Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Чако Светлана Иосифовна

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._russkiy_yazyk_6_kl.docx64.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа №8»

__________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО на ШМО

                                                                          Протокол №_____от

                                                                             «____»__________20____г.

                                                                   Руководитель ШМО

И.В. Парунина

                     СОГЛАСОВАНО                                                                    Зам. директора по   УВР _________О.Г. Бахматова

 «___» ________ 20___  г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Средняя школа №8»

___________Е .В. Александрова

«___» ___________ 20___  г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Русский язык»

на 2022-2023 учебный год

        6  класс

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы -  2021/ 2022 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 204 ч./год; 6ч./неделю

Планирование составлено на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Проекта примерной рабочей программы основного общего образования (Русский язык для 5-9 классов образовательных организаций).

- Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ «Средняя школа №8»

- Авторской программы по русскому языку (Русский язык. 5—9 классы: рабочая программа / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — М. : Дрофа, 2019).  

Учебник: «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений \ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской и др.- 7-е издание, М.: «Дрофа», 2021 г.

        

г. Когалым, 2022 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Воспитательный компонент курса.

   Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

     Личностные результаты освоения программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,

- понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;

- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране

Гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в

литературных произведениях, написанных на русском языке;

- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство)

Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства

Эстетического воспитания:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства;

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

- осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;          - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

- закономерностях развития языка;

- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;

- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный ре- жим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

- умение принимать себя и других, не осуждая;

- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;         - сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека

Трудового воспитания:

-установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее

Экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

- потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

- необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;

- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;

- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.        Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

        выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

        устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

        выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

        выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

        выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

        самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев

Базовые исследовательские действия:

        использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

        формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

        формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

        составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

        проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

        оценивать на применимость и достоверность информацию, по- лученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и

обобщений;

        прогнозировать возможное дальнейшее развитие языковых процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

Работа с информацией:

        применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

        выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

        использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

        использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

        находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

        самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

        оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

        эффективно запоминать и систематизировать информацию

2.        Овладение универсальными коммуникативными действиями

Общение:

        воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

        распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

        знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

        понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

        в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

        сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

        публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

        самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала

Совместная деятельность (сотрудничество):

        понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

        планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

        выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

        оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой

3.        Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

        выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

        ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

        самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

        самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

        делать выбор и брать ответственность за решение

Самоконтроль (рефлексия):

        владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

        давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

        предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

        объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения

Эмоциональный интеллект:

        развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

        выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций

Принятие себя и других:

        осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;

        принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;

        осознавать невозможность контролировать всё вокруг

Предметные результаты.

Формирование основных видов речевой деятельности

Слушание

Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функционально-смысловых типов речи:

▪        формулировать устно и письменно тему и главную мысль прослушанного текста;

▪        формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

▪        подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста.

Владеть навыками информационной переработки прослушанного текста:

▪        составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

▪        выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте.

 Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её.

На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определений, в использовании языковых средств, в частности терминов.

Чтение

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально- смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):

▪        устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

▪        формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

▪        подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:

▪        составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

▪        выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте;

▪        кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста;

▪        подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы; сохранять   в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

▪        представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.

Говорение

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

Выступать с научным сообщением.

Участвовать в диалоге; владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.

Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.

Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 110— 120 слов. Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов. Объём диалогического высказывания — не менее 5 реплик (диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации).

Письмо

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (произведение искусства).

Создавать текст в жанре научного сообщения.

Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов:    а) о чём говорится и б) что говорится.

Давать отзыв о прочитанной книге в форме рассуждения  с оценочным тезисом и его обоснованием.

Оформлять деловые бумаги (заявление, расписка).

Собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений.

Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания.

Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты.

Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Рекомендуемый объём текста для письма по памяти — 20—25 слов. Словарный диктант должен включать 20—25 слов. Объём диктанта на основе связного текста должен составлять 100—110 слов. Количество проверяемых орфограмм — не более 16; количество проверяемых пунктограмм — 3—4; количество слов с непроверяемыми орфограммами — не более 7. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Рекомендуемый объём классного сочинения —  1,0—1,5 страницы, но необходимо иметь в виду стиль и жанр сочинения, характер темы. Рекомендуемый объём сочинения- миниатюры — 5—7 или более предложений, но допускается также объём, составляющий 2—4 предложения сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Рекомендуемый объём текста для списывания — 90—100 слов.

Освоение основных разделов науки о языке

Фонетика, орфоэпия, графика

Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; правильно произносить употребительные сложносокращённые слова; употреби- тельные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; проводить фонетический и орфоэпический анализ слов; использовать знания по фонетике, орфоэпии и графике в практике произношения и правописания слов.

Лексикология и фразеология

Объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.); распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; прямое и переносное значение слова; характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления и стилистической окраски; употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; толковать значение фразеологизмов, пословиц и поговорок; свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов); проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Морфемика и словообразование

Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение разных видов); применять знания по морфемике   и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа.

