рабочая программа по русскому языку, 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)

Козлова Алла Владимировна

Русский язык. Рабочая программа 5 класс, с учётом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа467 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 354

Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Русский язык»

в 5 А  классе

                                           

Составитель:

                           Козлова Алла Владимировна,

                                        учитель русского языка и литературы

        высшей категории

2019-2020

учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Русский язык» ____5___ класс

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий  разделы: пояснительную записку; общую характеристика курса; место предмета в учебном плане, требования к результатам обучения и  освоению содержания курса (специальные и общие предметные умения, навыки); основное содержание курса, планируемые результаты изучения курса, календарно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения; средства контроля, нормы и критерии оценивания.

Цели и задачи обучения

Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:

  • формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
  • формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у учащихся чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык и литература традиционно образуют основу отечественного образования. Русский язык необходим гражданину России как основное средство общения с другими людьми. Литература, созданная на русском языке, является носительницей важных для самосознания народа и отдельной личности смыслов, духовно-нравственных представлений. Язык и литература сохраняют исторический опыт поколений и передают его потомкам.

Человек с детства думает и выражает свои мысли на родном языке, с его помощью он познает мир и приобщается к национальной и мировой культуре. Привычность использования языка мешает осознавать, что полноценное овладение им должно быть результатом сознательного труда и приложенных усилий. Чем лучше мы умеем применять коммуникационные и стилистические ресурсы языка, тем большего мы можем достичь, потому что умение грамотно и выразительно говорить и писать, слушать, читать и понимать является основой интеллектуального развития личности, способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной области.

Преподавание школьных учебных предметов в большей части образовательных организаций России ведется на русском языке. Итоговая аттестация всех уровней для всех без исключения обучающихся проходит также на русском языке. Следовательно, от качества освоения русского языка зависит общая и специальная грамотность человека (в том числе, математическая, естественнонаучная, инженерно-техническая и т. д.), его последующее развитие в качестве полноправного члена общества и профессиональная реализация в избранной сфере трудовой деятельности. Качественное освоение русского языка гражданами Российской Федерации тем самым является важнейшей для государства задачей.

Предмет входит в образовательную область «Филология». Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций  выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция:

– Формирование у учащихся чувства языка.

– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция:

– Овладение функциональной грамотностью.

– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности

Культуроведческая компетенция:

- осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики языка,

- владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебника, тексты которого содержат в себе  культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Главная идея обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе в количестве 170 ч. (5 ч. в неделю из федерального компонента, 34 учебные недели). Из них для проведения контрольных  работ – 9  часов, для уроков развития речи – 30 часов.

Учебно-методический комплект

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, в 2-х частях, 2014 (М.: Просвещение), реализующий требования ФГОС  по русскому языку,    методические рекомендации к учебнику, дидактические материалы.

Разделы учебника  содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)

Логические связи предмета с другими предметами учебного (образовательного) плана

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Постепенное развитие познавательной деятельности в 5 классе дает возможность интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. Данный учебный предмет опирается на знания учащихся, полученные ими на уроках истории, географии, обществознания, литературы, иностранного языка, изобразительного искусства, истории и культуры СПБ.

 В рамках внеурочной деятельности учащиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку, в альтернативных олимпиадах, таких как Медвежонок, дистанционных олимпиадах, в предметной неделе, в тематических играх и викторинах.

Формы организации учебного процесса

Для реализации познавательной и творческой активности школьника  при обучении русскому языку в 5 классе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания:

  • -  технология проблемного обучения предусматривает создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
  • - технология разноуровневого обучения  (мини-макс) дает возможность помогать слабым учащимся, уделять внимание сильным.
  • - проектная технология дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
  • - технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию универсальных умений и действий.
  • - технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.
  • - информационно-коммуникационные технологии позволяют обогащать содержание образования, использовать интегрированные уроки, интернет.
  • - здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.

  Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

В процессе работы в 5 классе используются следующие традиционные типы уроков:

  1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), исследовательская работа, учебный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

  1. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, практическая работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

  1. Урок комплексного применения знаний.

