Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Касаткина Светлана Алексеевна

Настоящая рабочая программа разработана  к Программе основного общего образования по русскому языку для 9 класса и ориентирована на использование учебника «Русский язык. 9 класс», авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г. Нарушевич. – М: «Просвещение»,  2019.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________Н.А.Слепцова

«__»_________20__г.           «_____»__________20__г.               пр №___«__»_______20__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

Учитель: Касаткина Светлана Алексеевна

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе основного общего образования по русскому языку для 9 класса и ориентирована на использование учебника «Русский язык. 9 класс», авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г. Нарушевич. – М: «Просвещение»,  2019.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона «Об образовании» Российской Федерации;
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования // ФГОС. М.: Просвещение, 2008;
  • Программы по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений/авт. программы Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова,– М: «Просвещение»,  2011.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).

Срок реализации программы: 2019-2020; 2020-2021; 2021-2022 уч.г.

Общая характеристика предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Внутрипредметные и межпредметные  связи.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, но предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.) Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.

Обучение по программе строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Цели обучения и место учебного предмета « Русский язык» в федеральном базисном плане.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Планируемые результаты

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен…

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX  классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

По связной речи. Определять стиль и тип текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Писать подробное изложение прослушанного текста.

 Писать сочинение публицистического характера. Создавать собственный оригинальный текст публицистического стиля на основе сопоставления предложенных текстов, производить текстоведческий анализ. Определять проблему, поднятую автором текста, выражать (устно и письменно) собственное отношение к проблеме.

Писать заявление, автобиографию.

Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения и изложения, находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте.  

В результате изучения русского языка ученики должны

знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Содержание предмета

К-во часов

1

Язык. Речь.  Простое предложение. Аудирование и чтение . Приёмы сжатия текста Повторение пройденного в 5-8 классах. Функциональные разновидности современного русского языка. Официально-деловой стиль. Чтение и его виды.

17

2

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

3

3

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

18

4

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

34

5

Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

17

6

Типы сложных предложений с разными видами связи.

Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.

10

7

Подведение итогов

3

102

Учебно–тематический план

Наименование раздела, темы

Кол.

часов

Из них

Контрольные  работы.

Развитие речи

1

Язык. Речь

17

2

4

2

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Сложное предложение

3

3

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение.

18

1

6

4

Сложноподчинённое предложение

34

1

7

5

Бессоюзное сложное предложение

17

1

4

6

Сложное предложение с разными видами связи

10

1

3

7

Подведение итогов

3

2

Итого

102

8

24

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

План

Факт

Язык. Речь – 17 часов

1

Язык как зеркало национальной культуры

2

Русский язык как развивающееся явление

3

Развитие речи. Аудирование и чтение (упр.11). Приёмы сжатия текста

4

Повторение изученного в 8 классе

5

Повторение изученного в 8 классе

6

Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение

7

Функциональные разновидности современного русского языка. Официально-деловой стиль

8

Русский язык — язык русской художественной литературы

9

Контрольная работа по стилистике

10

Анализ контрольной работы

11

Развитие речи. Аудирование и чтение (упр.76). Сочинение-рассуждение  на основе прочитанного текста

12

Чтение и его виды

13

Чтение и его виды

14

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

15

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

16

Контрольный диктант.

17

Работа над ошибками

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Сложное предложение – 3 часа

18

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений

19

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

20

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

Сложносочинённое предложение – 18 часов

21

Понятие о сложносочинённом предложении, его строении

22

Понятие о сложносочинённом предложении, его строении

23

Развитие речи. Сжатое изложение

24

Развитие речи. Сжатое изложение

25

Виды сложносочинённых предложений. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

26

Виды сложносочинённых предложений. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

27

Развитие речи. Сочинение-рассуждение (упр. 105)

28

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

29

Знаки препинания  в сложносочинённом предложении

30

Знаки препинания  в сложносочинённом предложении

31

Знаки препинания  в сложносочинённом предложении. Пунктуационный практикум

32

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения

33

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения

34

Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Сложносочинённое предложение»

35

Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение»

36

Анализ контрольной работы

37

Развитие речи. Описание картины

38

Развитие речи. Сжатое изложение

Сложноподчинённое предложение – 34 урока

39

Понятие о сложноподчинённом предложении

40

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчинённом  предложении

41

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчинённом  предложении

42

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчинённом  предложении

43

Развитие речи. Сочинение-рассуждение (упр. 145)

44

Развитие речи. Анализ сочинений

45

Классификация сложноподчинённых предложений

46

Развитие речи. Сочинение-рассуждение (упр. 155)

47

Сложноподчинённые предложения  с придаточными определительными

48

Сложноподчинённые предложения  с придаточными определительными

49

Развитие речи. Сочинение в жанре экскурсионного сообщения (упр.167)

50

Развитие речи. Сочинение в жанре экскурсионного сообщения

51

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

52

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

53

Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными.

54

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

55

Сложноподчинённое предложение  с придаточными места

56

Развитие речи. Сочинение-рассуждение (упр.196)

57

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.

58

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели. Свободный диктант

59

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия

60

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Свободный диктант

61

Сложноподчинённые предложения с придаточными  уступки.

62

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени

63

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени

64

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

65

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

66

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

67

Развитие речи. Сочинение (упр. 237)

68

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения

69

Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Сложноподчинённое предложение»

70

Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Сложноподчинённое предложение»

71

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение»

72

Анализ контрольной работы

Бессоюзное сложное предложение – 17 уроков

73

Понятие о бессоюзном сложном предложении

74

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.  Виды бессоюзных сложных предложений

75

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.  Виды бессоюзных сложных предложений

76

Развитие речи. Сочинение-рассуждение (упр.268)

77

Развитие речи. Сочинение-рассуждение (упр.268)

78

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

79

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

80

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

81

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

82

Развитие речи. Дебаты (упр. 291)

83

Развитие речи. Дебаты (упр. 291)

84

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении

85

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении

86

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

87

Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Бессоюзное сложное  предложение»

88

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное  предложение»

89

Анализ контрольной работы

Сложное предложение с разными видами связи – 10 часов

90

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

91

Развитие речи. Сочинение-рассуждение (упр.323, 324)

92

Развитие речи. Сочинение-рассуждение (упр.323, 324)

93

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

94

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

95

Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Сложное предложение с разными видами связи»

96

Контрольная работа по теме «Сложное предложение с разными видами связи»

97

Анализ контрольной работы

98

Повторение и систематизация изученного.

99

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Подведение итогов – 3 часа

100

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ

101

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ

102

Анализ контрольной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....