Рабочая программа по русскому языку 8 класс VIII вид
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Филькова Наталья Юрьевна

Данная рабочая программа разработана к учебнику Русский язык. 8 класс:учеб.для общеобраз. организаций, реализующих адапт. основные общеобразов. программы/Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчакова-6-е изд.-М.: Просвещение, 2019.-263с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rus._yaz._8v.docx66.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОГЛАСОВАНА

методическим объединением

протокол от «08» июня 2021 № 6

Руководитель МО ________Храброва Т.Д.

ПРИНЯТА

решением Педагогического Совета

ГБОУ школы № 13

Приморского района Санкт-Петербурга

протокол от 15 июня 2021  года № 8

Председатель Совета

_______________ А.Ю. Казакова  

УТВЕРЖДЕНА

приказом от  16 июня 2021 №  96-д

Директор_________А.Ю.Казакова

 

Рабочая программа на 2021 -  2022 учебный год

(РП № 8-1-329 )

Этапы обучения: II этап ― 5-9 классы

Предмет: русский язык

Форма обучения: очная

Класс/обучающийся: 8 В

Программа обучения: основная общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Учитель: Филькова Наталья Юрьевна, первая квалификационная категория 

                                 

                                               

                                               

                                                         

Санкт-Петербург

2021 г            

Пояснительная записка

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

Приказа от 22 марта 2021г. № 115 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;

перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;

Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СанПиН 2.4.3648-20);

Санитарных правила и норм «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (СанПин 1.2.3685-21);

Распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;

Распоряжения Комитета по образованию от 09.04.2021 № 997-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год».;

Инструктивно-методического письма Комитета по образованию от 03.06.2021 №03-28-4760/21-0-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;

Устава ГБОУ школы №13 Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по образованию от 02.11.2015 №5238-р (зарегистрирован МИФНС 01.12.2015 ОГРН 1037832009710 ГРН 9157848105296).

Рабочая программа разработана в соответствии с локальными актами Образовательного учреждения:

  • Учебным планом Образовательного учреждения на 2021-2022 учебный год, утвержденного приказом от 16.06.2021 № 96-д;
  • Положением о рабочей программе, утвержденным приказом от 13.06.2019 №125-д;
  • Основной общеобразовательной программой образования, адаптированной для обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант), утвержденной приказом от14.06.2016г № 180-д пролонгированной на 2021-2022 учебный год решением педагогического совета (протокол № 8 от 15.06. 2021г), приказом от 16.06.2021 №96-д.

Структура рабочей программы имеет следующий обязательный состав компонентов:

  • основные требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

           Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Компенсация особенностей развития направлена на формирование жизненной компетенции развивающейся личности, обязательности непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы, научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования, удлинения сроков получения образования, систематическую актуализации сформированных у обучающихся знаний и умений.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для   8 класса соответствует приказу Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

Программа разработана на основе программы В. В. Воронковой «Русский язык», (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2016. — Сб. 1. — 224).

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 № 254:

      Учебно-методический комплект, реализующий программу по русскому языку в 8 классе включает:

1.Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. – 6-е издание – М.: «Просвещение» 2016- 263 с.: 6 ил.;

2.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 4 ч. – М.: Просвещение, 2020. Галунчикова Н.Г.

Программа учебного предмета «Русский язык» рассчитана на обучение с 5-го по 9-й класс. В 5 классе по 5 часов в неделю, 170 часов в год, в 6 - 8 классах по 4 ч в неделю 136 ч в год, в 9 классе 3 ч в неделю, 102 ч в год

В 8 классе обучение по 4 часа в неделю, 136 часов в год.

При реализации программы используются следующие технологии обучения

В планировании учебного материала используются следующие формы уроков:

  • урок изучения и первичного закрепления знаний;
  • урок закрепления новых знаний и выработки умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и контроля знаний;
  • урок коррекции знаний;
  • урок развития речи.

 Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:

  • тренировочные упражнения,
  • словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты,
  • письмо по памяти,
  • грамматический разбор,
  • подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

 В конце каждой темы проводится проверочный диктант.

Проверочный  диктант может состоять из:

  • проверочного списывания,
  • грамматического разбора и комбинированного вида работ (проверочного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основными формами контроля знаний и умений учащихся является текущая и промежуточная аттестация (КР и итоговая КР за год).

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.        

  • диагностических работ -1(40 мин.)
  • изложений — 2 (20-25 мин.)
  • проверочных диктантов — 3(20-25 мин.)
  • контрольных работ-4 (40 мин.)
  • сочинений — 3 (20-25 мин.).