Это: практическая работа, самостоятельная работа, семинар и т.д.

 Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция и т.д.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

  1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, тест и т.д.

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыка.

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • индивидуальный устный опрос;
  • фронтальный опрос;  
  • опрос с помощью перфокарт;
  • выборочная проверка упражнения;
  • взаимопроверка;
  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • написание сочинений;  
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;
  • смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
  • составление плана текста;
  • пересказ текста по плану;
  • продолжение текста;
  • редактирование;
  • конспектирование;
  • участие в диалогах различных видов;
  • аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
  • создание собственных письменных текстов;
  • составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;
  • составление опорных схем и таблиц;
  • работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;
  • работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

В 5 классе учащиеся продолжают накапливать знания по предмету, овладевают новыми умениями по разделам, которые включены в кодификатор ОГЭ: фонетика, лексика, морфология, орфография, синтаксис и пунктуация.  Продолжается комплексная работа с текстом с выходом на создание собственного высказывания на лингвистическую тему.

Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков:

входной контроль в начале и в конце четверти в форме

  • диктанта,
  • теста,
  • работы с текстом

текущий контроль  в форме

  • устного, фронтального опроса,
  • словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»),
  • диктантов с грамматическими заданиями,
  • тестов,
  • проверочных работ,
  • самостоятельных работ,
  • подробного и сжатого изложения,
  • комплексного анализа текстов,
  • сочинения повествовательного характера на заданную тему,  
  • сочинения по картине,
  • рассказа о случаях из жизни

итоговый контроль

  • итоговый контрольный диктант,
  • тест,
  • словарный диктант,
  • комплексный анализ текста.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • – самостоятельно вычитывать текстовую информацию;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно;
  • - осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя ее;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность умений.

В конце года учащиеся должны уметь:

  • по фонетике и графике: производить фонетический разбор
    слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
  • по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
  • по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
  • по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
  • по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
  • по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
  • по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
  •  по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  • По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
  • Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
  • По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
  • По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль, подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
  • Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
  • Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
  • Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Познавательная деятельность:

Определяет структуру объекта познания, ищет и выделяет значимые функциональные связи и отношения между частями целого.

Разделяет процессы на этапы, выделяет характерные причинно-следственные связи.

Определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Сравнивает, сопоставляет, классифицирует объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Различает факт, мнение, доказательство, гипотезу.

Исследует несложные практические ситуации, выдвигает предложения, понимает необходимость их проверки на практике.

Творчески решает учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от образца, ищет оригинальные решения, самостоятельно выполняет различные творческие работы, участвует в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность:

Адекватно воспринимает устную речь и передает содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде.

Осознанно читает тексты различных стилей и жанров.

Владеет монологической и диалогической речью.

Создает письменные высказывания с заданной степенью свернутости (кратко, полно).

Составляет план. Приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует выводы. Отражает в устной или письменной форме результаты своей деятельности.

 Перефразирует мысль.

Выбирает и использует знаковые системы (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использует для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность:

Владеет навыками контроля и оценки своей деятельности.

Ищет и устраняет причины возникших трудностей.

Оценивает свои учебные достижения, поведение.

Может совместно работать: согласовывать и координировать деятельность с другими участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Количество  контрольных

работ (включ. в кол. часов )

Развитие речи

Язык – важнейшее средство общения

3

Повторение изученного в начальной школе

22

1

5

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30

1

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

1

4

Лексика. Культура речи.

11

1

2

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

1

4

Морфология. Орфография. Культура речи.

52

3

12

       Имя существительное (19 ч РР 4)

       Имя прилагательное (9 ч РР 2 ч)

       Глагол (24 ч + 6 ч)

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

7

1

Резерв

8

ИТОГО

170

9

30

Содержание учебного предмета

Язык  и общение

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем  

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Календарные

сроки

Виды и формы контроля

П

Ф

Язык – важнейшее средство общения (3 ч.)

1

Язык и человек. Язык и речь

Урок «открытия» нового знания.

