Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Л.М. Рыбченковой и др. (М.: Просвещение,2012)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rya_6.docx55.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

__________________________________________________________________________________________

микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45. e-mail: urengoy2@pur.yanao.ru,

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047182000

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

___________        Е.В. Крепешева

Приказ №   __

от   31  августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 5 класса основного общего образования

(предмет, класс, уровень образования)

Препута Елены Прокопьевны первая квалификационная категория

(Ф.И.О. учителя, категория)

2019/2020 учебный год,  срок реализации 1 год

  СОГЛАСОВАНО

  Зам. директора

 по      образовательному        процессу

    __________  М.А. Гречишникова                              

         РАССМОТРЕНО

         на заседании методического объединения

         протокол  № __

         от  __  августа  2019г.

        _______   И.А. Семыкина,  руководитель ШМО

 

                                                                   п.г.т. Уренгой

                                                                                    2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Л.М. Рыбченковой и др. (М.: Просвещение,

2012 г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности:

Содержание учебного предмета «Русский язык» 6-й класс

Количество часов для изучения предмета-204 (6часов в неделю)

Количество учебных недель-34

Введение. (6ч)

Русский язык - государственн ый язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы

Морфемика. Словообразование. Орфография(22ч)

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-, -зор- -зар-,скак- - скок-, -ровн- -равн-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, правописание гласных о- и е- в корнях после шипящих.. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

Лексикология,орфография,культура речи(39ч)

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

Морфология (125ч)

Имя существительное(20ч) Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на - мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени).

Имя прилагательное (29ч) Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагател ьных. Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах - ан - ( -ян -), -ин -, -онн - ( -енн -) в именах прилагательных; различение на письме су ффиксов - к - и -ск -. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага - тельных (уменьшител ьно -ласкательное и неполноты качества). Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Имя числительное (17ч) Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числ ительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание чи слительных. 17 ч. (1 4 ч + 3 ч) 1. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л. М. Рыбченкова,О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2015.Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять чи слительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными

Местоимение.(26ч) М естоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склон ение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3 -го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед су ффиксами -то, -либо, - нибудь и после приставки кое - . Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях

Глагол.(33ч) Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

Синтаксис и пунктуация.(12ч)

Основные единицы синтаксиса. Простое предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Синтаксический разбор простого и сложного предложений

                                   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку 6 класс 210часов (6 часов в неделю)

УМК Л.М. Рыбченкова,О.А.Александрова.. А.Г. Нарушевич Русский язык . 6класс М.:       Просвещение,2016

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов

Количество часов

1.

Введение.

6

2.

Морфемика, словообразование, орфография.

22

3.

Лексикология,орфография,культура речи

40

4.

Морфология.

129

5.

Синтаксис и пунктуация.

13

 

ИТОГО:

210

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

Введение (4часа+ 2часа развития речи)

1.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения

1

03.09

2.

Понятие о функциональных разновидностях языка

1

04.09

3.-4

Р/р Текст и его признаки.

2

05.-06.09

5.-6

Орфоэпические нормы

2

09.09

Морфемика. Словообразование. Орфография. 22часа (19 часов + 3 развития речи)

7-8

Состав слова

2

10-11.09

9

Р/р Определение принадлежности текста к функциональной разновидности языка

1

12.09

10-12

Основные способы образования слов в русском языке

3

13-16.09

13-14

Сложные и сложносокращённые слова.

2

17.-18.09

15-16

Понятие об этимологии.

2

19-20.09

17-18

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2

23.09

19-20

Р/р Сочинение на лингвистическую тему.

2

24-25.09

21-23

Буквы о/а в корнях гор/гар, зор/зар, раст/рос.

3

26.-23.09

24-25

Правописание приставок пре/при

2

23-24.09

26

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

1

25.09

27

Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1

26.09

28

Работа над ошибками.

27.09

Лексикология. Орфография. Культура речи.40 часов (34 часа + 6 развития речи)

29-30

Повторение изученного в 5 классе.

2

30.09-01.10

31-32

Р/р Сочинение- рассказ о народном промысле

2

02.10-03.10

33-34

Метафора.