Морфология

Распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, слова категории состояния в речи; проводить морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, наречий, слов категории состояния; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Орфография

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 5—6 классах, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке; свободно пользоваться орфографическим словарём; применять знания по орфографии в практике письма.

Синтаксис и пунктуация

Распознавать словосочетания, простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения  с прямой речью; определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте); анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально- смысловых типов речи в практике его создания; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Функциональные разновидности языка

Распознавать тексты разных функциональных разновидностей; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

К/р

К/д

Р/р

О языке.

2

-

-

-

Речь. Правописание (повторение изученного в 5 классе)

20

1

Лексикология и фразеология

10

Морфология

3

Имя существительное

14

Речь

7

7

Имя прилагательное

17

Речь

5

5

Орфография (повторение и обобщение)

5

Имя числительное

13

Речь. Типы речи. Описание

4

4

Местоимение

25

Глагол

17

Речь. Типы речи. Повествование

8

8

Наречие. Слова категории состояния

23

Речь. Текст

4

4

Наречие. Слова категории состояния (продолжение)

13

Повторение изученного

15

Всего

204

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 КЛАСС (204 ч)

Общие сведения о языке (2 часа)

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понятие о литературном языке. Литературные нормы.

Речь. Речевое общение. Текст (35 часов)

Повторение изученного о тексте, типах речи, функциональных разновидностях языка. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, видовременная соотнесённость глагольных форм. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Словарная статья. Научное сообщение. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры): инструкция, объявление, заявление, расписка.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного»  и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Описание как тип речи. Описание внешности человека.

Описание помещения.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Правописание (30 часов)

Орфография: употребление прописных букв; букв ъ и ь; орфограммы корня; правописание суффиксов и окончаний слов; слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.

Лексикология и фразеология (10 часов)

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова;  диалектизмы,  термины и профессионализмы, жаргонизмы.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, заимствованные слова.

 Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски. Стилистические пласты лексики: высокий, нейтральный, сниженный.

Фразеологизмы (повторение). Пословицы и поговорки.

Культура речи. Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Работа со словарями различных видов.

Морфология (3 часа)

Система частей речи в русском языке (повторение). Грамматическое значение слова.

Имя существительное (14 часов)

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного (повторение).

Словообразование имён существительных. Основные способы образования имён существительных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности.

Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных.

Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных.

Наблюдение за  употреблением  имён  существительных  в художественной речи.

Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.

Имя прилагательное (17 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного (повторение).

Словообразование имён прилагательных. Основные способы образования имён прилагательных: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов. Типичные словообразовательные модели имён прилагательных.

 Синтаксическая роль имени прилагательного в словосочетании и предложении.

Культура речи. Роль имени прилагательного в речи. Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного). Нормы словоизменения прилагательных (повторение). Правописание прилагательных (повторение).

Имя числительное (13 часов)

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Разряды числительных по строению: числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Разряды числительных по значению: числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.

Словообразование числительных.

Синтаксическая роль числительных в словосочетании и предложении.

Имя числительное в научных текстах и деловой речи.

Культура речи. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с  именами  числительными.  Правильное  употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных. Употребление ь в именах числительных.

Местоимение (25 часов)

Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения.

Разряды местоимений: личные, притяжательные, возвратное, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, указательные, определительные.

Склонение местоимений. Словообразование местоимений. Синтаксические свойства местоимений.

Культура речи. Правильное употребление местоимений ты, Вы в соответствии с требованиями русского речевого этикета.

Правильное употребление местоимений 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности).

 Уместное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения (взять себя в руки, перейти на «ты» и т. п.).

Правописание местоимений с не и ни.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Употребление местоимений для связи предложений в тексте. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.

Глагол (17 часов)

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола (повторение).

Словообразование глаголов. Основные способы образования глаголов: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный. Типичные словообразовательные модели глагола. Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. Роль глагола в тексте.

Культура речи. Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Нормы словоизменения глаголов (повторение).

Правописание глаголов (повторение).

Наречие (32 часа)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Разряды наречий по значению: образа и способа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Степени сравнения наречий (положительная, сравнительная, превосходная). Образование сравнительной и превосходной степени.

Словообразование наречий. Основные способы образования наречий: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный.

Синтаксическая роль наречий в словосочетании и предложении.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий. Нормы употребления наречий с учётом точного лексического значения, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

 Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а на конце наречий; ь после шипящих на конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.

Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.

Слова категории состояния в системе частей речи (2 часа)

Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов категории состояния.

Роль слов категории состояния в речи.

Тема урока

Дата

План

Факт

О языке (2 часа)

1

О языке

2

Понятие о литературном языке

Речь. Правописание (повторение изученного в 5 классе) (20 часов)

3

Речь. Повторение изученного в 5 классе

4

Речь. Типы речи

5-7

Орфография и пунктуация

8

Употребление прописных букв

9

Буквы ъ и ь

10-12

Орфограммы корня. Правописание приставок

13 -14

Правописание окончаний слов

15 - 16

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

17

Входная диагностическая работа №1

19.09.2022

ВПР

18

Анализ входной контрольной работы.