Сентябрь

2 - 6

Умение читать, устно воспроизводить лингвистический текст

2

Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

Урок «открытия» нового знания

Сентябрь

2 - 6

Определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации

3

Стили речи

Урок общеметодологической

направленности

Сентябрь

2 - 6

Заполнение таблицы

Работа с текстом

Повторение изученного в начальной школе (22 ч.)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание

Урок рефлексии

Сентябрь

2 - 6

Составление транскрипции Характеристика звуков речи

5

Орфограмма

Урок общеметодологической

направленности

Сентябрь

2 - 6

Комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе текста

6

Правописание  безударных гласных в корне слова

Урок общеметодологической направленности

Сентябрь

9-13

Объяснительный диктант

Словарная работа

7

Правописание  согласных в корне слова

Урок общеметодологической направленности

Сентябрь

9-13

Диктант «Проверяю себя»

Словарная работа

8

Буквы и, у, а после шипящих

Урок общеметодологической

направленности

Сентябрь

9-13

Работа в пара, работа с орфограммами, объяснительный диктант

9

Разделительные ъ и ь

Урок общеметодологической

направленности

Сентябрь

9-13

Составление предложений со словами, иллюстрирующими правило

10

Раздельное написание предлогов с другими словами

Урок общеметодологической

направленности

Сентябрь

9-13

Самостоятельная работа с дидактическим материалом

11 РР

Что мы знаем о тексте

Урок «открытия» нового знания

Сентябрь

16-20

Текст и его признаки. Смысловая связь предложений и частей текста. Тема текста. Заголовок к тексту

12 РР

Обучающее изложение

Урок развивающего

 контроля

Сентябрь

16-20

Изложение

13

Части речи

Урок «открытия» нового знания

Сентябрь

16-20

Фронтальная устная работа по учебнику

14

Глагол

Урок общеметодологической направленности

Сентябрь

16-20

Значение глагола, его морфологические признаки

15

Написание -тся и -ться в глаголах

Урок общеметодологической направленности

Сентябрь

16-20

Правописание глаголов в форме инфинитива и 3 лица

16 РР

Тема текста

Урок общеметодологической направленности

Сентябрь

23-27

Самостоятельно составлять текст на заданную тему

17

Личные окончания глаголов

Урок общеметодологической

направленности

Сентябрь

23-27

Составление плана лингвистического рассуждения о спряжении глагола

18

Имя существительное

Урок общеметодологической

направленности

Сентябрь

23-27

Самостоятельная и парная работа с дидактическим материалом,

19

Падежные окончания существительных

Урок общеметодологической

направленности

Сентябрь

23-27

Определять склонение и падеж имени существительного, правильно писать падежные окончания

20

Имя прилагательное

Урок общеметодологической направленности

Сентябрь

23-27

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

21 РР

Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом»

Урок развивающего

 контроля

Октябрь

1-4

Сочинение

22

Местоимение

Урок «открытия» нового знания

Октябрь

1-4

Выполнение тестовых заданий

23

РР

Основная мысль текста

Урок общеметодологической

направленности

Октябрь

1-4

Композиционно-тематический анализ текста

24

Контрольный диктант, тест «Повторение изученного в начальной школе»

Урок развивающего контроля

Октябрь

1-4

Диктант

Тест

25

Анализ контрольного диктанта

Урок рефлексии

Октябрь

1-4

Работа над ошибками

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (30 ч)

26

Синтаксис и пунктуация

Урок «открытия»

нового знания

Октябрь

7-11

Работа с текстом учебника, работа в парах

27

Понятие словосочетания

Урок «открытия»

нового знания

Октябрь

7-11

Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

28

Строение словосочетания

Урок «открытия»

нового знания

Октябрь

7-11

Именные и глагольные словосочетания, их роль в тексте.