2

04.-07.10

35-36

Лексические выразительные средства.

2

07.10-08.10

37

Р/р Подготовка материалов для сочинения- описания.

1

09.10

38-41

Чередование гласных в корнях скак/скоч, равн/ровн, твар/твор

4

10.10-14.10

42

Исконно русские слова

1

15.10

43-44

Заимствованные слова

2

16-17.10

45-46

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

2

18-21.10

47-48

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления

2

21.10-22.10

49-50

Общеупотребительные слова. Диалектизмы

2

23.10-24.10

51-52

Профессионализмы.

2

25.10

53

Жаргонизмы

1

05.11

54-55

Стилистически нейтральная и книжная лексика.

2

06.11-07.11

56-57

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика

2

11.11

58

Р/р Сочинение- рассуждение.

1

12.11

59-60

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

2

13-14.11

61-62

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные

2

15.11-18.11

63-64

Р/р Изложение прослушанного текста.

2

18.11-19.11

65-66

Повторение темы «Лексикология»

2

20.-21.11

67

Контрольная работа по теме «Лексикология »

1

22.11

68

Работа над ошибками

1

25.11

Морфология 129 (108 часа + 21 развития речи)

Имя существительное 21час

69

Части речи в русском языке

1

26.11

70-71

Имя существительное как часть речи.

2

27-28.11

72-73

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные

2

29-2.12

74

Имена существительные общего рода

1

2.12

75

Морфологический разбор имени существительного

1

03.12

76

Р/р Стиль текста

1

04.12

77-79

Словообразование имён существительных

3

05-09.12

80-82

Сложносокращённые имена существительные

3

10-

83-85

Правописание сложных и сложносокращённых имен существительных

3

86-87

Повторение темы «Имя существительное».

2

88

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

89

Работа над ошибками

1

Имя прилагательное31час

90-91

Имя прилагательное как часть речи

2

92-93

Р/р Особенности строения текста- описания

2

94-95

Степени сравнения имён прилагательных Сравнительная степень

2

96-97

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень

2

15.12

98

Р/р Сжатое изложение

1

16

99-100

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

2

101-102

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные

2

103-104

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные

2

105-106

Морфологический разбор имени прилагательного

2

107-108

Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

2

109-111

Н//НН в суффиксах имён прилагательных

3

112

Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных

1

113

Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные

1

114

Правописание сложных имен прилагательных

1

115-116

Р/р Описание признаков предметов и явлений окружающего мира

2

117-118

Повторение темы «Имя прилагательное»

2

119

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

120

Работа над ошибками

1

Имя числительное 18часов

121-122

Имя числительное как части речи

2

123-124

Простые, сложные и составные числительные

2

125

Количественные и порядковые числительные

1

126

Р/р Роль числительных в тексте

1

127-129

Склонение числительных.

3

130-131

Разряды количественных числительных

2

132

Р/р Сочинение на лингвистическую тему

1

133

Синтаксическая роль числительных в предложении

1

134

Р/р Лексические способы сокращения текста.

1

135

Морфологический разбор числительного

1

136

Повторение темы «Имя числительное»

1

137

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1

138

Работа над ошибками

1

Местоимение 26часов

139-140

Местоимение как часть речи.

2

141-142

Личные местоимения

2

143

Р/р Приемы сжатия текста

1

144

Возвратное местоимение себя

1

145-146

Притяжательные местоимения

2

147-148

Р/р Сочинение- описание картины.

2

149

Указательные местоимения

1

150-151

Определительные местоимения

2

152

Р/р Текст. Логика текста

1

153-154

Вопросительно-относительные местоимения

2

155-156

Неопределённые местоимения

2

157-158

Отрицательные местоимения

2

159

Морфологический разбор местоимений

1

160-161

Р/р Сочинение- описание картины

2

162

Повторение темы «Местоимение »

1

163

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1

164

Работа над ошибками

Глагол 33часа

165-166

Глагол как часть речи

2

167-168

Глаголы совершенного и несовершенного вида

2

169

Разноспрягаемые глаголы.