Реализация учебной программы по предмету «Русский язык» может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8 «В» класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40мин).

Главная цель обучения русскому языку специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения.

Задачи преподавания русского языка обучающимся с лёгкой умственной отсталостью) максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников.

В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязные задачи:

Познавательные задачи:

  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
  • развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
  • обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

        Общепредметные задачи:

  • воспитание обучающихся средствами данного предмета;
  • развитие их логического мышления;
  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

       Коррекционные образовательные задачи данного курса

Учащийся должен:

  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • научиться  правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учитывая индивидуальные и физические особенности учащегося, программы по всем предметам  специального (коррекционного) обучения предусматривают  разноуровневые требования к овладению знаниями:

  • уровень – базовый,
  • уровень – минимально необходимый.

Учащийся должен знать:

  • смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • нормы речевого этикета;

Учащийся должен уметь:

  • Объяснять роль языка в жизни человека и общества;
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • адекватно понимать информацию устного сообщения;
  •  правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  •  соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  •  владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности.

Основные требования к умениям учащихся:

1-й уровень

  •  писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
  •  писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);
  • находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя;
  •  использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
  • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
  •  подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
  •   находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

2-й уровень

  •  писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
  •  принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста; • исправлять текст;
  •  составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
  •  решать орфографические задачи с помощью учител

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

1.коммуникативные

  • владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
  • базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения,

2.интеллектуальные

  • сравнение и сопоставление,
  • соотнесение,
  • синтез,
  • обобщение,
  • абстрагирование,
  • оценивание
  • классификация

3.информационные

  • умение осуществлять библиографический поиск,
  • извлекать информацию из различных источников,
  • умение работать с текстом),

4.организационные

  • умение формулировать цель деятельности,
  • планировать ее,
  • осуществлять самоконтроль,
  • самооценку,
  • самокоррекцию.

  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 

Учащиеся  должны знать: Простое и сложное предложений с союзами и без них, однородные члены предложения.  Деление звуков на гласные и согласные, орфограмммы в корне, приставке, окончании слова. Определение однокоренных слов, сильные и слабые позиции согласных. Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении, о связи категории одушевленности-неодушевленности с понятиями: живое, неживое, деление существительных на собственные и нарицательные, морфологические признаки имени существительного, о принадлежности слова к одному из трех родов, употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени. Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.
Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).
Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.
Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.
Понятие о склонении прилагательных. Отличия личных местоимений. Морфологические признаки глагола, его роль в предложении. определение простого и сложного предложения. Основные понятия лингвистики, условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне.

Учащиеся должны  уметь:   строить предложения, состав слова, находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их, подбирать проверочное слово, определять ударение в слове. Называть ударные и безударные гласные, проверять согласные, находящиеся в слабой  позиции,. Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы.  Уметь различать простые и сложные предложения. опознавать самостоятельные и служебные части речи. Узнавать существительное среди других частей речи, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, находить прием олицетворения в художественных текстах. В речи употреблять прилагательные, правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяющего слова, применять правило при написании, делать вывод о написании окончания прилагательного, определять роль кратких прилагательных в предложении, выполнять разбор полного и краткого прилагательного. Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. В речи употреблять глаголы. Правописание НЕ с глаголами. Изменение глаголов по числам, временам и родам. Изменение глаголов по лицам. Различать простые и сложные предложения. Определять прямую речь и диалог. Употреблять знаки завершения, разделения и выделения в простом осложненном и сложном предложе-нии, видеть структуру предложений, употреблять изученные синтаксические конструкции в речи, Уметь определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, различать звук и букву, находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, указывать их граммати-ческие признаки, определять синтаксическую роль в предложении, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы.

                                   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Реализация рабочей программы осуществляется в классе. Учащиеся по программе – это дети в возрасте 14-15 лет, уровень компетентности которых должен соответствовать требованиям к уровню знаний, умений и навыков обучающихся, окончивших 8 класс.

Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата, на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.

         Большое внимание в 8 классе уделяется формированию навыков связной речи

 Школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

        1 Раздел Повторение изученного в 7 классе

Повторение сведений о предложении

        2 Раздел Состав слова

Однокоренные слова, приставка, суффикс, окончание. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких-глухих согласных. Непроизносимые согласные в корне слова. Приставка и предлог. Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок

        3 раздел Части речи Имя существительное

Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Одушевленные и неодушевленные имена существительные Род, число, падеж имени существительного. Порядок разбора. Склонение имен существительных. Основание деления их на три типа склонения. Падежи русского языка, их значения. Вопросы и порядок следования. Смысловые вопросы. Падежные окончания существительных Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи.

