Тематический комплекс "Односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Индивидуальные задания для домашней работы использую с целью индивидуализации и дифференциации обучения.

Индивидуальная домашняя работа по теме «Односоставные предложения»

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

1 вариант 1. При первом ра(с,сс)вете выход…м (по)одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). 2. Соб…рают клюкву поз..ней осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж (пол)версты (не)пр…йдёш(?) (Пришвин). 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и м…ртвецам (Гончаров). 5. В жаркую летнюю пору л…шадей выгоняют у нас на ноч(?) кормит(?)ся в поле (Тургенев). 6. (Н…)где (н…)найдёшь в лесу жизни более обильной и страс…ной, как возле старого пня (Пришвин). 7. Другого сторожа на место Антипича (н…) назначили (Пришвин). 8. Т…мнело быстро, (по)осе(н,нн)ему (Паустовский). 9. В лесах было холодно (Паустовский). 10. Документов при нём (не)найдено (Лавренев). 11. В комнате свечи нет (Гоголь). 12. Снег и чайки (Симонов). 13. Под рокотанье вешних гроз (не)зеленеть побегам (Дудин).

2 вариант 1. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым д…рогам (Паустовский). 2. (Н…)когда (н…) и…чезнуть из моей памят… этому мрач(?)ному утру (Федосеев). 3. Кому (н…) приходилось спать на бере…ку шумного ручейка! (Федосеев). 4. В мезонине уже натопле(нн,н)о (Паустовский). 5. Вообще там денег тратить (не)любили (Гончаров). 6. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин). 7. Дни поз…ней осен… бранят обыкновенно (Пушкин). 8. Звон отбиваемых кос (Паустовский). 9. На следующий день судьи (не)стало (Короленко). 10. Вот опальный домик (Пушкин). 11. В такой чащ…бе нет (н…)одной тр…пинки (Пришвин). 12. Ему коня подводят (Пушкин). 13. (Н…)кого из этих мальчиков нет теперь на белом свете (Трифонов).

Индивидуальная домашняя работа по теме «Односоставные предложения»

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.        
1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся. 8) Когда отец возвр…тился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска...ся ещё вёрст пять по облед...невшим скалам и топкому снегу.                                                                                                                                (М. Ю. Лермонтов.)



Предварительный просмотр:

Практическая работа позволяет формировать умения обучающихся определять виды односоставных предложений. Рабочие листы заполняются учениками самостоятельно. Такой вид работы можно использовать как на уроках, так и в качестве домашнего задания.

Практическая работа по теме «Односоставные предложения»

Подчеркните грамматические основы предложений, укажите способ выражения подлежащего и сказуемого, определите  тип односоставного предложения.

  1. Вот серый старый дом. (_____)
  2. К кому-то принесли от мастера ларец. (_____)
  3. Лестницу сверху метут. (______)
  4. Познай самого себя. (_______)
  5. Не честь, а ум поставлю в воеводы. (______)
  6. Обожаю хорошо воспитанных людей. (______)
  7. Сейте разумное, доброе, вечное (______)
  8. Вороне соколом не быть. (______)
  9. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать просёлками. (______)
  10. Страшный треск…. Крики … (______)
  11. Это только трусу всегда страшно да трудно. (_____)
  12. Надо по капле выдавливать из себя раба. (_______)
  13. У нас сорвало обе мачты и все паруса. (_______)
  14. Нет уз святее товарищества. (______)
  15. Как морозит. (_______)
  16. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят (______)
  17. У въезда в усадьбу всегда многолюдно. (_______)
  18. Вижу лунный луг. (_______)
  19. Бывает, зайдёшь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь. (_______)
  20. Однажды у нас во дворе полоскали бельё и оставили корыто. (_________)
  21. Чужим умом умён не будешь. (________)
  22.  Снявши голову, по волосам не плачут. (________)
  23.  Можно несколько дней ходить в лесу и не увидеть ни одного зверя. (_________)
  24. Хочу записаться в секцию туризма. (_______)
  25. Мне выгоднее всего было остаться в вашей больнице. (________)
  26. Вот и весна. (________)
  27. Перелётным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой. (________)
  28. От слабости звенело в ушах. (_______)
  29. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (________)
  30. О юности вспоминали с радостью. (________)
  31. После уроков всем классом идём в кино. (________)
  32. Пахнет прибитой дождём пылью. (________)
  33. Цыплят по осени считают. (________)
  34. Эту вещь стоит купить. (_______)
  35. Авианосец заметно покачивало на волнах. (_______)
  36. Его не отпускают из дома ни на шаг. (_______)
  37. Сегодня нам вручают дипломы победителей. (_______)
  38. Ах, какой же хороший удался денёк. (_______)
  39. Россия, встань и возвышайся! (________)
  40. Свечи давно уже потушили. (________)
  41.  Чужой роток не накинешь платок. (________)


Предварительный просмотр:

Представленные материалы используются на уроках

закрепления изученного материала по теме, а также в качестве тренинга для подготовки к ОГЭ.

