Технологическая карта урока по теме «Публицистический стиль речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Ланкина Наталья Александровна

В ходе урока учителем использованы технология обучения в сотрудничестве (создание условий для совместной активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях); технология проекта (активизация познавательной деятельности учащегося, стимулирование к самостоятельному приобретению знаний; развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через проектную деятельность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Публицистический стиль101 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету «Русский язык» для обучающихся 7 класса

по теме «Публицистический стиль речи»

ФИО: Ланкина Наталья Александровна

Должность: учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория: высшая

Образовательная организация: МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка:

Урок русского языка был проведен в 7 классе по теме «Публицистический стиль речи». Программа: Баранов М.Т., ЛадыженскаяТ.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовате-льных учреждений: Русский язык: 5-9 классы. – 111с. М.: Просвещение, 2020. Учебник: «Русский язык. 7 класс.Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова -  М.: Просвещение, 2018».

Урок проводился в 7 классе по программе ФГОС.

Основные понятия: публицистический стиль, лексика, жанры, синтаксис  публицистического стиля.

Тип урока: открытие новых знаний.

Организация пространства: фронтальная,  индивидуальная, самостоятельная,  групповая работа, самоконтроль,  контроль учителем.

Технология: технология сотрудничества.

Цели: знакомство с  публицистическим стилем речи, с его особенностями,  признаками.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: обобщить знания учащихся об особенностях стилей речи, повторить термины; овладеть понятием публицистический стиль, знать признаки публицистического стиля.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД: формировать умение по организации и планированию учебного сотрудничества, уметь работать в группе, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме.

Познавательные УУД: развивать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления; развивать умение логически верно излагать мысли; давать определение понятиям, добывать новые знания. 

Личностные: развивать системы ценностных отношений к родному языку; совершенствовать навыки этичного межличностного общения; воспитывать бережного отношения к слову, ответственного отношения к собственной речи.

Основные понятия: публицистический стиль, лексика, жанры, синтаксис  публицистического стиля.

Материалы и оборудование: лист самооценки, карточки с заданиями, проектор, презентация,  экран.  

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные

Формируемые УУД

Организационный этап

Создаёт благоприятные условия

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

Личностные: положительное отношение к уроку

Мотивация к учебной деятельности

Цель:  создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

- Сегодня я шеф – редактор. А вы сотрудники редакции газеты. Рабочий день начался, и я прошу занять свои места. Объединитесь в 3 группы.

- Я желаю, чтобы на уроке вам было интересно, познавательно, комфортно.

-Предлагаю провести журналистское расследование. Провести работу вам  сегодня необходимо в сотрудничестве вашего отдела, поэтому давайте вспомним  правила  совместной работы

 Правила работы в группе.

1. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

2. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

3. Учитесь находить контакты в группе.

4. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

5.Уважай мнение каждого

6.Умей каждого выслушать.

7.Не согласен – предлагай! 

 На столах каждой команды находится «Чёрный ящик». Итак, приступим к делу. (учащиеся достают предметы: газета и монета)

- Как связаны между собой эти предметы? (Предположения учащихся)

Происхождение слова «газета», которым именуются миллионы периодических изданий во всем мире, принято вести от названия серебряной венецианской монеты чеканки 1538 года. В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну газету.

Именно такие вот монеты – газеты каждый отдел будет получать за хорошую работу. (Получают листы оценивания, за каждый верный ответ - монета)

 - 13 января 1703 вышел первый номер печатной русскоязычной газеты в Москве.

 - А знаете ли вы,  кто является работниками этой сферы  (Ответы учащихся)

- Предлагаю небольшую экскурсию. (о профессиях)  Слайд.

Во времена Петра 1 корреспондентами называли шпионов из иностранных подданных, которые доставляли разведывательную информацию в письменной форме (от слова осведомлять).

Дети делятся на группы

Повторяют правила работы в группе

Дети обсуждают в группах

Учащиеся  высказывают

предположения

Личностные: учебно -познавательный интерес к новому материалу доброжелательное отношение к сверстникам

Коммуникативные: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе

Регулятивные: уметь принимать точку зрения одноклассников и приходить к общему выводу в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: уметь самостоятельно находить ответ на вопрос, используя свой жизненный опыт, уметь строить логические цепочки рассуждений, сравнивать объекты

Актуализация знаний

Цель: проверить имеющие знания учащихся по теме «Стили речи», вызвать интерес к познавательной деятельности

Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия

Организует повторение по теме «Стили речи»

Организует работу в парах

- Ну что, вы готовы попробовать себя в роли сотрудников газеты?

- Газета – это труд многих людей, а в газете самое главное – это текст, работа с текстом.

