урок в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Хулуева Н.В.

Урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в 5 классе Словосочетание125.46 КБ
Файл Урок в 5 классе130.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Словосочетание

Слайд 3

Сочетание- соединение,расположение чего- нибудь , образующее единство, целое Чета- два предмета или два лица, пара: супружеская пара

Слайд 4

Сконструируйте из каждой пары словосочетание. золотой, листья улетать, юг прыгать, скакалка молодой, старушка умный, береза пилить, вода кипятить, доска

Слайд 5

Проверьте! Золотые листья Улетать на юг Прыгать через скакалку молодая старушка ? у мная береза ? пилить воду ? Кипятить доску?

Слайд 6

Задание для 1 группы: « Найди пару» грустный вперед чудесная громко смеяться оприроде говорить взгляд мчаться сказка

Слайд 7

Проверь! грустный взгляд чудесная сказка смеяться громко говорить о природе мчаться вперед

Слайд 8

Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор». Прочитайте пары слов . Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание. ПРЫГАТЬ , ПАРАШЮТ НОВЫЙ, БРОШЮРА СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА

Слайд 9

Задание для 3 группы: «Наведи порядок» Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика . ЗИМНЯЯ ВЬЮГА, УВИДЕЛ ВБЛИЗИ, УСТНЫЙ ОТВЕТ , ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРИЕХАЛ СЕГОДНЯ, ЗНАЛ ДАВНО.

Слайд 10

Проверь! ПРЫГАТЬ С ПАРАШЮТОМ НОВАЯ БРОШЮРА СТРЕМИТЬСЯ К ПОБЕДЕ ВСТРЕТИТЬ ГЕРОЯ СЕРЬЕЗНАЯ БЕСЕДА

Слайд 11

Проверь! ЗИМНЯЯ ВЬЮГА УВИДЕЛ ВБЛИЗИ УСТНЫЙ ОТВЕТ ПРИЕХАЛ СЕГОДНЯ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ ЗНАЛ ДАВНО

Слайд 12

Запомни Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов .

Слайд 14

Физкультминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Слайд 15

Самостоятельная работа 1Прочитайте выразительно предложение. 2. Выпишите из предложения все словосочетания. 3. Определите, какой частью речи выражено главное слово. 4. Определите тип словосочетания (именное или глагольное). Проверьте свои работы по образцу и поставьте себе оценку в соответствии с критериями оценки. Байкал содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды.

Слайд 16

Проверьте! с одержит в себе н а нашей планете п ресной воды с копления воды с амое большое скопление

Слайд 17

Самостоятельная работа Прочитайте выразительно предложение. Выпишите из предложения все словосочетания. Определите , какой частью речи выражено главное слово. Определите тип словосочетания (именное или глагольное). Проверьте свои работы по образцу и поставьте себе оценку в соответствии с критериями оценки. Байкал содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды.

Слайд 18

Выполните тестовую работу 1 . Найди словосочетания, соответствующие схеме: « прил.+сущ .» А) звёздное небо б) рассматривать звёзды в) открытый космос г) отправиться в космос; 2. Найди словосочетания, соответствующие схеме: « гл.+сущ .» а) находить планеты б) небесные тела в) звёздная пыль г) плывут в невесомости; 3 . Найди словосочетания, соответствующие схеме: « сущ+сущ .» А) из космоса б) парад планет в) кольца Сатурна г) быстрые ракеты; 4 . Найди словосочетания, соответствующие схеме: « гл.+нар ». или « нар.+гл .» А) привыкнуть к шуму б) быстрый луноход в) смотреть долго г) смотрят удивлённо;

Слайд 19

Ключ 1 А В 2 А Г 3 Б В 4 В Г

Слайд 20

Оцените степень сложности урока: 1.Вам было на уроке Легко Обычно Трудно 2.Оцените степень вашего усвоения материала на уроке: Усвоил полностью Усвоил частично Не усвоил

Слайд 21

Домашнее задание : 1 Выучить правило стр.61-62, упр.133 (письменно) – для всего класса. 2.Составьте 5 именных и 5 глагольных словосочетаний на тему «Зима » (по желанию)

Слайд 22

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

                                                                                      Пояснительная записка

 Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 №1897 (с учетом изменений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577).
  • Примерной программы по русскому языку для основного общего образования
  •  Учебного плана  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  «Сорокская сойотская школа-интернат среднего общего образования», утвержденного приказом директора школы от 31.08.2018 года №87.
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 г. №629 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
  • Положения «О рабочей программе педагога» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Сойотская сорокская  школа-интернат», утвержденного приказом от 31.08.2018 г.№86
  • Программы для 8 класса по учебному курсу «Русский  язык» авторов Л.А.Тростенцовой, Л.А.Ладыженской и др.,   М.: «Просвещение», 2015

  • Количество часов
  • Всего 175 часов; в неделю 5 ч

          Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции

Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культуроведческая компетенция

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.

