Технологическая карта урока по теме "Производные и непроизводные предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Овценова Дарья Юрьевна

Данная технологическая карта разработана для проведения открытого урока на конкурсе профессионального мастерства. Разнообразные виды деятельности учащихся позволяют сделать урок наиболее продуктивным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык, УМК    А.Д. Шмелева

Учитель: Овценова Дарья Юрьевна

Тема урока: Группы предлогов по структуре

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели деятельности учителя: познакомить детей с группами предлогов по структуре, выделить критерии различия производных предлогов с другими частями речи

Планируемые результаты обучения, формируемые УУД:

Предметные УУД: 

способствовать умению находить в тексте предлоги, определять их отношение к определенной группе,  различать производные и непроизводные предлоги,  отличать производные предлоги от других частей речи.

способствовать обогащению словаря учащихся.

Личностные результаты: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формирование способности самостоятельно формулировать тему и цели урока,

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Познавательные:  выполнение основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение);

отработка  навыка осмысленного  чтения; умения  находить нужную информацию;  

развитие  памяти, внимания, мышления учащихся.                                                                                                          

Коммуникативные:  Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях,  участие в диалоге; слушание и понимание других; сотрудничество в совместном решении проблемы.

Ресурсы для учителя:

А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, учебник «Русский язык», 7 класс., М.: Вентана — Граф, 2016 г.  - 400 с. : ил. 216-217 стр.

 компьютер, проектор, экран, презентация, ЭОР,  рабочие листы с заданиями.

Ресурсы  для учащихся:

А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, учебник «Русский язык», 7 класс., М.: Вентана — Граф, 2016 г.  - 400 с. : ил. 216-217 стр., учебные принадлежности, рабочие листы с заданиями.

Этап занятия (урока)

Деятельность учителя (содержание)

Деятельность учащихся

УУД

(метапредметные результаты)

I.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда ШОУ «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и когда мы обменяемся яблоками, то у каждого из нас останется по 1 яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и когда мы обменяемся идеями, то (что будет у вас и у меня?) у каждого из нас будет по две идеи». Давайте же сегодня обмениваться идеями и извлекать из этого пользу.

Слушают учителя, участвуют в диалоге . Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Л: выражают положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Р: нацеливание на успешную деятельность.

II

Актуализация и пробное учебное  действие

Цель: подготовка к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3 мин

Ребята,  на доске написано предложение.

Мы спрятались   …. крышей    ….   дождя.

Я не могу до конца понять его смысл, а вы?

Но чего-то  не хватает, давайте подумаем, как  дополнить его нужными словами.

К какой части речи принадлежат пропущенные слова? (предлоги)

Давайте вместе вспомним всё, что вам  уже известно о предлогах, ответив на вопросы.

Здесь мне нужен помощник. Кто желает?

 (отвечаем на вопросы викторины Wordwall)

https://wordwall.net/resource/26526734 )

Таблица на доске

Я знаю

Я узнал

Участвуют в беседе, анализируют, строят догадки, формулируют выводы,

 наблюдают, сравнивают, высказывают предположения.

П: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

К: Формируют умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Р: Планируют и активизируют свою мыслительную деятельность

III

Этап выявления места и причины затруднений

Цель: осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

5 мин

Вы так хорошо разбираетесь в предлогах!

И я  предлагаю вам выполнить задание на рабочих листах: Отметьте галочкой,   является  ли выделенное слово  в каждом словосочетании предлогом?     (работа в парах)

Всё очень легко или в каких-то словах вы засомневались?

А почему? (похожи на другие части речи)

Какие? (существительное, деепричастие, наречие)

Давайте перечислим предлоги, которые вызвали у вас сомнения. (таблица)

Верно. Существуют такие предлоги, которые произведены от слов других частей речи. И их называют…… ПРОИЗВОДНЫМИ. А  остальные предлоги являются ……. непроизводными.

Работают в парах, заполняют рабочие листы

Обдумывают ответы на вопросы.

П: Умение проводить сравнения по заданным критериям.

К: Умение оформлять мысли в устной форме, работать в парах

IV

Этап целеполагания построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Цель: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.

 2 Мин

Помогите мне сформулировать  тему урока: Группы предлогов по структуре.

Обратимся  к учебнику и посмотрим, совпадают ли наши выводы с правилом на странице 216-той (чтение вслух)

А если производные предлоги так похожи на самостоятельные части речи, какая проблема может возникнуть?

Значит мы должны научиться безошибочно их различать.

Поэтому Цель нашего урока: научиться различать производные и непроизводные предлоги  и отличать производные предлоги от синонимичных частей речи

Формулируют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют предложения, делают выводы, работают с материалом учебника

Р: Постановка и

формулирование проблемы,

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

V

Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

6  мин

Давайте сравним 2 предложения.  Выясним, в каком предложении выделенное слово - предлог, а в каком самостоятельная  часть речи.

Когда мы будем работать с предложениями, попрошу двоих ребят фиксировать на бумаге выводы, которые мы делаем в ходе рассуждения.

В  течении реки, бурном и шумном, лодка потеряла управление.

В течение часа Саша решал задачи по математике.

Какие выводы  вам удалось сделать?  Давайте их озвучим  и поделимся со всеми.

- не прямое значение

-входит  в состав вопроса

-можно заменить синонимичным предлогом

Учащиеся формулируют правило, сравнивают его с эталоном из учебника, отвечают на вопросы учителя

Л: Выражать положительное отношение к процессу познания, П: проявляют желание узнать новое

Р:Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном, осуществлять взаимоконтроль

К: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения,

VI

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

10 мин

Готовы применить новые знания на практике

Закрепление

https://wordwall.net/resource/26536503

решение нескольких типовых задач по новой теме, проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Участвуют в обсуждение, произносят предлоги.

Р: решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

П:Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

IX

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: соотнесение цели, которые ставили на уроке и результаты своей деятельности.

3мин

Заполнение таблицы

Я знаю

Я узнал

Благодарю вас за урок!

У вас на столах лежат стикеры, они  покажут вашу оценку нашей работы. Насколько мы справились с поставленной целью и ваш эмоциональный настрой.

Желтые — цель достигнута,  все понятно, я доволен уроком.

Синие — остались некоторые вопросы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Анализируют свою работу на уроке.

Л: Способность  к самооценке.

Р: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

К: Проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...

технологическая карта урока "Правописание предлогов" 7 класс

Урок - закрепление изученного, технология - пары сменного состава...

Технологическая карта урока русского языка. Тема"Правописание предлогов"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Тема "Правописание предлогов"...

Технологическая карта урока английского языка по теме "Предлоги"

Технологическая карта урока английского языка по теме "Предлоги" во 2 классе. УМК "Forward"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».

Класс7Тема Предлог как часть речиБазовый учебникРусский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)Тип урока  Урок изучения и первичного закрепления нового учебного матери...