Работа  позволяет:

 1.        За минимальное количество времени (иногда это 6-7 минут на уроке) занять работой большое количество учеников. Кроме того, такая работа не требует много времени на проверку, поэтому за урок можно оценить большое количество обучающихся.

2.        Есть возможность  дифференцированного подхода к школьникам. На уроке можно раздать индивидуальное задание каждому ученику с учётом его личных потребностей.

Односоставные предложения

1. (Назывное) Спишите  текст, вставьте пропущенные буквы.   Выполните задания к тексту.

(1)И…морось. (2).Сумерки. (3) Д…рога в степь.

(4)Идёт Дунятка обочь д…роги. (5)Ветер полы рва(нн,н)ой  кофты рвёт и в спину её т…лкает п…рывами.

(6)Степь кругом залегла (не)приметная, сумрач(?)ная. (7)Смеркает(?)ся.

(8)Курган завиднелся (не)вдалеке от дорог…, а на нём шалаш с косами размёта(н,нн)ого бурьяна.

                                                                                                                                                                          (М. Шолохов)

1. Подчеркните во всех предложениях грамматические основы.

2. Укажите количество назывных предложений.

3. Замените наречие обочь стилистически нейтральным синонимом.

4. Из предложения 5 выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи.

5. Письменно объясните, чем распространённое назывное  предложение отличается от нераспространённого. Проиллюстрируйте  свой ответ примерами из текста.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. (Назывное) Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Серое грибное утро. (2)Тишина.  (3)Неподвижная серая зелень. (4)Потом явился матовый свет, и весь день стоял как бы хрустальный.

(5)Ночь была холодная, звёзды сияли на чёрном шёлке. (6)Мы ждали мороза, но как раз в то время, когда перед восходом солнца рождался мороз, явился туман и не дал морозу окрепнуть.

(7)А потом пробились солнечные лучи и обняли всякую травинку. (8)Но всё-таки трава побелела.

                                                                                                                                                                      (М.Пришвин)

1. Выпишите  номера назывных предложений.

2.  Какое предложение является распространённым назывным?

1) 1        2) 2                3)  5                 4) 8

3. Из предложения 7 выпишите все словосочетания, определите вид  подчинительной связи.

4. Замените словосочетание солнечные лучи (предложение 7), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

5. Из предложения 5  выпишите грамматические основы, укажите тип сказуемых.

6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  весь день (предложение 4).

7. В каком предложении есть сравнение?

1) в 1-м        2) в 4-м                3)  в 6-м                 4) в 8-м

8. В каком предложении есть олицетворение?

1) во  2-м        2) в  4-м                3)  в 7-м                 4) в 8-м

9. Выполните морфемный анализ  слов окрепнуть, пробились, побелела

10. Напишите об основных признаках назывного предложения. Проиллюстрируйте  свой рассказ примерами из текста.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. (Назывное) Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Ломоносов. (2)При этом слове мы сразу же вспоминаем человека в белом завитом парике, румяного и полнолицего. (3)Мы так привыкли  к этому образу, что иного Ломоносова не представляем. (4)А ведь был и без парика Ломоносов. (5)В маленьком деревенском музее долго стоишь именно перед этим портретом Ломоносова без парика. (6)Большой лысеющий человек. (7)В этом лице легче разглядеть русского парня, выраставшего на краю деревянной России. (8)Деревянные избы. (9) Деревянные прялки, посуда, лодки. (10)Рыбацкие сети, светец для лучины.

1. Выпишите  номера назывных предложений.

2. Какое предложение является  нераспространённым назывным?

1) 1        2) 8                3)  9                 4) 10

3. Из предложения 7  выпишите грамматические основы, укажите тип сказуемых.

4. Замените словосочетание деревянные избы (предложение 8), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание рыбацкие сети (предложение 10), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  перед этим портретом (предложение 5).

7. Из  предложения 10 выпишите словосочетание с подчинительной связью УПРАВЛЕНИЕ.