В результате изучения русского языка ученики должны  знать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание  учебных тем

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

            Содержание

1

 Язык и общение  

4ч+1ч

Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. Стили речи.

2

 Вспоминаем. Повторяем. Изучаем

17 ч + 3 ч

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения I, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ъ во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться, раздельное написание не с глаголами. Наречие. Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Текст. Тема текста. Стили.

3

 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

23 ч + 6 ч

 Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

4

 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.  Культура речи.

12 ч + 3 ч

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, е, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм .Орфографический разбор. Орфографические словари. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

5

 Лексика. Культура речи.

6 ч + 2 ч

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

6

Морфемика.  Орфография.  Культура речи.

18 ч + 4 ч

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож лаг-, -рос раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.. Рассуждение, его структура и разновидности.

7

 Морфология. Орфография.  Культура речи. Имя существительное

17 ч + 4

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных но падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Доказательства и объяснения в рассуждении.

8

Имя прилагательное

10 ч + 4 ч

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.Изменение полных прилагательных по родам, падежам и Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилю разнов-ти этого жанра.

9

Глагол

26 ч + 6 ч

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти(-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).Совершенный и несовершенный вид глагола; 1 и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.Правописание чередующихся гласных е и и н корнях глаголов -бер-бир-, -дер--дир-, -мер-мир-, -пер-пир-,-тер-тир-, -стел- стил-. Правописание не с глаголами. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

10

 Повторение и систематизация  изученного в  V  классе

5 ч + 1ч

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ь и ъ. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Учебный план

№ п/п

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Из них

Форма контроля

Дата

Формируемые УУД

учащихся

Теорет

практ

По плану

Факт

1

1.1

Язык и человек.

1

1

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;  выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания;  согласовывать позиции и находить общее решение.

2

1.2

Общение устное и письменное.

1

1

 Составление сложного и простого плана к тексту

Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности

3

1.3

 Читаем учебник.

1

1

Чтение и анализ текста; работа с текстом, упражнения, мини-сочинение.

Р: адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в  устной и письменной речи, в уме.

 П: строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом, анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.

К: использовать в общении правила вежливости, формулировать собствен. мнение и позицию

4

1.4

 Слушаем на уроке.

1

1

 Составление текста определённого стиля и типа речи. Самоконтроль

5

1.5

 Стили речи.

1

1

Работа с текстом по определению принад-лежностифункциональ ной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры

Тестовая работа

Самоконтроль

Комплексный анализ текста

Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по  ходу его реализации.

П: давать определение понятиям, строить логические рассуждения.

К: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

6

2.1

Фонетика. Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

1

 Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе.

Анализ текс та. Работа в парах,группах

Взаимоконтроль

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений

К:задавать вопросы, строить понятные высказ-я.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

7

2.2

Орфограмма.

1

1

Орфографический диктант

8

2.3

Правописание проверяемых безударных гласных.

1

1

 Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки правописания гласных в корне. Самоконтроль Творческий диктант

Р: способность определить цели предстоящей деятельности(индивидуальные и коллектив ные), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письмен.формеК: уметь вести диалог П: правильно писать гл.в корне слова

9

2.4

Правописание проверяемых согласных.

1

1

Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки правописания согласных в корне.

Самоконтроль

Творческий диктант «Пиши правильно!»

Р: способность определить цели предстоящей деятельности(индивидуальные и коллектив ные), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письмен.формеК: уметь вести диалог П: правильно писать согл.в корне слова

10

2.5

   Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

1

Комплексный анализ текста

Работа в парах

Взаимоконтроль

Р: способность определить цели предстоящей деятельности(индивидуальные и коллективные), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме П: давать определения 
К: тренировка навыка работы в группе.

11

2.6

Буквы  и, у, а после шипящих.

