Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Цель урока: систематизировать  знания о предлоге,формировать навык написания производных предлогов,формирование навыков употребления предлогов  в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

18.03.2020. 7 класс «Б»                                                                

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по  теме «Предлог».

                                                        Цели урока:

1. Обучающие: а) систематизировать знания о предлоге;                                    

                            б) формировать навык написания производных предлогов;

2. Развивающие: а) развитие речи; формирование навыков употребления предлогов в  

                                   речи;

                            б) осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний;

3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок-обобщение.

Оборудование: раздаточный материал, таблица, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

  1. Оргмомент.

      2. Орфографическая минутка. Объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.

(Не)найти н..как предлог

Ра…казать вам (про) предлог.

Так ра…кажем просто так,

Что он дела..т и как.

(В)предложени..  (на) служб..

(С)падеж..м всегда он (в)дружб…,

(На) него показ..вает

И слова все связ..вает.

  О какой части речи едет речь? О предлоге.

(Показаться из-за туч, расположиться в лесу, сделать в течение недели, изо всех сил, подо мной, близ леса, висел надо мной, вследствие дождя, несмотря на непогоду, продолжение недели.)

3.Актуализация знаний.

Мы с вами в течение нескольких уроков изучали предлоги. Что с вами изучили? (ответы ребят)

4. Объявление темы урока, подведение учащихся к формулировке целей и задач урока

5. Интересные сведения о предлогах. Выступления учащихся.

  • Предлог -  в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
  • В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в  возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.
  • Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.
  • По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе). Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные  предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.
  • В русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением

           ( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет

           определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

  • В русском языке четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после него.

6.  Вопрос: «На какие разряды делятся предлоги? На какие две группы делятся предлоги по строению?» (По значению предлоги делятся на разряды: пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные. 

ПРЕДЛОГИ

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ:

В, НА, ИЗ-ЗА, ПОД, ОКОЛО,

ВОКРУГ, К, НАД

Обойти вокруг дома

ПРИЧИННЫЕ:

ПО, ОТ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ,

 ИЗ-ЗА, ЗА

Дрожать от холода

ЦЕЛЕВЫЕ:

ДЛЯ, РАДИ, НА

Работать на благо города

ВРЕМЕННЫЕ:

ЧЕРЕЗ, К, ДО, С, ПЕРЕД,

В ТЕЧЕНИЕ

Позвонить через месяц

ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ:

С, БЕЗ, В, ПО

Встретить с удивлением

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

О, ОБ, ПРО, С, ПО,

НАСЧЁТ

Говорить о деле

                 

                    ПРОСТЫЕ

В, НА, ЗА, ДО

               

                СОСТАВНЫЕ

В ТЕЧЕНИЕ, В СВЯЗИ С

7. А сейчас, вспомнив теоретические сведения, поиграем в игру «Четвертый лишний», аргументируя свой выбор. (Приложение 1)

1) Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)

2) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)

3) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не дополнительные)

4) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии (лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)

8.ЗАДАНИЕ: первый   текст по А.П.Чехову.

Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Определите значение предлога. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? Определите из какого произведения отрывок?

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Через (В.п). площадь; в(П.п.) шинели; с(Т.п.)узелком; в (П.п)  руке; за(Т.п.) ним; с (Т.п) решетом; на(П.п.) плошади; на(В.п) свет; около(Р.п) них.

7 предлогов употребляются с сущ.; 2 с местоимением.

9.Текст №1. История создания рассказа. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

«Хамелеон» рассказ Антона Павловича Чехова написанный в 1884 году. (В)первые был опубликован в журнале Осколки с подписью-псевдонимом А. Чехонте. Это произведение  жемчужина творчества писателя.

Текст №2.Главная мысль.

Автор высмеивает людей которые меняют свое мнение и решение от стечения обстоятельств.

Проверка.

«Хамелеон» — рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1884 году. Впервые был опубликован в журнале «Осколки» с подписью-псевдонимом А. Чехонте. Это произведение - жемчужина творчества писателя.

Текст №2.Главная мысль.

Автор высмеивает людей, которые меняют свое мнение и решение от стечения обстоятельств.

10.Работа с текстом. Второй фрагмент. Найдите в тексте предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Очумелов делает (полу)оборот( на)лев.. и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, вид..т он  стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и  подняв вверх правую руку показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: Ужо я сорву с тебя шельма!, да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы растопырив передние ноги и др..жа всем телом  с..дит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

Проверка

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

В тексте 11 предлогов. К-1;В-4;С-2;ОКОЛО-1;НА-3. Наиболее употребительны –на в 3 раза; в-в 4 раза.