29

 Разбор словосочетания

Урок общеметодологической

направленности

Октябрь

7-11

Самостоятельная работа с дидактическим материалом

30

Предложение

Урок общеметодологической

направленности

Октябрь

7-11

Конструирование предложений, выделение грамматической основы

31 РР

 Сжатое изложение

Урок общеметодологической

направленности

Октябрь

14-18

Изложение

32

 Виды предложений по цели высказывания

Урок «открытия»

нового знания

Октябрь

14-18

Составление алгоритма определения типа предложения по цели высказывания

33

Восклицательные предложения

Урок общеметодологической

направленности

Октябрь

14-18

Языковой анализ текста

34 РР

Сочинение на тему «Памятный день в школе»

Урок общеметодологической

направленности

Октябрь

14-18

Алгоритм написания сочинений

35

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Урок общеметодологической

направленности

Октябрь

14-18

Алгоритм определения членов предложения, способы выражения подлежащего

36

Сказуемое

Урок «открытия»

нового знания

Октябрь

21-25

Способы выражения сказуемого

37

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок «открытия»

нового знания

Октябрь

21-25

Индивидуальная и коллективная работа с дидактическими материалами

38

Нераспространенные и распространенные предложения

Урок «открытия»

нового знания

Октябрь

21-25

Конструирование предложений

39

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Урок общеметодологической

направленности

Октябрь

21-25

Фронтальная беседа по содержанию учебника

40

Определение

Урок общеметодологической

направленности

Октябрь

21-25

Работа с дидактическим материалом

41

Обстоятельство

Урок общеметодологической

направленности

Ноябрь

5-8

Работа с дидактическим материалом

42

Предложения с однородными членами

Урок общеметодологической

направленности

Ноябрь

5-8

Алгоритм определения однородных членов, работа с дидактическим материалом

43

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Урок «открытия»

нового знания

Ноябрь

5-8

Алгоритм определения однородных членов и постановке знаков препинания, работа с дидактическим материалом

44

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Урок «открытия»

нового знания

Ноябрь

5-8

Работа с дидактическим материалом

45

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»

Урок рефлексии

Ноябрь

11-15

Индивидуальная работа с тестами

46

Предложения с обращениями

Урок «открытия»

нового знания

Ноябрь

11-15

Составление алгоритма постановки знаков препинания при обращении

47

РР Письмо

Урок общеметодологической

направленности

Ноябрь

11-15

Индивидуальная  творческая работа

48

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Урок общеметодологической

направленности

Ноябрь

11-15

Составление памятки по разбору простого предложения

49

Простые и сложные предложения

Урок «открытия»

нового знания

Ноябрь

11-15

Работа с дидактическим материалом

50

Синтаксический разбор сложного предложения

Урок общеметодологической

направленности

Ноябрь

18-22

Работа с текстом

51

Прямая речь

Урок «открытия»

нового знания

Ноябрь

18-22

Конструирования по алгоритму

52

Диалог

Урок общеметодологической

направленности

Ноябрь

18-22

Творческая работа

53

Проверочная работа по темам «Простые и сложные предложения», «Прямая речь»

Урок рефлексии

Ноябрь

18-22

Выполнение заданий по теме раздела, работа со схемами предложений

54

Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Урок рефлексии

Ноябрь

18-22

Работа с дидактическим материалом

55

Итоговый урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Урок развивающего контроля

Ноябрь

25-29

Грамматические разборы

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (15 ч)

56

Фонетика. Гласные звуки

Урок общеметодологической

направленности

Ноябрь

25-29

Лингвистическое рассуждение

57

Согласные твердые и мягкие. Изменение звуков в потоке речи.

Урок общеметодологической

направленности

Ноябрь

25-29

Обозначение мягкости согласных на письме

58, 59 РР

РР Повествование. Изложение

Урок развивающего контроля

Ноябрь

25-29 Декабрь

2-6

Написание изложения с элементами повествования

60

Согласные звонкие и глухие

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

2-6

Сильные  и слабые позиции гласных и согласных

61

Графика.  Алфавит

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

2-6

Связь фонетики с графикой

62

РР  Описание предмета

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

2-6

Композиционная схема описания

Работа с текстом

63

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

2-6

Смыслоразличительная функция ь знака в слове

64

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Урок «открытия»

