Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Нургалиева Нагима Хадыровна

Рабочая программа 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_6_klass.docx162.53 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\6417\Desktop\PHOTO-2020-09-09-15-31-41.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Статус документа

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией М.М.Разумовской. Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Русский язык. 6 класс» М.М.Разумовской. Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях (приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 19.12.2013г. №1067).

     Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий разделы:

-пояснительную записку;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;

-контроль уровня обученностиобучающихся;

-учебное и учебно – методическое обеспечение;

-календарно – тематическое планирование.

Исходными для составления программы стали следующие документы:

  1. Закон «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт;
  3. Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  4. Базисный учебный план  МОУ – СОШ с. Лепехинка

Общая характеристика учебного предмета

       В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-языковедах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенции, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основная общеобразовательная школа должна сформировать у обучающихся базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях,  и вместе с тем заложить основы для последующего его развития и совершенствования.

В соответствии с этим цели  курса русского языка  в 6 классе состоят в следующем:

  • обеспечить лингвистическое образование, необходимое каждому обучающемуся как база для последующего развития и совершенствования, для обучения и профессиональной деятельности;
  • сформировать у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно  пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, научить общению в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
  • воспитывать бережное  отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Данные цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области   синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • обеспечить повторение определенного круга знаний из разделов фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, необходимых для успешной сдачи экзамена в новой форме;
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, т.е.    формировать прочные умения и навыки во всех видах речевой деятельности;
  • способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Место предмета «русский язык» в базисном учебном плане

    Рабочая программа под редакцией М.М.Разумовской в 6 классе рассчитана на 204 часов. По учебному плану школы на 2018-2019  учебный год на изучение русского языка в 6 классе отведено 6 часов в неделю, 204 часов в год.

   

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного стиля, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
  •  употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
  • квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
  • характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

О языке

Слово как основная единица языка.

Основные умения: проводить все виды анализа слова (фонетический, орфоэпический, лексический, морфемный, словообразовательный,, орфографический, морфологический).

Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы — инструкция, объявление.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Основные умения: 

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое coобщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.   Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.     Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами,   обращением и  прямой речью.

Орфография. Употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Основные умения: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать новые формы;

выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения;

правильно употреблять прописные буквы; буквы ъ и ь;  уметь выбирать условия  правописания орфограмм корня и окончаний слов, слитного и раздельного написания не с глаголами, существительными, прилагательными.

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов:   приставочный,   суффиксальный,   приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности.   Словообразовательные   цепочки   однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н-нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов.

Культура речи. Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Основные умения: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать новые слова и формы слов; составлять словообразовательные цепочки; правильно применять правила написания н-нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок, написания сложных слов.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей.

Культура речи. Орфоэпические особенности причастий. Правильное построение предложений  с  причастными оборотами.

Основные умения: правильно произносить причастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования причастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы причастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки причастия (при решении орфографических задач); характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать причастия, написание которых подчиняется правилам, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль причастия; правильно строить и произносить предложения с причастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Культура речи. Орфоэпические особенности деепричастий. Правильное построение предложений  с  деепричастными оборотами.

Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Основные умения: правильно произносить деепричастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования деепричастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы деепричастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки деепричастия; характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать деепричастия; пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль деепричастия; правильно строить и произносить предложения с деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные,   дробные;   их   значение,   особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.

Основные умения: квалифицировать слово как часть речи; правильно произносить имена числительные; различать простые, сложные и составные имена числительные; образовывать и употреблять формы имен числительных в соответствии с нормами литературного языка; правильно строить и произносить предложения с именами числительными, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Местоимение 

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «оём») и т. д.

Основные умения: квалифицировать слово как часть речи; правильно произносить местоимения; определять разряды местоимений; образовывать и употреблять формы местоимений в соответствии с нормами литературного языка; правильно строить и произносить предложения с местоимениями, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Повторение материала, изученного в 6 классе

Основные умения: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

 употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ УМК  М.М. РАЗУМОВСКОЙ

204 ЧАСОВ (6 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Слово – основная единица языка

Слово - основная единица языка.

Комбинированный

Язык и история народа. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие норма, основные нормы русского языка

§1, упр.7

Повторение материала,

изученного в 5 классе

РР1 Что мы знаем о речи. Стили речи.