11.Проверка домашнего задания.

1 Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

Говорить (на) счет работы; (не) смотря на холод; (в) виде бабочки; (в) следстви (е, и) ливня; шли, (не) смотря вниз; (в) продолжени (е, и) книги; (в) течени (е, и) года; узнал (в) последстви (е, и);

2. Исправить ошибку и записать верно предложения: 1) Благодаря болезни я не был в театре. 2) Это было сделано вопреки приказа командира.

12.Задание 3 ВПР. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (На)счёт спортивной секции спонсоры перевели деньги.
2) 
(В)течени.. всей ночи лил дождь.
3)  По ночам
(во)круг деревни ходил сторож с колотушкой.
4) 
(В)продолжени.. романа мы узнали много интересного о дальнейшей судьбе героев.

13. Вопросы: На какие группы делятся предлоги по происхождению?

(Производные и непроизводные) (слайд №3)

- Как образуются производные предлоги? 

         (Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи путем утраты ими  своего значения и морфологических признаков).

Как отличить производный предлог от другой части речи?       

            - к предлогу нельзя поставить вопрос;

        - у предлога нет самостоятельной роли;

        - к предлогу можно подобрать синоним;

        - у предлога на конце пишется е.

14.Определите производные и непроизводные предлоги.

1.Благодаря массе новых впечатлений, день для Каштанки прошел незаметно.

2.Каштанка бежала навстречу незнакомцу.

3.В течение нескольких минут Каштанка внимательно смотрела на столяра.

4.Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель. («Ванька»)

5.Сторож ходил вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. («Ванька»)

Синтаксический разбор предложения-4.

15. Работа с тестом. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

     Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается.

     Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)( А.П.Чехов «Репетитор»)

Непроизводные: в, с. в, за. с, с, по, за, в, во ,в.

Производные: согласно.

Наиболее употребительные в-5,с-3

16. Восстановите фразеологизм. Объясните их смысл.

Восстановите фразеологизмы (запишите), объясните их смысл.

I  

Предлоги: во,   на,  вокруг.    

  1. Зарубить, нос –
  2. Обвести, палец –
  3. Все, лопатки –

II

Предлоги:  во, на, без.

  1. Язык, кости –
  2. Семь, пядь, лоб –
  3. Смотреть, как, баран, ворота, новые –

III

Предлоги:  в, за, за.

  1. Брать, бык, рога –
  2. Как, рыба, вода –
  3. Заткнуть, пояс –

17.Речевая разминка для всего класса. Замена производных предлогов синонимичными непроизводными.

Попробуем заменить длинное слово более коротким. Я буду читать существительное с предлогом, а вы назовите более короткий синоним, то есть замените производный предлог не производным: вследствие бурана (из-за), насчёт похода (о), ввиду заморозков (из-за), сидят возле костра (у), в течение дня (за), спустя несколько лет (через).

Вывод: в речевой практике необходимо употреблять синонимичные пары производных и непроизводных предлогов, с целью избежать неоправданные повторы слов.

18.Правописание предлогов.

Совершить ошибку вследствие рассеянности.

Устранить ошибку в следствии по уголовному делу.

Ремонтировали дом в продолжение месяца.

В продолжении романа встретились старые герои.

У нее брошь  наподобие цветка.

Ввиду недостатка времени не будем отклоняться от темы.

Что вы имеете в виду?

Несмотря на непогоду он бежал через парк, не  смотря под ноги, на встречу приключениям

 19. Определите, в каком падеже нужно поставить существительные. Запишите недостающие окончания у существительных.

Успели на поезд вопреки опоздани… самолета,  авария предотвращена благодаря бдительност.. водителя;  благодаря хорош… уход.., ребенок скоро выздоровел; вопреки решени… суда,  согласно план… строительства, вопреки просьб… учителя.

Карта для самопроверки

Успели на поезд вопреки опозданию самолета; авария предотвращена благодаря бдительности водителя;  благодаря хорошему уходу, ребенок скоро выздоровел; вопреки решению суда,  согласно плану строительства, вопреки просьбе учителя.

20. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей. Исправьте их.

Оплатить за билет, уверенность в победу, беспокоиться за младшего брата, отзыв на стихотворение, указать о недостатках, таблетки для головной боли.

Карта для самопроверки.