        4 Раздел Имя прилагательное.        

Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.   Полные и краткие прилагательные. Правила правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Графическое выделение окончания. Правило написания окончаний имен прилагательных после шипящих и ц. Морфологические признаки. Правописание прилагательных.

        5 Раздел Местоимение

Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Личные местоимения 1-ого, 2-ого и 3-его лица. Склонение и правописание местоимений в единственном и во множественном числе

        6 Раздел Глагол

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Глагол, как часть речи. Изменение глаголов по временам, числам и родам. Правописание НЕ с глаголами. Изменение глаголов по лицам.

        7 Раздел Предложение

Простое предложение с однородными членами, знаки препинания. Сложное предложение и знаки препинания. Обращение.

        8 Раздел Повторение изученного в 8-ом классе

Синтаксис. Фонетика. Морфемика. Морфология. Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм. Орфография и морфология. Части речи. Части слова. Простое предложение. Однородные члены предложения. Знаки завершения, разделения,выделения. Члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении.

III. Тематическое планирование

Таблица №1

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Количество контрольных и диагностических работ

1.

Повторение изученного в 7 классе.

3

2

2.

Состав слова

13

-

3

Части речи.  Имя существительное.

13

-

4

Имя прилагательное.

15

-

5

Местоимение

17

1

6

Глагол

40

1

7

Предложение.

16

-

8

Повторение изученного в 8-ом классе

12

1

Итого

136 часов

5 часов

                                                        Приложение к рабочей программе (РП №  8-1-329 -2021/2022г  )

Календарно-тематическое планирование

                                                                                                                                                                                                                               Таблица 2

№ пп

Раздел

Тема урока

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Оценочный инструментарий

Дата (по плану)

Дата(по факту)

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

Повторение (7ч: 6+1)

1

Предложение простое и сложное.

Виды  предложений по интонации/

Отличия  простых и сложных  предложений. Знать виды текстов

Определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения.  Распознавать  простые и сложные предложения. Определять виды текстов.

01.09.2021

2

Сложные предложения с союзами И, А, НО и без них.

Правила пунктуации в сложных предложениях без союзов, с союзами И, А, НО;

Применять правила постановки запятой в сложных  предложениях без союзов, с союзами.

03.09

3

Однородные члены предложения.

Особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними. Знать текст- описание

Распознавать однородные члены  в предложении, соблюдать интонацию перечисления.. Определять текст- описание.

03.09

4

Знаки препинания при однородных членах предложения.

 Знать  правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения

Уметь  правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами.

06.09

5

Д/п. Объяснитель

ная записка.

Знать правильное оформление деловых бумаг.

Уметь составлять деловые документы

08.09

Состав слова. 13 часов

6

Разные по составу слова.

Уточнять и конкретизировать знания учащихся о составе слова.

 Уметь подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

10.09

7

Орфограммы корня. Дифференциация корневых орфограмм.

Уточнять и конкретизировать знания учащихся о составе слова

Уметь определять орфограммы корня и дифференцировать их

 

10.09

8

Диагностическая работа

Знать отличие распространенных и нераспространенных предложений, уметь ставить знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

Знать анализ и схемы предложений, уметь ставить знаки препинания.

Контроль умения писать под диктовку, выполнять грамматическое задание

Диагностическая работа

13.09

9

Орфограммы корня. Дифференциация корневых орфограмм

Знать Орфограммы корня. Дифференциация корневых орфограмм

Умение применять соответствующее правило для проверки корневых орфограмм.

15.09

10

Гласные и согласные в приставках.

Закреплять правописание гласных и согласных в приставках.

Уметь отличать гласные и согласные в приставках.

17.09

11

Приставка и предлог.

Знать отличие приставки и предлога

Уметь отличать приставку и предлог.

17.09

12

Развитие речи. Приставка и предлог.

Учить применять правило о приставке и предлоге при  записи рассказа по серии картинок

     Умение применять правило о приставке и предлоге при записи рассказа по серии картинок                                      

20.09

13

Сложные слова.

Уточнять знания учащихся об образовании сложных слов.

Уметь отличать сложные слова

22.09

14

Сложные слова.

Учить образованию сложных слов путём сложения частей.