Развитие речи

Смысловая и грамматическая цельность текста, строение текста, знакомство со способами связи предложений в тексте

§2, упр.20

РР2 Что мы знаем о речи. Типы речи.

Развитие речи

Смысловая и грамматическая цельность текста, строение текста, знакомство со способами связи предложений в тексте

§2, упр.24

Орфография и пунктуация.

Обобщение и систематизация знаний

Морфемный состав слова, алгоритм разбора слова по составу, систематизация сведений по орфографии и пунктуации

§3, упр.32

Условия постановки запятой в предложении.

Обобщение и систематизация знаний

Запятая в предложении при однородных членах, обращении, в сложном предложении

§3, упр.34

Двоеточие в предложении.

Обобщение и систематизация знаний

Двоеточие при прямой речи, при обобщающем слове и однородных членах

§3, составить 5 предложений с двоеточием

Тире в предложении.

Обобщение и систематизация знаний

Тире при прямой речи и диалоге, при обобщающем слове и однородных членах; тире между подлежащим и сказуемым

 §3, составить 5 предложений с тире

Употребление прописных букв.

Обобщение и систематизация знаний

Условия написания прописных букв

§4, упр. 37 ЗСП-1

Буквы Ь и Ъ.

Обобщение и систематизация знаний

Условия написания Ь и Ъ, алгоритм рассуждения при выборе орфограммы

§5, упр.45

Орфограммы корня. Правописание гласных в корне слова.

Обобщение и систематизация знаний

Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением; чередующиеся гласные

§6, упр. 47

Правописание согласных в корне слова.

Обобщение и систематизация знаний

Звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корне слова

§6, упр. 48

Орфограммы корня. Корни с чередованием.

Обобщение и систематизация знаний

Условия чередования гласных и согласных в корне

§6, упр. 48 (2)

Орфограммы корня. О-Ё после шипящих.

Обобщение и систематизация знаний

Условия написания О-Ё после шипящих

§6, упр. 48 (3)

Ы-И после Ц.

Обобщение и систематизация знаний

Условия написания Ы-И после Ц

§6, упр. 52

Правописание окончаний слов. Безударные личные окончания глаголов.

Обобщение и систематизация знаний

Глаголы I и II спряжения, глаголы - исключения

§7, упр.60

Правописание окончаний слов. Безударные падежные окончания.

Обобщение и систематизация знаний

Глаголы I и II спряжения, глаголы - исключения

§7, упр.61, ЗСП-2

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными и прилагательными.

Обобщение и систематизация знаний

Условия выбора НЕ с глаголами,

 с  существительными и прилагательными, обоснование выбора

§8, упр.69 упр.71

Контрольная работа №1 по теме: «Орфография и пунктуация».

Контроль знаний

Определение уровня изучения материала

Инд. задание

Анализ контрольной работы.

Контроль знаний

Умение классифицировать ошибки

Составить 10 предложений

РР3 Что мы знаем о тексте.

Развитие речи

Признаки текста, связь предложений в тексте, тема и идея текста

§9, упр.77 (памятка)

РР4 Как готовиться к сочинению.

Развитие речи

План, подбор языкового материала

§9, упр.80, план

Как готовиться к сочинению

Развитие речи

План, подбор языкового материала

Составить план

РР5 Сочинение – описание.

Развитие речи

Структура сочинения

П.9 Упр.79

РР6 Сочинение – описание.

Развитие речи

Структура сочинения

Повторить части речи, названия членов предложения

Части речи, их грамматические признаки,

словообразование, правописание и употребление в речи

Части речи и члены предложения.

Обобщение и систематизация знаний

Признаки самостоятельных и служебных частей речи; главные и второстепенные члены предложения

§10, упр. 87

Части речи и члены предложения.

Обобщение и систематизация знаний

Признаки самостоятельных и служебных частей речи; главные и второстепенные члены предложения

§10, упр. 92, ЗСП-3

Морфологические признаки имени существительного.

Обобщение и систематизация знаний

Морфологические и грамматические признаки существительного

§11, упр. 104

Особенности рода и числа имен существительных.

Обобщение и систематизация знаний

Морфологические и грамматические признаки существительного

§11, упр. 108

Словообразование имен существительных.