1

1

Выполняют упраж., отрабатывающие данное правило, составляют предложения

Взаимоконтроль

Самоконтроль

П: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Р: определять цели предстоящей деятельност
К: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

12

2.7

Разделительные ь, ъ.

1

1

Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. выполняют упражнения, состав ляют предложения со словами, иллюстрирую щими правило

Тестирование

Взаимоконтроль

П: осуществлять поиск, извлекать необходимую информацию, перераспределять и систематизировать её.
Р: определять цели предстоящей деятельности, осуществлять самоконтроль.
К: определение последовательности промежу точных целей с учетом конечного результата.

13

2.8

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

1

Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис

Анализ текста

Работа в парах, в группах

Самоконтроль

(упр.63)

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Р: определять цели предстоящей учебной деятельности.
К: умение слушать и вступать в диалог

14

2.9

 Что мы знаем о тексте.

1

1

Составление сложного и простого плана к тексту

П: давать определение понятию текст, выделять признаки текста.
Р: постановка целей и задач предстоящей учебной деятельности
К: умение слушать и вступать в диалог

15

2.10

Части речи.

1

1

 Составление текста определённого стиля и типа речи.

П: умение осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации из учебника.
Р: постановка промежуточных целей.
К: участие в коллективном обсуждении проблемы, оценка действий одноклассника.

16

2.11

Глагол.Ться, -тся в глаголах.

1

1

Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведенных в упражнениях. Ставят глаголы в неопр.форму.

Тестовая работа

Взаимоконтроль

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Р: определять цели предстоящей учебной деятельности.
К: умение слушать и вступать в диалог, сотруд-во.

17

2.12

Ться, -тся в глаголах.

1

1

 Активизируют правило написания –тся и –ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом

Творческое списывание

Разноуровневые задания

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: умение слушать и вступать в диалог

18

2.13

  Текст. Тема текста

1

1

 Подбирают заголовок к приведенному в упражн. сочинению ученика, анализируютсамосочинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант

Составление сложного и простого плана к тексту

Самоконтроль

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Р: определять цели предстоящей учебной деятельности.К: умение слушать и вступать в диалог, сотруд-во

19

2.14

Личные окончания глаголов.

1

1

 Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложения с глаголами.

Диктант «Проверь себя»

Взаимоконтроль

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Р: определять цели предстоящей учебной деятельности.К: умение слушать и вступать в диалог, сотруд-во

20

2.15

Имя существительное.

1

1

 Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имен существительных.

Тестовая работа

Комплексный анализ текста

Самоконтроль

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Р: определять цели предстоящей учебной деятельности.
К: умение слушать и вступать в диалог

 21

2.16

Имя прилагательное.

1

1

Определяют морфологич. признаки имени прилага тельного. Составляют пред ложения с им. прилагател. Согласуют имена прилагательные с именами существительными.

Анализ текста

Работа в парах, в группах

Самоконтроль

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Р: определять цели предстоящей учебной деятельности.
К: умение слушать и вступать в диалог

22

2.17

 Местоимение.

1

Определяют морфологич. признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведен ных в упражнен. Читают и пересказывают текст, вы писывают из него мест-я.

Создание текста на заданную тему

Самоконтроль

П: осуществлять поиск, извлекать необходимую информацию, перераспределять и систематизировать её.
Р: определять цели предстоящей деятельности, осуществлять самоконтроль. К: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

23

2.18

Основная мысль текста.

1

1

 Пишут сочинение на заданную тему (упр. 118)

Составление сложного и простого плана к тексту

Самоконтроль

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

24

2.19

Р/Р Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»

1

1

25

2.20

Контрольная работа.

1

1

Самоконтроль

П: поиск познавательных целей
Р: постановка целей учебной деятельности и пошаговое их достижение
К: умение сотрудничать

26

2.21

Анализ контрольной работы

1

1

Выполняют индивидуальную работу над ошибками

Самоконтроль

П: осуществлять поиск, извлекать необходимую информацию, перераспределять и систематизировать её.
Р: определять цели предстоящей деятельности, осуществлять самоконтроль.
К: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

27

3.1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Синтаксис. Пунктуация.

1

1

 Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложений в тексте.

Тестирование

Взаимоконтроль

Самоконтроль

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Р: определять цели предстоящей учебной деятельности. К: умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество.

28

3.2

Словосочетание. Строение словосочетаний.

