Марафон «Лингвистические загадки».
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Шистерова Наталья Сергеевна

Сценарий внеклассного занятия для 10-классников (в рамках проведения Недели русского языка и литературы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Станция

Задания

Баллы

«Грамотеи»

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания

«Один за всех, и все за одного»

Разноплановые задания к тексту

«Синтаксия»

Задания по синтаксису и по тексту

«Аналитик»

Комплексный анализ текста

«Редактор»

Редактирование текста

«Говори грамотно»

Расставить ударение в словах, выбрать правильный вариант произношения слова

Маршрутный лист

Станция

Задания

Баллы

«Грамотеи»

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания

«Один за всех, и все за одного»

Разноплановые задания к тексту

«Синтаксия»

Задания по синтаксису и по тексту

«Аналитик»

Комплексный анализ текста

«Редактор»

Редактирование текста

«Говори грамотно»

Расставить ударение в словах, выбрать правильный вариант произношения слова



Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного занятия для 10-классников (в рамках проведения Недели русского языка и литературы).

                                         «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»

Цели:

  • Познакомить с трудными моментами в ЕГЭ.
  • Потренироваться в решении лингвистических задач в ходе марафона

План мероприятия:

 

Конференция «Структура ЕГЭ и опасные моменты работ».

Марафон «Лингвистические загадки»

Подведение итогов мероприятия, награждение победителей

В игре участвуют 6 команд по 6 человек (по 3 команды от класса)

Ход мероприятия:

             Конференция «Структура ЕГЭ и опасные моменты работ».

Ведущий 1:

   Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с форматом работы ЕГЭ по русскому языку, с трудными заданиями КИМов, попробовать себя в решении лингвистических задач. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

  А следующий этап нашего мероприятия - марафон «Лингвистические загадки». Вашим командам предстоит посетить разные станции и справиться с разными лингвистическими заданиями. Каждая команда получает маршрутный лист, на котором написаны станции в той последовательности, в какой вы их должны посетить. На каждой станции вы должны пробыть 5 минут, перемещаться от станции к станции вы должны по сигналу руководителя станции, не раньше и не позже. На каждой станции вам в ваш маршрутный лист занесут баллы.

(Капитаны команд получают маршрутные листы)

   А теперь в путь! Желаем успехов!

Типовой маршрутный лист

Станция        

Задания        

Баллы

«Грамотеи»        

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания        

 

«Один за всех, и все за одного»        

Разноплановые задания к тексту        

 

«Синтаксия»        

Задания по синтаксису и по тексту        

 

«Аналитик»        

Комплексный анализ текста        

 

«Редактор»        

Редактирование текста        

 

«Говори грамотно»        

Расставить ударение в словах, выбрать правильный вариант произношения слова        

 

(на каждой «станции» находится эксперт (11-тиклассник), который объясняет задание и оценивает работу учащихся, знакомя с ошибками)

 Подведение итогов, награждение.



Предварительный просмотр:

Станция «Аналитик»

1. Горького я впервые увидел в Петрограде зимой девятьсот пятнадцатого года. 2. Спускаясь по лестнице к выходу, я засмотрелся на детей, играющих в вестибюле. 3. В то же время в парадную легкой и властной походкой вошел насупленный мужчина. 4. Лицо у него было сердитое и даже как будто злое. 5. Длинные усы его обледенели, и от этого он казался еще более сердитым.

6. Детей звали спать. 7. Они расшалились, не шли. 8. Человек глянул на них и сказал, не замедляя шагов: «Даже кит ночью спит!». 9. В эту секунду вся его угрюмость пропала, и я увидел горячую синеву его глаз. 10. Взглянув на меня, он снова насупился и мрачно зашагал по ступеням.

11. Когда я познакомился с ним ближе, я заметил, что у него на лице чаще всего бывают эти два выражения. 12. Одно – хмурое, тоскливо-враждебное. 13. И другое выражение, всегда внезапное: празднично-застенчиво-умиленно-влюбленное. 14. Позже я заметил, что приливы влюбленности бывали у Горького, когда он говорил о детях, о замечательных людях и книгах. (По воспоминаниям К.И. Чуковского)

Задание

1. Выпишите из 1-го абзаца 2 слова, образованных путем перехода из одной части речи в другую. Определите, к какой части речи они относятся.

2. Выпишите из 1-го и 3-го абзацев слова в форме сравнительной и превосходной степени. Определите их начальную форму и часть речи:

3. Найдите простое предложение, осложненное обособленными обстоятельством и определением, выраженными деепричастным и причастным оборотами. Укажите его номер.

4. Сделайте морфемный разбор слов угрюмость, спускаясь, снова, засмотрелся.

5. Найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения и вид придаточных.

6. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:

1) градация;
2) развернутая метафора;
3) эпитеты;
4) речевая характеристика героя;
5) синекдоха.



