урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

урок русского языка в 7 классе коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_7kl._imya_prilag.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Класс: 7 класс коррекционной школы. 

 Тема «Имя прилагательное. Закрепление.»

Цель: расширить знания о  роли прилагательных в речи, закрепить умение находить прилагательные в тексте.

Задачи:

  • формировать умение учащихся находить имена прилагательные в речи и устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;
  • активизация познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности и инициативы;
  • коррекция и развитие связной устной речи учащихся на основе их полных ответов; коррекция и развитие связной письменной речи учащихся при работе над деформированным текстом; коррекция и развитие памяти посредством припоминания ранее изученных правил; коррекция и развитие мыслительной деятельности при объяснении смысла выражений.
  • воспитывать усидчивость и самоконтроль, аккуратность при ведении записей; воспитывать интерес к урокам русского языка.
  • закрепление умений в определении рода, числа, падежа имён прилагательных; способствование развития навыка самоконтроля на письме;
  • совершенствование познавательных процессов учащихся: произвольного внимания через смену видов деятельности.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки-помощницы, учебник, карточки с деформированным текстом.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

- Ребята, мы с вами изучили на уроках русского языка несколько  частей речи. Вспомним и назовём эти части речи. Называю ряд слов, найдите лишнее слово. Дом, стол, окно, дерево, девочка, красивый. Все слова дом, стол, окно, дерево, девочка отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают (предмет), называется имя существительное
Солнечная, холодная, дождливая, дом. Слова: солнечная, холодная, дождливая отвечают на вопросы какой? какая? какие? Называем различные признаки, которыми обладает предмет, поэтому они и называются прилагательными.
Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Мы закрепим знания о  роли прилагательных в речи, будем подбирать прилагательные, подходящие по смыслу, устанавливать их связь с существительными. 

  1. Чистописание   

 ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

- Что она напоминает?  (окончания им. прилагательных)

 - Запишите ее, правильно соединяя.

4. Словарная работа

Словарная работа.

Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):

- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).

- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).

- Самый крупный водоем на земле (океан).

- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).

- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).

-  Военный человек (солдат).

Или

-запишите словарное слово 7 кл.  на букву С, Б, П, В., 6 кл. на букву И.

 Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).

Придумайте предложение с прилагательным «интересный».

5. Упражнение «Магазин»

- Я диктую существительные, а вы должны записать прилагательные, обозначающие в каком магазине можно купить данный предмет.

Овощи, книги, обувь, цветы, шкаф, коньки, матрешка, молоко, хлеб. С данными прилагательными составьте сочетание  сущ.= прилаг. Коллективно. Овощной магазин, книжная полка, … выделить окончание прилагательного и объяснить.

6. Игра «Каждому свое место». Коллективная

- Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый- храбрый, мужественный,

Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.

    Подумайте и поднимите руку, кто готов близкие по значению и противоположные слова по смыслу. Хорошая погода-прекрасная погода, плохая погода., прилежный ученик, вкусное яблоко, морозные дни, добрая весть, долгие годы, синее небо, верный товарищ, чистое стекло)

Противоположные слова по смыслу. Сильный-слабый добрый-злой  Молодой- старый высокий-низкий

Широкий- узкий здоровый-больной   Сухой-мокрый радостный-грустный

- Ребята, а о каком человеке так говорят?

Душа нараспашку (откровенный).

Всё в руках горит (ловкий, умелый).

Мухи не обидит (безобидный).

Не робкого десятка (смелый).

Родился в рубашке (удачливый, счастливый).

Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

Работа по карточкам. №1

-.Ученики выполняют упражнение – загадку. Можно ли по признаку определить предмет? (дети выполняют задание самостоятельно по карточкам)

Холодная, ключевая, прозрачная …

Стройная, белоствольная, кудрявая …

Тёмный, дремучий …

Сладкое, сочное, румяное …

Быстрый, звонкий, говорливый  …

Яркое, весеннее …

Чистое, голубое …


Хищный, серый, ……(волк) 
Рыжая, хитрая………(лиса) 
Большой, косолапый………(медведь) 
Солнечная, ясная……(погода) 
Прохладный, дождливый…….(день) 
Раннее, серое……(утро) 
Работа по карточкам. №2    В зимнем лесу

Зимой в лесу необыкновенно красиво. Под _________ ёлками лежит ___________снег. Какая красота! Все деревья оделись в _______ наряд, нахлобучили _________шапки.