 Уметь образовывать сложные слова с иностранными корнями.

24.09

15

Обобщающий урок по теме «Состав слова»

Обобщать знания учащихся по теме «Состав слова»

Ответы на вопросы по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке».

24.09

16

Д/п. Автобиография.

Знать как  оформить деловые бумаги

Уметь оформить деловые бумаги

27.09

17

Повторение. Проверочный диктант  по теме «Состав слова»

Проверить знания учащихся по теме «Состав слова»

Уметь применить полученные знания в  контрольном диктанте

Проверочный диктант

29.09

18

Анализ диктанта и работа над ошибками. Дифференциация  частей речи.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта

Знать  и уметь пользоваться пройденным материалом. Уметь распознавать орфограммы и пунктограммы, правильно писать слова

01.10

Части речи. 1 ч.

19

Дифференциация  частей речи.

Учить различать изученные части речи.

Уметь различать и дифференцировать части речи

01.10

Имя существительное   13 часов.

20

Основные грамматические категории имени существительного.

Уточнять и расширять грамматические знания учащихся об имени существительном.

 Уметь  находить  в предложениях существительные.

04.10

21

Правописание имён собственных.

Знать правило написания   имён собственных.

Уметь правильно написать имена собственные.

06.10

22

Существительные единственного числа с шипящей на конце.

Уточнять знания учащихся о написании существительных единственного числа с шипящей на конце.

 Уметь  правильно дифференцировать и записать существительные с шипящей на конце.

08.10

23

Склонение имён существительных в единственном числе.

Уточнять знания учащихся о склонениях имён существительных.

Уметь правильно дифференцировать существительные по трем склонениям

08.10

24

Развитие речи Составление рассказа по картине Б. Кустодиева «Масленица»

Продолжать формирование связной письменной речи

Подготовить учащихся к описанию картины, обратив внимание  на особенности природы зимой. Вырабатывать умение составлять текст-описание.

Уметь написать текст –описание по картине. Составление и запись  сочинения, ответы на вопросы..

11.10

25

Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.

Учить применять правила проверки безударных окончаний имён существительных ед.ч.

Уметь применять правила проверки безударных окончаний имён существительных ед.ч.

13.10

26

Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа.

Уточнять правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа.

Уметь правильно применять правило

15.10

27

Существительные с шипящей на конце. Несклоняемые имена существительные.

Учить применять правило о правописании существительных с шипящей на конце

Уметь правильно применять правило

.

15.10

28

Контрольная работа за I четверть.

Проверить знания учащихся по темам, пройденным в I четверти.

Проверить знания учащихся по темам, пройденным в I четверти.

КР

18.10

29

Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

Обобщать знания учащихся по теме «Имя существительное» Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта

Умение определять грамматические признаки существительного, находить изученные орфограммы.

20.10

30

Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

Обобщать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Уметь составить конец диалога по его началу и иллюстрации. Упр.104.

         21.10

31

Повторение по теме «Имя существительное»

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта

 Умения давать связные полные ответы на вопросы по тексту, записывать их с соблюдением изученных правил.

         22.10

Имя  прилагательное   15 часов

32

Имя прилагательное как часть речи.

Знать, как выделять имена прилагательные в тексте.

Уметь выделять прилагательные в речи.

           22.10

33

Грамматические признаки имени прилагательного.

Вспомнить основные  знания об имени прилагательном, полученные ранее. Закрепить навык нахождения имён прилагательных и определения их морф признаков.

Развитие умения подбирать синонимы к прилагательным; обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; использовать в речи фразеологические  обороты, в состав которых входят имена прилагательные

05.11

34

Согласование прилагательных с существительными.

.

.

05.11

35

Родовые окончания прилагательных.

Совершенствовать умение правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.

Развивать умение определять род, число, падеж имени прилагательного;

08.11

36

Дифференциация безударных окончаний прилагательных ср.р. и мн.ч.

Учить различать безударные окончания прилагательных ср.р. и мн.ч.

10.11

37

Правописание прилагательных среднего рода с безударными окончаниями после шипящих.

Учить правильному написанию окончаний прилагательных среднего рода.

Уметь работать  с деформированным текстом «Хорошее дело»

12.11

38

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Уточнять правописание безударных окончаний прилагательных путём постановки вопроса.

Уметь правильно писать безударные окончания прилагательных путём постановки вопроса.

12.11

39

Притяжательные прилагательные (признак по принадлежности).

Знакомить учащихся с прилагательными по признаку принадлежности.

