Конспект урока по теме "Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кальчева Вероника Валерьевна

Конспект урока  по теме "Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terminy._professionalizmy_zhargonizmy.docx56.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:     Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы.

Тип урока.  Урок «открытия новых знаний».

Цели урока:

  • Формирование знаний о терминах, профессионализмах, жаргонизмах.
  • Развитие лексической зоркости.
  • Формирование мыслительных операций: наблюдение, анализ, обобщение.

Личностные:

  • Содействовать пониманию учащимися  определяющей  роли  русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения им школьного образования.
  • Создать условия для развития у школьников умение формировать проблему, предлагать пути её решения.

Предметные:

Организовать деятельность учащихся по изучению и различению терминов,  профессионализмов, жаргонизмов  и использованию их  в речи.

Метапредметные

  • Познавательные
  • Научиться объяснять языковые явления, процессы и их связи, выявленные в ходе изучения терминов, профессионализмов, жаргонизмов.
  • Создавать модели, таблицы, алгоритмы для решения лингвистических задач.
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для учебных операций, делать выводы.
  • Коммуникативные
  • Обеспечивать развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность на уроке.
  • Совершенствовать развитие у учащихся , осуществлять самоконтроль учебной деятельностью.
  • Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского литературного языка.
  • Устанавливать рабочие отношения при работе в группах и паре.
  • Регулятивные
  • Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий  и самокоррекции.
  • Создавать условия для формирования умений самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.
  • Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в формы сотрудничества (группы, пары).

Методы  обучения.

Наблюдения над языком; создание проблемных ситуаций.

Формы обучения.

 Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование.

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки. Учебник «Русский язык».  6 класс. Под редакцией Е. А. Быстровой. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М. ООО. 2014 г.

Наглядно-демонстрационный материал: алгоритм распознавания терминов, профессионализмов, жаргонизмов; эталон для самопроверки.

 Презентация по теме урока.

Основные понятия.

Термины, профессионализмы, жаргонизмы.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Рада вас всех приветствовать. Начнем наш урок с девиза.

                     Получи пятерку!

                     Удиви друзей своими ответами.

                     Работай активно!

                     Ты имеешь право на собственное мнение.

                     Стремись вперед к новому.

                     Узнай больше!

(Ученики хором проговаривают девиз.)

Учитель. Послушайте стихотворение, подумайте, что хотел сказать автор этими строчками: ( стихотворение проектируется на экране)

Слова бывают разные, то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

То чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие душу вытравить.

Есть речь, огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова -  высокой доблести и – самой низкой подлости.

Ученик 1. Автор хотел сказать, что слова играют важную роль в нашей жизни, в воспитании моральных качеств личности.

Ученик 2. Автор хотел обратить наше внимание на то, что нельзя бездумно относиться к тому, что говоришь. Человек несет ответственность за то, что произносит.

Учитель. Как вы думаете, почему мы это стихотворение взяли для нашего урока?

Ученик. Мы изучаем лексику. Её разделы.

Учитель. Правильно. Сегодня мы продолжим изучение  лексики.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

Учитель. Ребята, давайте проверим,  насколько успешно вы справились с домашним заданием.

Учитель. Те, кто выполнял упражнение 88, сверьте свою работу с эталоном, который вы видите на экране.

Эталон.

1.Нетути – нет, родимый – родной,  тамодий- местный

2.Улыбнулся, допытываться, смутился, расхохотался, оказался, таишься.

Возвратные глаголы обозначают действие, направленное на сам предмет.

Учитель. Те, кто выполнял задание по тексту, проверьте свою работу по эталону, данному на экране.

Эталон.

Полати – широкие нары для спанья, устраиваемые в избах под потолком между печью      и противоположной ей стеной.

Туесок – круглая коробка из бересты.

Заимка – расчищенный под пашню участок земли, расположенный вдали, отдельно от деревни.