1

1

 Распознают сл/соч в составе предложения, определяют главное и зависимое слово в сл/соч. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании.

Составление текста определённо го стиля и типа речи.

П: давать определения стилям
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, докладом..

29

3.3

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

1

Тестовая работа

Комплексный анализ текста

П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Р: - при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; 
К: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции.

30

3.4

Р/р Сжатое изложение

1

1

Составление сложного и простого плана к тексту

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

31

3.5

 Виды предложений по цели высказывания.

1

1

 Тестовая работа

П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Р: - при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; 
К: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

32

3.6

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

1

Составление текста на заданную тему

П: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий,
Р: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации
К: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

33

3.7

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

1

 Анализ текста

П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
Р: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

34

3.8

 Сказуемое.

 1

1

 Тестирование

Самоконтроль

П: устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;
Р: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

35

3.9

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

1

 Составление текста Самоконтроль

П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Р: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

36

3.10

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

1

Тестовая работа

Комплексный анализ текста

Самоконтроль

П: устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;
Р: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

37

3.11

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

1

 Схематический диктант

Взаимоконтроль

П: организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

38

3.12

Определение.

1

1

Творческая работ: распространяют предложения определениями.

Редактирование текста

Л: Умение вести самостоятельный поиск информации и анализировать ее.
П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

39

3.13

Обстоятельство.

1

1

 Тестовая работа

Комплексный анализ текста.Самоконтроль

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

40

41

3.14

3.15

Предложения с однородными членами.

2

1

1

Составление текста определённого стиля и типа речи.

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

42

3.16

Контрольный диктант.

1

1

 Творческое списывание

Взаимоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

43

3.17

Анализ диктанта

1

1

44

45

3.18

3.19

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2

1

1

46

3.20

Обращение

1

1

 47

3.21

Письмо.

1

1

Составление текста определённого стиля и типа речи.

Самоконтроль

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

48

3.22

Синтаксический разбор простого предложения.

1

1

Синтаксический разбор предложений  (упр.228) Групповой контроль

Взаимоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

49

50

3.23

3.24

РР Написание сочинения по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» (упр.229)

2

1

1

Написание сочинения

Взаимоконтроль

П: осуществлять поиск, извлекать необходимую информацию, перераспределять и систематизировать её.
Р: определять цели предстоящей деятельности, осуществлять самоконтроль.
К: определение последовательности промежу точных целей с учетом конечного результата.

51

3.25

Описание картины

1

1

52

3.26

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

1

Пунктуационный разбор предложений

53

54

55

3.27

3.28

3.29

Простые и сложные предложения.

3

2

1

 Схематический диктант

Самоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

56

57

3.30

3.31

Прямая речь.

2

1

1

Составление предложений с прямой речью. Групповой контроль

Самоконтроль

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

 58

3.32

Диалог.

1

1

 Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, выполняют задание.

Редактирование текста

Самоконтроль

 диалога (упр.255)

П: организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

59

3.33

Повторение и закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

1

  Взаимоконтроль

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

60

61

3.34

3.35

Контрольная работа.

Анализ контрольной работы

1

1

1

1

 Тематический контроль

 Самоконтроль

П: организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

62

4.1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 15 ч.

 Фонетика

1

1

Тестовая работа

Комплексный анализ текста

П: организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

63

4.2

Гласные и согласные  звуки.

1

1

Групповой контроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

64

4.3

Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие.

1

1

Орфоэпический словарь

65

4.4

Согласные звонкие и глухие.

1

1

Индивидуальный контроль Объясните льный диктант

П: организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К:уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

66

4.5

Повествование

1

1

Распределительный диктант

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

67

4.6

Графика. Алфавит.

1

1

Работа в группах

Взаимоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

68

4.7

Описание предмета.

1

1

Групповой контроль

Самоконтроль

П: организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

6.9

4.8

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

1

Орфографический диктант. Самоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

70

4.9

Двойная роль букв е, е, ю, я.

1

1

 Фонетический анализ слов, в которых есть буквы Е, Ё,Ю,Я 

Групповой контроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

71

4.10

Орфоэпия.

1

1

 Тестовая работа

Комплексный анализ текста

Самоконтроль

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

72

4.11

Фонетический разбор слова.

1

1

 Устный и письменный фонетический разбор

Групповой контроль

Самоконтроль

П: организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

73

4.12

Повторение.

