«Сложносочиненное предложение, знаки препинания».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Томарева Ирина Викторовна

Ход урока:

  1. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

Урок обобщения знаний по теме “Сложносочинённые предложения”.

Сформулируйте задачи, которых мы коснемся на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, научимся отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания).

  1. Проверка домашнего задания

(Фронтальный опрос по теории, примеры зачитывать из домашнего упражнения)

 

 

  1. Создание учебной ситуации.

Работа по алгоритму “ Знаки препинания в ССП”

  • Прочитайте предложение.
  • Найдите грамматические основы.
  • Определите вид предложения (простое или сложное).
  • Найдите союзы.
  • Есть ли общий второстепенный член предложения.
  • Обратите внимание на знаки препинания.

3. Индивидуальная работа

На доске ученик выполняет задание: Синтаксический разбор предложения. Предложение записано на доске (Воздух дыш...т весен...им ароматом и вся пр..рода оживляе...ся) (Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется)

На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание: Заполните пробелы в таблице

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению

Значения

Союзы (примеры)

 

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

 

 

 

А, но, да (= но, однако, зато, же

 

Чередование явлений

 

 

 

 

 

4. Работа с классом

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, назовите (устно) союзы, их значения. При выполнении работы используйте алгоритм “ Знаки препинания в ССП”.

Месяц под косой бл...стит а во лбу звезда г...рит.

Песня над домом смолкла зато над прудом с...ловей заводил свою.

Всё у нас хорошо да воды только нет.

Ночью тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.

4) Для всех Схематический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы)

Подул ветерок, и сразу стало свежо.

Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.

Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.

5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.

                   6) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.

7) Не то светало, не то темнело.

Обсуждение полученных результатов.

Проверка выполненного на доске синтаксического разбора предложения, заполненной таблицы “Основные группы ССП по союзам и значению.

Итак, какие предложения называются ССП? Чем они отличаются от простых предложений с сочинительными союзами?

Самостоятельная работа.

Упражнение  № 96 (по учебнику).

  • Работа по группам: 1 группа выполняет орфографический разбор текста; 2 группа расставляет знаки препинания; 3 группа составляет схемы всех ССП.
  • Проверка выполненной работы.

 

 

Работа с текстом. Текст на экране, на столах

А) Выразительное чтение текста учителем

(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека.

5. Самостоятельная работа

Задания:

Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

Найдите в тексте ССП, укажите их номера.

Проверка самостоятельной работы

2-4

3-2,4,5,6,7.

Домашнее задание:

П.9, упражнение № 100

Подведение итогов урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

 «Сложносочиненное предложение, знаки препинания».

9 класс

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Повторение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;
  • Отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и простые предложения с однородными членами;
  • Научиться аргументировать, доказывать, развивать навыки постановки знаков препинания в ССП.

Оборудование:

   Учебник Л.Н. Рыбченковой    

   Интерактивная доска        

                                                                             

 Раздаточный материал

                                                                       

Тип урока:

  • Систематизация и обобщение знаний;
  • Урок-практикум.

Ход урока:

  1. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

Урок обобщения знаний по теме “Сложносочинённые предложения”.

Сформулируйте задачи, которых мы коснемся на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, научимся отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания).

  1. Проверка домашнего задания

(Фронтальный опрос по теории, примеры зачитывать из домашнего упражнения)

  1. Создание учебной ситуации.

Работа по алгоритму “ Знаки препинания в ССП”

  • Прочитайте предложение.
  • Найдите грамматические основы.
  • Определите вид предложения (простое или сложное).
  • Найдите союзы.
  • Есть ли общий второстепенный член предложения.
  • Обратите внимание на знаки препинания.

3. Индивидуальная работа

На доске ученик выполняет задание: Синтаксический разбор предложения. Предложение записано на доске (Воздух дыш...т весен...им ароматом и вся пр..рода оживляе...ся) (Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется)

На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание: Заполните пробелы в таблице

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению

Значения

Союзы (примеры)

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

А, но, да (= но, однако, зато, же

Чередование явлений

4. Работа с классом

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, назовите (устно) союзы, их значения. При выполнении работы используйте алгоритм “ Знаки препинания в ССП”.

Месяц под косой бл...стит а во лбу звезда г...рит.

Песня над домом смолкла зато над прудом с...ловей заводил свою.

Всё у нас хорошо да воды только нет.

Ночью тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.

4) Для всех Схематический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы)

Подул ветерок, и сразу стало свежо.

Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.

Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.

5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.

                   6) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.

7) Не то светало, не то темнело.

Обсуждение полученных результатов.

Проверка выполненного на доске синтаксического разбора предложения, заполненной таблицы “Основные группы ССП по союзам и значению.

Итак, какие предложения называются ССП? Чем они отличаются от простых предложений с сочинительными союзами?

Самостоятельная работа.

Упражнение  № 96 (по учебнику).

  • Работа по группам: 1 группа выполняет орфографический разбор текста; 2 группа расставляет знаки препинания; 3 группа составляет схемы всех ССП.
  • Проверка выполненной работы.

Работа с текстом. Текст на экране, на столах

А) Выразительное чтение текста учителем

(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека.

5. Самостоятельная работа

Задания:

Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

Найдите в тексте ССП, укажите их номера.

Проверка самостоятельной работы

2-4

3-2,4,5,6,7.

Домашнее задание:

П.9, упражнение № 100

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Методическая разработка по теме "Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП".

Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения занятия по учебной дисциплине «Русский язык» на 2 курсе, группа специальностей 53.02.03 Инструментальное исполни...