Правописание корней ЗАР - ЗОР. Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сухинина Людмила Анатольевна

Урок окрытия нового знания в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_korney_zar_-_zor._urok_onz_5_klass.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема

Правописание  чередующихся  гласных в корнях  зар-зор

Цель урока

Задачи

Сформировать навык правописания  гласных в корне зар-зор.

Обучающие (образовательные): научить учащихся  отличать корни с чередованием от омонимичных корней; выбирать гласную в корне зар - зор.
Развивающие: сформировать у учащихся планируемые УУД.
Воспитательные:  прививать интерес к познавательной деятельности, любовь к родному языку, родной природе.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты (УУД)

                       

 Предметные: научиться выбирать гласную в орфограмме а - о в корнях   зар – зор;  понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как их нельзя проверить ударением; уметь пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:     

  1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

  2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

  3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку,  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности,  любовь   к   русскому  языку,  родной природе.

Решаемые проблемы

Написание гласных А - О в корнях зар - зор

Деятельностный компонент урока

Формирование  способности учащихся активно участвовать в учебном процессе

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы, устного народного творчества,  изобразительно-выразительными средствами языка.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с  заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя (организация учебного процесса на этапах урока)

Деятельность учащихся

Организационный момент 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.  

                                                                                         

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.                                                                

Ребята, внимательно посмотрите на экран (фото – осенняя заря). Какое природное явление здесь изображено?  А  вам удавалось когда-нибудь видеть зарю?   Удивительное природное явление!  Но оно вдохновляло не только художников и фотографов. Писатели и поэты тоже пытались описать  и утреннюю, и вечернюю зарю. А К. Г. Паустовский считал само слово заря  одним из прекраснейших слов  русского языка.  Давайте прочитаем с вами текст, в котором тоже описывается  заря.    

  Осенний рассвет  нетор…плив. Над головами  с..реющая полоска неба. Вокруг тишина. Только слышится легкий суховатый шорох.

   В начале восьмого над лесом растекается вверх и вширь оранжевая з…ря.    Заг…раются золотом вершины берез и осин, зеленеет частокол елей между стволов сосен.

  Солнце ещё не  г…рячее, но всё-таки солнце!  Прибл…жается момент дивной лесной красоты. В застывшей тишине кувыркаются  жёлтые,  б…гряные листья, пёстрым ковром ложатся на землю.   (Б. Тимофеев).

Отвечают на вопросы учителя.

Читают текст.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие; фиксация затруднения

Цель этапа: актуализация знаний,  фиксация  затруднения в пробном учебном действии.

- С помощью каких средств описывает автор осенний рассвет?

Но обратите внимание: некоторые буквы в тексте затерялись. Давайте наведём порядок и вставим карандашом буквы на карточках.

- А теперь проверим, что получилось.  Объясните написание  слов с пропущенными буквами. Что это за орфограммы?  Какое слово у всех написано по-разному?  Почему так получилось?

Называют средства, с  помощью которых автор описывает рассвет.

Работают с карточками.

Объясняют, какие буквы  вставили, условия выбора орфограмм (безударные гласные: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся в слове загораются).

Слово заря   написали по-разному. Многие проверили словом зорька.

3. Выявление  места и причины затруднения

Цель этапа: фиксация  задания, вызвавшего  затруднение, выявление  места и причины затруднения для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений; формулировка  темы  и цели  урока.

Итак, какова цель нашего урока? Тема урока? (формулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня?  (происходит чередование)

зАря, зОри, зАрница, зОренька, озАрение, озАрённость, озАриться, зОрюшка, озАрив,  зОркий, узОр.

 Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях?  (от ударения)

–Сформулируйте новое правило  и  сравните ваши размышления с правилом в учебнике  (стр. 55). Насколько мы оказались правы?

     

 

Обсуждают ситуацию в группах, формулируют тему и цель  урока, записывают в тетради .