Обобщение и систематизация знаний

Способы образования слов

§12, упр. 113

Словообразовательная цепочка однокоренных слов.

Обобщение и систематизация знаний

Принцип составления цепочки однокоренных слов

§12, упр.120

Сложносокращенные имена существительные.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие сложносокращенных существительных, их образование в языке

§12, упр. 127,  ЗСП -4

Правописание сложных имен существительных.

Ознакомление  с новым материалом

Условия написания сложных существительных

§13, упр. 132

Правописание сложных имен существительных.

Комбинированный

Условия написания сложных существительных

§13, упр. 135

Употребление имен существительных в речи.

Обобщение и систематизация знаний

Литературные нормы, значение слова

§14, упр.140

РР7 Сравнение как художественный прием. Выделение сравнительных оборотов в предложении.

Развитие речи

Условия обособления сравнений

§14, упр.142

РР8 Роль имени существительного в создании метафор, сравнений, олицетворений.

Развитие речи

Употребление в речи изобразительно – выразительных средств языка

§14, упр. 153, ЗСП-5

Имя существительное как обращение.

Обобщение и систематизация знаний

Обращение распространенное и нераспространенное

§14, упр.156

Произношение имен существительных.

Обобщение и систематизация знаний

Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного

§14, упр. 164

Контрольная работа №2 по теме: «Имя существительное».

Контроль знаний

Определение уровня изучения материала

Инд. задание

Анализ контрольной работы.

Контроль знаний

Умение классифицировать ошибки

Составить 10 предложений

РР9 Разграничение деловой и научной речи.

Развитие речи

Понятие деловой и научной речи, их задачи

§15, упр. 174

РР10 Характеристика научного стиля.

Развитие речи

Задачи научного стиля, признаки научного стиля

§16, упр.176

РР11 Определение научного понятия.

Развитие речи

Родовые и видовые понятия

§17,упр.  186, 187

РР12 Рассуждение – объяснение.

Развитие речи

Строение текста – объяснения, отличие его от текста - описания

§18, упр. 190

РР13 Характеристика делового стиля.

Развитие речи

Задачи делового стиля, признаки научного стиля

§19, упр.198

Морфологические признаки имени прилагательного.

Обобщение и систематизация знаний

Морфологические и грамматические признаки прилагательного

§20, упр. 203

Словообразование имен прилагательных.

Обобщение и систематизация знаний

Способы образования слов

§21, упр. 209

Словообразовательная цепочка однокоренных слов.

Обобщение и систематизация знаний

Принцип составления цепочки однокоренных слов

§21, упр.215

Правописание сложных имен прилагательных.

Ознакомление  с новым материалом

Условия написания сложных прилагательных

§22, упр. 221

Правописание сложных имен прилагательных.

Комбинированный

Условия написания сложных прилагательных

§22, упр. 224

Буквы Н-НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

Ознакомление  с новым материалом

Условия написание Н-НН в прилагательных

§23, упр. 228

Буквы Н-НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

Комбинированный

Условия написание Н-НН в прилагательных

§23, упр. 235

Употребление имен прилагательных в речи.

Обобщение и систематизация знаний

Литературные нормы, значение слова

§24, упр. 240

РР14 Подбор синонимов и антонимов к именам прилагательным.

Развитие речи

Синонимы, антонимы в речи

§24, упр. 244

Переход прилагательных в существительные

Ознакомление  с новым материалом

Неморфемный способ образования слов

§24, упр. 254

Произношение имен прилагательных.

Обобщение и систематизация знаний

Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного

§24, упр. 259

Контрольная работа №3 по теме: «Имя прилагательное».

Контроль знаний

Определение уровня изучения материала

Инд. задание

Анализ контрольной работы.

Контроль знаний

Умение классифицировать ошибки

Составить 10 предложений

РР15 Способы связи предложений в тексте.

Развитие речи

Последовательный и параллельный способ связи предложений

§25, упр. 268

РР16 Средства связи предложений в тексте.

Развитие речи

Повторяющиеся слова, местоимения, синонимы

§26, упр. 271

РР17 Употребление параллельной связи с повтором.

Развитие речи

Повторяющиеся слова, местоимения, синонимы

§27, упр. 282

РР18 Подробное изложение (упр.285)

Развитие речи

Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов

§27, упр. 284

РР19 Подробное изложение (упр.285)

Развитие речи

Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов

§27

РР20 Как исправить текст с неудачным повтором.