19

Р.Р. Текст (повторение)

20

Р.Р. Подготовка к сочинению «Мало ли что можно делать в лесу (в поле, на речке)!»

21-22

Р.Р.  Сочинение «Мало ли что можно делать в  лесу!»

23

Анализ  сочинения «Мало ли что можно делать в  лесу!»

Лексикология и фразеология (10 часов)

24—26

Слово — основная единица языка

27, 28

Исконно русские и заимствованные слова

29, 30

Профессиональные и диалектные слова

31

Устаревшие слова

32

Контрольная работа № 2 по лексикологии и фразеологии

8.10.2022

33

Анализ контрольной работы № 2 по лексикологии и фразеологии

Морфология (3 часа)

34—36

Части речи и члены предложения

Имя существительное (14 часов)

37

Роль имени существительного в предложении

38—41

Словообразование имён существительных

42, 43

Правописание сложных имён существительных

44—47

Употребление имён существительных в речи

48, 49

Произношение имён существительных

50

Контрольная работа № 3 по теме «Имя существительное»

25.10.2022

Речь (7 часов)

51

Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля

52

Научное рассуждение

53

Изложение учебно-научного текста «Связанные корни»

54

Определение научного понятия

55

Рассуждение - объяснение

56, 57

Официально-деловой стиль речи

Имя прилагательное (17 часов)

58

Роль имени прилагательного в предложении

59—62

Словообразование имён прилагательных

63, 64

Правописание сложных прилагательных

65

Контрольная работа № 4 по теме «Имя прилагательное»

21.11.2022

66—69

Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

70—72

Употребление имён прилагательных в речи

73, 74

Произношение имён прилагательных

Речь (5 часов)

75

Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста

76

Средства связи предложений в тексте

77

Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором

78

Повтор

79

Изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве»

Орфография (повторение и обобщение) (5 часов)

80—82

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

83

Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическими заданиями  по теме «Орфография»

8.12.2022

84

Анализ диктанта по теме «Орфография»

Имя числительное (13 часов)

85

Что обозначает имя числительное

86—88

Простые, сложные и составные числительные, их правописание

89—91

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

92, 93

Изменение порядковых числительных

94—96

Употребление числительных в речи.

Произношение числительных

97-98

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

99

Контрольная работа № 6 по теме «Имя числительное»

23.12.2022

Речь. Типы речи. Описание (4 часа)

100-101

Описание места

102,

103

Соединение в тексте описания

предмета и описания места. Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)»

Местоимение (9 часов)

104, 105

Какие слова называются местоимениями

106, 107

Разряды местоимений по значению

108, 109

Личные местоимения

110

Возвратное местоимение себя

111

Притяжательные местоимения

112

Указательные местоимения

Речь. Типы речи. Описание (продолжение) (2 часа)

113

Описание состояния окружающей среды

114

Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

Местоимение (продолжение)(16 часов)

115

Определительные местоимения

116-117

Вопросительно- относительные местоимения

118-119

Отрицательные местоимения

120-121

Неопределённые местоимения

122—123

Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений

124—126

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

127

Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическими заданиями.

128

Анализ контрольного диктанта

Глагол (17 часов)

129—131

Морфологические и синтаксические признаки глагола

132-137

Словообразование глаголов

138—142

Употребление глаголов в речи

143, 144

Произношение глаголов

145

Контрольная работа №8 по теме «Глагол»

Речь. Типы речи. Повествование (8 часов)

146, 147

Повествование в художественной и разговорной речи

148

Повествование в рассказе

149, 150

Изложение по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу»

151, 152

Повествование делового и научного стиля

153

Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды...» или «Наши проделки».

Наречие (21 час). Слова категории состояния (2 часа)

154—157

Какие слова являются наречиями. Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

158—160

Разряды наречий по значению. Слова категории состояния

161, 162

Степени сравнения наречий. Морфологический анализ наречий

163, 164

Словообразование наречий

165

Контрольная работа № 9 по теме «Наречие»

166

Анализ контрольной работы   по теме «Наречие»

167—170

Правописание наречий

171-172

Правописание НЕ с наречиями на -о (-е)

173-174

Буквы о и е на конце наречий после шипящих

Речь. Текст (4 часа)

175, 176

Соединение в тексте разных типовых фрагментов

177

Изложение текста «Речкино имя».

178

Анализ изложения «Речкино имя».

Наречие. Слова категории состояния (продолжение) (13 часов)

179

Буквы о и а на конце наречий

180, 181

Дефис в наречиях

182, 183

Приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях

184

Буква ь на конце наречий после шипящих

185—187

Употребление наречий в речи

188, 189

Произношение наречий

190

Контрольная работа № 10. Диктант с грамматическими  заданиями по теме «Наречие»

191

Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие»

Повторение изученного (15 часов)

192—195

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

196

Повторение по теме «Орфография и пунктуация»

197

Повторение по теме «Орфография и пунктуация»

198

Повторение по теме «Орфография и пунктуация»

199

Повторение по теме «Глагол. Культура речи»

200

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа

201

Анализ промежуточной аттестации.

202

Повторение по теме «Местоимение. Культура речи»

203

Повторение по теме «Наречие»

204

Обобщение изученного в 6 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....