8. Среди предложений 7-10 найдите действительное причастие прошедшего времени, выпишите его.

9. Из предложений 4-7 выпишите  слово, которое является исключением из правила: «В отымённых существительных в суффиксе –ЯН пишется Н».

10. Выпишите из текста предложения, в которых есть причастные обороты. Причастные обороты подчеркните как члены предложения.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. (Определённо-личные предложения)  Спишите  текст, вставьте пропущенные буквы.   Выполните задания к тексту.

(1)Всё можно в…рнуть. (2)Потеря(н,нн)ое богатство, даже из потеря(н,нн)ого здоровья можно вернуть крупицы. (3)Только одного времен… (н…)вернёш(?) (н…)когда.  (4)Ты спраш…вал: как надо жить? (5)Пусть каждое мгновение буд…т радос…но для тебя! (6)Постарайся, чтобы оно было уд…вольствием так(же) и для других. (7)И если при этом (ни)кому (не)прич…ниш(?) страданья, - считай себя совсем счас…ливым. (8)(Не)теряй жизни!

                                                                                                                                                                 (По В. Дорошевичу)

  1. Какой заголовок передаёт основную мысль текста?
  1. Всё можно вернуть                           2) Живи в удовольствие

3)   Не теряй жизни.                                4) Спеши жить

2.  Выполните синтаксический разбор 3 предложения.

3. Какое предложение является односоставным определённо-личным и представляет собой самостоятельную единицу (т.е.  я частью сложного предложения)?

1) 2                  2) 6                  3) 7                       4) 8

4. Из предложения 1  выпишите грамматические основы, укажите тип сказуемых.

5. Из предложения 5  выпишите грамматические основы, укажите тип сказуемых.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. (Определённо-личные предложения) Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Не бойтесь своей застенчивости! (2)Застенчивость очень мила и совсем не смешна. (3)Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. (4)Не страдайте от них. (5)Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность, зависть. (6)Тогда человек теряет то, что в нём самое хорошее, - доброту.                                                                  (По Д. Лихачёву)

1. Какое утверждение противоречит тексту?

1) Не следует бояться своей застенчивости.

2) Застенчивость совсем не смешна.

3) Не страдайте от своих недостатков и не привлекайте к ним внимание.

4) Боритесь не только со своими, но и  с чужими недостатками.

2. Выпишите из текста предложения 1,3. Выполните их письменный синтаксический анализ.  Напишите, что с синтаксической точки зрения объединяет эти предложения.

3. Из предложения 2  выпишите грамматическую основу, укажите тип сказуемого.

4. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  своей застенчивости (предложение 1).

5. Из  предложения 2 выпишите словосочетания с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. (Неопределённо-личные предложения)  Спишите  текст, вставьте пропущенные буквы.   Выполните задания к тексту.

(1)Качество золота в древност… опр…деляли в два приёма. (2)(С)перва на одну чашу весов  клали испытыва…мый предмет и уравн…вали его с з…л…тыми равн…весами. (3)Затем оба груза (в)месте с чашками п…гружали в сосуд с водой. (4)По закону физики при р…венстве масс больше воды выт…снял предмет с большим об(?)ёмом. (5)С помощ…ю передв…жного грузика Архимед уравн…вал чашки и мог сказать, с…стояла ли данная вещ… из чист…го золота или нет.                                                                                                                    

(По А. Щёлокову)

1. Выполните синтаксический разбор 1 предложения.

2. Сколько всего неопределённо-личных предложений в данном тексте?

1) 1                  2) 2                3) 3                       4) 4

3. Во всех предложениях подчеркните грамматические основы.

4. Определите тип сказуемых в 5 предложении, запишите.

5. Замените словосочетание по закону физики (предложение 4), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание вещи из золота (предложение 5), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7. (Неопределённо-личные предложения)  Прочитайте текст.   Выполните задания к тексту.

(1)Ещё до человека в космический полёт учёные хотели отправить обезьяну. (2)Однако в цирке такую идею не одобрили. (3)»Обезьяна непредсказуема», - заявили учёным дрессировщики.

(4)Тогда вспомнили о с…баке. (5)Тут и наступил счастливый поворот в судьбе Белки и Стрелки. (6)Их отправили в Центр подготовк…  косм…навтов. (7)И в центр…фуге Белку и Стрелку крутили и на вибростенд…  тр…сли и к нев…сомост… пр…учали и даже на параш…те спускали.