Развитие речи

речевой  недочет, способы устранения речевых недочетов

§28, упр. 297

Морфологические признаки глагола.

Обобщение и систематизация знаний

Морфологические и грамматические признаки существительного

§29, упр. 304

Словообразование глаголов.

Обобщение и систематизация знаний

Способы образования слов

§30, упр. 318

Словообразовательная цепочка однокоренных слов.

Обобщение и систематизация знаний

Принцип составления цепочки однокоренных слов

§30, упр. 316

Правописание приставок ПРЕ, ПРИ.

Ознакомление  с новым материалом

Условия выбора приставок ПРЕ, ПРИ

§31, упр.326

Правописание приставок ПРЕ, ПРИ.

Комбинированный

Условия выбора приставок ПРЕ, ПРИ

§31, упр. 331

Правописание приставок в русском языке.

Обобщение и систематизация знаний

Неизменяемые приставки, приставки на –З-С, приставки ПРЕ-ПРИ

§31, упр. 337, ЗСП-7

Буквы Ы-И в корне после приставок.

Ознакомление  с новым материалом

Условия выбора букв Ы-И в корне после приставок; написание И после приставок; сверх, меж, дез, суб, контр, транс, пан

§32, упр. 342

Употребление глаголов в речи.

Обобщение и систематизация знаний

Литературные нормы, значение слова

§33, упр.343, ЗСП-8

Замена синонимами фразеологических оборотов.

Комбинированный

Фразеологизмы, раскрытие смысла

§33, упр. 348

РР21 Употребление в текстах различные формы времени глаголов.

Развитие речи

Речевой   недочет, время глагола

§33, упр. 355

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Обобщение и систематизация знаний

Глаголы I и II спряжения, глаголы - исключения

Задание на карточке

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Обобщение и систематизация знаний

Глаголы I и II спряжения, глаголы - исключения

Задание на карточке, ЗСП-9

Произношение глаголов.

Обобщение и систематизация знаний

Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного

§33, задание на карточке

Контрольная работа №4 по теме: «Глагол».

Контроль знаний

Определение уровня изучения материала

Упр.360

Анализ контрольной работы.

Контроль знаний

Умение классифицировать ошибки

Составить 10 предложений

Морфология. Орфография

Что такое причастие.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие причастие, морфологические признаки причастия и глагола

§34, упр. 392

Признаки глагола и прилагательного у причастия.

Комбинированный

Понятие причастие, морфологические признаки причастия и глагола

§34, упр. 393

Причастия и определяемые слова в предложении.

Комбинированный

Понятиеопределяемое слово, место определяемого слова по отношению к причастию

§34, упр. 394

Правописание окончаний причастий.

Комбинированный

Склонение причастий

§34, упр. 399

Правописание окончаний причастий.

Комбинированный

Склонение причастий

§34, упр. 400

Причастный оборот.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие причастный оборот, место его в предложении

§35, упр. 408

Графическое выделение причастного оборота.

Комбинированный

Правила выделения причастного оборота в предложении

§35, упр. 412

РР22 Составление предложений с причастным оборотом.

Развитие речи

Правила выделения причастного оборота в предложении

§35, составить 5 предложений

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

Ознакомление  с новым материалом

Понятия действительные и страдательные причастия, усвоение залоговых отношений

§36, упр.417

Образование действительных причастий.

Комбинированный

Способы и условия образования действительных причастий

§36, упр. 418

Образование страдательных причастий.

Комбинированный

Способы и условия образования страдательных причастий

§36, упр. 419

Образование причастий совершенного и несовершенного вида.

Комбинированный

Способы и условия образования действительных и страдательных причастий

§36, упр. 425, ЗСП-10

Полные и краткие причастия.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие краткое причастие, условия употребления в речи, написания -Н в кратких причастиях, НЕ с краткими причастиями

§37, упр. 435

Полные и краткие причастия.

Комбинированный

Написание -Н в кратких причастиях, НЕ с краткими причастиями

§37, упр. 439

Морфологический разбор причастия.

Обобщение и систематизация знаний

Морфологические  признаки причастия, синтаксическая роль

§37, упр. 440

Буквы Н-НН в причастиях.