1

1

Тематический контроль

Взаимоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе. Умение вести самостоятельный поиск информации и анализировать ее.

74

75

4.13

4.14

Диктант. Работа над ошибками

2

2

Итоговый контроль

П: организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности

76

77

5.1

5.2

Лексика. Культура речи.11 ч. Слово и его лексическое значение.

2

1

1

 Индивидуальный контроль

Объяснительный дикт.

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

К: тренировка навыка работы в группе

78

79

5.3

5.4

Однозначные и многозначные слова.

2

1

1

Редактирование текста Самоконтроль

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

80

5.5

Прямое и переносное значение слов.

1

1

 Тестовая работа

Комплексный анализ текста

Самоконтроль

П: орг-ватьиссл-ние с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

81

5.6

Омонимы.

1

1

Цифровой диктант. Игра

Групповой контроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

82

83

5.7

5.8

Синонимы.

2

2

  Составляют словосочетания с синонимами. Подбирают синонимы к предложенным словам.

Групповой контроль

П: орг-ватьисслед-ние с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

84

85

5.9

5.10

РР Написание сочинения по картине И.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368)

2

1

1

Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища.


Написание сочинения

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

86

5.11

Антонимы.

1

1

 Редактирование текста Самоконтроль

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения

87

5.12

Обучающее изложение «Первый снег»

1

1

Написание изложения

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

88

89

5.13

5.14

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

2

1

1

Индивидуальный контроль

Работа с деформиров. текстом.

К: уметь вести диалог
П: правильно писать согл. Вкорне слова

Умение грамотно оценивать правильность выполнения учебной задачи

90

5.15

Окончание.

1

1

Анализ текста

Работа в парах, в группах

Взаимоконтроль

П: орган-ватьиссл-ние с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

91

5.16

Основа слова. Словарный диктант.

1

1

Тестовая работа

Комплексный анализ текста

Самоконтроль

П: орган-ватьиссл-ние с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

92

5.17

Корень слова

1

1

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Р: способность определить цели предстоящей деятельности (инд. и кол-е), последовательность дей-й, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письм.форме К: уметь вести диалог
П: правильно писать согл в корне слова пров- е.

93

5.18

РР.  Рассуждение

урок развития речи

1

1

Составление сложного и простого плана к тексту

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

94

5.19

РР. Подготовка к написанию домашнего сочинения-рассуждения. (упр. 402)

1

1

Самоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

95

5.20

Суффикс

1

1

Тестирование

Взаимоконтроль

96

5.21

Приставка

1

1

Работа в группах

Самоконтроль

Взаимоконтроль

П: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Р: определять цели предстоящей деятельности
К: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

97

5.22

РР Выборочное изложение (упр.420)

1

1

Написание изложения

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

98

5.23

Чередование звуков

1

1

Распределительный диктант

П: орг-ть исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

99

5.24

Беглые гласные

1

1

Редактирование текста Самоконтроль

П: орг-ть исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

100

5.25

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

1

1

Морфемный разбор слова.

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Р: способность определить цели предстоящей деятельности (инд. и кол-е), последовательность дей-й, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письм.форме К: уметь вести диалог
П: правильно писать согл в корне слова пров- е.

101

5.26

Правописание гласных и согласных в приставках

1

1

Тестирование

Самоконтроль

П: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Р: определять цели предстоящей деятельности.
К: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

102

5.27

Буквы З и С на конце приставок

1

1

Анализ текста

Работа в парах, в группах

Самоконтроль

103

5.28

Буквы А-О в корне

ЛАГ- - -ЛОЖ-

1

1

Тестовая работа

Комплексный анализ текста

104

5.29

Буквы О-А в корне –РАСТ - -РОС-. Проверочная работа.

1

1

Распределительный диктант

Взаимоконтроль

П: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Р: определять цели предстоящей деятельност
К: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

105

5.30

Буквы Ё-О после шипящих в корне

1

1

Выполнение упражнений на изучаемое орфографич.правило.

Взаимоконтроль

106

5.31

Буквы Ы-И после Ц

1

1

Работа с деформированным текстом.

Самоконтроль

107

5.32

РР Написание сочинения по картине П.Кончаловского «Сирень» (упр. 470)

1

1

Написание сочинения по картине

Самоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

108

6.1

Повторение по теме «Морфемика. Орфография». Словарный диктант

1

1

Тематический контроль

Самоконтроль

109

6.2

Диктант по теме «Морфемика. Орфография».

