Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Гучигова Наталья Алексеевна

Методическая разработка урока русского языка в 6 клвссе по теме "Совершенный и несовершенный вид глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 6 классе519.09 КБ

Предварительный просмотр:

Гучигова Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

 Санкт - Петербурга ГБОУ СОШ № 539

Методическая разработка урока «Совершенный и несовершенный вид глагола» (6 класс)

Учебный предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Совершенный и несовершенный вид глагола

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

1. Образовательная: углубление знаний о видах глагола, совершенствование умений распознавать вид глаголов, приводить примеры видовых пар, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте.

2. Воспитательная: воспитывать внимание к слову, интерес к русскому языку.

3. Развивающая: развивать внимание, способность к самоконтролю и самокоррекции, устную и письменную речь.

Основные термины и понятия

Вид глагола, совершенный вид, несовершенный вид, видовая пара,

Планируемые результаты

Предметные результаты

- закрепление умения определять вид глагола;

- овладение навыком образования видовых пар;

- умение анализировать, сопоставлять факты языка;

- умение правильно употреблять глаголы разного вида в письменной и устной речи.

Личностные результаты

- Уважительное отношение к русскому языку и потребность сохранять чистоту русского языка;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты

- Мотивация к учебной деятельности;

- умение формулировать цель и ставить учебные задачи;

- способность проводить сравнение фактов и делать выводы;

- способность к самооценке и самокоррекции;

- применение полученных знаний в повседневной жизни.

Образовательные ресурсы

 Русский язык: 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2019.

Оборудование урока

1. ПК с выходом в Интернет;
2. Мультимедийный проектор, экран;
3. Карточки с интегрированным заданием  

ЭОР

1. Мультимедийная  презентация в Power Роint;
2. Образовательный электронный ресурс «Учи.ру» - задания для закрепления
https://uchi.ru/teachers/groups/9238952/subjects/2/course_programs/5/lessons/64333

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов

  1. Фронтальный устный опрос;
  2. Взаимная проверка выполненных заданий;
  3. Работа на индивидуальных карточках;
  4. Сопоставление полученных выводов с материалом учебника.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формируемые предметные результаты

Деятельность учителя. Методы и приемы учителя

Образовательные ресурсы

ФОУД

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Организационный момент – 1 мин.

- Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Тему назову сейчас.

Ф

Учащиеся настраиваются на работу, проверяют свою готовность.

Л: мотивация к учебной деятельности

Этап 2. Мотивационно-целевой  этап – 10 мин.

Закрепление навыка правописания чередующихся гласных в корне;
актуализация умения определять вид глагола

1. Орфографическое упражнение «Я – Учитель!»

- Ребята, давайте вместе выполним задание на экране.

Задание 1.
В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква.

1) прик..саться, сотв..рить
2) разр..стается, выр..внять
3) предпол..гает, ск..кать

-Молодцы! Что объединяет слова, представленные в задании?  

Верно! А сейчас вы превращаетесь в учителей. Составьте подобное  задание для соседа по парте, для задания используйте только глаголы. После этого обменяйтесь тетрадями и выполните задания друг друга.

2. Наблюдение за языковыми фактами, поиск грамматической ошибки.

- Прочитайте предложение, найдите в нём глаголы, попробуйте определить ошибку и исправить её.

Задание 2.
Дети бегали по площадке, качались на качелях, сыграли в бадминтон.      

- Как изменился глагол «сыграли» после того, как вы исправили ошибку?  

- Верно! Как вы думаете, с чем была связана ошибка предложения?

- Молодцы!  Ребята, как вы считаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

 

Презентация

Ф

П

Ф

- В третьем ряду пишется буква А.

- Слова являются глаголами, безударная гласная в корне – чередующаяся.  

Дети составляют задания, обмениваются, проводят взаимную проверку.

 

- Глаголы: бегали, качались, сыграли.

Исправить следует так: Дети бегали по площадке, качались на качелях, играли в бадминтон.

- До исправления мы использовали глагол совершенного вида, отвечающий на вопрос «что сделали?», а после исправления глагол стал отвечать на вопрос «что делали?», то есть стал глаголом несовершенного вида.

- С тем, что в нем использовались сказуемые-глаголы разного вида, хотя указанное действие совершалось одновременно.

- О глаголах совершенного и несовершенного вида.

Л: мотивация к учебной деятельности

Р: умение формулировать цель и ставить задачи

П: способность анализировать языковые факты на предмет грамматической ошибки  

К: умение работать в парах

Этап 3. Актуализация знаний – 15 мин.

Отработать навык определения вида глагола, определить разницу значений глаголов разного вида, выявление особенностей категории вида (отсутствие формы наст.времени у гл.сов.вида)

1. Отработка навыка определения вида глагола.

- Ребята, посмотрите на экран и выполните задание.

- Что помогло определить вид глагола?

2. Определение значения глаголов разного вида. 

