Урок развития речи
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Курносова Лариса Владимировна

Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-эстетическую тему:

 «Поступки и проступки.  Какие разные понятия!»                                                                 

      Задачи: - разъяснить значение понятий, научить разграничивать их;

                   - формировать  умение разграничивать поступок и проступок;

                   - отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь чёткой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод;

                   - развивать познавательную активность воспитывать любовь к литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok_razvitiya_rechi.doc38.5 КБ
Файл 1_urok_razvitiya_rechi.pptx202.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Урок развития речи.  

Тема.  Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-эстетическую тему:

 «Поступки и проступки.  Какие разные понятия!»                                                                  

      Задачи: - разъяснить значение понятий, научить разграничивать их;

                   - формировать  умение разграничивать поступок и проступок;

                   - отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь чёткой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод;

                   - развивать познавательную активность воспитывать любовь к литературе.

                                       Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  - Ребята. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – рассуждению. (1 слайд)

  Запишите в тетради число, классная работа и тему сочинения.

  1. Словарная работа.

   Как вы понимаете, что такое поступок?   (это какое-либо действие).

  - Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка  (2 слайд).

   Поступок –    а) совершённое кем-нибудь действие

                          б) решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

   Запишите определения. Составьте несколько словосочетаний:  (поступок брата, оценить    поступок, хороший поступок, плохой поступок, смелый поступок,  неожиданный поступок).

   - А что такое проступок?    (что-то плохое, отрицательное).

   - Давайте обратимся  к Толковому словарю русского языка  (3 слайд).

   Запишите определение.

 Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.

     Составьте словосочетания  (серьёзный проступок, тяжкий  проступок, неблагородный проступок, понять глубину проступка).

      - Так чем отличается поступок от проступка?  

 (Поступок –  любое действие человека, он может быть и низким, и благородным;  

 а проступок – это дурное,  вредное  действие, провинность.

  1. Работа с текстами.

       -  Проследим, как эти два понятия раскрываются в текстах художественной литературы.

           а)  Прочитайте отрывок из романа М. Горького «Старуха Изергиль». Охарактеризуйте поведение героя.    (4 слайд).

 Легенда о Ларре  (краткий рассказ)

(Герой  убивает девушку, поэтому он вызывает отвращение и негативное отношение).

-Действительно его поступок заслуживает уголовного наказания за совершённое убийство.   Это – проступок, даже преступление.

- Какие черты характера, присущие Ларе, заставляют его совершать убийство?

 (горделивость, высокомерие, себялюбие, нежелание принимать отказ).

               2. Легенда о Данко  (5 слайд).

 - Попытайтесь сравнить  проступок Ларры с поступком Данко.

                Чтение текста.

  (Данко не просто совершает поступок, он совершает подвиг во имя людей, жертвует  собой.  Ларра же всё делает для себя, он эгоист, и никогда не совершит подвига во имя людей).

   

Учащиеся.  Отношение  к этим  поступку и проступку совершенно разные;  в одном случае – неприятие и требование наказания;  в другом – тёплое отношение и вера в светлое будущее).

                   

  1. Примеры из жизни.

 

 - А с какими проступками и поступками вы встречались в своей жизни?

 - По каким признакам вы определяете, какой поступок хороший, а какой плохой?

(если хороший, то он приносит пользу людям,  вызывает в них чувство благодарности;

 если плохой – то он приносит горе, огорчение).

 - Мы рассмотрели на примерах,  как разграничить проступок и поступок. А сейчас обсудим высказывания великих философов древности,  в которых говорится о  поступках и проступках.

        4. .    Анализ высказываний   (6 слайд)

Римский поэт эпохи Цезаря  Публикий  «Простив проступок, побуждаешь к худшему»

(любой проступок  не должен оставаться безнаказанным;  человек должен понять, что он причиняет боль другим).

    - Простив человеку проступок, не побуждаем ли мы его к совершению ещё таких же проступков?

 ( иногда прощение заставляет человека измениться, задуматься).

 

      - Люди, чувствуя себя безнаказанно, могут совершать поступки более тяжкие.

Прочитайте высказывания Сенеки  (древнеримский философ).     (7 слайд)

 ( после наказания человек должен понять, осознать, что он сделал не так,   впредь не  совершать проступка, а сначала подумать, какое наказание понесёт за свое деяние).

       - Для чего нужно наказание?

(чтобы осознал вину, осмыслил, задумался).        

Это высказывание принадлежит Иммануилу Канту  (немецкий философ 18 века). (9 слайд)

«Поступай так, чтобы ты мог сказать  каждому:  «Поступай так  же, как я».

        - На чём должны быть основаны наши поступки?

 (на любви и доброте к другим людям, они не должны приносить вред другому человеку).

  1.   Определение семантического ряда понятий «поступок» и «проступок».

  - Сейчас попытаемся определить семантический ряд понятий, характеризующих поступок и проступок.  Запишите в тетрадь.        

 Что был совершён проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

                   Поступок.        ( 10 слайд)                                        

Благоразумие, Милосердие. Внимание.

               - добро

               - сопереживание

               - поддержка

               - любовь

               - помощь

               - человеколюбие

А можете ли вы назвать поступком то, что человек пытается предотвратить проступок?

Должен ли  человек предотвратить проступок?

    -Дополните – неравнодушие.

                     Проступок.

Агрессия. Невнимание.

                  - равнодушие    - невмешательство

                  - ненависть       - соучастие

                  - зло                   - враждебность

                  - безразличие    - насилие

                  - неискренность    -  Дополните.

- Все эти качества помогают нам раскрыть понятие «поступок» и «проступок».

- Теперь вы знаете,  чем характеризуются эти два понятия.

  Выбирать, как поступать, что делать в той или иной ситуации, а главное, как относиться к человеку, совершившему что-то плохое, предстоит всем вам.  И главное в этом выборе будет ваше понимание того, что является хорошим или плохим,  положительным или отрицательным.

  1. Работа над структурой сочинения-рассказывания. ( 11 слайд)

 - Вспомните строение текста типа рассказывания.

 Тезис – доказательство – вывод.                    

 -  Доказательство должно быть несколько для большей убедительности.

 - Дома вам предстоит написать сочинение-рассказывание на тему  «Такие разные поступки и проступки».  Я думаю, что каждый из вас будет ориентироваться на свою точку зрения и на свою жизненную позицию. А это значит, что каждое из сочинений будет интересным и неповторимым.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. Такие разные поступки и проступки.

Слайд 2

Поступок – это: 1) совершённое кем – нибудь действие; 2) решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Слайд 3

Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.

Слайд 4

Легенда о Данко .

Слайд 6

Простив проступок, побуждаешь к худшему. Публилий Сир.

Слайд 7

Всякий разумный Человек наказывает не потому, что был совершён проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь. Луций Анней Сенека.

Слайд 8

Поступай так же, как и я. Иммануил Кант.

Слайд 9

Поступок: - добро - поддержка - любовь - помощь - человеколюбие

Слайд 10

Проступок: - равнодушие - ненависть - зло - безразличие -неискренность

Слайд 11

Сочинение – рассуждение. Тезис – Доказательство - Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...