Учитель. Те, кто выполнял задание по сочинению (по данному началу). Проверьте эту работу друг у друга, работая в паре. Оцените её. А после урока тетради с работами положите мне на стол. 

Учитель. А наши умники, выполнявшие задание упражнения 89, сдайте мне ваши доклады. Я их просмотрю и оценю.

Учитель. Кто справился без ошибок? Поставьте на полях плюс. Если были ошибки, поставьте знак вопроса.

Учитель. С какими трудностями столкнулись? Какие были ошибки? Как поступили?

Ученик 1. Я не подобрал синоним к диалектизму «тамодий».  Исправил с помощью эталона.

Ученик 2. А я ошибся при определении возвратных глаголов «расхохотался» , «смутился», попросил помощи у соседа по парте.

Ученик 3. А я не смог определить  действие возвратных глаголов, обратился к эталону.

Учитель. Какой вывод о своих знаниях вы сделали?

Ученик. Есть пробелы в знаниях. Надо повторить пройденный материал.

Учитель. Ребята, не забудьте оценить свою домашнюю деятельность и  поставить оценку в карточку.

Образец  карточки:

№ п/п

Домашнее задание

Работа в группе

Работа в паре

Оценка учителя

  1. Выявление места и причины затруднений.

На экране слова.

Мольберт, сказуемое, гаммы, тычинка, местоимение, общага.

Учитель. Посмотрите на экран, прочитайте слова. Что вы можете сказать о них.

Ученик 1.  Я считаю, что это части речи – существительные, так как они обозначают предметы.

Ученик 2. А я считаю, что эти слова относятся к разным группам лексики.

Учитель. Распределите эти слова на три группы. Ученики работают в парах.

Учитель. По какому принципу вы их  разделили на три группы? Посоветуйтесь с соседом по парте.

Учитель. Проверьте, правильно ли вы распределили слова по группам, сравните с эталоном.

Термины

Профессионализмы

Жаргонизмы

Сказуемое

Мольберт

Общага

Тычинка

Гаммы

Местоимение

Учитель. Все ли выполнили задание правильно? Поднимите руки, поставьте себе плюс в карточке.

Учитель. Кто допустил ошибки? Поднимите руки, поставьте себе знак ??? в карточке.

Учитель. Как считаете, почему это произошло? Почему вы затруднились ответить?

Ученик 1. Отсутствуют знания.

Ученик 2. Не изучали еще.

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

Учитель. Прочитайте ещё раз эти слова. Чем они необычны?

Ученик 1. Слова «мольберт» и «гаммы»  употребляют в своей речи люди какой-либо профессии.

Ученик 2. Слово «местоимение»  мы встречаем в учебнике по русскому языку, изучая части речи.

Учитель. Верно. Это профессиональные слова и термины. А вот, что вы можете сказать о слове общага?

Ученик 1. Это сокращенное от слова общежитие.

Ученик 2. Так между собой говорят студенты.

Учитель. Верно. Это жаргонизм. Слово из лексики  ограниченного употребления.

5.Реализация проекта

Учитель .Сформулируем тему урока.

Ученик 1 . Изучение терминов, профессионализмов, жаргонизмов.

Учитель. Какую цель ставите перед собой, выберите из списка (на доске слайд):

       Цели:

     1.Пообщаться с одноклассниками.

     2.Пополнить словарный запас.

      3.Получить знания о терминах,  профессионализмах, жаргонизмах.

 Ученик 1. Я выбрал для себя 3 пункт. Получить знания о терминах,  профессионализмах, жаргонизмах.

Ученик 2. Я выбрал цель –  пункт 2: пополнить словарный запас.

Учитель. Какой метод предлагаете для решения данной проблемы?

Ученик 1. Метод наблюдения.

Учитель. Что мы обычно выбираем в качестве объектов наблюдения?

Ученик 1. Упражнения учебника.

Ученик 2. Теоретический материал из статьи параграфа учебника.

Учитель. Какова цель нашей дальнейшей работы?

Ученик1 . Научиться определять термины, профессионализмы, жаргонизмы.

