Тематический контроль для подготовки к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по русскому языку
тест по русскому языку (9 класс)

Малыгина Ольга Николаевна

Представлены тесты с ответами по разделу "Грамматическая основа" и "Знаки препинания в предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_kontrol_dlya_podgotovki_k_gia_oge_ege.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический контроль для подготовки к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Грамматическая основа предложения

1.Прочитайте текст:

1)Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте – недублёной коже животных. (2)Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре – бересте. (3)После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. (4)«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма». (5)Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.

Укажите верные варианты ответов.

  1. Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением.
  2. Предложение 2 является односоставным безличным.
  3. Грамматическая основа в первой части сложного предложения 3 – учёные смогли.
  4. Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени.
  5. Сказуемое в первой части предложения 5 составное глагольное.

Запишите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.


Решение/комментарий:

  1. Да, Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением (недублёной коже животных). Это верный ответ
  2. Предложение 2 не безличное, а двусоставное, в котором подлежащее выражено словосочетанием (найдено… большое количество… грамот).
  3. Нет, грамматическая основа в первой части сложного предложения 3 – учёные смогли предположить (здесь составное глагольное сказуемое).
  4. Да, предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени (в то время как… предки высекали…), которое стоит перед главной частью.
  5. Нет, в предложении 5 нет составного глагольного сказуемого. Сказуемое в нем составное именное, включающее вспомогательный глагол-связку было и именную часть, выраженную кратким причастием опубликовано.

Ответ: 14


3.Прочитайте текст.

(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.

Укажите верные варианты ответов.

  1. Предложение 1 сложносочинённое.
  2. Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.
  3. В предложении 3 четыре грамматические основы.
  4. Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
  5. Грамматическая основа в предложении 5 – нравственность оказывается подчинена.

Запишите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.

Начало формы


Решение/комментарий:

  1. Предложение 1 не сложносочинённое, а простое, осложнённое однородными членами.
  2. Обособленного определения в предложении 2 нет. Здесь присутствует обособленное обстоятельство (отрекаясь от собственного мнения), выраженное деепричастным оборотом.
  3. В предложении 3 не четыре грамматические основы, а только три. Надо учесть, что фрагмент «они должны признать хорошим то … и осудить то…» представляет собой единую предикативную часть и содержит одну грамматическую основу.
  4. В предложении 4 грамматическая основа – они пытаются подавлять. Здесь налицо составное глагольное сказуемое, включающее вспомогательный глагол пытаются и инфинитив подавлять. Это верный ответ.
  5. В предложении 5 важно увидеть составное именное сказуемое, включающее вспомогательный глагол оказываются и именную часть, выраженную кратким страдательным причастием подчинена. Это верный ответ.

Ответ: 45


3. Прочитайте текст.

(1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)Почти через три десятилетия этот элемент был найден и на Земле. (3)Но на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место. (4)На Земле вообще нет областей, в которых гелий скапливался бы в большом количестве. (5)Тем не менее он рассеян по планете и присутствует повсюду: в атмосфере, в океане, в земной коре.

Укажите верные варианты ответов.

  1. В предложении 1 есть вводное слово.
  2. Грамматическая основа в предложении 2 – элемент найден.
  3. Сказуемое в первой части предложении 3 составное именное.
  4. Предложение 4 сложносочинённое.
  5. Предложение 5 простое, осложнённое.

Запишите в поле для ответа выбранные номера подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Решение:

  1. Нет, в предложении 1 нет вводного слова. Слово известно является здесь сказуемым.
  2. Нет, грамматическая основа в предложении 2 элемент был найден.
  3. Да, в первой части предложения 3 присутствует составное глагольное сказуемое. Здесь в настоящем времени опущен вспомогательный глагол-связка быть, а именная часть выражена именем прилагательным в форме сравнительной степени (меньше). Это верный ответ.
  4. Предложение 4 не сложносочинённое, а сложноподчинённое.
  5. Да, предложение 5 простое, оно осложнено блоком однородных членов с обобщающим словом. Это верный ответ.

Ответ: 35

Пунктуационный анализ

1.Расставьте знаки препинания.

Жаворонки (1) едва различимые (2) в воздухе (3) заливались над степью (4) конца и края которой (5) не было видно (6) и сообщали (7) ещё не проснувшимся (8) жителям о долгожданном восходе солнца.

Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Решение/комментарий:

Запятые на месте цифр (1) и (3) выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом (едва различимые в воздухе).

На месте цифры (2) запятая не ставится.

Запятые на месте цифр (4) и (6) выделяют придаточную часть сложноподчинённого предложения (конца и края которой не было видно).

На месте цифры (5) запятая не ставится.

На месте цифр (7) и (8) запятые не ставятся, поскольку фрагмент между ними (причастный оборот) не требует пунктуационного выделения (здесь отсутствуют условия обособления).