Ознакомление  с новым материалом

Условия выбора Н-НН в причастиях

§38, упр. 452

Буквы Н-НН в причастиях.

Комбинированный

Условия выбора Н-НН в причастиях

§38, упр. 454

Буквы Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Комбинированный

Условия выбора Н-НН в причастиях и  отглагольных прилагательных

§38, упр. 458

Буквы Н-НН в причастиях и прилагательных.

Обобщение и систематизация знаний

Условия выбора Н-НН в причастиях, прилагательных  и  отглагольных прилагательных

§38, упр. 459

Буквы Н-НН в причастиях и прилагательных.

Обобщение и систематизация знаний

Условия выбора Н-НН в причастиях, прилагательных  и  отглагольных прилагательных

§38, составить 10 словосочетаний с причастиями Н-НН

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Ознакомление  с новым материалом

Условия написания НЕ с причастиями

§39, упр. 43,

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Комбинированный

Условия написания НЕ с причастиями

§39, упр. 454

Обобщение и закрепление изученного по теме.

Обобщение и систематизация знаний

Правописание причастий, графическое обозначение причастного оборота

§34-39, ЗСП -11

Контрольная работа №5 по теме: «Причастие».

Контроль знаний

Определение уровня изучения материала

Инд. задание

Анализ контрольной работы.

Контроль знаний

Умение классифицировать ошибки

Составить 10 предложений

РР23 Повествование художественного и разговорного стилей.

Развитие речи

Знакомство со своеобразием повествовательного текста художественного и разговорного стилей

§40, упр. 466

РР24 Повторяющиеся действия в повествовании.

Развитие речи

Роль глаголов несовершенного вида в создании текста

§40, упр. 469

РР25 Изображение действий нескольких лиц в повествовании.

Развитие речи

Своеобразие  повествовательного текста художественного и разговорного стилей

§40, упр. 470 (3)

РР26 Повествование в рассказе.

Развитие речи

Рассказ как жанр, особенности его композиции

§41, упр. 483

РР27 Изложение (упр.472)

Развитие речи

Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов

§41, упр. 485 (1)

РР28 Изложение (упр.472)

Развитие речи

Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов

§41 упр.487

РР29 Составление рассказа.

Развитие речи

Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов

§41, упр. 489

РР30 Повествование делового и научного стилей.

Развитие речи

Знакомство со своеобразием повествовательного текста делового и научного стилей

§42, упр. 492

РР31 Создание сборника «Полезные советы».

Развитие речи

Структура инструктивных текстов, выбор глагольных форм,

§42, упр. 493

Что такое деепричастие

Ознакомление  с новым материалом

Понятие деепричастие, морфологические признаки деепричастия, наречия и глагола

§43, упр. 501

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Комбинированный

Понятие деепричастие, морфологические признаки деепричастия, наречия и глагола

§43, упр. 505

Деепричастный оборот.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие деепричастный оборот, место его в предложении

§44, упр. 507

Графическое выделение деепричастного оборота.

Комбинированный

Правила выделения деепричастного оборота в предложении

§44, упр. 509

РР32 Составление предложений с деепричастным оборотом.

Развитие речи

Правила выделения причастного оборота в предложении

§44, составить 5 предложений

Правописание НЕ с деепричастиями.

Ознакомление  с новым материалом

Условия написания НЕ с деепричастиями

§45, упр. 513

Правописание НЕ с деепричастиями.

Комбинированный

Условия написания НЕ с деепричастиями

§45, упр. 516

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Ознакомление  с новым материалом

Деепричастия  совершенного и несовершенного вида

§46, упр. 520

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Комбинированный

Деепричастия  совершенного и несовершенного вида

§46, упр. 522

Морфологический разбор деепричастия.

Обобщение и систематизация знаний

Морфологические признаки деепричастия

§46, упр. 512

Морфемный разбор деепричастия.

Обобщение и систематизация знаний

Особенности морфемного разбора деепричастия

§47, упр. 535

Обобщение и закрепление изученного по теме.

Обобщение и систематизация знаний

Правописание деепричастий, графическое обозначение деепричастного оборота

§43-47, упр. 540

Контрольная работа №6 по теме: «Деепричастие».

Контроль знаний

Определение уровня изучения материала

Инд.задание

Анализ контрольной работы.