нового знания

Декабрь

9-13

Фонетический анализ слов

65

Орфоэпия

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

9-13

Находить произносительные ошибки и исправлять их

66

Фонетический разбор слова

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

9-13

Устные и письменные фонетические разборы слов

67

Повторение темы «Фонетика»

Урок рефлексии

Декабрь

9-13

Комплексное повторение на основе дидактического материала

68

Контрольная работа по теме «Фонетика»

Урок развивающего контроля

Декабрь

9-13

Тест

Работа с дидактическим материалом

69

Анализ контрольной работы

Урок рефлексии

Декабрь

16-20

Работа над ошибками

70

РР Описание картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

16-20

Создание текста

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 ч)

71

Слово и его лексическое значение

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

16-20

Групповая работа с лексическими словарями, отличие слова от других единиц языка

72

Способы выражения лексических значений слов

Урок «открытия»

нового знания

Декабрь

16-20

Объяснение лексического значения слов разными способами

73

Однозначные и многозначные слова

Урок «открытия»

нового знания

Декабрь

16-20

Конструирование предложений с многозначными словами

74

Прямое и переносное значение слов

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

23-27

Работа со словарём

75

Омонимы

Урок «открытия»

нового знания

Декабрь

23-27

Составление словарной статьи, тематического словарика омонимов

76

Синонимы

Урок «открытия»

нового знания

Декабрь

23-27

Составление словарной статьи, тематического словарика синонимов

77 РР

 Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Урок общеметодологической

направленности

Декабрь

23-27

Аналитическая работа по картине

78

Антонимы

Урок «открытия»

нового знания

Декабрь

23-27

Составление словарной статьи, тематического словарика антонимов

79 РР

 Изложение

Урок общеметодологической

направленности

Январь

13-17

Изложение

80

Повторение темы «Лексика»

Урок рефлексии

Январь

13-17

Работа с дидактическим материалом

81

Проверочная работа по теме «Лексика»

Урок развивающего контроля

Январь

13-17

Тестовая работа

Работа с текстом

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (22  ч)

82

Понятие о морфеме. Изменение и образование слов

Урок «открытия

нового знания»

Январь

13-17

Самостоятельная работа по отличию морфемы от других значимых единиц языка

83

Окончание. Основа слова

Урок общеметодологической

направленности

Январь

13-17

Определение по основе слова лексического значения

84

РР

Сочинение-письмо

Урок общеметодологической

направленности

Январь

20-24

Написание сочинения в форме письма

85

Корень слова

Урок общеметодологической

направленности

Январь

20-24

Работа со словообразовательным конструктором

86

Рассуждение

Урок общеметодологической

направленности

Январь

20-24

Выявление композиционных частей текста типа рассуждение

87

Суффикс

Урок общеметодологической

направленности

Январь

20-24

Определение значений суффикса

88

Приставка

Урок общеметодологической

направленности

Январь

20-24

Определение значений приставки

89 РР

 Выборочное изложение

Урок развивающего контроля

Январь

27-31

Изложение

90

Закрепление тем «Корень», «Суффикс», «Приставка»

Урок рефлексии

Январь

27-31

Словообразовательный конструктор

91

Чередование звуков. Беглые гласные

Урок «открытия

нового знания»

Январь

27-31

Работа с дидактическим материалом

92

Варианты морфем

Урок общеметодологической

направленности

Январь

27-31

Работа с дидактическим материалом

93

Морфемный разбор слова

Урок общеметодологической

направленности

Январь

27-31

Морфемный разбор

94

Правописание гласных и согласных в приставках

Урок «открытия

нового знания»

Февраль

3-7

Объяснительный диктант

95

Буквы з и с на конце приставок

Урок «открытия

нового знания»

Февраль

3-7

Орфографическая работа

96

Буквы о — а в корне –лаг-/ -лож-

Урок «открытия

нового знания»

Февраль

3-7

Таблица

Словарная работа

97

Буквы о — а в корне –раст - /-рос-

Урок «открытия

нового знания»

