«Сложносочиненное предложение, знаки препинания».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Ход урока:
- Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
Урок обобщения знаний по теме “Сложносочинённые предложения”.
Сформулируйте задачи, которых мы коснемся на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, научимся отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания).
- Проверка домашнего задания
(Фронтальный опрос по теории, примеры зачитывать из домашнего упражнения)
- Создание учебной ситуации.
Работа по алгоритму “ Знаки препинания в ССП”
- Прочитайте предложение.
- Найдите грамматические основы.
- Определите вид предложения (простое или сложное).
- Найдите союзы.
- Есть ли общий второстепенный член предложения.
- Обратите внимание на знаки препинания.
3. Индивидуальная работа
На доске ученик выполняет задание: Синтаксический разбор предложения. Предложение записано на доске (Воздух дыш...т весен...им ароматом и вся пр..рода оживляе...ся) (Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется)
На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание: Заполните пробелы в таблице
Основные группы ССП по союзам и значению
Группы союзов по значению | Значения | Союзы (примеры) |
| Явления происходят одновременно или следуют одно за другим |
|
|
| А, но, да (= но, однако, зато, же |
| Чередование явлений |
|
4. Работа с классом
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, назовите (устно) союзы, их значения. При выполнении работы используйте алгоритм “ Знаки препинания в ССП”.
Месяц под косой бл...стит а во лбу звезда г...рит.
Песня над домом смолкла зато над прудом с...ловей заводил свою.
Всё у нас хорошо да воды только нет.
Ночью тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.
4) Для всех Схематический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы)
Подул ветерок, и сразу стало свежо.
Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.
Солнце зашло за горы, но было ещё светло.
4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.
5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.
6) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.
7) Не то светало, не то темнело.
Обсуждение полученных результатов.
Проверка выполненного на доске синтаксического разбора предложения, заполненной таблицы “Основные группы ССП по союзам и значению.
Итак, какие предложения называются ССП? Чем они отличаются от простых предложений с сочинительными союзами?
Самостоятельная работа.
Упражнение № 96 (по учебнику).
- Работа по группам: 1 группа выполняет орфографический разбор текста; 2 группа расставляет знаки препинания; 3 группа составляет схемы всех ССП.
- Проверка выполненной работы.
Работа с текстом. Текст на экране, на столах
А) Выразительное чтение текста учителем
(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека.
5. Самостоятельная работа
Задания:
Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
Найдите в тексте ССП, укажите их номера.
Проверка самостоятельной работы
2-4
3-2,4,5,6,7.
Домашнее задание:
П.9, упражнение № 100
Подведение итогов урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме:
«Сложносочиненное предложение, знаки препинания».
9 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
- Повторение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;
- Отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и простые предложения с однородными членами;
- Научиться аргументировать, доказывать, развивать навыки постановки знаков препинания в ССП.
Оборудование:
Учебник Л.Н. Рыбченковой |
Интерактивная доска |
Раздаточный материал |
Тип урока:
- Систематизация и обобщение знаний;
- Урок-практикум.
Ход урока:
- Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
Урок обобщения знаний по теме “Сложносочинённые предложения”.
Сформулируйте задачи, которых мы коснемся на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, научимся отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания).
- Проверка домашнего задания
(Фронтальный опрос по теории, примеры зачитывать из домашнего упражнения)
- Создание учебной ситуации.
Работа по алгоритму “ Знаки препинания в ССП”
- Прочитайте предложение.
- Найдите грамматические основы.
- Определите вид предложения (простое или сложное).
- Найдите союзы.
- Есть ли общий второстепенный член предложения.
- Обратите внимание на знаки препинания.
3. Индивидуальная работа
На доске ученик выполняет задание: Синтаксический разбор предложения. Предложение записано на доске (Воздух дыш...т весен...им ароматом и вся пр..рода оживляе...ся) (Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется)
На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание: Заполните пробелы в таблице
Основные группы ССП по союзам и значению
Группы союзов по значению | Значения | Союзы (примеры) |
Явления происходят одновременно или следуют одно за другим | ||
А, но, да (= но, однако, зато, же | ||
Чередование явлений |
4. Работа с классом
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, назовите (устно) союзы, их значения. При выполнении работы используйте алгоритм “ Знаки препинания в ССП”.
Месяц под косой бл...стит а во лбу звезда г...рит.
Песня над домом смолкла зато над прудом с...ловей заводил свою.
Всё у нас хорошо да воды только нет.
Ночью тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.
4) Для всех Схематический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы)
Подул ветерок, и сразу стало свежо.
Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.
Солнце зашло за горы, но было ещё светло.
4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.
5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.
6) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.
7) Не то светало, не то темнело.
Обсуждение полученных результатов.
Проверка выполненного на доске синтаксического разбора предложения, заполненной таблицы “Основные группы ССП по союзам и значению.
Итак, какие предложения называются ССП? Чем они отличаются от простых предложений с сочинительными союзами?
Самостоятельная работа.
Упражнение № 96 (по учебнику).
- Работа по группам: 1 группа выполняет орфографический разбор текста; 2 группа расставляет знаки препинания; 3 группа составляет схемы всех ССП.
- Проверка выполненной работы.
Работа с текстом. Текст на экране, на столах
А) Выразительное чтение текста учителем
(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека.
5. Самостоятельная работа
Задания:
Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
Найдите в тексте ССП, укажите их номера.
Проверка самостоятельной работы
2-4
3-2,4,5,6,7.
Домашнее задание:
П.9, упражнение № 100
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/05/picture-205613-1528209607.jpg)
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Урок . Тема " Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 11 класс
Урок повторения . 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-1293782-1606568749.jpg)
Методическая разработка по теме "Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП".
Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения занятия по учебной дисциплине «Русский язык» на 2 курсе, группа специальностей 53.02.03 Инструментальное исполни...