1

1

Пишут контрольный диктант

Самоконтроль

110

6.3

Анализ диктанта.

1

1

Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устный и письменный фонетический разбор слова. Отвечают на контрольные вопросы

Самоконтроль

111

7.1

 Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.

 Имя существительное как часть речи

1

1

Анализ текста

Взаимоконтроль

112

7.2

РР  Доказательство в рассуждении.

1

1

Составление сложного и прост.плана к тексту

113

7.3

РР Написание сочинения-рассуждения (упр. 284)

1

1

Написание сочинения.

114

7.4

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

1

Объяснительный диктант

Самоконтроль

115

7.5

Имена существительные собственные и нарицательные

1

1

Работа с текстом

Взаимоконтроль

116

7.6

РР Сжатое изложение (упр. 513)

1

117

7.7

Морфологический разбор имени существительного

118

7.8

Род имён существительных

1

1

Взаимоконтроль

Самоконтроль

119

7.9

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

1

Редактирование текста

Самоконтроль.

Р: способность определить цели предстоящей деятельности(индивидуальные и коллективные), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме
К: уметь вести диалог
П: правильно писать согласные в корне слова

120

7.10

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

1

Выполнение упражнений:

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму ед. числа.

121

7.11

Три склонения имён существительных

1

1

Определение падежей имён сущ., выделение падежных окончаний и относящимся к сущ. предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными

П: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Р: определять цели предстоящей деятельности;
К: строить продуктивное речевое взаимодействие

122

7.12

Падеж имён существительных

1

1

Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже

Цифровой диктант

Самоконтроль

123

7.13

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единств. числе

1

1

Составление сл/соч с зависимыми и главными именами сущ-ми

Взаимоконтроль

124

7.14

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единств.числе

1

1

Составление сл/сочс зависимыми и главными им.существит., склонение имен существит. по падежам.

Работа в парах

Взаимоконтроль

125

7.15

РР Контрольное изложение

1

1

Анализ текста

Самоконтроль

126

7.16

Множественное число имён существительных

1

1

Склонение имён существ.во мн. ч. по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце сущ-х после шипящих на конце слова»

Взаимоконтроль

Самоконтроль

П: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Р: определять цели предстоящей деятельности;
К: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

127

7.17

Множественное число имён существительных. Словарный диктант

1

1

Распредели тельный диктант

Самоконтроль

128

7.18

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

1

Взаимоконтроль

Самоконтроль

129

7.19

Повторение по теме «Имя существительное».

1

1

Цифровой диктант

Самоконтроль

130

7.20

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

урок контроля

1

1

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

Тематический контроль

Самоконтроль

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

131

7.21

Анализ тестирования. Морфологический разбор имени существительного

1

1

Выполнение работы над ошибками.

Самоконтроль

Р: способность определить цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме К: уметь вести диалог
П: правильно писать согласные в корне слова проверяемые.

132

8.1

Имя прилагательное как часть речи

1

1

Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

Комплексный анализ текста

Самоконтроль

133

8.2

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

1

Офографический диктант

Самоконтроль

Р: способность определить цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письм. форме
К: уметь вести диалог
П: правильно писать согл. в корне слова

134

8.3

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

1

Диктант, выделить окончания имён прилагательных.

Создание текста на заданную тему.

Самоконтроль

135

8.4

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

1

Текущий контроль

Тестирование

136

8.5

РР НРК Описание животного. Изложение (упр.557)

1

1

Редактирование текста Самоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

Умение вести самостоятельный поиск информации и анализировать ее.

137

8.6

Прилагательные полные и краткие

1

1

Самоконтроль

138

8.7

РР  Сочинение

«Моё любимое животное» (упр. 587)

1

1

Написание сочинения по картине

Самоконтроль

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

139

8.8

Морфологический разбор имени прилагательного

1

1

Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

Взаимоконтроль

140

8.9

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

1

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

Взаимоконтроль, самоконтроль

141

8.10

РР Подготовка к сочинению по картине А.Комарова «Наводнение»

1

1

Беседа по картине; собирание материалов к сочинению.

Ответы на вопросы

П: давать определения 
Р: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
К: тренировка навыка работы в группе

142

8.11

РР Написание сочинения по картине А.Комарова «Наводнение»

1

1

Написание сочинения

143

8.12

Диктант по теме «Имя прилагательное»

1

1

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий.