Февраль

3-7

Таблица

Словарная работа

98

Буквы ё—о после шипящих в корне

Урок «открытия

нового знания»

Февраль

3-7

Работа с дидактическим материалом

99

Буквы и ы после ц

Урок «открытия

нового знания»

Февраль

10-14

Условия выбора букв и ы после ц, слова-исключения

100

Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Урок рефлексии

Февраль

10-14

Состав слова. Орфограммы в корнях слов

101 РР

Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Урок общеметодологической

направленности

Февраль

10-14

Сочинение

102

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Урок развивающего контроля

Февраль

10-14

Диктант

Тест

103

Анализ контрольного диктанта

Урок рефлексии

Февраль

10-14

Работа над ошибками

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (52 ч)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  (19 ч)

104

Имя существительное как часть речи

Урок общеметодологической

направленности

Февраль

17-21

Лингвистическое рассуждение

105 РР

Доказательство в рассуждении

Урок «открытия

нового знания»

Февраль

17-21

Выявление композиционных частей текста типа рассуждение

106

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные

Урок общеметодологической

направленности

Февраль

17-21

Работа в парах, составление предложений

107

Род имен существительных

Урок рефлексии

Февраль

17-21

Презентации по алгоритму определения рода

108

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Урок «открытия

нового знания»

Февраль

17-21

Грамматические нормы

109

РР

Сжатое изложение

Урок общеметодологической

направленности

Февраль

25-28

Изложение

110

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Урок «открытия

нового знания»

Февраль

25-28

Грамматические нормы

111

Три склонения имен существительных

Урок рефлексии

Февраль

25-28

Составление таблицы

112

Падеж имен существительных

Урок общеметодологической

направленности

Февраль

25-28

Работа с материалами учебника

113, 114

Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе

Урок общеметодологической

направленности

Март 2-6

Март 2-6

Объяснительный диктант

115 РР

Изложение с элементами сочинения

Урок

развивающего контроля

Март

2-6

Изложение

116, 117

 Множественное число существительных

Урок общеметодологической

направленности

Март 2-6 Март 2-6

Конструирование словосочетаний

Грамматические нормы

118

Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Урок «открытия

нового знания»

Март

10-13

Словарная работа

119

Повторение темы «Имя существительное»

Урок рефлексии

Март

10-13

Работа с дидактическим материалом

120

Морфологический разбор имени существительного

Урок общеметодологической

направленности

Март

10-13

Морфологические признаки имени существительного, синтаксическая роль

121

Контрольный диктант, тест по теме «Имя существительное»

Урок

развивающего контроля

Март

10-13

Диктант

Тест

122 РР

Подготовка к сочинению  по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

Урок общеметодологической

направленности

Март

16-20

Аналитическая работа по картине

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  (9 ч)

123

Имя прилагательное как часть речи

Урок рефлексии

Март

16-20

Рассуждение на лингвистическую тему

124

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Урок общеметодологической

направленности

Март

16-20

Алгоритм определения безударного окончания прилагательного

125 РР

Описание животного

Урок общеметодологической

направленности

Март

16-20

Композиционная структура текстов описания

126

Прилагательные полные и краткие

Урок «открытия

нового знания»

Март

16-20

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий

127

РР

Описание картины  А. Н. Комарова «Наводнение».

Урок

развивающего контроля

Март

30

Создание текста

128

Морфологический разбор имени прилагательного

Урок общеметодологической

направленности

Март

31

Морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных

129

Повторение темы «Имя прилагательное»

Урок рефлексии

Апрель

1-3

Работа с дидактическим материалом

130

Контрольный тест  по теме «Имя прилагательное» или контрольная работа

Урок

развивающего контроля

Апрель

1-3

Диктант

Тест

131

Работа над ошибками.

Урок рефлексии

Апрель

1-3

Работа над ошибками

ГЛАГОЛ  (24 ч)

132

Глагол как часть речи.

