Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Петренко Лиана Эстатьевна

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса  разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов авторы: Львова С. И. Русский язык. Рабочая программа  для общеобразовательных учреждений. 10 – 11   классы. Базовый и углублённый  уровни. – М.: Мнемозина, 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rya_2021-2022_lvov.docx_pechat.docx59.47 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.

                                                               «Утверждаю»

                                                               Директор МБОУ Донской СОШ

                                                                                                                                               Приказ от  01.09.2021 № 243

                                                                 _____________ С.А. Гордиенко

                                                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                             по    РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                                                                                             Уровень общего образования (класс)

                                                                                              основное общее образование          10 класс

                                                                                               Количество часов                          104

                                                                                               Учитель                 Петренко Лиана Эстатьевна

                                                                                      Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса  разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов авторы: Львова С. И. Русский язык. Рабочая программа  для общеобразовательных учреждений. 10 – 11   классы. Базовый и углублённый  уровни. – М.: Мнемозина, 2015

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  •   применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

                  Место учебного предмета в учебном плане

  •   При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2021-2022 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило  104 часа. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»)  Программа относится к предметной области РУССКИЙ ЯЗЫК  и предусматривает следующий объем недельной учебной нагрузки: 10 класс – 3 часа.  

класс

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

количество часов

10 класс

«Русский язык»

инвариантная

в неделю

в год

3 часа

По программе

104 час

Фактически

104  час

 

1.1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»  

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам

международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» (10 – 11 классы)

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Русский язык» (10-11 классы) представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

1.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»  

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

 

                                                                                                                               Содержание учебного предмета

В программе базового уровня с помощью значка * выделен материал, не обязательный для усвоения, но который можно давать в классах указанного уровня сильным учащимся, проявляющим интерес к предметам филологического цикла.  Соответствующий материал (теоретический и практический) содержится в учебнике, ориентированном одновременно на базовый и углублённый уровни, и   выделяется с помощью специально системы обозначений, принятых в данном учебнике.  

Основные сведения о языке и речи

Употребление языковых единиц

в речи; применение полученных знаний и умений

в учебной и практической

деятельности, совершенствование

видов речевой деятельности

Язык как средство общения

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации (5 ч)

Русский язык  как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык  русского народа, как государственный  язык Российской Федерации и как язык  межнационального общения.

Отражение в    языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.

Основные формы существования национального языка: литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны.  Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей).

*Наблюдение за использованием в художественных текстах   диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; объяснение целесообразности/нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка.

Основные признаки литературного языка: обработанность,    нормированность,    относительная устойчивость (стабильность),  обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.

Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных (орфографических и пунктуационных).

Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка.

Использование словарей грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме.

Речевое общение как социальное явление

Социальная роль языка в обществе.    

Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.  

Активное использование   невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). *Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого  общения.  *Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое   высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).

Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка уместности их употребления.

Монолог, диалог  и полилог как основные  разновидности речи.

*Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).

*Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога героя литературного произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте.

*Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.

*Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.

Устная и письменная речь как формы речевого общения        

Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.  

  *Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др.  

Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.

*Анализ устного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для   устной речи.

Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчлененность, бедность.

Анализ и оценка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматической нерасчлененности, бедности).  

Письменная форма речи как речь, созданная с помощью   графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.

Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача   эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм.

 *Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для   письменной речи.

Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.).  

Наблюдение за использованием в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.  

Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.

Основные требования к письменному тексту:  1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану);  логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).  

Анализ письменного текста с точки зрения соответствия его основным требованиям, предъявляющимся к письменному высказыванию.

Основные условия эффективного общения      

Необходимые условия  успешного, эффективного  общения: 1) готовность к общению(обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу,    выслушать своего партнёра;  наличие общих интересов у собеседников, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний  для   понимания смысла речи собеседника; владение достаточным объёмом  культурологических знаний и др.); 2) достаточно высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.

Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения.

*Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную  ценность  и на которые часто ссылаются носители языка  (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания,   сказки; афоризмы,   пословицы,   крылатые слова, фразеологические обороты;   фразы из песен   названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания   героев популярных кинофильмов и т.п.).  *Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения.  

*Анализ речевых ситуаций, в которых причиной коммуникативной неудачи является недостаточный объём культурологических знаний собеседника.  

Умение задавать вопросы как условиеэффективности   общения, в том числе и интернет-общения.

Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например, неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы,  допустимой  в  коммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового средства выразительности и др.

Анализ и редактирование фрагментов из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года).

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста

Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.)  с точки зрения   особенностей вида речевой деятельности, который  помогает организовать каждая из них.

*Речь внешняя как речь, доступная   восприятию (слуху, зрению) других людей.  *Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. **Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). *Несобственно-прямая речь как один из способов передачивнутренней речи персонажа литературного произведения.

*Наблюдение за способами передачивнутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь).

Чтение как вид речевой деятельности (3ч)

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.  

Основные виды чтения: поисковое просмóтровое, ознакомительное, изучающее  (обобщение).  Основные этапы работы с текстом.

Выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

*Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков и др.).

*Использование различных способов маркировки фрагментов текста при изучающем чтении.

      *Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2) непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3)   наличие регрессий,    то есть  неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5)  низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7)  слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    чтения учебно-научного и художественного текста.  