Контроль знаний

Умение классифицировать ошибки

Составить 10 предложений

Употребление причастий и деепричастий в речи.

Обобщение и систематизация знаний

Орфоэпические, лексические нормы употребления причастий и деепричастий

§47, упр.  544,ЗСП-12

Употребление причастий и деепричастий в речи.

Обобщение и систематизация знаний

Работа с деформированным текстом

§47, упр. 550

Изобразительная роль причастий и деепричастий в художественных текстах.

Комбинированный

Причастия и деепричастия в тексте, подбор средств выразительности

§47, упр.527

Изобразительная роль причастий и деепричастий в художественных текстах.

Обобщение и систематизация знаний

Причастия и деепричастия в тексте, подбор средств выразительности

§47, упр.534

Произношение причастий и деепричастий.

Обобщение и систематизация знаний

Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного

§47, упр. 553

Произношение причастий и деепричастий.

Обобщение и систематизация знаний

Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного

§47, упр. 561

РР33 Описание места.

Развитие речи

Особенности художественного описания места действия

§48,упр. 569

РР34 Порядок слов в текстах типа «описание  места».

Развитие речи

Особенности художественного описания места действия

§48, упр. 574

РР35 Сочинение «Комната, в которой я живу».

Развитие речи

Структура сочинения

§48, упр. 586

РР36 Сочинение «Комната, в которой я живу».

Развитие речи

Структура сочинения

§48 Упр.587

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.

Обобщение и систематизация знаний

Правила выделения причастного и деепричастного оборота в предложении

§§34-47, задание на карточке

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.

Обобщение и систематизация знаний

Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота

§§34-47, задание на карточке

Конструирование предложений с причастным оборотом.

Обобщение и систематизация знаний

Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота

§§34-47, задание на карточке

Конструирование предложений с деепричастным оборотом.

Обобщение и систематизация знаний

Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота

§§34-47, задание на карточке

Морфемный и морфологический разбор причастий и деепричастий.

Обобщение и систематизация знаний

Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота

§§34-47, задание на карточке

Синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Обобщение и систематизация знаний

Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота

§§34-47, задание на карточке

Контрольная работа №7 по теме: «Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом».

Контроль знаний

Определение уровня изучения материала

Инд. задание

Анализ контрольной работы.

Контроль знаний

Умение классифицировать ошибки

Составить 10 предложений

Что обозначает имя числительное.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие числительное, морфологические признаки числительного

§49, упр. 592

Числительные количественные и порядковые.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие количественное и порядковое числительное, их особенности

§49, задание на карточке

Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие простые, сложные и составные числительное, особенности их изменения

§50, упр. 596

Склонение сложных количественных и порядковых числительных.

Ознакомление  с новым материалом

Особенности склонения сложных количественных и порядковых числительных

§50, упр. 599 (1,2)

Склонение сложных количественных и порядковых числительных.

Комбинированный

Особенности склонения сложных количественных и порядковых числительных

§50, упр.600(1)

Разряды количественных числительных.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие целые, дробные и собирательные числительные, их особенности

§51, задание на карточке

Склонение числительных от 1 до 4, от 5 до 30.

Комбинированный

Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного

§51, упр. 605

Склонение числительных 40,90,100.

Комбинированный

Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного

§51, упр. 608 (2)

Склонение числительных 200,300,400.

Комбинированный

Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного

§51, задание на карточке

Склонение числительных 50-80, 500-900.

Комбинированный

Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного

§51, упр. 612

Склонение дробных числительных.

Комбинированный

Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного

§51, упр. 616

Собирательные числительные.

Ознакомление  с новым материалом

Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного

§51 Упр., 622

158

Употребление числительных ОБА, ОБЕ.

Ознакомление  с новым материалом

Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного

§51, упр. 624

Изменение порядковых числительных.

Комбинированный

Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного

§52, упр. 627

Морфологический разбор имени числительного.

Обобщение и систематизация знаний

Морфологические признаки числительного

§52, упр. 630

Употребление числительных в речи.

Обобщение и систематизация знаний

Правильное и уместное употребление числительных  в речи

§53, упр. 636 ЗСП-13

Употребление числительных для образования других частей речи.

Комбинированный

Особенности написания слов, в состав которых входит числительное

§53, упр. 641

Произношение имен числительных.