-В нашей редакции  работают профессионалы, и каждый сотрудник должен пройти тест на профессиональную пригодность.

Тест на профпригодность

Учащимся предлагается задание: определить стили речи по их  признакам (индивидуальная работа). Взаимопроверка. Слайд.

Стиль речи

Признаки стиля речи

1. Используется в заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах. Для него важны четкость изложения, стандартность, недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях

2. Характерна терминология, точные данные. Научная деятельность. Сфера применения: научные труды, выступления, доклады, лекции, книги, учебники и пр. Языковые           средства: употребление слов в прямом значении, специальная и книжная лексика, научные термины

3. Сфера применения: художественные произведения: рассказы, повести, романы, стихотворения, пьесы, поэмы и пр. Особенности стиля: широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка, поэтический синтаксис. Языковые  средства: широкое употребление стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, антитезы и т.п.

- Молодцы,  вы обладаете хорошими знаниями в области стилей речи, а значит - умеете различать тексты и работать с ними.

Отвечают на вопросы

Активизируют мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания

Выполняют задания

Осуществляют взаимопроверку

Умеют применять полученные знания

Знают стили речи

Умеют оценивать работу

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при необходимости

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний

Этап выявления места и причины затруднения

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Организует фиксирование учащимися затруднения, выявление места и причины затруднения

Организует работу в группе

Дает рекомендации по выполнению задания

- В редакцию газеты очень часто приходят письма.

- К нам в редакцию тоже поступили письма, предлагаю вам их рассортировать.

Отдел писем

Соотнести тексты со стилями речи (групповая работа)

Стили речи (адресат)

Текст (письмо)

Художественный

Научный

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Газета», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания.

Деловой

 Газе́та — это печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц.

Публицистический

Он медленно взял со стола с резными ножками свежую газету. Выражение лица  его было сосредоточено. Листая  пахнущие типографией листы газеты, он останавливал свой взгляд на каждой странице.

- Итак, прошу отделы отчитаться о проделанной работе.

- С какой проблемой вы столкнулись, выполняя задание?

- Можете ли вы самостоятельно составить текст публицистического стиля? Почему?

Выполняют задание в группе, обсуждают, принимают совместное решение, делают записи

При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, могут вычленить затруднения и зафиксировать их.

Формулируют проблему

Умеют анализировать, соотносить, делать выводы

Знают особенности изученных стилей речи

Оценивают правильность решения

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного

Регулятивные: уметь высказывать свое предположение, контролировать и оценивать процесс, результаты учебной деятельности

Коммуникативные : уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, уметь работать в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: организовать постановку цели учебной деятельности

Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели

- Уважаемые коллеги, давайте определим  тему и цели нашей работы. (На доску вывешиваются цели урока).

- Для чего нам в редакции газеты потребовалось познакомиться с этим стилем (выполнить заказ, составить статью)

- Сегодня вам предоставляется возможность написать свою статью, но чтобы ее создать, потребуются знания.

- Что необходимо выполнить, чтобы достигнуть цели? (изучить публицистический  стиль речи, его особенности, научиться составлять текст публицистического стиля)

- Что вам поможет освоить эту тему и достичь цели? (информация)

Определяют цель урока, планируют учебные действия

Отвечают на вопросы

 

Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности

Реализация построенного проекта

Цель: организовать включение нового материала в систему знаний

Организует работу в группах

Организует построение и фиксацию нового знания

Учитель проводит психофизическую паузу

Информационный отдел

- Чтобы узнать и получить информацию об этом стиле предлагаю, уважаемые коллеги, отправиться в информационный отдел.

- Что мы здесь можем узнать?

Учащимся предлагается  в разных источниках (учебники, ноутбук, интервью) найти необходимую информацию, заполнить таблицу (у каждой команды свои вопросы: что такое публицистический стиль, жанры, сфера употребления, лексика, синтаксис, композиция).

- Экстренное  планерное заседание. Прошу подготовить отделы отчёт о проделанной работе.

После работы учащиеся обмениваются информацией (устная работа).

Слайды обобщающие

Учитель даёт таблицу с признаками публицистического стиля. Отделы  получают  монеты

- Коллеги, примите информацию к сведению.

-А сейчас у нас в офисе одна минутка физминутка.

Физминутка 

- Отлично!  Отправляемся в отдел корректировки.

Работают в группах  с различными источниками информации

Умеют анализировать извлекать необходимую информацию

Изучают новый материал

Делают записи, собирают материал для будущего проекта

Знают, что такое публицистический стиль, его особенности, жанры, лексику, сферу употребления

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из разных источников, анализировать, выбирать главное, строить логическое рассуждение

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в письменной и устной форме, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Регулятивные: уметь планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу

Первичное закрепление

Цель: закрепление нового знания в речи

Организует работу в группах

Организует закрепление нового знания в речи

Отдел корректировки (запись в тетрадях)

- К нам в редакцию  поступила заметка, но она требуют корректировки.