Работа с учебником. Упр. 501. Запишите предложения, выбирая один из данных в скобках глаголов. Объясните свой выбор.
В каких предложениях глаголы обозначают длительное, повторяющееся действие, а в каких – действие, имеющее предел, результат?

- В каких из указанных вами предложениях глаголы совершенного вида, а в каких – несовершенного.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило о видах глагола, в свой ответ включите информацию о вопросах и значении, которое передают глаголы разного вида.

- Молодцы! Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило!

Чтение правила на с.98

3. Наблюдение за особенностями  категории вида.

- Давайте понаблюдаем, а связана ли категория вида со временем глагола. Выполните задание на слайде.



- Какие выводы вы смогли сделать, выполняя задание?

электронный ресурс «Учи.ру»

Учебник

электронный ресурс «Учи.ру»

Ф

- Сделал, прибрал, помыл, погладил, позаниматься.

- Стараешься, горжусь, занимайся, учись, познавай, забывай.

- Вопросы!

- У. 501.
1) Я решал задачу целый час.
2) Я решил задачу за десять минут.

3) Сегодня к нам приехали гости.
4) По праздникам к нам приезжали гости.

5) С утра неожиданно пошёл дождь.

6) Дождь шёл всю ночь.

В предложениях 1,4,6 глаголы обозначают длительное, повторяющееся действие, а в предложениях 2,3,5 – действие, имеющее предел, результат.

- 1,4,6 – несовершенный вид, 2,3,5 – совершенный вид.

- Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и передают значение действия, имеющего предел, результат; глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и передают значение длительного, повторяющегося действия.  

Учащиеся читают правило.

- учить – он учит – он учил – он будет учить

- выучить – нет формы – он выучил – он выучит

- У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени

- Несовершенный вид: что делать? что делает? что делал? что будет делать?

- Совершенный вид: что сделать? нет формы; что сделал? что сделает?

- Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделал? что сделаю?

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать?  что делаю? что делал? что буду делать?

- у глаголов несовершенного вида больше вопросов, так как они имеют формы всех времен, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

Л: умение решать поставленную задачу;

П: умение сделать вывод из представленных фактов, применить на практике имеющиеся знания.

Этап 3. Закрепление изученного материала – 14 мин.

1. Умение подбирать глаголы несовершенного вида.

Упражнение «Пять минут со звездой». Представьте себя ведущим программы «Пять минут со звездой». Героем программы может быть актер, спортсмен, писатель, политик, учитель и т.д. Из вашего интервью остались только глаголы несовершенного вида (необходимо придумать ведущему), которые отражают специфику его работы. Одноклассникам необходимо отгадать, кто был в гостях (род деятельности).

2. Умение подбирать глаголы совершенного вида.

Дополните стихотворение К. Чуковского «Телефон» глаголами совершенного вида.

А недавно две газели
Позвонили и ________:
– Неужели
В самом деле
Все __________ 
Карусели?

– Ах, в уме ли вы, газели?
Не __________ карусели,
И качели _________!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе

___________ бы и сели
На качели-карусели!

 3. Отработка навыка определения вида глагола. Интегрированное задание на карточке.  
Прочитайте фрагмент текста, вспомните и запишите автора, название произведения. Определите вид глаголов. Определите, в чем стилистическая особенность глаголов.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Презентация

И

Варианты ответов детей:

- забивает, играет, отбивает, делает передачу, побеждает, бьет пенальти (футболист)

- сочиняет, играет, музицирует, вдохновляет (композитор)

- репетирует, гастролирует, играет, перевоплощается, учит роль (актер)

А недавно две газели
Позвонили и
 запели:
– Неужели
В самом деле
Все
 сгорели
Карусели?

– Ах, в уме ли вы, газели?
Не
 сгорели карусели,
И качели
уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе

Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Сбирается – несов.в.

Отмстить – сов.в.

Обрек – сов.в.

Едет – несов.в.

Р: развитие самоконтроля при выполнении поставленной творческой задачи;

П:     умение применять полученные знания при решении поставленных задач; умение соотносить знания смежных дисциплин.

Этап 4. Обобщающий этап.  – 4 мин.

 

1. Синквейн

- Чтобы обобщить знания, полученные на уроке, составим синквейн. Вспомним правило составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

И

 

Вид

Совершенный, несовершенный

Изменяется, образуется, определяется

Вид определяется по вопросу

Глагол

Р: способность к самоконтролю

П: умение выделять ключевые понятия

Этап 5. Задание на дом – 1 мин.

Выучить теоретический материал по теме.

Упр.503

Ф

Записывают домашнее задание.

Р: способность к самоконтролю

Литература:

1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова.— 7-е изд.— М.: Просвещение, 2002.— 175 с.

2. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс :пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 159 с.

3. Беляева О. В., Даценко О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. — М.: ВАКО, 2009. — 288 с.

4. Пушкин А.С. Песнь о Вещем Олеге.

5. К.И. Чуковский. Телефон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...