1

170

Переходные и непереходные глаголы.

1

171

Возвратные глаголы

1

172-174

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

3

175

Условное наклонение.

1

176-177

Р/р Сочинение- рассуждение

2

178-181

Повелительное наклонение

4

182-183

Р/р Создание текста- инструкции

2

184

Употребление наклонений.

1

185-187

Безличные глаголы.

3

188

Морфологический разбор глагола

1

189-191

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

3

192-193

Р/р Рассказ о событии

2

194-195

Повторение темы «Глагол»

2

196

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

197

Работа над ошибками.

1

Синтаксис и пунктуация 13 (10 часов + 3 развития речи)

198

Основные единицы синтаксиса.

1

199-200

Простое предложение

2

201-202

Р/р Сочинение- описание картины.

2

203

Порядок слов в предложении.

1

204-205

Простое осложнённое предложение.

2

206

Р/р Рассуждение.

1

207-208

Сложное предложение

2

209

Синтаксический разбор простого и сложного предложений

1

210

Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Контрольно-измерительные материалы

«Русский язык 6 класс»

Программа Л.М. Рыбченковой


Контрольная работа №1 по теме «Морфемика, словообразование, орфография».(01.10.2019)

Цель: определение уровня сформированности умений определять способ образования слов, выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Текст для работы

1) Инт_ресно заноч_вать ноч_ю в сов_ршенно незнакомом месте! 2) Утром, при свете со_нца, всё покажет_ся совсем другим, чем виделось ноч_ю: с восходом со_нца придёт_ся тебе всё зан_во открывать.

3) Тёмные х_лмы, что угрюмо окружали ноч_ю со всех сторон, пр_вратятся при свете в весёлые купы кустов. 4) А то, что к_залось д_лёкими гребнями гор, вдруг обернётся ст_нойбли_кого леса. 5) И так всегда: словно л_жиш_ся спать в одном месте, а просыпа_ш_ся в другом!

6) В незнакомом месте невольно вслушиваеш_ся больше обыч_ного, а потому и слыш_ш_ больше, чем надо, — сам от себя гониш_ сон. 7) Утром вместе с т_мнотой разойдутся и страхи: откроет_ся взору земля, тобой ещё не виденная. (Н. Сладков)


Задания

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, где это необходимо.

2. Выпишите из 1-го предложения слова, образованные приставочным способом.

3. Выпишите из 4-го предложения слова с нулевым окончанием и без окончания.

4. Выпишите 3 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

5. Выполните разбор по составу слов окружали, вслушиваешься.

Контрольная работа №2 по теме «Лексикология».(24.10.2019)

Цель: проверка уровня сформированности умений читать и понимать текст, использовать информацию текста при написании сочинения; создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи.

Текст для работы

ЧТО ТАКОЕ КОМЕТА И ОТКУДА У НЕЁ ХВОСТ?

Комета — спутница Солнца, но не такая спутница, как Земля.

Она или приближается к Солнцу, или совсем удаляется от него: иная так далеко залетит, что её обратно и через тысячу лет не дождёшься.

Одна из самых известных комет — комета Галлея, период её обращения — 76 лет, и учёные считают её составной частью Солнечной системы.

Нет у кометы земного постоянства, земной твёрдости. Ведь она состоит не из твёрдого вещества, а из мелких частиц и замёрзшего газа. Вот её и носит по Вселенной.

Когда комета приближается к Солнцу, у неё появляется хвост. Она распускает огромный хвост: «Подумаешь, что нам Солнце, мы и сами с хвостами!»

Длина этого хвоста может достигать десятков миллионов километров. Им можно обмотать Землю по экватору тысячи раз. Но это только тогда, когда комета приближается к Солнцу. А когда она удаляется от Солнца, хвост у неё всё уменьшается, уменьшается, как будто комета его поджимает.

Потому что теперь ей уже не так тепло и светло. Вокруг космический холод, темнота, вот какие вокруг условия. Тут уж не до того, чтобы распускать хвост.