  Самоконтроль

144

8.13

Анализ диктанта. Морфологический разбор имени прилагательного

1

Выполнение работы над ошибками.

Самоконтроль

145

8.14

Глагол как часть речи

1

1

Анализ текста

Работа в парах

Взаимоконтроль

К: уметь вести диалог
П: правильно писать согласные в корне слова

Умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи

146

8.15

НЕ с глаголами

1

1

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

Тестовая работа.

Комплексный анализ текста

147

8.16

Неопределённая форма глагола

1

1

Тестирование

Самоконтроль

148

8.17

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

1

1

Тестирование

Взаимоконтроль

149

8.18

Виды глагола

1

1

Образование от данных глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа).

Составление диалога на заданную тему.

Самоконтроль

150

151

8.19

8.20

Виды глагола. Проверочная работа.

2

1

1

Самоконтроль

152

8.21

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

1

Объяснительный диктант

Самоконтроль

153

8.22

РР  Невыдуманный рассказ (о себе)

1

1

Самостоятельное составление устного рассказа о себе.

Составление текста на заданную тему

154

8.23

Время глагола. Прошедшее время

1

1

Цифровой диктант

Взаимоконтроль

П: определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола.

К:осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Р: вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников

155

8.24

Настоящее время. Словарный диктант

1

1

Тестовая работа

Комплексный анализ текста

П: определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола.

Р: овладение приёмами отбора и сист-и материала

К: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Умение вести самостоятельный поиск информации и анализировать ее.

156

8.25

РР  Составление связного текста на заданную тему.

1

1

Составление текста на заданную тему

 

157

8.26

Будущее время

1

1

Диктант «Проверь себя».

Индивидуальный контроль

Р: вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников.

П: определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола.

К: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

158

8.27

Спряжение глаголов

1

1

Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений.

Работа с деформированным текстом.

Самоконтроль

 П: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Р: определять цели предстоящей деятельности
К: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

159

8.28

Как определить спряжение глагола

1

1

Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений.

Индивидуальный контроль

160

8.29

Морфологический разбор глагола

1

1

Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

Работа в группах

Р: овладение приёмами отбора и систематизации материала

П: определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.

К: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

161

8.30

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице

1

1

Работа в парах. Взаимоконтроль

Р: овладение приёмами отбора и систематизации материала.

П: овладение основными орфографическими нормами русского языка.

К: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

162

8.31

Повторение по теме «Глагол»

1

1

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.Итоговый контроль

 

163

8.32

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

164

9.1

 Повторение и систематизация изученного (6 ч + 1 ч) Анализ контрольного диктанта. Разделы науки о языке

1

1

Выполнение работы над ошибками. Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану.

Самоконтроль

 

165

9.2

Словарный диктант. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов.

1

1

Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений.

Словарный диктант

166

9.3

Употребление букв Ъ и Ь

1

1

Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.Работа в парах. Взаимоконтроль

П: орг-ть исследование с целью проверки гипотез;
Р: овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
К: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

167

9.4

Контрольная работа за курс 5 класса

1

1

Выполнение тестов

П: извлекать необходимую информацию из текста, перерабатывать ее.
Р: ставить цель, планировать последовательность действий, при необходимости изменять ее
К: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

168

9.5

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

1

1

Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами

Работа в группах. Самоконтроль. Взаимоконтроль

 

169

170

171

9.6

9.7

9.8

Части речи

3

2

1

Выполнение морфологического разбора имени сущ., им. прилаг., глагола.

Самоконтроль

172

9.9

Резервные уроки

Список учебно-методической литературы

 Для учащихся

  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 5 класс / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.
  3. Еремеева А.С. Русский язык: 5класс: Рабочая тетрадь / А.С.Еремеева. - Саратов: Лицей, 2012.

5.        Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 5 класс /A.Б.Малюшкин. - М.: Сфера, 2012.

6. Тростенцова Л.А. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, - М.: Просвещение, 2012

Для учителя:

1. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2009 г.

2. Русский язык: Учебник для 5 класса  в 2-х частях общеобразовательных учреждений / ЛА Тростенцова , ТА Ладыженская, М.Т.Баранов 2015г.

3.  Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку»М.: «ВАКО», 2013.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.

Словари и энциклопедии по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...