Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

ТЕМА УРОКА:    «Прямое и переносное значение слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova-_5kl.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

ТЕМА УРОКА:    «Прямое и переносное значение слова».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Повторить изученное по теме «Лексика.
  • Научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Развивать творческую активность учащихся.
  • Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.
  • Совершенствовать учебные умения и навыки.

ТИП УРОКА: Урок закрепления и применения новых знаний на практике. Для выполнения всех видов работ на уроке и их проверки используется интерактивная доска.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка задачи.

II. Повторение изученного.

Терминологический диктант.

По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме.

 У доски 1 ученик работает.

  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
  2. Словарный состав языка называется …(лексика)
  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
  4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
  5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
  6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

III. Усвоение нового материала.

1.- Ребята, давайте запишем термины «прямое», «переносное значение». Сегодня мы с вами будем выяснять, что означают эти слова.
*Прослушивание строк из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.

- Что значит слово «золотой»?

«Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота. Слово « золотой» употребляется в прямом значении.

*Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина  
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.

- Что значит «золотые нивы»? Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.
- Таким образом слово «золотой» может иметь и прямое, и переносное значение.

2. Работа со статьёй учебника §66, стр.140
- Что вы узнали о прямом и переносном значении слов?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Задание 1:

На доске схема.

Задание учащимся: закончить построение схемы.

Схема

Задание 2:

Распределить словосочетания в два столбика:

тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Запись под диктовку.

Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

-  объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).

Самопроверка.

На доске записан текст с выполненным заданием.

2. Тест на закрепление изученного материала.

На парте у каждого ученика имеется экземпляр теста.

Задание: выпишите букву, обозначающую правильный ответ.

Тест.

1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация


2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы


3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

V. Подведение итогов уроков.

Оценка участия в уроке

V. Домашнее задание: §66, упр.338.

1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация


2. Слово употреблено в переносном

 значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы


3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация


2. Слово употреблено в переносном

 значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы


3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация


2. Слово употреблено в переносном

 значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы


3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация


2. Слово употреблено в переносном

 значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы


3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация


2. Слово употреблено в переносном

 значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы


3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация


2. Слово употреблено в переносном

 значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы


3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...