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

6-10

Составление рассказа на лингвистическую тему

133

Не с глаголами

Урок «открытия

нового знания»

Апрель

6-10

Работа с тестами, фронтальная работа по учебнику

134 РР

Рассказ

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

6-10

Выполнение творческой работы по алгоритму

135

Неопределенная форма глагола

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

6-10

Объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой

136 РР

Устное изложение

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

6-10

Составление изложения по алгоритму

137

Правописание  -тся и -тьсяв глаголах

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

13-17

Объяснение языковых явлений, работа с дидактическим материалом

138

Виды глагола

Урок «открытия

нового знания»

Апрель

13-17

Лингвистическое конструирование

139

Буквы е — и в корнях с чередованием

Урок «открытия

нового знания»

Апрель

13-17

Работа с таблицей по алгоритму

140 РР

Редактирование текста

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

13-17

Выделение главной мысли текста, построение речевого высказывания

141

Время глагола. Прошедшее время

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

13-17

Самостоятельная работа с орфограммами

142

Настоящее время

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

20-24

Работа в парах с орфограммами по алгоритму

143

 Будущее время

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

20-24

Самостоятельная работа с дидактическим материалом

144

Спряжение глаголов

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

20-24

Работа с дидактическим материалом, составление памяток-алгоритмов

145, 146

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

20-24

Работа с дидактическим материалом, объяснительный диктант

147 РР

Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

20-24

Построение речевого высказывания, используя глаголы как средство выразительности  

148

Морфологический разбор глагола

Урок рефлексии

Апрель

27-30

Морфологический разбор

149 РР

Изложение  

Урок

развивающего контроля

Апрель

27-30

Изложение

150

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Урок «открытия

нового знания»

Апрель

27-30

Орфографическая работа

151

Употребление времён в устных и письменных рассказах

Урок общеметодологической

направленности

Апрель

27-30

Анализ текста

152

Обобщение по теме «Глагол»

Урок рефлексии

Май

5-8

Общее значение, морфологические признаки глагола

153 РР

Сочинение-рассказ по рисунку

Урок общеметодологической

направленности

Май

5-8

Составление рассказа по рисункам

154

Контрольная работа  по теме «Глагол»

Урок

развивающего контроля

Май

5-8

Диктант

Тест

155

Анализ контрольной работы

Урок рефлексии

Май

5-8

Работа над ошибками

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО  МАТЕРИАЛА (7 ч)

156

Разделы науки о языке

Урок общеметодологической

направленности

Май

13-15

Определение разделов лингвистики и предметов их изучения

157, 158

Орфограммы в приставках и корнях слов

Урок общеметодологической

направленности

Май 13-15 Май 13-15

Работа с дидактическим материалом

Словарный диктант

159

Орфограммы в окончаниях слов

Урок общеметодологической

направленности

Май

18-22

Работа с дидактическим материалом

Объяснительный диктант

160

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Урок общеметодологической

направленности

Май

18-22

Работа со схемами предложения

161

Итоговый контрольный диктант

Урок

развивающего контроля

Май

18-22

Диктант

162

Анализ ошибок в контрольных работах, подведение итогов года

Урок рефлексии

Май

18-22

Работа над ошибками

163-170

Резерв. Работа с текстом

Урок рефлексии

май

Лингвистический анализ текста

Итого часов

Повторение

Контрольные работы

Развитие речи

программа

170

29

9

30

фактически

Учебно-методическое обеспечение

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-х частях/ Т. А. Ладыженская, Л. А., М. Т. Баранов, Тростенцова – М., Просвещение, 2014

Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов – М., Просвещение, 2015

Н. В. Егорова Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс – М., ВАКО, 2016

Е. П. Черногрудова Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской «Русский язык 5 класс»

Л. А. Тростенцова Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс. М., Просвещение, 2016

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т. А. Ладыженской. Волгоград, Учитель, 2016

      Электронные ресурсы

  • http://www.ege.edu.ru  - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;
  • http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
  • http://school.edu.ru
  • http://gramota.ru – Портал по культуре речи
  • http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/
  • http://som.fsio.ru – Сетевое объединение методистов
  • http://rus.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Русский язык"  /методические материалы/
  • www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
  • http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....