Открытый урок по русскому языку в 5 классе. "Время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Абрамова_Яковлева Ольга Николаевна

Открытый урок русского языка в 5 А классе

12.04.2021

Тема: Время глагола.

Тип: комбинированный урок.

Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Цели урока:

 1. Познавательные:

- научить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;

 - актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

 2. Развивающие:

 - развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

 3. Воспитательные:

 - воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Оборудование: тетрадь, учебник, карточки, компьютер, проектор, оценочные листы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Время глагола26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5 А классе

12.04.2021

Тема: Время глагола.

Тип: комбинированный урок.

Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Цели урока:

 1. Познавательные:

- научить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;

 - актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

 2. Развивающие:

 - развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

 3. Воспитательные:

 - воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Оборудование: тетрадь, учебник, карточки, компьютер, проектор, оценочные листы

Ход урока

  1. Организационный момент (психологический настрой)

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

– Ребята, посмотрите назад, улыбнитесь нашим гостям. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне.  Проверьте готовность к уроку.

Надеюсь, на протяжении всего урока наше настроение будет отличным, и мы плодотворно поработаем. Заметьте, я пожелала вам плодотворной работы. А что это значит? Как вы понимаете слово плодотворный?

 (плодотворный, значит благоприятный, полезный для развития чего-нибудь, дающий хорошие результаты, в нашем случае мы должны сегодня пополнить свой багаж знаний новыми полезными и нужными сведениями).

«Русский язык…красив, певуч, выразителей, гибок, послушен, ловок, вместителен» Александр Куприн. (на доске записан эпиграф, учитель зачитывает)

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 – Сегодня мы ещё раз в этом убедимся, продолжая работать над большой темой...

Интересная часть речи

В русском языке живёт,

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол).

– Молодцы!

-Кстати, а какой раздел науки о языке изучает эту часть речи? (Морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи)

-Ребята, давайте с вами вспомним все, что мы успели изучить по теме "Глагол"

(Ребята дают ответы)

-А теперь проверим наши знания на практике

  (Учитель дает небольшой тест по пройденному материалу. Затем ребята выполняют взаимопроверку, выставляют оценки)

(Слайд с ответами и критериями оценивания)

  1. Постановка темы урока, цели и задач.

- Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуете их отгадать (слайд).

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

 (Время)

Не измерив — не узнаешь,

Но не зная — ощущаешь.

А порою убиваешь.

( Время)

Идёт, а без ног,
Летит, а без крыльев,
Не догнать, не остановить.

                                         (время) 

-Ребята, как вы понимаете значение этого слова?

-Молодцы, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока? Слайд

(время глагола)

Какие цели мы постам перед собой? (научиться различать время глагола, уметь находить их в тексте)

4. Актуализация знаний.

. -  Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Задание на слайде :

Наша Таня громко плакать:

Уронить в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонуть в речке мяч.

                     ( А. Барто)

-Какой недостаток текста вы заметили? (Глаголы записаны неправильно)

-Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало правильно. Запишите глаголы в тетради в столбик.

-Давайте зададим вопросы к выписанным глаголам. Определим вид глагола.

-А теперь определим, в какой момент речи происходит действие?

Мы определили ,в какой момент речи происходит действие в стихотворении.

-Чем же различаются эти глаголы?

Слайд 6 (работа со слайдом)

-Сегодня мы с вами научимся различать время глагола, вспомним изученное о виде глагола.

Вывод:

  • Глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло,- в прошедшем времени;
  • Глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас,- в настоящем времени;
  • Глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить,- в будущем времени.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

5. Физкультминутка (на доске – ориентир)

- Немного отдохнём

Игра (поиграем во времена – «Непоседы времена»)

Прошедшее время – руки вверх

Настоящее время - руки на пояс

Будущее – ходьба на месте

(Крутился, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел, говорю, простучит, горит, убежал, плывёт, открою, прибегу, изобрету, выучу, построю).

6.  Работа в парах. Первичное усвоение новых знаний.

 Выпишите в таблицу глаголы, распределив их по временам.

Лесной оркестр.

1. В этом месяце соловей так распелся, что и днем и ночью свищет да щелкает. 2. Ребята удивляются: а когда же он спит? 3. Весной птицам спать долго некогда, птичий сон короток.

4. На утренних и вечерних зорях не только птицы – все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. 5. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой, и писк, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.

        6. Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. 7. Скрипят жуки и кузнечики.  8. Барабанят дятлы. 9. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

Вид

Время

Настоящее

Будущее

Прошедшее

Несовершенный вид

Совершенный вид

-Ребята, что вы заметили при выполнении этого задания?

(один столбик остался пустым)

-Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

Готовимся к ВПР

Выполнить синтаксический разбор 7 предложения

Работа по учебнику (индивидуальная работа)

Выполнить упр.

7. Рефлексия

-Продолжите мои предложения.

На уроке я узнал…

Самым трудным на уроке было…

На уроке понравилось…

-Спасибо за урок!

8. Домашнее задание

П. ...., упр.

На оставшееся время:

Задание

  1. Выпишите из перечисленных слов  глаголы, определите их время, число.

Степь, голубом, светит, поля, гонит, пшеницы, сверкает, берегам, покрываются, зеленью, шумит, жалобный, степной, доносится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"

Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."

Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...

Открытый урок по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" для 10 (казахского) класса

Данный урок является помощью учителю русского языка в национальной школе при проведении недели русского языка...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...