Обобщение и систематизация знаний

Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного

§53, упр. 646

Обобщение  и закрепление изученного по теме « Числительное»

Обобщение и систематизация знаний

Морфологические признаки числительного, его  синтаксическая роль

§§49-53, упр. 625

Контрольная работа №8 по теме: «Имя числительное».

Контроль знаний

Определение уровня изучения материала

Повторение орфограмм

Анализ контрольной работы.

Контроль знаний

Умение классифицировать ошибки

Составить 10 предложений

РР37 Описание состояния окружающей среды.

Развитие речи

Особенности художественного описания состояния окружающей среды

§54, упр. 653

РР38 Описание состояния окружающей среды.

Развитие речи

Особенности художественного описания состояния окружающей среды

§54, упр. 660

РР39 Сочинение «Сегодняшний день».

Развитие речи

Структура сочинения

§54, упр. 659

РР40 Сочинение «Сегодняшний день».

Развитие речи

Структура сочинения

§54

Какие слова называются местоимениями.

Ознакомление  с новым материалом

Понятие местоимение, морфологические признаки местоимения

§55, упр. 667

Замена существительных, прилагательных и числительных местоимениями.

Комбинированный

Употребление местоимений вместо существительных, прилагательных, числительных

§55, упр. 668

Разряды местоимений по значению.

Ознакомление  с новым материалом

Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям

§56, задание на карточке

Личные местоимения.

Комбинированный

Парадигма личных местоимений

§57,  упр. 675

Морфологический разбор местоимения.

Комбинированный

Морфологические признаки местоимения

§57, упр. 678

Возвратное местоимение СЕБЯ.

Ознакомление  с новым материалом

Значение местоимения данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль

§58, упр. 682

Притяжательные местоимения.

Ознакомление  с новым материалом

Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль

§59, упр. 685,ЗСП-14

Указательные местоимения.

Ознакомление  с новым материалом

Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль

§60, упр. 689

Определительные местоимения.

Ознакомление  с новым материалом

Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль

§61, упр. 694

Вопросительно – относительные местоимения.

Ознакомление  с новым материалом

Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль

§62, упр. 700

Отрицательные местоимения.

Ознакомление  с новым материалом

Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль, алгоритм действия при выборе НЕ и НИ

§63, упр. 706

Неопределённые местоимения.

Ознакомление  с новым материалом

Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль

§64, упр. 709

Правописание неопределённых местоимений.

Ознакомление  с новым материалом

Алгоритм действия при выборе НЕ и НИ в неопределенных местоимениях

§64, задание на карточке;

ЗСП-15

Употребление местоимений в речи.

Комбинированный

Правильное и уместное употребление местоимений  в речи

§65,  упр. 715

РР41 Сжатое изложение.

Развитие речи

Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов

§65,упр. 725

РР42 Сжатое изложение.

Развитие речи

Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов

§65

Произношение местоимений.

Обобщение и систематизация знаний

Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного

§65, упр. 722

Обобщение и закрепление изученного по теме.

Обобщение и систематизация знаний

Морфологические признаки местоимения, его  синтаксическая роль

§§55-65, задание на карточке

Контрольная работа №9 по теме: «Местоимение».

Контроль знаний

Определение уровня изучения материала

Повторение орфограмм

Анализ контрольной работы.

Контроль знаний

Умение классифицировать ошибки

Составить 10 предложений

РР43 Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

Развитие речи

Признаки типов речи, соединение типовых фрагментов, роль их в тексте

§66, упр. 727

РР44 Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

Развитие речи

Признаки типов речи, соединение типовых фрагментов, роль их в тексте

§§11-14

Повторение материала, изученного в 6 классе  

Правописание имен существительных.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила орфографии, связанные с правописанием имен существительных

§§20-24

Правописание имен прилагательных.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила орфографии, связанные с правописанием имен прилагательных

§§49-53

Правописание имен числительных.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила орфографии, связанные с правописанием имен числительных

§§29-33

Правописание глаголов.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила орфографии, связанные с правописанием глаголов

§§34-39

Правописание причастий.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила орфографии, связанные с правописанием причастий

§§43-47

Правописание деепричастий.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила орфографии, связанные с правописанием деепричастий

§66, план сочинения

РР45 Сочинение – миниатюра на заданную тему.

