Может ли приведенный текст служить примером публицистического стиля? Ответ аргументируйте  примерами. Перепишите текст, раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В предложениях с двоеточием подчеркните грамматические основы.

СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА.

    Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, но о счастье человечества. Машина может быть добром и злом. Машину (н..) стоит (н..) наказывать, (н..) во..хвалять: машина делает то, что ей пр..казывает человек.

    Научный социализм во..принял высокие традиции гуманистов: он провозгласил торжество человеческого начала: не человек ради машины, машина ради человека. В рабочих кружках России пионеры революции повторяли пр..красные слова: «Человек это звучит гордо». Руководители нашего молодого государства понимали значение машин: они должны помочь человеку стать человеком.

    Машина в нашем государстве была подч..нена человеку. Гитлеровцы подч..нили человека машине. 

   Люди глядели на небо с гордостью. Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. Люди с радостью думали: мы поед..м в автомобиле (за) город. Гитлер решил: услыш..в звук мотора люди будут бежать без оглядки.

   Мы делали и самолеты и танки но мы (н..)когда (н..) говорили нашим юношам что машина может заменить человека. Мы говорили: машина помогает храброму и страшит труса.

   Настало время проверки. (В)начале немцы (как) бы торжествовали. Их танки и..колесили всю Европу.  И немцы послали свои машины на Россию к горам Кавказа. Здесь(то) приключилась заминка: машины (не) сломили воли человека. Есть в войне много горя, много разрушений, война  не дорога прогресс..а, война страшное и..пытание. Но есть в войне и нечто высокое: она дает людям мудрость. Эта война пр..несла человечеству великий урок: реванш человека.
   Сердце бойца гитлеровцы пытались подм..нить мотором, солдатскую выдержку — броней. Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

                                                                                                                                     ( И.Г.Эренбург)

Текст 4

Задание 2: Прочитайте текст. Отметьте в тексте средства публицистического стиля. Напишите изложение - миниатюру по данному тексту.

 Одно  из самых сильных впечатлений в моей жизни- посещение крестьянской семьи на русском Севере, в селе Коле, недалеко от Мурманска. Помню, меня поразила чистота в избе, красота русского наряда хозяйки, вся церемония приема гостей, который был оказан нам- обычным ленинградским ( тогда петроградским) школьникам. И разговор был степенный, без торопливости. Приветливый и  обстоятельственный, и обед- по заведенному исстари ритуалу. Во все чувствовалась высокая, веками складывающаяся культура! Культура обладает  драгоценнейшим свойством соединять прошлое, настоящее и будущее. Она передается из поколения в поколение - накапливается.

  Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем  можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.

                                                                                                                                           ( Д.С.Лихачев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....

Урок русского языка "Публицистический стиль речи"

Цели урока: систематизация и обобщение по теме «ПС»: закрепление сведений об особенностях и жанровом многообразии ПС, о сходстве и различии ПС и других языковых стилей;развитие умения использоват...

Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи».

Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи»....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи", УМК М.М. Разумовской...

Технологическая карта урока по теме «Публицистический стиль речи»

В ходе урока учителем использованы технология обучения в сотрудничестве (создание условий для совместной активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях); технология проекта (акти...