Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Чако Светлана Иосифовна

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_9_klass.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа №8»

_____________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО на ШМО                                                                      Протокол №_____от                                                                             «____»__________20____г.                                                                  Руководитель ШМО

И.В. Парунина

                     СОГЛАСОВАНО                                                                

          Зам. директора по   УВР

             _____О.Г. Бахматова

          «___» ____________ 20___  

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Средняя школа №8»

________________ Е .В. Александрова

«___» ___________ 20___  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Русский язык»

на 2022-2023 учебный год

9а класс

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы -  2022/ 2023 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 119 ч./год; 3ч.+0,5 ч./неделю

Планирование составлено на основе:

- Проекта примерной рабочей программы основного общего образования (Русский язык для 5-9 классов образовательных организаций).

- Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ «Средняя школа №8»

- Авторской программы по русскому языку (Русский язык. 5—9 классы: рабочая программа / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — М. : Дрофа, 2019).  

Учебник: «Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений \ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской и др.- 7-е издание, М.: «Дрофа», 2019 г.

г. Когалым, 2022  г.

В программу русского языка в 9а классе добавлено 0,5 часа в неделю на развитие устной и письменной  речи (совершенствование навыков выразительного чтения, отработка навыков пересказа текста, составление монологического высказывания, развитие диалогической речи, сжатие текста, написание изложения и сочинения-рассуждения), повторение трудных тем курса 8 класса (способы подчинительной связи, грамматическая основа предложения, обособленные члены предложения) и закрепление отдельных тем курса 9 класса (сложноподчиненное предложение).

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Воспитательный компонент курса.

   Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета:

     Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,

- понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;

- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране

Гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в

литературных произведениях, написанных на русском языке;

- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство)

Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства

Эстетического воспитания:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства;

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

- осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;          - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

- закономерностях развития языка;

- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;

- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный ре- жим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

- умение принимать себя и других, не осуждая;

- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;         - сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека

Трудового воспитания:

-установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее

Экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

- потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

- необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;

- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;

- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.        Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
  • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
  • формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, по- лученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и

обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие языковых процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
  • использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию

2.        Овладение универсальными коммуникативными действиями

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
  • знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой

3.        Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
  • делать выбор и брать ответственность за решение

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения

Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
  • принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг

Предметные результаты.

Общие сведения о языке

Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них

Язык и речь

  • Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог- рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением
  • Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик)
  • Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи
  • Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым, в том числе с помощью современных средств устной и письменной коммуникации
  • Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов
  • Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом
  • Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140—160 слов; словарного диктанта объёмом 35—40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140—160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями)

Текст

  • Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста
  • Устанавливать принадлежность текста к функционально- смысловому типу речи
  • Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке
  • Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров
  • Создавать высказывание на основе текста: выражать своё от ношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме
  • Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6—7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы
  • Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности
  • Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации
  • Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста
  • Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения — не менее 300 слов)
  • Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста — целостность, связность, информативность)

Функциональные разновидности языка

  • Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении
  • Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка
  • Использовать при создании собственного текста нормы по- строения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата
  • Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат
  • Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст
  • Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка
  • Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация

Сложносочинённое предложение

  • Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения
  • Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые)
  • Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения
  • Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями
  • Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи
  • Понимать основные нормы построения сложносочинённого предложения
  • Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи
  • Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений
  • Применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях

Сложноподчинённое предложение

  • Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения
  • Различать подчинительные союзы и союзные слова Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения
  • Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели)
  • Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей
  • Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи
  • Понимать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи
  • Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений
  • Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них

Бессоюзное сложное предложение

  • Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений
  • Понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи
  • Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений
  • Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

  • Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи
  • Понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи
  • Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи
  • Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи
  • Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Прямая и косвенная речь

  • Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью
  • Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание
  • Применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании

Содержание учебного курса (119 часов)

Общие сведения о языке

Русский язык — национальный язык русского народа. Русский язык — форма выражения национальной культуры.

Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Культура речи. Понятие об этико-речевой норме. Нормативные словари современного русского литературного языка разных типов (в течение всего года).

ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Речь. Речевое общение. Текст

Систематизация сведений о тексте, типах речи, строении текста. Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте.

Углубление знаний о функциональных разновидностях языка.

Публицистический стиль. Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Официально-деловой стиль. Основные жанры: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме, характеристика. Стандартная форма деловых бумаг, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.

Язык художественной литературы. Сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.

Информационная переработка текста: тезисы, конспекты, аннотация, реферат.

Культура речи. Употребление языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным типам, стилям речи.

Нормы построения текстов разных типов речи и функциональных разновидностей языка.

Соблюдение норм письменной речи (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, этических) в письменных речевых высказываниях.

Синтаксис и пунктуация

Структура сложного предложения

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы (сочинительные и подчинительные), союзные слова, указательные слова. Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.

Культура речи. Знаки препинания в сложных предложениях (обобщение).

Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Культура речи. Основные грамматические нормы построения сложносочинённого предложения.

Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений с однородными членами.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Употребление сложносочинённых предложений в речи.

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённое предложение, его  строение.  Главная и придаточная части предложения. Различия подчинительных союзов и союзных слов.

 Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).

Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Интонация сложноподчинённого предложения.

Культура речи. Основные грамматические нормы построения сложноподчинённого предложения.

Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами.

Употребление сложноподчинённых предложений в речи.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

Выдающиеся лингвисты: С. И. Абакумов, Л. Ю. Максимов, А. А. Потебня.

Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения между  простыми  предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.

Культура речи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Выразительные особенности бессоюзных предложений.

Синонимия простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в таком предложении. Период.

Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).

Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.