Развитие речи

Структура сочинения

§3, задание на карточке

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила пунктуации, связанные с постановкой знаков при однородных членах предложения

§§35, 44, задание на карточке

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила пунктуации, связанные с постановкой знаков при причастных и деепричастных оборотах

§§35, 44, задание на карточке

Итоговая контрольная работа

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила пунктуации, связанные с постановкой знаков при причастных и деепричастных оборотах

§3, задание на карточке

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила пунктуации, связанные с постановкой двоеточия и тире

§§3,35,44, задание на карточке

204

Обобщение и закрепление изученного материала.

Обобщение и систематизация знаний

Основные правила пунктуации, изученные в 5-6 классах

§§3,35,44, задание на карточке

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ДИКТАНТ — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов используются связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка.

Объем диктанта для VI класса - 100-110 слов.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из 20-25 слов.

Для контрольных диктантов подобраны тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не превышает 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм. В диктантах не более 7 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохранен объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;        

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

К негрубым относятся ошибки:        

1)  исключения из правил;

2)  написание большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) случаи слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) случаи раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) написание Ы - И после приставок;

6) случаи трудного различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) собственные именх нерусского происхождения;

8) случаи, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Диктант

Словарный диктант

«5»

При 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибке

0

«4»

При  2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или

1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или

4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

*при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные

1 – 2

«3»

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или

3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

*при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки

3 – 4

«2»

до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок

5 - 6

«1»

При большем количестве ошибок за диктант

более 7

Оценка выполнения дополнительных заданий:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

ИЗЛОЖЕНИЕ И СОЧИНЕНИЕ

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Объем текста для подробного изложения и сочинения в VI классе  составляет 150-200 слов (1,5-2 страницы).

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Допускается:

1 недочет в содержании и

1 — 2 речевых недочета.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка

«4»

  • Допускается:
  •  не более 2 недочетов в содержании и
  • не более 3 — 4 речевых недочетов

Допускаются:

  • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;
  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;

0 орфографических + 4 пунктуационные + 2  грамматические ошибки;

«3»

Допускается:  

не более 4 недочетов в содержании и

5 речевых недочетов

Допускается:

  • 0 орфографических + 5 – 7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
  • 1 орфографическая + 4 -7 пунктуационных + 4 грамматических ошибки;
  • 2 орфографические + 3 – 6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматических;

4 орфографических + 4 пунктуационных +  4 грамматические

«2»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.  Имеются фактические неточности.

3. Допущены нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь невыразительна.

Допускаются:

  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
  • 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических ошибок.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

ТЕСТ – одна из форм контроля умений, применяемая после изучения темы или раздела. Количество тестовых заданий определяется целью, которую ставит учитель.

Отметка

Тест 5 заданий

Тест 10 заданий

Тест 15 заданий

Тест 20 заданий

«5»

5

9-10

14-15

19-20

«4»

4

7-8

12-13

16-18

«3»

3

5-6

8-11

10-15

«2»

2

0-4

0-7

0-9

УЧЕБНОЕ  И  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для обучающихся:

Учебник:

Русский язык. 6 класс: Учебник для  общеобразовательных учреждений / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.  – М.: Дрофа, 2010.

Рекомендуемая литература:  

Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой  этикет. — М., 2004.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.

Словари и справочная литература:

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М.,2004.

Скорлуповская Е. В.. Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-

грамматическими формами. — М., 2000.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Для учителя:

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.

Печатные пособия.

  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
  • Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  • Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. М.: «Просвещение», 2009.
  • Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 кл. М.: Просвещение», 2009.
  • Тростенцова Л.А. Дидактические материалы: 6 кл. М.: 2008.
  • Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс. М.: «Владос», 2008.

Мультимедийные пособия.

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и   абитуриентов.
  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  
  • Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков.
  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов.

Интернет-ресурсы:

Словари:

http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка

http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

http://www.gramota.ru–Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн

http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»

http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»

http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами

http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, работа с текстами

Методические материалы:

http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений

http://www. radostmoya.ru – образовательные проекты, анимационные фильмы

http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы

http://novaya-shkola.su – методические материалы, мастер – классы, форум, курсы повышения квалификации

http://nsportal.ru - методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы

http://rutracker.org – научные, научно – популярные, художественные фильмы, музыка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....