На ________ поверхности появились первые узоры. Снежинки горят________ огнём, когда попадают в лучи солнечного света.

-Стал ли текст интереснее? -Чем? -Для чего нужны имена прилагательные?  -Имена прилагательные украшают текст.

- Молодцы! Знаете вы какие? Вы внимательные, Сообразительные, активные, умные. И все эти слова – имена прилагательные.

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

-Вы, конечно, узнали это– прилагательное.  

Что такое имя прилагательное?        Можно попустить

Выберите правильный ответ. Карточка №3.
Имена прилагательные обозначают: 
а) название предмета; 
б) признак предмета; 
в) действие предмета. 
2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные? 
а) кто?, что?; 
б) какой? какая? какое? какие? 
в) что делать? что сделать? 
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- Как изменяются имена прилагательные? Устно, коллективно.

Очень занимательное -

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

- А теперь ребята встали

- Быстро руки вверх подняли,

-В стороны, вперед, назад,

- Повернули вправо, влево,

- Тихо сели- вновь за дело. Можно пропустить.

3. Подчеркните имена прилагательные.  Карточка №4.
Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок. 
4. Поставьте вопрос имени прилагательному. Карточка №5
Лес(____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная; 
Сосны (___________) высокие;
5. Образуй слова, обозначающие признаки предметов. 
Книга – книжный,  веселье - ______________ 
Рыба - ______________,  мясо - _______________ 

 5.На пути нашего следования словосочетания. 
Образуйте словосочетание «прилагательное + существительное». 
сад + осень, (осенний сад) краснота + ягода,(красная ягода) осень + лист, (осенний лист) ночь + темнота, (тёмная ночь) день+дождь, (дождливый день). 

6.УПРАЖНЕНИЕ для отдыха Можно пропустить

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобно и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы отдохнули хорошо, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
7. Найди ошибку. Карточка №5
Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе: 
1. Белый медведь. 
2. Новая туфли. 
3. Высокие горы. 
4. Зимняя пальто. 
5. Снежная зима. 
6. Зубная врач. 

9.Работа по учебнику. 
Работа по учебнику на стр.152 Упр.196, (выполнение упражнения с комментированием) 

10.  Согласуйте имена существительные с именами прилагательными в нужном падеже. 
К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной. 

11.Как ниточка за иголочкой. "Найди пару" .Карточка №6
Например: солнечный день 
Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава. 
Проверяем: прозрачный воздух, птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава, весенние цветы. 

12.Физминутка . 
- А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны вперед - назад,

Повернулись вправо – влево.

Тихо сели вновь за дело. Можно пропустить.

13. Итог урока.

-Над какой темой работали?

- Что такое прилагательное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

-Чем занимались на уроке?

-Что понравилось и хотели бы повторить на следующих уроках?

- Какое настроение у вас в конце урока?

                                                     

Карточки

                                                                                                                     

  1. Холодная, ключевая, прозрачная …

Стройная, белоствольная, кудрявая …

Тёмный, дремучий …

Сладкое, сочное, румяное …

Быстрый, звонкий, говорливый  …

Яркое, весеннее …

Чистое, голубое …                                            

Хищный, серый, ……
Рыжая, хитрая………
Большой, косолапый……… 
Солнечная, ясная……
Прохладный, дождливый…….
Раннее, серое……

  1. В зимнем лесу

Зимой в лесу необыкновенно красиво. Под ________________ ёлками лежит ____________________снег. Какая красота! Все деревья оделись в _____________________ наряд, нахлобучили _________________________шапки.

На _____________________ поверхности появились первые узоры. Снежинки горят_______________________ огнём, когда попадают в лучи солнечного света.

3.    Выберите правильный ответ. 
Имена прилагательные обозначают: 
а) название предмета; 
б) признак предмета; 
в) действие предмета. 
2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные? 
а) кто?, что?; 
б) какой? какая? какое? какие? 
в) что делать? что сделать? 
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- Как изменяются имена прилагательные?

4  Подчеркните имена прилагательные. 
Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок. 
5. Поставьте вопрос имени прилагательному. 
Лес(____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная; 
Сосны (___________) высокие;


5. Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе: 
1. Белый медведь. 
2. Новая туфли. 
3. Высокие горы. 
4. Зимняя пальто. 
5. Снежная зима. 
6. Зубная врач. 

6.  Как ниточка за иголочкой. "Найди пару".
Например: солнечный день 
Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...