Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Шошина Ирина Александровна

Учитель может использовать этот конспект на уроке в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

1.Тема урока: ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.

2. УМК: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб.для общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 383с.

3. 11 Класс.

4. Урок изучения нового материала.

5. Урок исследование.

6. Цели урока:

Деятельностная цель: изучить условия постановки и отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

Содержательная цель: совершенствовать навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: внутрипредметная связь с темами «Главные члены предложения», «Подлежащее. Виды подлежащих», «Сказуемое. Виды сказуемых», межпредметная связь с уроком литературы.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презинтация.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

Добрый день. А сегодня, действительно, добрый день? Хочу узнать ваше мнение. Продолжите предложения.

Сегодня добрый день, потому что…

Сегодня добрый день, поэтому…

Сегодня добрый день, значит…

Давайте запишем дату нашего доброго дня.

(Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы)

Сегодня добрый день, потому что на улице хорошая погода.

Сегодня добрый день, поэтому у меня хорошее настроение.

Сегодня добрый день, значит, у меня все получится.

(Записывают в тетрадях число и «классная работа»)

Личностные, коммуникативные

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

(5 минут)

3. Актуализация знаний

(5 минут)

Урок мы начнём с орфоэпической пятиминутки. (На слайде представлен тест, учащимся нужно занести варианты правильных ответов себе в тетрадь, после выполнения теста ученики проверяют тест по эталону, выведенному на слайде и ставят себе оценки)

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ЗагнУтая; 2) нАверх; 3) лОвки; 4) новостЕй.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) НефтепрОвод; 2) нАчавшийся; 3) облЕгчите; 4) шарфЫ.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) НалИвший; 2) Исстари; 3) засЕлен; 4) жалюзИ.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) ЗапертА; 2) зимОвщики; 3) накрЕнится; 4) донЕльзя.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) БантЫ; 2) мЕстностями; 3) назвАлась; 4) красивЕйший.

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) ЗазвОнит; 2) снятА; 3) шофЁр; 4) положИла.

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ЦЕмент; 2) принУдить; 3) углУбить; 4) пАртер.

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) УкрЕпим; 2) ходАтайствовать; 3) понЯвшая; 4) придАное.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ОзлобИвшийся; 2) повтОренный; 3) рвАла; 4) (за) тОртами.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) СИроты; 2) ободрАла; 3) (с) пОручнями; 4) ПрИбыв.

Для того, чтобы изучать сегодняшнюю тему урока, нам нужно вспомнить:

1.Что такое подлежащее?

2.Основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

3.Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.

4.Какие виды сказуемых вы знаете?

5.Что такое составное глагольное сказуемое?

6.Что такое именное сказуемое?

7.Какой частью речи может быть выражена именная часть?

Прочитайте предложения на слайде и выделите главные члены предложения.

Хорошая книга ‌‌‌‌– просто праздник.

Учить – ум точить.

Семь бед – один ответ.

Наша задача — хорошо учиться.

Что общего в структуре этих предложений?

Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

Какой знак препинания ставится на месте пропущенной связки?

Правильно! Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока?

Правильно, запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

А наша задача сегодня – вспомнить, в каких же случаях употребляется тире между подлежащим и сказуемым, а в каких – отсутствует; сформировать навыки и потренироваться.

Ответы на тест:

1 – 4

2 – 1

3 – 3

4 – 3

5 – 2

6 – 1

7 – 2

8 – 1

9 – 4

10 – 3

1.Главный член предложения.

2.Подлежащее, выраженное существительным (Самолет вылетел из аэропорта.) и подлежащее, выраженное инфинитивом (Жить – Родине служить.)

3.Главный член предложения, грамматически соотносимый с подлежащим. По способу выражения может быть простым и составным.

4.Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое.

5.Составное глагольное сказуемое состоит из связки и инфинитива.

6.Составное именное сказуемое состоит из связки и именной части.

7.Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена существительным прилагательным, причастием в именительном и творительном падеже; кратким прилагательным и причастием; наречием и др.

Общее в структуре этих предложений то, что отсутствует глагол-связка.

Подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, глаголом.

На месте пропущенной связки ставится тире.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

4. Изучение нового материала

(15 минут)

Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову «tiret» (от глагола «tirer» - «тянуть»), что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.

Для системы и упрощения восприятия работать будем по следующему плану:

1.Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Условия отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

Для удобства и наглядности мы будем работать с таблицей. Во второй столбец мы будем записывать уже готовые примеры, а вот первый нам нужно будет заполнить вместе.

(Заполняем первую таблицу «Тире между подлежащим и сказуемым ставится». Ученики, смотря на пример, формулируют условия сами)

  1. Книга – лучший друг человека.

Чем выражено подлежащее? (существительным) В каком падеже? (в И.п., что?)

Чем выражено сказуемое? (существительным) Падеж? (в И.п., что?)

Значит, первое условие постановки тире между подлежащим и сказуемым – оба члена выражены именем существительным в И.п.

  1. Шестью шесть – тридцать шесть.

Чем выражено подлежащее? (числительным) В каком падеже? (в И.п., что?)

Чем выражено сказуемое? (числительным) Падеж? (в И.п., что?)

Значит, вторым условием постановки тире между подлежащим и сказуемым является то, что оба члена выражены именем числительным в И.п.

  1. Длина Волги – 3688 километров.

Чем выражено подлежащее? (существительным) В каком падеже? (в И.п., что?)

Чем выражено сказуемое? (числительным) Падеж? (в И.п., что?)

Значит, третье условие постановки тире между подлежащим и сказуемым это – подлежащее в форме существительного в И.п и сказуемое в форме числительного в И.п.

  1. Охранять природу – любить родину.

Чем выражено подлежащее? (инфинитивом глагола)

Чем выражено сказуемое? (инфинитивом глагола)

Значит, четвертое условие постановки тире между подлежащим и сказуемым – это выраженность главных членов предложения инфинитивом глагола.

  1. Наша задача – хорошо учиться.

Чем выражено подлежащее? (существительным) В каком падеже? (в И.п., что?)

Чем выражено сказуемое? (инфинитив глагола)

Значит, пятым условием постановки тире между подлежащим и сказуемым является выраженность подлежащего существительным в именительном падеже, а сказуемого инфинитивом глагола.

  1. Ходить босиком – большое удовольствие.

Чем выражено подлежащее? (инфинитивом глагола)

Чем выражено сказуемое? (существительным в именительном падеже)

Значит, шестым условием постановки тире между подлежащим и сказуемым является выраженность подлежащего инфинитивом глагола, а сказуемого существительным в именительном падеже.

7. Пирог – пальчики оближешь. Седьмым условием является выраженность сказуемого  фразеологическим оборотом.

8.  Париж – это столица Франции. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. 

Итак, первая задача решена. Приступим к решению второй задачи. Заполним вторую часть таблицы – «тире не ставится».

  1. Бедность не порок.  Тире между главными членами предложения не ставится, если при сказуемом есть частица не.
  2. Глаза будто вишни.         В предложении «как» - какая часть речи? (союз). Значит, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, как будто, словно, точно, всё равно, вроде как и т.п., тире не ставится.
  3. Собака, известно, друг человека. Если перед сказуемым есть вводное слово, то тире не ставиться.
  4. Он порча, он чума, он язва здешних мест. Если в роли подлежащего выступает личное местоимение, то тире не ставиться.

Таким образом, мы решили и вторую задачу. Теперь перейдем к практике.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится

1.

Сущ. в И. п. – сущ. в И. п.

Книга – лучший друг человека.

2.

Числ. в И. п. - числ. в И. п.

Шестью шесть – тридцать шесть.

3.

Сущ. в И. п. – числ. в И. п.

Длина Волги – 3688 километров.

4.

Н. ф. глагола - н. ф. глагола

Охранять природу – любить Родину.

5.

Сущ. в И. п.  - н. ф. глагола

Наша задача – хорошо учиться.

6.

Н. ф. глагола – сущ. в И. п.

Ходить босиком – больше удовольствие.

7.