Редактирование текста

Почему телевизор __________ сейчас книгу? Да потому, что телевизор __________ вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но ____________ выбирать книгу по своему вкусу, __________ на время от всего на свете, _________ с книгой поудобнее, и вы ___________, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые __________ и __________, чем многие передачи.

Слова- помощники: вытесняет, заставляет, постарайтесь, отвлекитесь, сядьте, поймёте,  важнее,  интереснее. (выдаются по желанию группы)

-  Сверьте с эталоном. Оцените свою работу

- Оцените свою работу.

- Где можно встретить такой текст? (газета, статья)

Отдел новостей. Рубрика «Это интересно».

Португальское издание Terra Nostra («Наша земля») выпустило ограниченный тираж, который попал в Книгу рекордов как самая маленькая газета в мире. Ее вес составил около 1 грамма, а размер 18,27 мм х 25,35 мм.

Украинская газета считается как самая большая газета в мире. Её рекордные размеры составляют: высота 3,20 м, ширина 2,26 м.

- А Иркутск — один из первых сибирских городов, где стали выходить местные периодические издания. Первая типография в Иркутске появилась в конце XVIII века. Сейчас в Иркутской области насчитывается свыше 120  наименований газет.

Работают в группах

Корректируют текст, используя  лексику публицистического стиля

Выполняют задание, анализируют текст

Узнают интересные факты

Умеют использовать лексику публицистического стиля

Приобретают навыки употребление лексики публицистического стиля

Знают особенности построение текста публицистического стиля

Познавательные: уметь находить ответ, используя полученную новую информацию

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, отстаивать при необходимости свою точку зрения, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Самостоятельная работа (создание проекта)

Цель: организовать усвоение учениками знаний о публицистическом стиле

Создает условия для создания учащимися мини – проекта

Организует работу в группах

- Итак, уважаемые сотрудники, готовы ли вы приступить к созданию статьи?

- Что необходимо , чтобы статья привлекла внимание читателей и была интересной?

Газетная статья — это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати. Сила статьи не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на анализ явлений. Задача автора статьи — привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме, убедить его в справедливости или ошибочности какой-то идеи, мысли.

Создать текст в публицистическом стиле  о значимости газеты в наше время. Учащиеся получают памятки создания газеты,  распределяют роли ( редактор, художник- оформитель, ответственный за верстку и т.д)

Редакторский  отдел (индивидуальная работа)

3 учащихся отправляются на спецзадание: создать заметку в публицистическом стиле о нашем уроке.

Отвечают на вопросы

Работают в группах

Совместная работа по созданию статьи публицистического стиля

Умеют применять полученные знания на практике

Умеют создавать тексты публицистического стиля

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в письменной и устной форме, уметь формулировать и аргументировать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения учебной цели, осуществлять контроль по результату

Познавательные: уметь самостоятельно формулировать познавательную цель

Личностные: осознание ответственности за общее дело, уметь ориентироваться на успех в учебной деятельности

Представление мини - проектов

Рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного

Отдел рекламы

Учащиеся представляют газеты. Получают монеты.

Защищают свои мини-проекты,

задают вопросы  и отвечают на них

Умеют представлять свой проект, используя полученную информацию

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи

Личностные:

понимать значение знаний для человека

Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, самооценку

- Итак, мы достигли поставленных целей?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

 - А теперь подсчитайте ваши результаты.

- Сколько монет заработал каждый отдел? Добавьте еще один балл тот отдел, у кого всех больше монет. Эта ваша премия за активную работу

-Определите лучших сотрудников вашего отдела.(дети называют лучших, активных работников отдела)

Дети подсчитывают баллы

Отвечают на вопросы

Осуществляют самооценку и взаимооценку

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Домашняя работа

Объясняет выполнение домашней работы

Повышение квалификации

1. Работа с любой статьёй газеты. Определить признаки публицистического стиля

2. Создать свою газету с разными рубриками (по желанию)

Спасибо за активную работу всем  сотрудникам!

Записывают домашнюю работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....

Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи».

Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи»....

урок по теме Публицистический стиль речи

УРОК ПО ТЕМЕ  СТИЛИ РЕЧИ. пУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи", УМК М.М. Разумовской...

Технологическая карта урока по теме «Официально-деловой стиль речи» 6 класс

Технологическая карта урокапо теме «Официально-деловой стиль речи»6 класс...