работают в парах:

распределяют слова в два столбика,  выделяют корень, определяют, от чего зависит написание (уже знают, что чередование может зависеть от суффикса А, последующей буквы, ударения). Предполагают: написание гласных зависит от  ударения.


Сравнивают  с  информацией в учебнике.

Формулируют новое правило, сравнивают  с  правилом в учебнике.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составление плана действий для достижения целей.

Какие же учебные цели мы ставим перед собой? Какие действия  понадобятся для достижения целей? Обсудите это в группах.

- Ребята, давайте составим план действий, чтобы легче  было запомнить правило.

1. Выделить корень.

2. Определить его лексическое значение.
3. Поставить ударение в слове.
5. Написать нужную гласную  в корне.

Пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне нельзя! 

Сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей в группах.

Составляют план действий.
Проговаривают   шаги алгоритма.

5. Реализация построенного проекта

Цель этапа: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

- А теперь давайте вернёмся к тексту на карточках.   Какую же букву надо писать в слове заря?  Используя алгоритм,  объясните написание гласной в  этом слове.  Сделаем вывод о чередовании  гласных в корне зар – зор.

  Используя алгоритм, объясняют написание гласной А в слове заря,  делают вывод.

Физкультминутка

А сейчас – физкультминутка!

Зайцы встали на заре,

Улыбнулись, потянулись,
Все немножко подросли,
Свои лапки потрясли.
Влево – вправо наклонились,
А потом все распрямились.


И ещё раз! Кто услышал при выполнении упражнений слова с чередованием, хлопните в ладошки!

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового материала; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

 
Спишите предложения, выделите орфограмму, выбор гласной объясните.

1. З…рю проспать – рубахи не достать.
2. З…ря надежду родит.
3. З…рьку прозевать – рубля не видать.

Как вы понимаете  смысл этих пословиц?

Учащиеся работают в парах, объясняют друг другу  выбор  гласной.

Объясняют смысл пословиц.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самостоятельное  выполнение  задания нового типа и осуществление  самопроверки, пошаговое  сравнение  с эталоном.

 Задание: вставьте подходящие по смыслу  и грамматически  слова в предложения, используя слова для справок.

1.Рядом с … стоит в одном поэтическом ряду слово «…» - одно из прекраснейших слов русского языка. (К. Г. Паустовский)

2. На …   трава омыта росой. (К. Г. Паустовский)

3. И пышет     …        … . (И. Никитин)

4. Крыши их запенились в …   гать. (С. Есенин)

Слова для справок:  з..рницей,  з..ревую,  з…ря,  з..рях,  з…ревом, з..ря.

Выполняют задание, затем проверяют.   Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.  

Работают со словарём: выясняют значение слова гать.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторение  и закрепление новых знаний

Задание: выберите из предложенных слов те, в которых написание чередующейся гласной зависит от ударения. Условия выбора орфограмм обозначьте графически.

Заг..рать, заг..релый, з..рево,  пол..жить, з..ря, заг..р, приг..реть, к..саться, изл..гать, з..рька, з...рница, подг..релый.

Ещё раз сделайте вывод о правописании корней – гар  - гор-, -зар - зор-.
                                                         

Выписывают слова, обозначают условия выбора орфограмм.

Делают вывод о правописании корней  -гар - гор-, -зар - зор-.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Задание: Найдите «лишнее слово»:

А) заречье, заря, зарница, зорька;
Б)  озарение, зорюшка, озарённый, узорчатый.

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

  -  Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке.

                                                               

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На  выбор:

1.  Составьте и запишите небольшой текст, используя как можно больше слов с корнями   зар – зор,  гар - гор  (не менее 6-7 слов).

2.  Составить словарный диктант с корнями зар - зор, гар – гор (не менее 12 слов)

Записывают задание.

        Приложение

          Лист самоконтроля   и самооценки


ученика …………………………………………….

Закончи предложение

Сегодня на уроке

1. я научился …

2. могу похвалить себя за то, что…

3. у меня были затруднения, когда …

4. могу похвалить одноклассников за то, что…

5. я работал на ….           (оцени свою работу)            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...