Ответ: 1246

2. Расставьте знаки препинания.

Бросив последний взгляд на девушек (1) ждавших на берегу (2) Сергей наконец решился (3) и (4) глубоко выдохнув (5) нырнул с (6) раскачивающегося на ветру (7) моста в воду (8) обжигавшую утренней прохладой.

Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Решение/комментарий:

Запятые (1) и (2) выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом (ждавших на берегу).

Запятая (2), кроме того, закрывает обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: бросив последний взгляд на девушек, (ждавших на берегу).

На месте (3) запятая не ставится (решился и … нырнул).

Запятые (4) и (5) выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (глубоко выдохнув).

На месте цифр (6) и (7) запятые не ставятся, поскольку фрагмент между ними (причастный оборот) не требует пунктуационного выделения (здесь отсутствуют условия обособления).

Запятая на месте (8) закрывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (обжигавшую утренней прохладой).

Ответ: 12459

3. Расставьте знаки препинания.

Я поднял голову вверх (1) и увидел (2) освещающие горизонт (3) молнии (4) которые отпечатывались на небе (5) оставляя яркие следы (6) и рвали (7) затянувшие всё небо (8) тучи.

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ответ 456


4. Расставьте знаки препинания.

Увидев бравого бородача (1) шагавшего по улице в форменной шинели и фуражке (2) которую носили только офицеры (3) старушка (4) потрясённая известиями о стремительном движении деникинских частей (5) и о том (6) что они вошли в город с бесчисленным количеством вооружения (7) собранного силами (8) поддержавших деникинцев местных отрядов (9) не на шутку перепугалась.

Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Решение/комментарий:

Запятыми на месте цифр (1) и (3) выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом, внутрь которого помещено придаточное предложение (шагавшего по улице в форменной шинели и фуражке, которую носили только офицеры).

Запятыми на месте цифр (2) и (3) выделяется придаточное предложение (которую носили только офицеры).

Запятыми на месте цифр (4) и (9) выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом, внутрь которого помещено придаточное предложение (потрясённая известиями о стремительном движении деникинских частей и о том, что они вошли в город с бесчисленным количеством вооружения, собранного силами поддержавших деникинцев местных отрядов).

На месте цифры (5) запятая не ставится: перед нами блок однородных членов с одиночным союзом И (потрясённая известиями о О и о О).

Запятыми на месте цифр (6) и (9) выделяется придаточное предложение (что они вошли в город с бесчисленным количеством вооружения, собранного силами поддержавших деникинцев местных отрядов).

Запятыми на месте цифр (7) и (9) выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом (собранного силами поддержавших деникинцев местных отрядов).

На месте цифры (8) запятая не ставится: перед нами причастный оборот, стоящий перед определяемым словом (/поддержавших деникинцев/… отрядов).

Указание:

Пунктуационный анализ.

Ответ: 1234679


5. Расставьте знаки препинания.

Когда пароход остановился среди реки (1) тесно загромождённой судами (2) и ощетинившейся сотнями острых мачт (3) к борту его подплыла большая лодка со множеством людей и подцепилась багром к спущенному трапу (4) и уже через минуту один за другим люди (5) из лодки (6) стали подниматься на палубу. Впереди всех быстро шёл сухонький старичок в чёрном длинном одеянии (7) и с рыжей (8) как золото (9) бородкой.

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Решение/комментарий:

Запятые на месте цифр (1) и (3) выделяют обособленное определение, выраженное блоком однородных причастных оборотов, стоящих после определяемого слова (…реки, тесно загромождённой судами и ощетинившейся сотнями острых мачт).

На месте цифры (2) запятая не ставится. Блок однородных причастных оборотов, соединённых одиночным союзом И (тесно загромождённой судами и ощетинившейся сотнями острых мачт), не требует запятой.

Запятая на месте цифры (4) разделяет части сложносочинённого предложения (подплыла … лодка, и люди … стали подниматься).

На месте цифр (5) и (6) запятые не ставятся, поскольку фрагмент не требует пунктуационного выделения.

На месте цифры (7) запятая не ставится. Блок однородных членов, соединённых одиночным союзом И (в одеянии и с бородкой), не требует запятой.

Запятые на месте цифр (8) и (9) выделяют сравнительный оборот (как золото).

Ответ: 13489


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

Обобщение опыта "Организация развивающего тематического контроля с использованием комплексных КИМов в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта по теме "Организация развивающего тематического контроля с использованием комплексных КИМов в процессе обучения английскому языку в начальной школе" (с прилож...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

Выступление по теме : «Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».

Выступление по теме :" Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время"....

Методические рекомендации для проведения тематического контроля при подготовке к ГИА (раздел "Обмен веществ и превращение энергии")

Указаны типичные ошибки выпускников при решении заданий по данной теме. Представлен вариант заданий для контроля и коррекции знаний....