Уметь определять притяжательные прилагательные.

15.11

40

Склонение прилагательных м.р. и ср.р. на –ИЙ,  - ЬЕ, ж.р. на  - ЬЯ, ЬИ.

Учить правильному употреблению притяжательных прилагательных.

Уметь  склонять прилагательных м.р. и ср.р. на –ИЙ,  - ЬЕ, ж.р. на  - ЬЯ, ЬИ.

17.11

41

Склонение прилагательных м.р. и ср.р. на –ИЙ,  - ЬЕ, ж.р. на  - ЬЯ, ЬИ.

Учить правильному написанию окончаний притяжательных прилагательных.

Уметь  склонять прилагательных м.р. и ср.р. на –ИЙ,  - ЬЕ, ж.р. на  - ЬЯ, ЬИ.

19.11

42

Коллективное сочинение на тему «Поход князя Игоря»  по плану и репродукции с картины Н. Рериха

Продолжать формирование связной письменной речи

Обучать написанию сочинения по плану и опорным словам.

 Уметь  связно и последовательно излагать мысли на письме по плану и опорным слрвам

Сочинение

19.11

43

Закрепление правописания безударных окончаний прилагательных.

Формирование навыка употребления прилагательных в речи, правописание безударных окончаний прилагательных

Уметь правильно писать безударные окончания прилагательных

22.11

44

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Обобщать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»

Уметь применять полученные знания по теме « Имя прилагательное»

24.11

45

Повторение. Проверочный диктант  по теме «Имя прилагательное»

Проверить знания учащихся по теме «Имя прилагательное».

Умения применять изученные правила при письме под диктовку, выполнять грамматические задания.

Проверочный диктант  

26.11

46

Анализ диктанта и работа над ошибками. Местоимение как часть речи.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта.

Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте.

26.11

Местоимение     17 часов

47

Местоимение как часть речи.

Выявлять знания учащихся о местоимении как части речи.

Умение находить местоимения в предложениях.

29.11

48

Лицо и число местоимений.

Учить определять лицо и число местоимений.

Правило о лице и числе местоимений.

01.12

49

Местоимения 3-го лица ед.ч. Род местоимений 3-го лица.

Учить определять род местоимений 3-го лица ед.ч.

Роль местоимений в речи.

 Умения использовать местоимения 3-го лица в текстах во избежание повторов.

03.12

50

Склонение местоимений 1-го лица.

Учить пользоваться полученными знаниями в разговорной речи.

Определение падежей местоимений 1-го лица.

03.12

51

Склонение местоимений 2-го лица.

Учить пользоваться полученными знаниями в разговорной речи.

Определение падежей местоимений 2-го лица.

06.12

52

Склонение местоимений 3-го лица.

Учить пользоваться полученными знаниями в разговорной речи.

Определение падежей местоимений 3-го лица.

08.12

53

Правописание местоимений с предлогами.

Учить раздельному написанию местоимений с предлогами.

  Умения различать предлоги и приставки.

10.12

54

Правописание местоимений с предлогами.

Уточнять знания учащихся о правописании местоимений с предлогами.

 Умение писать местоимения с предлогами.

10.12

55

Закрепление правописания местоимений.

Закреплять знания учащихся по теме «Местоимение».

Беседа о выборе друга.

Мини-рассказ «В поликлинике».

13.12

56

Закрепление правописания местоимений.

Знать правила правописания местоимений

Уметь пользоваться правилом.

15.12

57

Обобщающий урок по теме «Местоимение».

Обобщать знания учащихся по теме «Местоимение».

Исправление речевых ошибок в предложениях.

17.12

58

Упражнения  на закрепление. Самостоятельная работа по теме «Местоимение».

Проверить знания учащихся по теме «Местоимение».

Уметь  пользоваться пройденным материалом

17.12

59

Контрольная работа за 2 четверть

Проверить знания учащихся по темам, пройденным во II четверти.

Умения применять изученные правила при письме под диктовку, выполнять грамматические задания.

КР

20.12

60

Анализ диктанта и работа над ошибками. . Урок занимательной грамматики.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта.

Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте.

22.12

61

Изложение «На воде» по М. Пришвину по плану и опорным словам.

Продолжать обучение составлению плана через выделение главной мысли каждой части.

Коллективное составление плана к тексту «На воде».

 Умения  написать изложение  по плану и опорным словам.

Изложение

24.12

62

Д/п. Заявление.

Учить оформлению деловых бумаг. Навыки оформления заявление по данному образцу

Составление текста заявлений: о приёме в  колледж, об оказании материальной помощи, об увольнении с работы.