Сущ. в И. п. – фразеолог. Об.

Пирог – пальчики оближешь.

8.

Подлеж. (сущ./ глаг./числ.) – это, значит, вот сказ. (сущ./глаг./числ.)

Париж – это столица Франции.

Тире не ставится

1.

При сказуемом есть частица не

Бедность не порок.

2.

При сказуемом есть как, будто, словно, точно

Глаза будто вишни.

3.

Перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека

4.

Подлеж. – личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

4. Закрепление изученного материала

(15 минут)

Выполним первое упражнение, выходя по одному по цепочке к доске. Вам нужно записать предложение, определить главные члены предложения и объяснить, почему между подлежащим и сказуемым ставится или не ставится тире.

Исправьте ошибки, объясните их, после выполнения этого задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу одноклассника.

1. Услуга в дружбе вещь святая.

2. Степь – словно большой солнечный диск.

3. Плохой товарищ – не подмога.

4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.

5. Солнце – ярко, небо – сине.

6. Властвовать значит доверять.

7.Я – не француз. Я – Дубровский.

Почему допускается вариант постановки или отсутствия тире в этом предложении? Что хочет подчеркнуть автор в тексте, ставя логическое ударение на одном из слов? Всё зависит от контекста. Если автор обращает внимание читателя на личностные качества человека, на род занятий, профессиональную деятельность и др., подчеркнёт интонационно подлежащее или сказуемое (то есть графически поставит тире)

  1. Мать от радости прослезилась, а отец  –  хоть бы что!
  2. Вспомните, что автор «Симфонии»  –    юноша, студент–естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры. (Белый).
  3. Отец его  –    военный доктор, сосланный Николаем Первым. (Белый).
  4. И вечная мука  –  вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове! (Бунин).
  5. И это все, что было в моей жизни, а остальное  –   ненужный сон (Бунин).
  6. По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов).
  7. Скажите, Мастаков  –  пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).
  8. Корни деревьев у дорожки как пальцы гигантов.
  9. Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать,  –  это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк–Кравчинский).
  10. Талант у него  –  дай бог каждому.
  11. Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать,  –  это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).
  12. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе  –  это  не  жизнь,  это эгоизм, лень,  это  своего  рода  монашество,  но  монашество  без  подвига (Чехов).
  13. Театр  –  это  сила, соединяющая в себе одной все  искусства, а актеры  –  миссионеры (Чехов).
  14. Сам Ефим  –  пальца в рот не клади (Шукшин).
  15. Неправда, равнодушие  –  это паралич души, преждевременная смерть (Чехов).
  16.  Нигилист  –   это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами,  который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).
  17. Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за  богатого старика выйти, по мнению моему, дело  ничуть не  странное,  а, напротив,  благоразумное (Тургенев).
  18. Я хочу только сказать,  что аристократизм  –  принсип,  а  без принсипов жить в  наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев).
  19. Боже мой, я секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться,  –  это  быть членом земской управы! (Чехов).

Услуга в дружбе – вещь святая. (Подлежащее и сказуемое – сущ. в им. п.)

Степь словно большой солнечный диск. (Между подлежащим и сказуемым есть слово словно – тире не ставится)

Плохой товарищ не подмога. (Перед сказуемым есть частица не – тире не ставится)

Площадь (сущ. в им. п.) комнаты – двадцать квадратных метров (числит.).

Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)

Властвовать – значит доверять. (Подлежащее и сказуемое – инфинитив глагола)

Я (личн.мест.) не француз. Я (–) Дубровский.

Коммуникативные,

регулятивные, познавательные

4.Подведение итогов урока,

рефлексия, информация о домашнем задании

(3 минут)

Ребята, когда между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире?

 Ребята, как вы сами оцениваете, насколько хорошо усвоена вами наша новая тема? Как вы думаете, эта тема важна для вас в дальнейшем? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: найти на каждое условие постановки и отсутствия тире пословицы, поговорки и афоризмы на тему «жизнь» и решить первый тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку на сайте https://rus-ege.sdamgia.ru/.

