Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverochnaya_rabota_11_klass.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи».
Цель: Контроль за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся.
Проверка умения выявлять лексические, морфологические и синтаксические
особенности публицистического стиля речи.
Ход урока.
1. Контрольный диктант.
Честь истинная и ложная
Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком
преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему
обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном
Образец выполнения творческого задания:
Текст Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» относится к публицистическому стилю речи, так как, во- первых, в нем раскрываются такие важные нравственные понятия, как честь и совесть; во- вторых, цель текста – раскрыть отношение автора к проблеме истинной и ложной чести; в – третьих, в данном тексте используются свойственные этому стилю языковые особенности.
Лексические особенности: в тексте преобладает общественная и нравственно – этическая лексика (честь, совесть, ущерб государству, «честь мундира», дворянская честь). Лексические повторы слов ( честь, совесть) являются средством связи
предложений. А антонимы (честь истинная и ложная) подчеркивают
остроту поднятой в тексте проблемы.
Морфологические средства, подтверждающие принадлежность текста к публицистическому стилю, заключаются в использовании отвлеченных имен существительных ( различие, стремление, явление), наречий со значением меры и степени ( совершенно ложными, явно неудачных строек), указательных местоимений
(такое явление, как).
Синтаксические особенности текста: используются однотипные (параллельные) конструкции (Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной…). Неполные предложения помогают почувствовать уверенность автора в точности высказываемых им предположений. В тексте часто используются вводные конструкции, оформленные с помощью скобок. Они используются с целью уточнения мысли автора.
План словообразовательного разбора.
- Установить значение слова и определить, от какого слова ( слов) оно образовано.
- Определить, ( если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
- Указать способ образования слова. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.
Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(17) Ибо действительно фундаментально, по-научному подходит к этой тайне человечества, а потому подтверждает, сколь сложен человек, а также его внутренний мир…
Укажите способ образования слова БЛИЗОРУКОСТИ ( в предложении8)
(8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения.
Из предложения 34 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом.
(34) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти.
Укажите способ образования слова угроза ( предложение 4).
( 4) Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения.
Из предложений 39-40 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(39)… Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40) Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей…
Из предложений 42-43 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом ( с помощью нулевого суффикса).
(42) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (43) Это значит, что в ней что-то существенное есть.
Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО из предложения 7.
(7) И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине…: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания.
( 1) Повести Василия Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжелых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине.
- Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую.
- Укажите способ образования слова РАССКАЗЫ.
- Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ
а) суффиксальный
б) сложение
в) переход из одной части речи в другую
г) приставочно- суффиксальный
- Определите способ словообразования слова ИСПУГ
а) приставочный
б) суффиксальный
в) переход из одной части речи в другую
г) бессуффиксный
- Определите способ образования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ
а) приставочный
б) суффиксальный
в) приставочно-суффиксальный
г) бессуффиксный
- Какое слово образовано приставочным способом?
- правнук
- вписаться
- безвкусица
- по-русски
- Найдите слово, образованное способом сложения основ.
- настенный
- подоконник
- пешеходный
- ВУЗ
- кресло-кровать
- Какое – (ие) слово (-а) образовано (-ы) суффиксальным способом?
- чебуречная
- беспорядок
- лесничество
- веселье
- Определите словообразовательную цепочку:
- переподготовка
2) подготовка
3) готовить
4) подготовить
Суффиксальный способ
Образуются:
- имена существительные: гора-горец
- имена прилагательные: лиса- лисий ( хвост)
всегда причастия: видеть- видевший
-деепричастия: делать- делая
- местоимения: кто-кто-то
-наречия: бесспорный-бесспорно
Это важно!!!
Суффиксальный способ
- наречия на –о, -е
- существительные на –НИЕ ( ожидание, рождение) со значением действия
- причастия
- деепричастия
Приставочно- суффиксальный способ
Образуются имена существительные: гора- пригорок
- имена прилагательные: шум -бесшумный
- глаголы: читать- вчитаться
- наречия: сухой- насухо
Бессуффиксный способ
Образуются только имена существительные
- от глаголов: вывихнуть-вывих
- от имён прилагательных: высокий-высь
Сложение
- сложение слов: диван-кровать
- сложение основ с помощью соединительных гласных о,е: пешеход
- сложение начальной части слова с целым словом: пол-лимона
- сложение начальных букв или звуков: МГУ
-образование слова из сочетания слов: древнерусский- Древняя Русь
Неморфологические способы образования слов
Переход из одной части речи в другую
-переход в имена существительные: столовая посуда –столовая открывается
- переход в имена прилагательные: первый год- Иванов – первый ( лучший) ученик;
- переход в наречия: медленным шагом –ехали шагом
Слияние слов словосочетания в одно слово: сего дня-сегодня, с ума сшедший -сумасшедший
Найди предложения с обращением, расставь знаки препинания, построй схемы.
- Мы собирали марки открытки значки.
2.Небо воздух землю всё пронизал золотой дождь.
3.Прощай отец дай руку мне.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, найдите сравнительные обороты.
- Плыл как лодочка лист по воде.
- Как дым седая мгла мороза застыла в сумраке ночном.
- Как золотая птичка дрожит огонь впотьмах.
- Ветер всхлипывал словно дитя за углом потемневшего дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Функциональные стили речи" 8 класс ( по учебнику С.И.Львовой В.В.Львова)
Данный материал поможет учителям -предметникам,работающим по УМК С.И.Львовой, организовать тематический контроль по одному из разделов курса....
Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....
План-конспект урока русского языка в 7 классе тема: Публицистический стиль речи с использованием ИКТ
план конспект для 7 класса...
урок по теме Публицистический стиль речи
УРОК ПО ТЕМЕ СТИЛИ РЕЧИ. пУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ....
Урок русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи", УМК М.М. Разумовской...
Технологическая карта урока по теме «Публицистический стиль речи»
В ходе урока учителем использованы технология обучения в сотрудничестве (создание условий для совместной активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях); технология проекта (акти...