Разработка урока
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Столярова Наталья Григорьевна

Разработка урока в 7 классе по теме "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Столярова Наталья Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №2»

Название предмета: русский язык

Класс: 7

Тип урока: повторительно – обобщающий

Вид урока: урок – сюрприз

Технология: технология контекстуального обучения

УМК: «Русский язык. 7 класс», М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., «Просвещение», 2018 г.

Уровень обучения: базовый

Тема:. Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Цель: формирование навыка правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;
  2. Сформировать навык написания – н – и – нн – в причастиях и отглагольных прилагательных;
  3. Развивать самостоятельность, внимательность, аккуратность, чувства самоконтроля и объективной самооценки.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

  • проявление творческого отношения к процессу обучения; формирование познавательной потребности;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
  • развивать логического мышления;
  • воспитание любознательности.

Предметные

  • формирование представления о правописании н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  • формирование умений правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Метапредметные

  1. Регулятивные УУД
  • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  • овладение навыком работы по предложенному учителем плану;
  • умение высказывать свое предположение на основе работы с текстами учебного пособия;
  • определение степени успешности своей работы и работы других.
  1. Познавательные УУД
  • нахождение ответов на вопросы в тексте;
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • извлечение информации;
  • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста.
  1. Коммуникативные УУД
  • умение оформлять свою мысль в устной речи; грамотно формулировать высказывания;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Техническое обеспечение урока:

-проектор, экран, компьютер

-  карточки

- учебник, тетрадь

Содержание урока

Мотивация к учебной деятельности.

Настроить   на учебную деятельность (внутренняя и внешняя мотивация).

Приветственное слово учителя.

Слайд Солнышко

Приветствие

Здравствуйте, ребята!

В такой прекрасный  день осенний

Я очень рада видеть вас!

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

 Улыбнитесь

И тихонько все садитесь.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

Включение в работу.



Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. 

Познавательные: осознают учебно – познавательную задачу.

Создание проблемной ситуации

Сегодня у нас необычное занятие: урок – сюрприз. Приготовьтесь к неожиданностям.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Мы с вами уже два урока изучали сложную тему. Кто мне напомнит какую? (н и нн в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий). Хорошо.

Слайд с темой

Открываем тетради, записываем число 21 ноября, классная работа.

1.На дом вам было дано  задание поработать со словарём и найти значение слов кулинария, рецепты, ингредиенты, поваренная книга. Зачитываем. (От каждой группы один человек).

 Как напишем слово поваренная, почему? Давайте вспомним правило.

Работа с учебником

 

Когда пишется нн в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий? (рассказывают правило).

Слайд с правилом

Я долго размышляла, что бы мне ещё придумать, чтобы вы лучше запомнили эту непростое правило, и вот что у меня получилось.

Слайд

СмышлеНым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячеНой воды, выполнить придумаННые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же.

Ребята, а знете ли вы, что…

НезваНые гости все так же, как и раньше, приходят неожидаННо, даже негаданно-нежданно, зато приносят не крашеНые деревяННые ложки, а золочеНые и посеребреННые блюда. Причем любят они сидеть на кожаНом диване, возле которого есть полироваННый столик с крахмалеНой скатертью и вязаНыми салфетками.

Выписываем слова с пропущенными буквами в тетрадь, объясняем орфограмму. Взаимопроверка. Зачитываем. Объясняем.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Самооценивание

Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем их угощать? Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Записываем словосочетания в тетрадь. Один из вас должен объяснить написание орфограммы  у доски.

Работа в парах

Выходим к доске, записываем словосочетания.

Слайд карточки

Работа в группах

Теперь мы по группам будем составлять уникальный рецепт, используя определённые ингредиенты

Реализация построенного проекта

Совместное формулирование правила написания причастий.

Личностные: приобретают  знания, умения,  стремятся участвовать в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (по материалам учебника и рассказам учителя, одноклассников, по воспроизведению в памяти), систематизируют знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в учебных группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

(раздать блокноты и ручки гостям)

Слайд уникального рецепта

Зачитываем

Физкультминутка.

Применение здоровье - сберегающих технологий.

Слайд физминутка

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу отыменные прилагательные и причастия. Если слышите причастие – руки вверх – потянулись, отыменное прилагательное – руки  на плечи – круговые движения.

ЗАКОННЫЙ, ПОТРАЧЕННЫЙ, СОВИНЫЙ, ИЗУЧЕН, ОЛОВЯННЫЙ,  ИСТОПТАННЫЙ, ЦАРСТВЕННЫЙ

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

Работа в группах

Самостоятельна творческая работа «Моя будущая профессия»

А теперь каждый из вас получает необыкновенный конверт, в котором вы найдёте всё, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Совсем скоро вам предстоит задуматься о выборе профессии, может быть, кто – то из вас станет известным кулинаром. А пока мы смоделируем будущее. Наша работа состоит из двух этапов:

1.Выясняем содержание холодильника

2.Составляем рецепт вместе с другом. Пропущенные буквы можете вставить прямо на карточках

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа сравнения, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).

Слайды с фруктами

Итак, давайте познакомимся с вашими щедеврами. Зачитываем. Называем причастия и отглагольные прилагательные.

Предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов.

Блюда мы приготовили.

Слайды

Теперь займёмся столом.

Он полирован..ый притом.

Крахмален..ая скатерть есть.

А вязан..ых салфеток шесть.

Вилки золочен..ые,

Ножи посеребрен..ые.

И вот ученый попугай

Гостей зовет на каравай.

Вот бьют старин..ые часы.

У дам припудрен..ы носы.

Уж можно ужин подавать,

Чтоб зван..ых в гости удивлять.

Потрачен..о немало сил.

Хвален..ый суп уже остыл.

Капусты квашен..ой ведро,

Мочен..ых яблок три кило.

Того, что съеден..о давно,

Пересчитать мне не дано.

Бывает много разных тем,

Но я люблю «Одна-две Н»!

 Итак, ребята, когда пишется   нн в причастиях и отглагольных прилагательных?

Домашнее задание: сделать на выбор Упр.148 или выписать 15 словосочетаний с причастиями и отглагольными прилагательными из маминой поваренной  книги.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель поясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Настало время подвести итоги нашего урока и поощрить лучших учащихся. Оценки!!!

Вручаю грамоты.

Слайд

Рефлексия.

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Какие задания показались наиболее интересными?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, строят небольшие монологические высказывания.

Можете угоститься бананами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...