Ученик 2. Распознавать их по признакам и правильно использовать в речи.

Учитель. Верно. А теперь откроем учебники и самостоятельно прочитаем параграф 15 части 1,2,3.  Выделите в тексте статьи параграфа  16 признаки, которые помогут вам определять термины, профессиональные слова и жаргонизмы. Обсудите свои наблюдения в группе.

Учитель. Первая группа, о каких признаках терминов узнали?

Ученик 1.  Термины - часть литературного языка, обозначают научное понятие.

Ученик 2. Термины употребляются в научной литературе (учебниках, статьях, докладах).

Учитель.  2 группа назовите признаки профессионализмов.

Ученик 1.  Профессионализмы – это специальные слова, которые употребляют в устной речи люди той или иной профессии.

Ученик 2. По этим словам мы сможем узнать специальность (профессию) человека.

Учитель. Третья группа,  расскажите, что узнали о жаргонизмах.

Ученик 1.  Жаргонизмы – это слова ограниченного употребления, они не относятся к литературному языку.

Ученик 2. Эти слова часто употребляют студенты.

Учитель. Попытайтесь, работая в парах, создать алгоритм, который поможет вам запомнить эти лексические группы.

Ученики работают в группах, создавая на карточках алгоритм.

Учитель. Какие алгоритмы получились? Кто готов показать свой алгоритм.

Ученик 1. У нас получился разветвленный алгоритм, так как эти слова относятся к разным лексическим группам.

        Лексика

                Литературный язык                                 Не литературный язык

             Термины                Профессионализмы                                        Жаргонизмы

Ученик 2. А у нас получился линейный алгоритм.

Лексика         Термины                          Профессионализмы          Жаргонизмы

Учитель. Сопоставьте свои алгоритмы с моим, над которым я тоже поработала. Алгоритм чьей группы оказался ближе к образцу?

Образец  алгоритма.                 Это часть литературного языка?

                              Да                                                                     Нет

Обозначает научное   понятие?                                                     Жаргонизмы                                              

                     

        Да        Нет                            

                   

Термин                          Профессионализм

Ученик 1.  Алгоритм первой группы был ближе к эталону.

Учитель. Теперь немного отдохнем. Проведем физкультминутку.

1-ый ученик. Потуситься нам пора,

                Встанем дружно все, братва.

                Наши клешни разомнем

                И опять писать начнем.

Учитель. Переведем с жаргонизмов на литературный язык.

2-ой ученик. Поразмяться нам пора,

                        Все потянемся, друзья,

                        Наши руки разомнем

                        И опять писать начнем.

Ученики. Выполняют  произвольные упражнения, встав рядом с рабочим местом либо двигаясь по кабинету. Два ученика руководят физкультминуткой.

Учитель. Какой вариант уместен на уроке и почему?

Ученик 1 .  На уроке уместен второй вариант, так как в нем отсутствуют жаргонизмы.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик 1. Закрепление новых знаний.

Учитель. Выполним упражнение 90 по учебнику,  найдём в нём  математические термины, которые вы используете на уроках математики. Обоснуйте свой ответ с помощью алгоритма.(Опрос фронтальный)

Ученик 1 . В упражнении 90 я нашёл слово «окружность» -  это термин, так как обозначает научное понятие.

Ученик 2. Я нашёл слово «прямой угол» – это термин, так как точно называют научное понятие.

Учитель. Выполним  упражнение 95 устно в парах.

        Задание 1. Прочитайте отрывок из книги С.Лавровой «Русский язык: страницы истории».

        Задание 2. Понятно ли, о чем говорил Ванечка (см.первый абзац)? Уместно ли употребление жаргонизмов в речи? Переведите на литературный язык, используя общеупотребительную лексику, то, о чем говорил Ванечка. Перечитайте последний абзац текста. Согласны ли вы с мнением автора? Порассуждайте об этом.