24.12

63

Урок занимательной грамматики.

В игровой форме повторение  пройденного материала

Уметь пользоваться пройденным материалом

27.12

Глагол     39 часов

64

Глагол как часть речи.

Уточнять знания учащихся о значении глагола в речи.

 Умения находить глаголы  в предложениях.

10.01

65

Грамматические признаки глагола.

Учить определять глагол как часть речи по вопросам.

Уметь определять глагол по вопросу

12.01

66

Грамматические признаки глагола.

Учить определять глагол по грамматическим признакам в тексте

Уметь определять глагол по грамматическим признакам в тексте

14.01

67

Неопределённая форма глагола.

Дать понятие о неопределённой форме глагола.

Уметь определять неопределенную форму глагола

Описание обычаев русских крестьян.

14.01

68

Неопределённая форма глагола.

Учить определять неопределённую форму среди других глагольных форм по вопросам и грамматическим признакам.

Составление мини-рассказа со словарными словами.

Постановка глаголов в неопределённую форму.

17.01

69

Правописание шипящих на конце слова.

Дифференцировать правописание разных частей речи с шипящей на конце.

Составление правила по опорной схеме.

19.01

70

Правописание шипящих на конце слова. Слуховой диктант с грамматическим заданием.

Выявить пробелы в правописании разных частей речи с шипящей на конце.

 Умение применять изученные правила при письме под диктовку, выполнять грамматические задания.

21.01

71

Изменение глаголов по временам.

Учить определять время глагола (по вопросам и смыслу).

Уметь определять время глагола при   работе с деформированным текстом.

21.01

72

Изменение глаголов по временам.

Закреплять знания учащихся о временах глагола.

Определение времени глагола.

24.01

73

Прошедшее время глагола. Род и число.

Учить определять род и число глаголов прошедшего времени.

Деление текста на части и составление сложного плана к тексту.

26.01

74

Прошедшее время глагола. Род и число.

Учить применять знания о роде и числе глаголов прошедшего времени в письменной речи.

Уметь написать сочинение «Как однажды я пообедал»

28.01

75

Правописание НЕ с глаголами.

Выявлять знания учащихся о правописании НЕ с глаголами.

Подбор текста к пословице.

Сравнение поведения двух ребят.

28.01

76

Правописание НЕ с глаголами.

Закреплять навык правописания НЕ с глаголами.

Правило о правописании НЕ с глаголами.

Формулирование правил по картинкам.

02.02

77

Изменение глаголов по лицам и числам.

Уточнять знания о том,  что по лицам и числам изменяются только глаголы н.в. и б.в.

Редактирование текста с заменой лица.

04.02

78

Правописание глаголов 2-го лица ед.ч.

Учить правильному написанию окончаний глаголов 2-го лица ед. ч.

Уметь работать  со сравнениями.

04.02

79

Правописание глаголов 2-го лица ед.ч.

Закреплять правильное написание окончаний глаголов 2-го лица ед. ч.

Пожелание действующему лицу текста.

Редактировани е текста с заменой лица.

07.02

80

Р/р. Изложение «Газета и журнал» по данному плану.

Продолжать обучение написанию изложений.

Краткий пересказ текста.

Изложение

09.02

81

Глаголы 3-его лица.

Выявлять знания учащихся о глаголах 3-его лица.

Употребление глаголов в переносном значении.

Умение ставить вопросы к глаголам 3 лица.

11.02

82

Правописание глаголов на –ТСЯ и – ТЬСЯ.

Учить правильному написанию –ТСЯ и – ТЬСЯ в зависимости от формы глагола.

Выделение главной мысли в тексте.

Определение лица глаголов. Глаголы н.ф.

11.02

83

Правописание глаголов на –ТСЯ и – ТЬСЯ.

Закреплять правильное написание  –ТСЯ и – ТЬСЯ в зависимости от формы глагола.

Работа с деформированным текстом.

14.02

84

Закрепление пройденного по теме «Время, лицо и число глагола»

Закреплять знания учащихся по теме «Время, лицо и число глагола»

Краткий пересказ текста «Сова».

Работа с диалогом.

16.02

85

Закрепление пройденного по теме «Время, лицо и число глагола».

Закреплять знания учащихся о времени, лице и числе глагола.

Краткое изложение текста по вопросам.

Мини-сочинение «Мой день рождения».

18.02

86

Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа по теме «Время, лицо и число глагола».