Предварительный просмотр:

Станция «Говори грамотно»

1. Расставьте ударения в словах:

 Ненадолго, проживший, прожитый, собрались, недуг, звонишь, дефис, клала, досуг, названа, звала, обеспечение, феномен, переведены, намерение, простыня, знамение, договор, оптовый, каталог, банты.

  1. В каком слове произносится ШН?

Брусничный, коричневый, нарочно, гречневая, беспомощный, помощник, уличный, суточный

  1. В каком слове произносится ТЭ?

Контейнер, протест, патент, контекст

  1. В каком слове произносится Ё?

Побл…кла, оп…ка, бытии…, аф…Ра

5. В каком слове пропущена буква Н?

Компроме…тировать, ко…форка, ко…фортный, инци…дент



Предварительный просмотр:

Станция «Грамотеи»

Задание  Вставьте пропущенные  знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать и изобр_зить на подмостках честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.

Станция «Грамотеи»

Задание  Вставьте пропущенные  знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать и изобр_зить на подмостках честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.

Станция «Грамотеи»

Задание  Вставьте пропущенные  знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать и изобр_зить на подмостках честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.

Станция «Грамотеи»

Задание  Вставьте пропущенные  знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Всякий располагает возможностью пофиглярствовать и изобразить на подмостках честного человек, но быть порядочным изнутри и в сердце своем, где все дозволено, где все шито-крыто  - вот поистине вершина возможного. Ближайшая ступень к этому  - быть таким же у себя дома, в своих обыденных делах и поступках, в которых мы не обязаны давать кому-либо отчет и где свободны от искусственности и от притворства.



Предварительный просмотр:

Станция «Один за всех и все за одного»

1) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 2) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. 8) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

(Р.И. Аванесов)

Задания (каждый ученик выполняет одно задание)

1. Из 1-го предложения выпишите все словосочетания, определите их способ связи.

2. Определите способ образования слов разнобой, единообразное.

3. Докажите, к какой части речи принадлежит слово полностью (предложение 2-е). Используйте морфологический разбор.

4. Найдите предложение, в котором оборот с союзом как имеет значение «в качестве». Запишите номер этого предложения.

5. Подберите по два однокоренных слова к словам местность, отклонения.

6. Определите тип речи. Дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?



Предварительный просмотр:

Станция «Редактор»

Задание

   Найдите неверное использование паронимов в предложении и исправьте ошибки.

  1. Написав автобиографию, нужно в конце поставить свою роспись. 2. За билетами у кассы стояли командировочные. 3. Олег одел плащ и поспешил на работу. 4. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал. 5. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости. 6. Туристы блудили в лесу полдня. 7. Базаров отличался недюжим умом. 8. Книга – источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодёжь, прививать ей душевность.

Станция «Редактор»

Задание

   Найдите неверное использование паронимов в предложении и исправьте ошибки.

  1. Написав автобиографию, нужно в конце поставить свою роспись. 2. За билетами у кассы стояли командировочные. 3. Олег одел плащ и поспешил на работу. 4. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал. 5. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости. 6. Туристы блудили в лесу полдня. 7. Базаров отличался недюжим умом. 8. Книга – источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодёжь, прививать ей душевность.



Предварительный просмотр:

Станция «Синтаксия»

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. В течение своей жизни Гоголь много путешествовал. (2) Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (3) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (4) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (5) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.

  1. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью согласование
  2. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление
  3. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание
  4. Какое сочетание слов из предложения 2 не является примером примыкания? Напишите номер правильного ответа.
  1. где бы ни странствовал
  2. чувствовал себя лучше
  3. сидя на месте
  4. несравненно лучше
  1. Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 2)
  2. Какое сочетание слов из предложения 4 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.
  1. был план
  2. план объехать
  3. даже был
  4. располагались как правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Лингвистический марафон"

Игра "Лингвистический марафон" для 6-классников...

Лингвистический марафон "О языке - занимательно"

Внеклассное мероприятие "О языке - занимательно" предназначено для учащихся 5 - 7 классов. Мероприятие расчитано на игру двух команд, при этом без внимания не остаются и зрители: им также предлагается...

Биолого-лингвистический марафон "Русский язык и биология-мои друзья в рамках интегрированной декады биологии

Биолого - лингвистический марафон являлся одним из мероприятий интегрированной декады биологии. Марафон призван развивать интерес учащихся к предметам, углублять, расширять и закреплять ...

Командная игра по русскому языку «Лингвистический марафон» (5 КЛАСС)

Цель игры: систематизировать  и обобщить знания учащихся по грамматике и орфографии, прививать интерес к русскому языку, развивать умение действовать в группе. Данная игра может использоваться ка...

Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного о глаголе. Лингвистический марафон".

Данный урок является заключительным по теме "Глагол". Занятие построено в форме лингвистического марафона....

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

В рамках недели русского языка, литературы, истории и обществознания для учащихся 6 и 7 классов была проведена игра «Загадки русской словесности». Участникам команд нужно было пройти 6 станций, где их...