Тире между подлежащим и сказуемым ставиться если:

  1. оба члена выражены именем существительным в И.п.
  2. оба члена выражены именем числительным в И.п.
  3. подлежащее в форме существительного в И.п., а сказуемое в форме числительного в И.п.
  4. оба члена выражены инфинитивом глагола
  5. подлежащее выражено существительным в И. п., а сказуемого инфинитивом глагола.
  6. подлежащее выражено инфинитивом глагола, а сказуемого существительным в И. п.
  7. сказуемое –  фразеологический оборот.
  8. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ.

(Отвечают на вопросы учителя)

(Записывают домашнее задание в дневник)

Личностные, коммуникативные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тире между подлежащим и сказуемым Подготовила Шеманихина Ирина Александровна, студентка 5 курса ИФФ

Слайд 2

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно? 1. 1) ЗагнУтая ; 2) нАверх ; 3) лОвки ; 4) новостЕй . 2. 1) НефтепрОвод ; 2) нАчавшийся ; 3) облЕгчите ; 4) шарфЫ . 3. 1) НалИвший ; 2) Исстари; 3) засЕлен ; 4) жалюзИ . 4. 1) ЗапертА ; 2) зимОвщики ; 3) накрЕнится ; 4) донЕльзя . 5. 1) БантЫ ; 2) мЕстностями ; 3) назвАлась ; 4) красивЕйший . 6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно? 1) ЗазвОнит ; 2) снятА ; 3) шофЁр ; 4) положИла . 7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно? 1) ЦЕмент ; 2) принУдить ; 3) углУбить ; 4) пАртер . 8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно? 1) УкрЕпим ; 2) ходАтайствовать ; 3) понЯвшая ; 4) придАное . В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно? 9. 1) ОзлобИвшийся ; 2) повтОренный ; 3) рвАла ; 4) (за) тОртами . 10. 1) СИроты ; 2) ободрАла ; 3) (с) пОручнями ; 4) ПрИбыв .

Слайд 3

КЛЮЧ К ТЕСТУ: 1 – 4 2 – 1 3 – 3 4 – 3 5 – 2 6 – 1 7 – 2 8 – 1 9 – 4 10 – 3

Слайд 4

Прочитайте предложения и выделите главные члены предложения. Хорошая книга – просто праздник. Учить – ум точить. Семь бед – один ответ. Наша задача — хорошо учиться.

Слайд 5

Хорошая книга – просто праздник. Учить – ум точить. Семь бед – один ответ. Наша задача — хорошо учиться. ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

Слайд 6

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ ТИРЕ СТАВИТСЯ 1. Книга – лучший друг человека. 2. Шестью шесть – тридцать шесть. 3. Длина Волги – 3688 километров. 4. Охранять природу – любить Родину. 5. Наша задача – хорошо учиться. 6. Ходить босиком – больше удовольствие. 7. Пирог – пальчики оближешь. 8. Париж – это столица Франции. Сущ. в И. п. – сущ. в И. п. Числ . в И. п. – числ . в И. п. Сущ. в И. п. – числ . в И. п. Н. ф. глагола – н . ф. глагола Сущ. в И. п. – н . ф. глагола Н. ф. глагола – сущ . в И. п. Сущ. в И. п. – фразеолог . об . Подлеж . – это, значит, вот сказ. (сущ./ гл./ числ .)

Слайд 7

ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ 1. Бедность не порок. 2. Глаза будто вишни. 3. Собака, известно, друг человека 4. Он порча, он чума, он язва здешних мест. При сказуемом есть частица не При сказуемом есть как, будто, словно, точно Перед сказуемым стоит вводное слово Подлеж . – это личное местоимение

Слайд 8

Услуга в дружбе вещь святая. Степь – словно большой солнечный диск. Плохой товарищ – не подмога. 4 . Площадь комнаты двадцать квадратных метров. 5 . Властвовать значит доверять. 6. Я – не француз. Я – Дубровский. 7. Алексей , кажется, - врач, обратись к нему. 8. Слушать тебя наслаждение. Исправьте ошибки, объясните их и запишите исправленный вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...