Проверить знания учащихся по теме «Время, лицо и число глагола».

Отслеживание уровня сформированности  навыков правописания глаголов.

18.02

87

 Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение глаголов. Понятие.

Дать понятие о спряжении глаголов.

Умение спрягать глаголы с ударными окончаниями

.

21.02

88

Глаголы I и II спряжения.

Дать понятие о глаголах I и II спряжения.

Близкие и противоположные по значению глаголы. Правило о спряжении.

23.02

89

Сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» . Упр. 240.

Продолжать формирование связной письменной речи

Обучать написанию сочинения по   данному началу и опорным словам.

Умения применять изученные правила при оформлении письменного связного высказывания.

Сочинение

25.02

90

Ударные и безударные личные окончания глаголов. Проверка безударных личных окончаний глаголов.

Учить проверять безударные личные окончания глаголов.

Работа с алгоритмом проверки безударных личных окончаний глагола.

Определение темы пословиц.

Умение различать ударные и безударные окончания глаголов.

25.02

91

II спряжение глаголов.

Учить правильному написанию окончаний глаголов II спряжения.

Умения определять спряжение глагола по неопределённой форме.

28.02

92

I спряжение глаголов.

Учить правильному написанию окончаний глаголов I спряжения.

Короткий пересказ текста.

Выделение главной мысли текста.

02.03

93

Дифференциация I и II спряжения глаголов.

Учить различать глаголы I и II спряжения.

Грамматический разбор.

Умение определять спряжение глагола по неопределённой форме.

04.03

94

Д/п. Ответ на открытое письмо в стенгазету «Моя малая Родина».

Учить составлять ответ на письмо по плану.

Умение применять изученные правила при оформлении письменного связного высказывания.

04.03

95

Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Дифференцировать правописание окончаний разных частей речи.

Работа с деформированным текстом.

Пересказ текста.

07.03

96

Закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов.

Закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов.

Пересказ текста по данному началу.

Мини-сочинение «Случай на рыбалке».

09.03

97

Закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов

Закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов.

Умение определять грамматические признаки глаголов по данному алгоритму.

11.03

98

Повторение пройденного о глаголе.

 Закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов.

Контроль умения при  письме  применять изученные правила правописания и пунктуации.

11.03

99

  Повторение пройденного о глаголе.

Закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов.

Умение исправлять допущенные ошибки.

14.03

100

Подготовка к контрольной работе

Повторять пройденное в III четверти.

Правила о глаголе.

16.03

101

Контрольная работа за 3 четверть.

Проверить знания учащихся по темам, пройденным в III четверти.

Контроль умения при  письме под диктовку применять изученные правила правописания и пунктуации

КР

18.03

102

Анализ КР и работа над ошибками. Повторение.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта.

Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте.

18.03

Предложение     17 часов

103

Д/п. Анкета.

Учить правильному заполнению анкеты.

Уметь правильно заполнять анкету

21.03

104.

Простое предложение нераспространённое и распространённое.

Учить строить простое распространённое предложение. Описание репродукции с картины И.Шишкина «Рожь»

 Умения различать распространенные и нераспространенные предложения. Описать картину

23.03

105.

Простое предложение нераспространённое и распространённое.

Знать построение полных и правильных предложений.

Краткий пересказ текста с опорой на словосочетания.

Изложение главной части текста.

04.04

106

Запятая при однородных членах предложения.

Уточнять знания учащихся об однородных членах.

Уметь определить жанр   текста.

06.04

107

Запятая при однородных членах предложения.

Учить правильной постановке знаков препинания при однородных членах.

Объяснение смысла пословиц.

08.04

108.

Распространённые однородные члены предложения.

Расширять знания учащихся об однородных членах предложения.

Уметь различать  текст и отдельные предложения

08.04

109.

Распространённые однородные члены предложения.

Учить строить предложения с распространёнными однородными членами.

Озаглавливание сказки.

Изложение с опорой на выписанные однородные члены.

11.04

110.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Учить правильной постановке знаков препинания при обращении.

Беседа о речевом этикете. Уметь правильно выделять обращение

13.04

111.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Учить применять правила на письме.

Определение героев диалога.

Письмо литературному герою.

15.04

112.

Знаки препинания в конце предложения.

Учить писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложений.

Письменные ответы на вопросы.

Беседа о порядочном человеке.

15.04

113.

Сложные предложения.

Учить построению сложных предложений.

Составление сложных предложений по сюжетной картине.

18.04

114.