(В. Ю. Постников. «Моя самая первая книжка обо всём. Почемучка»)

Задания

1. Подчерните все термины, встретившиеся в этом тексте.

2. Подчеркните другим цветом разговорные слова и выражения.

3. Докажите, что слово хвост многозначное.

4. Напишите, как вы понимаете выражения распускать хвост, поджать хвост

Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное»(05.11.2019)

Цель: определение уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль; употреблять имена существительные в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами.

Текст для работы

Однажды китайский император приказал устроить необычный памятник: перед дворцом на специальной площадке насыпали землю, которую привезли со всех концов Китая. Это был символ богатства и могущества империи.

«Земля-матушка», «земля-кормилица» — так уважительно называли почву в недавние времена. А былинные богатыри просили у родной земли «силу сильную».

Почва — это особый мир, настоящая Вселенная у нас под ногами.

Русский учёный В. В. Докучаев назвал почву «четвёртым царством природы», а первые три — это минералы, растения, животные.

В конце XIX века В. В. Докучаев опубликовал знаменитый труд «Русский чернозём». Он первый стал рассматривать почву как результат взаимодействия не только грунта и животных, но и климата, рельефа местности, геологической истории.

Чернозём — это настоящее чудо природы. Учёный добился, чтобы на Всемирной выставке в Париже был показан необычный экспонат — образец русского чернозёма. А в Парижской «Палате мер и весов» хранится кубический метр чернозёма из Воронежской губернии как эталон лучшей почвы в мире. (А. Е. Клиентов. Герои русской истории)


Задания

1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное. (Времена.)

2. Выпишите из текста примеры слов, употребляемых только в форме единственного числа. (Природа, чернозём, климат.)

3. Определите способ образования слов могущество и выставка. (Суффиксальный от могучий; суффиксальный от выставить.)

4. Выполните морфологический разбор слов Вселенная, памятник.

5. Выпишите из текста примеры того, как имя существительное в форме именительного падежа может выполнять разные синтаксические функции.


Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное»(25.12.2019)

Цель: определение уровня сформированности умений образовывать и использовать прилагательные разных разрядов, использовать их в речи, правильно оформлять на письме.

Учёные не раз пытались установить, кто из зверей самый умный. Для этого они давали животным специальные задания на сообразительность и того, кто лучше всех справится с заданиями, считали самым сообразительным.

Вот как распределились места в таком необычном соревновании.

Первое место заняла наша ближайшая родственница во всём мире животных — обезьяна, абсолютная и неоднократная чемпионка во многих соревнованиях на сообразительность.

Второе место заняла лиса. В сказках лиса самая хитрая. Но она не просто хитрая, она ещё вдобавок и сообразительная.

Третье место занял енот.

Четвёртое место, хоть это покажется удивительным, заняла свинья. Оказывается, она тоже сообразительная.

Собака вышла лишь на пятое место, а вот шестое место занял баран.

Этого никто не ожидал. Баранья глупость даже вошла в пословицу. Иногда говорят: «Смотрит, как баран на новые ворота». Это значит, что тот, о ком говорят, смотрит и ничего не понимает.

Но особо всех поразила мышка, которая заняла девятое место, в то время как кошка заняла только одиннадцатое.

Жаль, что дельфин не принял участия в этом соревновании, уж он бы себя показал.

Дельфин вообще себя хорошо зарекомендовал, и не только в соревнованиях. Он оказался и добрым, и самоотверженным, и сообразительным.

Доброта и ум между собой тесно связаны. Добрый ещё станет умным, а злой — никогда. Потому что злой ничего не видит, кроме себя, а добрый всё видит.

Поэтому, если хочешь стать умным, стань сначала добрым, чтобы видеть в жизни не только себя. (По книге В. Ю. Постникова «Моя самая первая книжка обо всём. Почемучка»)

Задания

1. Выпишите по одному примеру прилагательных каждого разряда. 2. Выпишите примеры прилагательных в разных формах сравнительной степени.

3. Выпишите примеры прилагательных, которые в тексте выполняют различные синтаксические функции.