 

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

В том числе

Р/р

К/р

О языке

1

Повторение изученного в 5—8 классах

14

3

1

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация

Структура сложного предложения

4

Сложносочинённое предложение

5

1

Речь. Художественная речь

4

4

Сложноподчинённое предложение  

10

1

Речь. Текст. Строение текста

2

2

Сложноподчинённое предложение (продолжение)

9

1

Речевые жанры. Путевые заметки

4

4

Сложноподчинённое предложение (продолжение)

10

1

Речевые жанры. Рецензия

3

3

Сложноподчинённое предложение (окончание)

5

1

Речь. Речевые жанры. Эссе

3

3

Бессоюзное сложное предложение

10

2

1

Речь. Стили речи. Деловая речь

2

2

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

7

1

Итоговое повторение

9

1

Всего –  часов 102

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт

О языке (1 час)

1

Русский язык — национальный язык русского народа

Повторение изученного в 5—8 классах (11 часов + 3 часа)

2

Р\р Речь. Функциональные разновидности языка

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика

6

Орфоэпические нормы.

7

Лексика. Морфемика. Словообразование

8

Лексика. Морфемика. Словообразование

9

Лексические нормы.

10

Морфология и синтаксис

11

Морфология и синтаксис

12

Грамматические нормы. Правила употребления существительных, прилагательных, местоимений и числительных.

13

Орфография и пунктуация

14

Орфография и пунктуация

15

Орфография и пунктуация

16

Контрольная работа № 1. Диктант с дополнительными заданиями

3.10.2022

ВПР

17

Р\р Типы речи

18

Р\р Обучение изложению: сжатый пересказ

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация

Структура сложного предложения (4 часа)

19

Понятие о сложном предложении

20

Понятие о сложном предложении

21

Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения

22

Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения

23

Знаки препинания в осложнённом предложении

Сложносочинённое предложение  (5 часов)

24

Понятие о сложносочинённом предложении

25

Виды сложносочинённых предложений

26

Виды сложносочинённых предложений

27

Монологическое высказывание с включением сложносочиненных предложений.

28

Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённое предложение»

24.10.2022

29

Анализ контрольной работы №2 по теме «Сложносочинённое предложение»

Речь. Художественная речь (4 часа)

30

Художественная речь и язык художественной литературы

31

Художественная речь и язык художественной литературы

32

Пересказ текста.  

33

Изложение по отрывку из рассказа Ф. Искандера «Идеалист (Рассказ Виктора Максимовича).

34

 Изложение по отрывку из рассказа Ф. Искандера «Идеалист (Рассказ Виктора Максимовича).

Сложноподчинённое предложение  (10 часов)

35

Понятие о сложноподчинённом предложении

36

Понятие о сложноподчинённом предложении

37

Использование сложноподчинённых предложений в речи

38

Виды сложноподчинённых предложений

39

Виды сложноподчинённых предложений

40

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

41

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

42

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

43

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным

44

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

45

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

46

Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчинённое предложение»

9.12.2022

47

Монологическое высказывание с включением сложноподчинённых предложений.

Речь. Текст. Строение текста (2 часа)

48

Строение текста. Сочинение-этюд по картине И. И. Левитана

«Весна. Большая вода»

49

Строение текста. Сочинение-этюд по картине И. И. Левитана

«Весна. Большая вода»

50

Средства художественной выразительности.

Сложноподчинённое предложение (продолжение) (9 часов)

51

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

52

Сложноподчинённое предложение с придаточным места

53

Сложноподчинённое предложение с придаточным времени

54

Сложноподчинённое предложение с придаточным времени

55

Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения

56

Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения

57

Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия, меры и степени

58

Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия, меры и степени

59

Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчинённое предложение»

60

Знаки препинания в сложном предложении

Речевые жанры. Путевые заметки (4 часа)

61

Путевые заметки

62

Путевые заметки

63

Изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»

64

Изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»

Сложноподчинённое предложение (продолжение) (10 часов)

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели

66

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия

67

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины

и следствия

68

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины

и следствия

69

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным

70

Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

71

Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

72

Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

73

Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

74

Контрольная работа №5 по теме «Сложноподчинённое предложение»

75

Анализ контрольной работы №5 по теме «Сложноподчинённое предложение»

Речевые жанры. Рецензия (3 часа)

76

Рецензия

77

Рецензия

78

Сочинение-рецензия на произведение по выбору

79

Сочинение-рецензия на произведение по выбору

Сложноподчинённое предложение (окончание) (5 часов)

Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

81

Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

82

Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

83

Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическими заданиями

84

Анализ контрольной работы

Речь. Речевые жанры. Эссе (3 часа)

85

Эссе

86

Эссе

87

Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?»

88

Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?»

Бессоюзное сложное предложение (8+2 часа)

89

Понятие о бессоюзном сложном предложении

90

Понятие о бессоюзном сложном предложении

91

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления

92

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

93

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

94

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия

95

Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическими заданиями

96

Анализ диктанта с грамматическими заданиями

97

Р\р Сочинение-описание картины Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой»

98

Р\р Сочинение-описание картины Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой»

Речь. Стили речи. Деловая речь (2 часа)

99

Письменная деловая речь

100

Письменная деловая речь

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи (7 часов)

101

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

102

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

103

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

104

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

105

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи

106

Период

107

Период

108

Контрольная работа №8 по теме «Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи»

109

Анализ контрольной работы №8 по теме «Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи»

Итоговое повторение (9 часов)

110

Итоговое повторение

111

Итоговое повторение

112

Итоговое повторение

113

Итоговое повторение

114

Итоговое повторение

115

Итоговое повторение

116

Итоговое повторение

117

Итоговое повторение

118

Итоговая контрольная работа №9 за курс 9 класса.

119

Анализ итоговой контрольной работы за курс 9 класса

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....