Ученик 1. Нам было понятно, о чем говорил Ванечка. Но я считаю, что в данном случае употребление жаргонизмов неуместно, так как бабушка их не знает. Использовать их можно среди своих сверстников. С мнением автора полностью согласны, так как молодежный жаргон меняется с течением времени.

Учитель. Какие трудности встретились при выполнении задания?

Ученик 2. Трудности были при выполнении задания №3

Учитель. Как справились с трудностями?

Ученик 1 . Перечитали  параграф 15 часть3.

Учитель. Какой вывод сделали для себя?

Ученик 2. Внимательнее изучать новый материал.

Учитель. Не забудьте поставить оценку в карточку.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик 3. Да, уверены.

Учитель. Как проверить?

7. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

Учитель. Выполняем упражнение 93.

Задание: 1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание. Задание 2.Найдите профессионализмы – синонимы к слову зайчонок.

Задание 3.Какие охотничьи слова вы слышали или знаете? Запишите их, объясните значение.

Образец выполнения упражнения 93.

   Дядя Сережа – приятель мой, тоже охотник, живет на краю деревни, у самого леса. Зайчонка он поймал недели три назад – совсем еще крошкой – у себя в саду под кустом смородины. Этот зайчонок из листопадничков. У зайчих первые зайчата родятся весной, когда еще снег корочкой – наст. И называются они настовичками. А последние в году родятся осенью, когда уже лист с деревьев начинает падать. Их охотники так и зовут – листопадничками.

Профессионализмы:  листопаднички, настовички.

Охотничьи слова: ягдташ – охотничья сумка, капкан – ловушка для поимки зверя, силок – петля для ловли птицы или мелких животных.

Учитель. Задание выполнили. Ваши следующие действия?

Ученик 1. Проверка по эталону.

Учитель. Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок. Поставьте плюс на полях. Кто допустил ошибки? Какие? Как поступил?

Ученик 2.  Я ошибся в написании суффикса в слове «зайчонок».  Исправил самостоятельно, не обращаясь к эталону.

Ученик 3. Я  не нашёл профессионализм «листопаднички» , помог сосед.

Учитель. Не забудьте поставить оценку в карточку.

8. Включение в систему знаний и повторений.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

Ученик 1. Узнали, что такое термины, профессионализмы, жаргонизмы.

Учитель. Дайте определение терминам.

Ученик 2. Термин – это точное название какого-либо понятия из области науки, техники, искусства. Например,  языкознание.

Учитель. Дайте определение профессионализмам.

Ученик 3. Профессионализмы - это слова и словосочетания, которые употребляют в устной речи люди той или иной профессии. Например, рубанок.

Учитель. Расскажите о жаргонизмах.

Ученик 4. Жаргонизмы - это слова, которые употребляют группы людей одного возраста, одной социальной принадлежности, объединенные общими интересами. Это лексика ограниченного употребления. Например, компьютер – комп, монитор – ящик.

Учитель. Достаточно ли закрепили новые знания?

Ученик 5. Нет. Мало поработали над закреплением.

Учитель. Каковы дальнейшие действия?

Ученик 6. Продолжим закрепление новых знаний.

Учитель. Тогда поработаем с карточкой №1. Прочитайте предложения, найдите в них диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы и термины. Заполните этими словами таблицу. Работаем в паре.

Карточка №1.

 1.Ноздрев всячески стращал Чичикова.

2.Работая на компе, я уронил на пол клаву.

3.Я выписал все эпитеты из стихотворного отрывка.

4.Манилов долго трепался с Чичиковым.

5.Художник на мольберте нарисовал портрет дочери.

6.Учитель попросил обозначить морфемы в слове.

7.Отец достал из ящика стамеску и начал работать.

8.С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина

Учитель. Проверьте свою работу по образцу.

Образец заполнения карточки №1..

Диалектизмы

термины

профессионализмы

жаргонизмы

стращал

эпитеты

мольберт

На компе

одежка

морфемы

портрет

клаву

стамеска

трепался

Учитель. Проверим по эталону. У кого не было ошибок, поставьте плюс на полях. Какие были трудности? Кто допустил ошибку? Как вышли из затруднения?

