Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок для 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym_8_kl.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Цели:

1)познакомить учащихся со случаями употребления тире в письменной речи;

2)сформировать следующие навыки: ставить тире в простом предложении;

3)отличать постановку тире между подлежащим и сказуемым от других случаев.

Результаты:

Личностные:

формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы);положительной мотивации к учению; воспитание бережного отношения к предмету.

Метапредметные:

работать с различными источниками информации; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям.

Предметные:

определять, в каком случае ставится и в каком не ставится тире в простом предложении;

Оборудование: схемы для опорного конспекта, карточки с заданиями, компьютер, проектор.

Учитель :Добрый день, ребята! ребята! Мы сегодня сделаем важное для нас открытие. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. У вас на столах рабочие листы, в них сегодня будем работать. Запишите число, классную работу

2.     Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-    Какие разделы науки о языке мы изучаем?

-   Какие синтаксические единицы вам известны?

-   Что такое предложение? Грамматическая основа?

Итак, мы повторили основные понятия, которые необходимы при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация». 

Лингвистическая разминка.

          Учащиеся выполняют задание в рабочих листах.

На утрен...ей з...ре озеро Байкал  окрашивает(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретает теплый перелива...щийся оттенок. - Запишите предложение в рабочие листы, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

-   Найдите грамматическую основу в этом предложении.  Укажите вид сказуемого.

Создание проблемной ситуации.

-   Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. 

-   Подчеркните грамматическую основу.

-   Чем выражены подлежащее и сказуемое? 

-   Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? 

Запишем еще 2 предложения: 

1.Байкал - самое большое озеро Евразии.

2.Его форма словно рождающийся месяц.

-   Сравните эти предложения.

-Как вы думаете, нужно ли ставить тире в этих предложениях?  - Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему.

3.     Постановка цели и задач урока.

Определите цели урока. На доске незаконченные предложения:

1)    Узнать, какими частями речи… 

2)    Научиться ставить …

3)    Находить в тексте предложения…   Составлять предложения… 

4)    Узнать случаи, когда ...

4.   Построение проекта выхода из затруднения.

      Итак, задачи обозначили. Перейдем к практике.

  Нам даны предложения, в которых определить, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое и при каких условиях ставится или не ставится тире. Задание 1. Индивидуальные наблюдения.

Тире ставится:

 

Байкал самое глубокое озеро.

СУЩ. + сущ. 

Шестью шесть  тридцать шесть.

Числ. + числ. 

Длина береговой линии озера   две тысячи  километров 

СУЩ. + числ. 

Беречь от экологических катастроф  заботиться о будущем

Инф. + Инф. 

Наша задача   не загрязнять водоемы.

СУЩ. + Инф. 

Наблюдать за прозрачностью водного пространства    большое удовольствие.

Инф.+ СУЩ

Чистота озера Байкал вот богатство России.

Охранять природу   значит любить свою родину.

Байкал  это  территория Всемирного наследия.

сущ. (инф.) + это( вот, значит) + сущ.(инф.) 

Проверка.  Вывод.  (Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части ).

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина.
  2. Объяснение не оправдание.
  3. Море чудесное, синее, нежное.
  4. Природа не храм а мастерская.
  5. Все неудачники лгуны.
  6. Федор знал, что Артём свой парень.
  7. Он мой любимый поэт.
  8. Книга для меня как хлеб насущный.
  9. Преодоление препятствия не наша задача.
  10. Заработок у него будь здоров.
  11. Родоначальница пунктуации конечно же точка.

Списывают, ставят знаки препинания и проверяют друг у друга (работа 

 Делаем вывод. (Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные союзы как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова, обращения). 

5.   Физкультминутка

6.   Первичное проверка понимания.

 Продолжаем изучать тему. У вас на рабочих листах есть текст. Работаем с ним.

 1) Байкал – неповторимое творение природы. 2) Глубина его – тысяча шестьсот двадцать метров.

 3) Такой водоем – ценность мирового значения. 4) Его надо беречь. 5) Поэтому еще в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году было принято правительством специальное постановление по сохранению бассейна озера Байкал. 6) Реки, питающие Байкал, расчищаются от затонувшей древесины. 7) Берега чистят от завалов и захламлений. 8) Площадь водоохранной зоны – десятки тысяч квадратных километров.

 9) Велика научная ценность Байкала. 10) Это озеро – природный музей. 11) На территории бассейна озера Байкал есть государственные лесопарки, заповедники и заказники.

 12) Байкал – наша национальная гордость. 13) Уберечь его от экологической катастрофы – дело чести всех россиян.

Проверка с комментированием.

3)   Докажите, что это текст.

4)   Определите тему, основную мысль.

5)   Выпишите слова с удвоенными гласными и согласными. Объясните написание слов.

6.2.   Исследование синтаксического материала.

          Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Что для этого нужно сделать?

 1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2)  Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3)  Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

7.   Первичное закрепление.

          Итак, мы сегодня попробовали выступить в роли ученых и совершить открытие о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Предлагаю выполнить задание "Да-нет", проверить, насколько хорошо вы усвоили тему, и поставить себе оценку.

1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

-

Старость не радость.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в  образах.

10.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.

Взаимопроверка. Занесение результатов в оценочный лист.

8.   Домашнее задание (дифференцированное)

Параграф 19

1.   Упр.228 (по заданию)

2.   Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».

3.   Написать мини-сочинение на тему «Жизнь», используя предложения с выученной пунктограммой.

9. Рефлексия деятельности

-   Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? 

-   Когда мы ставим тире между подлежащим и сказуемым? (Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части)

-   А когда не ставим? (Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные союзы как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова, обращения).

-   Понятна ли была тема урока?

-   Что на уроке было самым трудным, неинтересным?  Интересным?

-   Продолжите фразу: «Я научился…»    

-   Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня (Шевелить мозгами, краем уха, хлопать ушами)

10. Выставление оценок.

Всем спасибо за урок. Надеюсь, в будущем вы станете настоящими учеными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...