(8)19 августа 1960 года Белка и Стрелка совершили 17 витков вокруг Земли и успешно приземлились. (9)Позже одного из щенков Стрелки учёные подарили жене и дочке американского президента.                      

  (М. Лукашин)

1. Спишите  второй абзац, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. В выписанных предложениях подчеркните грамматические основы, определите вид односоставных предложений. Запишите.

3. Какое предложение  является односоставным?

1) 1                  2) 2                3) 8                       4) 9

4.  Из 1 предложения выпишите грамматическую основу, определите вид сказуемого.

5. Из предложения 4 выпишите словосочетания с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Замените словосочетание центр подготовки (предложение 6), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание американского президента (предложение 9), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

8. Укажите номер предложения, в котором есть прямая речь.

9. Из  текста выпишите все числительные, запишите их прописью.

10. Какое утверждение противоречит содержанию данного текста?

1) В космический полёт учёные хотели отправить первой обезьяну.

2) Первыми, ещё до человека, отправили в космос собак.

3) Кроме собак, на борту находились мухи и мыши.

4) Одного из щенков Стрелки учёные подарили жене и дочке американского президента.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. (Безличное) Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Неполезных грибов не существует. (2)Они все являются чистильщиками природы.

(3)Хочется особо сказать о шляпке гриба. (4)Шляпка в действительности является видимым плодообразованием гриба – производителем спор.

(5)Грибница же, или мицелий, спрятана в почве, в опавших листьях, в стволе дерева. (6)Её никогда не видно. (7)Надо научиться разбираться в грибах.

1. В каком предложении заключена основная мысль текста?

1) в 1-м        2) во 2-м                3)  в 3-м                 4) в 7-м

2. Выпишите из текста все безличные предложения, подчеркните сказуемые. Письменно ответьте на вопрос: «Почему эти предложения называются безличными?»

3. Замените словосочетание о шляпке гриба (предложение 3), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

4. Какое сочетание слов в предложении 5  не является словосочетанием?

1) спрятана в почве                       2) в опавших листьях                      3) в стволе дерева              4) грибница спрятана

5. Среди предложений 4-6 найдите краткое страдательное причастие прошедшего времени.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. (Безличное) Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Запасного якоря у нас не было. (2)Около шаланды ныряла на волнах причальная бочка, стоявшая на мёртвом якоре. (3)Мухин вылез на палубу, вцепился в поручни и присел. (4)Шаланду то подносило к бочке, то уносило ветром далеко от неё по широкой дуге.

(5) – Давай трос! – крикнул Мухин.

(6)Ему  подали трос.  (7)Он перескочил на бочку, быстро продел трос в кольцо и лёг. (8)Неожиданно волна накрыла его.                                                                                                                              

(По К.Паустовскому)

1. Перечислите номера всех односоставных  безличных предложений.

2. Какое предложение соответствует следующей характеристике?

Повествовательное, невосклицательное; простое, односоставное, распространённое, главный член выражен глаголом, предложение безличное.

1) 1                  2) 2                3) 3                       4) 8

3. Укажите номер предложения, в котором есть обособленный причастный оборот.

4. Из предложения 8 выпишите словосочетания с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Из 1 предложения выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи.

5. Выполните фонетический разбор слов  якорь, ему, причальная

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический урок по руссому языку в пятом классе "Сложные предложения".

Создать условия для изучения и закрепления новых знаний по теме «Сложное предложение».Содействовать развитию у учащихся устной и письменной речи, пунктуационной и орфографической грамотности, ак...

Тематический учебный лист для ИК (индивидуальных консультаций) по теме "Сложноподчиненное предложение".

Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе.  Для индивидуальной работы предлагаются многоуровневые задания  (упражнения, тесты с подсказкой и без подсказок...

Тематическая работа по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения".(8класс, в формате Статград 2015)

В работе представлены аналогичные задания тем, что предлагаются в системе Статград по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены". Такую работу полезно пров...

Тестовая работа для тематического контроля "Местоимения-существительные как часть речи и член предложения". 6 класс

Тестоваяработа для проверки уровня знаний учащихся 6 класса по теме "Местоимения-существительные как часть речи и член предложения"...

Тематическая работа по теме "«Обособленные члены предложения. Обращения, вводные и вставные конструкции, междометия, оформление чужой речи».(в формате Статград, 2015) 8 КЛАСС

Тест содержит задания на обнаружение грамматических ошибок, на знание синтаксических характеристик: согласованные и несогласованные определения и приложения, различение обособленных обстоятельств и ут...