Ученик 1 . Перепутал диалектизм с жаргонизмом. Исправил с помощью эталона.

Ученик 2.  А я поместил слово «стамеска»  в термины, помог эталон.

Учитель. Какой вывод о своих знаниях сделал?

Ученик 3. Не хватает знаний. Надо повторить диалектизмы и жаргонизмы.

Учитель. Не забудьте поставить оценку в карточку. Переходим к следующему заданию.  Возьмите карточку №2.  Выполните в группах одно из заданий по выбору.

 Задание 1 и 2 выполняете устно.

Карточка №2.

1.Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

2.Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Учитель.  Проверяем выполнение задания.

Ученики. Первая группа выполняла задание 1. Мы считаем: если бы мы были автором учебника,  то включили бы в него больше схем, кластеров, рисунков и заданий по развитию речи. Это помогло бы ученикам быстрее усвоить новые знания.

Ученики. Вторая группа выполняла задание 2.  Мы решили: если бы  мы были автором учебника, то о необходимости изучения этой темы написали бы  в специальной статье. Рассказал бы, что знание терминов, специальных слов обогащает лексикон, развивает культуру речи, повышает интеллект, поможет в будущем ориентироваться в научных понятиях и  профессиях. Знания особенностей жаргонизмов поможет избежать нелепых ситуаций, так как это лексика ограниченного употребления и не всегда уместна.

Учитель. Какие  затруднения испытали?

Ученик 1. Не сразу сформулировали основную мысль творческой работы.

Учитель. Какие действия предприняли?

Ученик 2. Обратились к учебнику.

Учитель. Не забудьте поставить оценку в карточку.

9. Рефлексия.

Учитель. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Ученик 1.  Я узнал, что такое  термины, профессионализмы, жаргонизмы.

Ученик 2. Выяснили их признаки и употребление в речи.

Учитель.  Какие затруднения испытывали?

Ученик 3. Не сразу поняли, чем термины отличаются от профессионализмов, путали диалектизмы с жаргонизмами.

Учитель. Что помогло преодолеть трудности?

Ученик. Изучение нового правила, работа с текстом упражнения и карточками.

Учитель. Молодцы. Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Ученик. Хочу похвалить Петрова за активную работу в группе.

Учитель. Оцените свою работу, заполнив таблицу.

10. Домашнее задание.

Учитель. Я рекомендую  выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1.Те, кто научился узнавать термины, профессионализмы, жаргонизмы, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните задание 2, 3 из упражнения 90.

2.Кто понял, что такое термины, профессионализмы, жаргонизмы, но не уверен, что самостоятельно сможет не спутать термины с профессионализмами, скажите себе «Я хорошо работал» и выполните задание 3 из упражнения 91.

3.Кто хорошо понял тему урока и может объяснить товарищу, скажите себе «Молодец!» и выполните  следующее задание найдите в интернет - портале www.gramota.ru  и выпишите семь любых лингвистических терминов.

4. Задание для умников и умниц!

Какие профессионализмы употребляют программисты вместо терминов клавиатура, материнская плата, дисковод, диск, процессор класса Pentium? (упр.94)

Учитель. Оцените учебную деятельность класса.

Ученики. Класс работал хорошо, ученики были активны, но не все быстро и самостоятельно справлялись с заданиями.

 Учитель. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к ...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида по теме: "Снеговик"

Конспект по изобразительному искусству направлен на развиватие  умения передовать округлую форму частей предмета и их величину, правильно распологать части относитьльно друг друга; корекция ...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....

Конспект урока на тему: "Специально беговые упражнения", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (3 кл.)

Конспект урока на тему: "Специально беговые упражнения", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (3 кл.)...

Конспект урока на тему "Специально беговые упражнения", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1кл.)

Конспект урока на тему "Специально беговые упражнения" Физическая культура под ред. В.И.Ляха (1 класс)...