Контрольный диктант №5 по теме «Имя числительное»(16.02.2020)

Цель: определение уровня сформированности умений образовывать числительные разных разрядов, склонять числительные, использовать их в речи.

Порой очень важные морские открытия были сделаны морскими разбойниками — пиратами, активность которых заметно возросла с середины XVI века.

Самым знаменитым пиратом всех времён был англичанин Фрэнсис Дрейк.

Он готовил набег на Тихоокеанское побережье Южной Америки, и неожиданно пиратский рейд обернулся одним из самых замечательных морских путешествий.

Флотилия Дрейка из четырёх кораблей водоизмещением по 100 тонн вышла из порта на юге Англии. Через четыре месяца корабли вошли в Магелланов пролив.

Страшным испытанием для кораблей стал шторм, продолжавшийся 52 дня. Один корабль повернул в Англию, другой затерялся в океанских волнах. Бурю преодолел только один корабль — «Золотая лань». Волны небывалой силы и высоты отнесли корабль южнее архипелага Огненная Земля, и он оказался в безбрежном морском пространстве, о существовании которого никто не подозревал.

Так неожиданно был открыт пролив между Южной Америкой и Антарктидой, самый широкий пролив Мирового океана. Длина его — 460 километров, ширина — 1120 километров, а максимальная глубина — 5249 метров!

Пролив получил имя Дрейка, его первооткрывателя. (По материалам детской энциклопедии «Я познаю мир»)


Задания

1. Найдите в предложении Длина его — 460 километров... все числительные и подчеркните их как члены предложения.

2. Выполните морфологический разбор числительного из предложения Страшным испытанием для кораблей стал шторм... .

Контрольная работа №6 по теме «Местоимение»(12.04.2020)

Цель: определение уровня сформированности умений определять разряды местоимений, анализировать и характеризовать их значение, морфологические признаки, роль в предложении и тексте.

Текст для работы

1) Кто-то где-то кому-то сказал, что шоколад растёт прямо на шоколадном дереве.

2) Но это не так.

3) На свете действительно есть дерево, которое так и называется — шоколадное. 4) Но на нём растут не конфеты в красивых обёртках и не плитки шоколада, а крупные зелёные ягоды, которые называются какао-бобы.

5) Какао-бобы — это не шоколад и даже не какао. 6) Никто из местных мальчишек не рвёт их с дерева и не ест вместо конфет, потому что эти ягоды очень горькие. 7) Но зато из этих горьких ягод делают настоящий, душистый, очень сладкий шоколад.

8) Ах, шоколад! 9) Положи его на язык — сам во рту тает.

10) А тает он оттого, что в какао-бобах много особого масла, которое называется какао-масло. 11) Оно при комнатной температуре застывает, становится твёрдым и хрупким. 12) Урони его на пол — разобьётся, как стёклышко. 13) От прикосновения пальцем оно начнёт таять, как льдинка. 14) Какао-масло — это тоже ещё не шоколад. 15) На нём замешивают тесто, из которого готовят шоколад.

16) Делают это так. 17) Берут какао-масло, сыплют туда сахар, мелко растёртые какао-бобы, добавляют по вкусу молоко, орехи, цукаты. 18) И начинают месить. 19) Чем лучше перемешано шоколадное тесто, тем вкуснее получится шоколад. 20) Потом берут это тесто и дают ему остыть. 21) Это и есть самый настоящий шоколад, который любят все. (По книге В. Ю. Постникова «Моя самая первая книжка обо всём. Почемучка»)

Задания

1. Почему в 1-м предложении такое скопление неопределённых местоимений:

1) автор не знает имени и фамилии говорившего;

2) автор не хочет называть его имя и фамилию;

3) автор подчёркивает этим, что важно само наличие такого заблуждения, а не конкретное имя?

2. Укажите номера предложений, в которых есть описание-инструкция.

3. Можно ли в 6-м предложении заменить словосочетание эти ягоды личным местоимением? Почему?

4. Из предложений 13—19 выпишите все слова, написание которых регулируется правилом о написании гласных в корнях с чередованием.

5. Из предложений 3—6 выпишите отрицательное местоимение.