Дифференциация сложных предложений и простых с однородными членами.

Учить различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения.

Рассуждение по алгоритму.

 Умение дифференцировать сложные и простые предложения

20.04

115.

Знаки препинания в предложениях с союзами и союзными словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.

Учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями с союзами и союзными словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.

Составление сложноподчинён-ных предложений.

Умения ставить знаки препинания перед словами который, когда, где, что, чтобы, потому что в сложных предложениях

22.04

116.

Р/Р. Сочинение по картине В. Маковского «Свидание».

Развитие речи учащихся

Учить писать сочинение по картинам русских художников.

Составление рассказа по картине.

Ответы на вопросы.

Умение оформлять письменные высказывания с опорой на план и данные слова.

Сочинение

22.04

117.

Закрепление темы «Предложение». Объявление.

Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения.

Умение писать   объявления.

25.04

118.

Повторение. Проверочный диктант по теме «Предложение»

Проверить знания учащихся по теме «Предложение».

Контроль умения применять изученные правила правописания и пунктуации при письме под диктовку.

Проверочный диктант

27.04

119.

Анализ диктанта и работа над ошибками. Орфограммы корня.

Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте.

Нахождение речевых ошибок.

29.04

Повторение пройденного за год    12 часов

120.

Орфограммы корня.

Дифференцировать правила о правописании гласных и согласных в корне слова.

Объяснение правописания  орфограмм.

Составление предложений по опорным словам.

29.04

121.

Правописание приставок.

Повторять правописание приставок.

Работа с пословицами.

02.05

122

Д/п. Письмо литературному герою.

Учить высказывать собственное отношение к литературному герою.

Выписывание опорных слов из текста.

Пересказ по данному плану и опорным словам

04.05

123

Правописание окончаний разных частей речи.

Дифференцировать способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Объяснение правописания орфограмм.

Преобразование слов в разные части речи.

06.05

124

Повторение простых предложений и предложений с однородными членами

Повторять знания учащихся о главных членах предложения.

Распространение предложений.

Составление предложений по сюжетным картинам.

06.05

125

Повторение простых предложений и предложений с однородными членами

Повторять знания учащихся о главных членах предложения.

Распространение предложений.

Составление предложений по сюжетным картинам.

09.05

126

Повторение сложных предложений. С союзами И, А, НО и без союзов. Повторение предложений с союзами и союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА.

Повторять постановку знаков препинания в сложносочинённом предложении.

Построение сложных предложений по схемам и опорным словам.

Заканчивание предложений.

Придумывание предложений к данным схемам.

опорным словам.

11.05

127

Повторение сложных предложений. С союзами И, А, НО и без союзов. Повторение предложений с союзами и союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА.

Повторять постановку знаков препинания в сложносочинённом предложении.

Построение сложных предложений по схемам и опорным словам.

Заканчивание предложений.

Придумывание предложений к данным схемам.

опорным словам.

13.05

128

Подготовка к контрольной работе

Повторять пройденное за год

Основные правила

13.05

129

Итоговая контрольная работа за год

Проверить знания учащихся по темам, пройденным за год.

Контроль  умения писать под диктовку.

.

КР за год

16.05

130

Анализ КР и работа над ошибками. Повторение.

Учить работать над ошибками, допущенными в диктанте.

Умение объяснять орфограммы и правила пунктуации.

18.05

131

Итоговый урок

Подведение итогов года

Беседа

20.05

132

Резерв

20.05

133

Резерв

23.05

134

Резерв

25.05

135

Резерв

136

Резерв

Приложение к рабочей программе (РП №8-1-329 -2021/2022г)

Контрольно-измерительные материалы

№п/п

Раздел

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

1

Повторение изученного в 7 классе.

3

-

-

2

Состав слова

13

Диагностическая работа

Повторение. Проверочный диктант  по теме «Состав слова»

13.09.2021

29.09

3

Части речи.  Имя существительное.

13

Контрольная работа за 1 четвертьза

18.10

4

Имя прилагательное.

15

Повторение. Проверочный диктант по теме «Прилагательное».

26.11

5

Местоимение

17

Контрольная работа за 2 четверть

20.12

6

Глагол

40

Контрольная работа за 3 четверть

18.03

7

Предложение.

16

Повторение. Проверочный диктант по теме «Предложение»

27.04

8

Повторение изученного в 8-ом классе

12

Итоговая контрольная работа за год

16.05

Итого:

136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе VIII вида

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Галунчиковой Якубовской...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....