Заплатить за билет. Уверенность в победе. Беспокоиться о младшем брате. Отзыв о стихотворении. Указать на недостатки. Таблетки от головной боли.

21. Заполните кроссворд.

Кроссворд

1    п

2

      р

3

 

 

 

      е

 

 

 

4

 

 

      д

 

5

 

 

      л

 

 

6

 

 

      е  

 

7  

 

 

 

 

      г

  1. Синоним предлогов  возле, вблизи, в присутствии (чего, кого).
  2. Антоним предлога  вдоль.
  3. Синоним предлогов наперекор (чему), против (чего).
  4. Антоним предлога впереди (кого, чего).
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через (что).
  7. Синоним предлога кругом.

Ответы: 1-при

2.поперк.

3.вопреки.

4.порзади.

5.после.

6.сквозь.

7.вокруг.

22. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Продолжите высказывания:

                        Сегодня на уроке я

  • Вспомнил…
  • Узнал новое…
  • Научился…
  • Самым трудным на уроке было…
  • Самым интересным на уроке было…
  • Цель, которую поставили в начале урока, достигли таким путем…

21. Домашнее задание.

Определите форму глаголов−сказуемых, начиная со второго предложения. В текстах какого стиля чаще используются односоставные предложения с такими глаголами−сказуемыми? Выпишите предложные словосочетания с зависимыми словами.
Сила и оч..рование тайги не в деревьях−г..гантах и не в гробовой т..шине, а в том, что разве одни только перелётные птиц.. знают, где она кончает(?)ся. В первые сутки (не)обраща..шь на неё внимания; во вторые и в третьи уд..вляешься, а в четвёртые и пятые пережива..шь такое настроение, как будто (ни)когда (не)выб..решься из этого зелёного чудовища. Взб..рёшься на высокий холм, покрытый лесом, глян..шь (в)перёд, на восток, по направлению дороги, и вид..шь (в)низу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, и так без конца; через сутки опять взглян..шь с холма вперёд — и опять та же картина. (А. Чехов)

 Проверка.

Сила и очарование тайги не в деревьях−гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелётные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на неё внимания; во вторые и в третьи удивляешься, а в четвёртые и пятые переживаешь такое настроение, как будто *никогда не выберешься из этого зелёного чудовища. Взберёшься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперёд, на восток, по направлению дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, и так без конца; через сутки опять взглянешь с холма вперёд — и опять та же картина. (А. Чехов)
Форма глаголов−сказуемых − 2−е л., ед. ч., настоящее время.
Односоставные предложения с такими глаголами−сказуемыми чаще используются в текстах публицистического стиля.
Предложные словосочетания с зависимыми словами: сила и очарование в деревьях−гигантах; сила в гробовой тишине, сила в том, в первые сутки, обращаешь на нее внимание, во вторые сутки, в третьи сутки, в четвертые сутки, в пятые сутки, не выбраться из чудовища, взобраться на холм, глянуть на восток, глянуть по направлению дороги, видишь холм от леса, видишь за ним, через сутки взглянешь.              

      Тестовая работа по теме «Предлог»

1. К служебным частям речи не относится:

  1. местоимение
  2. частица
  3. союз
  4. предлог

2. Найдите ошибку в употреблении падежной формы:

  1. согласно приказу
  2. оплатив билет
  3. отличать плохое от хорошего
  4. благодаря разумного графика

3. Буква  И пишется:

  1. в течени_  двадцати лет
  2. задача наподоби_ предыдущей
  3. в продолжении_ двух месяцев
  4. на протяжени_  долгих лет

4. Пишется слитно:

  1. Я имел (в)виду совсем другое.
  2. (На)верху холма было очень холодно.
  3. (В)связи с общим потеплением уровень воды в океане повысился.
  4. (В)виду плохой погоды экспедиция была отложена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Обобщение и систематизация изученного по теме деепричастие"

Презентация к обобщающему уроку в 7 классе по теме деепричастие. этот урок может помочь в подготовке к контрольному диктанту по этой теме....

Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"

Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: до...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

Обобщение и систематизация изученного о глаголе

Первый урок из трех, запланированных на повторение раздела "Глагол". Различные формы проверки степени усвоения материала позволяют составить объективную картину качества знаний учеников, а включение и...

Урок русского языка в 6 классе "Обобщение и систематизация изученного о местоимении"

Урок систематизации и обобщения  знаний после изучения раздела "Местоимения".  Содержит презентацию....

Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".

Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности"....