6. Напишите, к какому разряду относится местоимение в 12-м предложении. 7. Напишите небольшой текст-инструкцию, рассказывающую о том, как выпекают хлеб (готовят салат, вешают полку и т. п.).

Контрольный диктант№7 по теме «Глагол»(22.04.2020)

Цель: определение уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль; употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и орфографическими нормами.

Текст для работы

Ты заслоняешь мне солнце!

Александр Македонский был известен как человек с благородным сердцем и уважительным отношением к мудрецам.

Все хотели увидеть этого молодого царя, ученика великого Аристотеля. Жил в то время философ Диоген. Он бродил по Греции и всегда носил с собою бочку, в которой он жил.

Александр слышал о Диогене много, но необычный философ никак не приходил к царю, поэтому молодой царь решил сам отправиться на поиски этого человека.

Диоген поставил свою бочку на площади города, внутрь проникало солнце, а он лежал и грелся в его лучах.

В окружении своих друзей и офицеров Александр подошёл к Диогену и сказал: «Диоген, я восхищаюсь тобой. Проси у меня всё, что угодно, и ты это получишь».

Философ ответил ему просто: «Александр, я бы попросил тебя отойти, потому что ты заслоняешь мне солнце».

Ошеломлённая свита замолчала: никто и никогда не смел так отвечать царю.

А царь покачал головой и пробормотал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном!» (По книге С. Стефани. Александр Македонский)

Задания

1. Выпишите по 2 глагола I и II спряжения.

2. Выпишите примеры глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонениях.

3. Подчеркните грамматические основы в предложении

Диоген поставил свою бочку на площади города, внутрь проникало солнце, а он лежал и грелся в его лучах.


Контрольная работа №8 по теме «Синтаксис»(25.05.2020)

Цель: проверка уровня сформированности умения анализировать структуру простого и сложного предложений, пунктуационно грамотно оформлять простые предложения осложнённой структуры и сложные предложения.

Текст для работы

(1) В Александрии, основанной Александром Македонским в дельте великого Нила, была когда-то самая знаменитая в мире библиотека.

(2) Изо всех стран мира прибывали в Александрию торговые корабли.

(3) Они швартовались в гавани, но прибывшие на них люди не сразу могли попасть в город. За привезённые товары нужно было уплатить пошлину. У приезжих осматривали личные вещи и книги. По приказу царя Птолемея особенно редкие и ценные книги отбирались для библиотеки, а для владельцев их изготавливались копии с пометками о том, что книги совпадают с оригиналом.

(4) По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки, выписывали из Афин драгоценные рукописи, чтобы снять с них копии.

(5) В библиотеке хранились книги на греческом, египетском, латинском языках, книги на папирусе, пергаменте, пальмовых листах, пластинках из дерева и кости. Здесь были, например, рукописи из далёкой Индии, имелись и надписи на не ведомых никому и забытых уже тогда языках исчезнувших народов и культур.

(6) Древние учёные насчитывали от ста до семисот тысяч томов, хранившихся в уникальной библиотеке. В библиотеке можно было заниматься всеми науками.


Задания

1. Выпишите из 3-го абзаца слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

2. В 1-м предложении использовано слово дельта. Приведём несколько его значений: дельта — четвёртая буква греческого алфавита; дельта реки — низменность в низовьях реки, сложенная речными наносами; дельта — одно из древних названий созвездия Треугольника. Вспомните устойчивые выражения, в которых были использованы названия различных букв. (Альфа и омега, аз и буки.)

3. В одном из предложений есть словосочетание уплатить пошлину. Выберите из предложенных вариантов существительных и существительных с предлогами только те, которые сочетаются с глаголом оплатить — товар, проезд, за товар, за проезд.

4. Выпишите предложение с вводным словом.

5. Выполните полный синтаксический разбор предложения Здесь были, например, рукописи из далёкой Индии, имелись и надписи на не ведомых никому и забытых уже тогда языках исчезнувших народов и культур.

6. Выпишите из 5-го абзаца предложение с однородными членами, составьте его схему.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....