Аудирование как вид речевой деятельности  

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное.

Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на   собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения  его речи; максимальная сдержанность в выражении  оценок,   советов.

Выбор вида аудирования в зависимости от коммуникативной задачи.  

*Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования, 2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов, 3) отсеивание важной информации, 4) перебивание собеседника во время его сообщения, 5) поспешные возражения собеседнику.

*Элементарный анализ накопленного   речевого опыта, связанного с преодолением     недостатков аудирования.

*Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет научиться преодолевать    недостатки аудирования.

Использование разных видов аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого высказывания.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    аудирования.  

 Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

Основные способы   сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие   текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2) языковое сжатие   текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) -  замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).

Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия   текста.  

 Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.

Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста.

 Тезисы   как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.

Составление тезисов прочитанного или *прослушанного текста.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания.

Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

*Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.

Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста.  

 * Составление конспекта прослушанного аудиотекста.

Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.

Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен  чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы;  список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п.

Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.

Реферат как письменная форма   доклада или выступления по теме исследования.

*Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и как    синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.).

Написание реферата по выбранной теме.

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.  

Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.

Использование определённых стандартных языковых средств (речевых клише, штампов научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.

Осознанный выбор вида чтения (вид аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.

*Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста.

*Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания.

Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных с составлением планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.

Говорение как вид речевой деятельности

Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.

Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

*Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.

*Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи.

 * Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов.

Критерии оценивания   устного высказывания учащегося  (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия;    чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания;   смысловое и стилистическое единство, связность  и последовательность  изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов,  обосновывающих точку зрения учащегося;   соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации  (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения,  заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных  грамматических конструкций;  соответствие языковых средств  заданной  речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты   и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок;  наличие/отсутствие   грамматических ошибок;  наличие/отсутствие   речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании  выразительных языковых  средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств  привлечения и удерживания  внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств  общения - мимика, жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения  устного высказывания  (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность  кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте,  аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях   общения:   выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п.

Аргументированная оценка устного высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания».

Создание собственного речевого устного высказывания (сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи.  

Использование в устной речи многообразия грамматических форм и лексического богатства языка.

Применение в практике устного речевого общения произносительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.  

Подготовка устного выступления на основе реферата или проектной работы, написанием которой учащийся занимается. Использование рекомендаций, содержащихся в памятке   «Как подготовить устное выступление  для презентации и защиты реферата, проектной работы».

*Подготовка устного выступления, обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

* Овладение речевой культурой использования   технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, скайп и др.) в процессе устного общения.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    создания собственного устного высказывания и оценивания чужих устных высказываний.

Публичное выступление (обобщение изученного).

*Подготовка публичного выступления на полемическую тему, требующую аргументированно высказать своё согласие или несогласие с предложенным тезисом.  

*Построение публичного выступления по заданной структуре.

 *Анализ публичного выступления на полемическую тему, оценка его содержания, речевого оформления, соответствия речевой ситуации и коммуникативным задачам.

Письмо как вид  речевой деятельности    

Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием    письменного высказывания.  Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).

Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных   речевых высказываний школьника.

Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность.

Критерии оценивания   письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).  

Анализ письменных высказываний с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных   задач   и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Создание письменного высказывания, отбор языковых средств, обеспечивающих правильность, точность и выразительность речи.

Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов (сочинений разных видов), соответствующих определённым требованиям, опыта оценивания письменного высказывания и   редактирования текста.  Дальнейшее совершенствование указных умений с опорой на рекомендации, содержащиеся в соответствующих учебных материалах (памятки «Как писать сочинение», «Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений», «Как редактировать тексты изложений, сочинений»).

Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.

 *Подготовка письменного текста (сочинение, сочинение-миниатюра, заметка для школьного сайта и т.п.), обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

* Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    создания собственного письменного текста и оценивания чужих письменных высказываний.

* Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).

* Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдения норм письменной речи.

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Орфографическое и пунктуационное правило, как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного).

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.  

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

* Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм.

                                                                                                         

                                                                                                   

                                                                                                     Тематическое  планирование

Наименование раздела программы

Кол-во часов

(база)

Контр.р

работа н/ош

Сочинения

Изложения  

Рр

Практические

работы

Повторение

                                Язык как средство общения 34 ч

1

Русский язык как хранитель духовных ценностей на

3

2

2

2

Речевое общение как социальное явление

2

2

3

3

Устная и письменная речь как формы речевого общения

7

2

1

4

Основные условия эффективного общения

4

2

2

2

                                             Виды речевой деятельности и информационная переработка текста 42 ч

5

Виды речевой деятельности

2

2

2

2

6

Чтение как вид речевой деятельности

5

2

1

7

Аудирование как вид речевой деятельности

3

2

2

2

8

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста

5

4

3

2

3

9

Говорение как вид речевой деятельности

5

2

5

10

Письмо как вид речевой деятельности

5+2

2

4

3

Итого:    104 часа

43

18

15

7

21

                                             

                                                              Календарно-тематическое планирование

Дата план

Дата факт

 Раздел , тема

Колич.

часов

Мониторинг

   Язык как средство общения. Русский язык – хранитель духовных ценностей нации

1

1.09

Русский язык - один из важнейших современных языков мира,  национальный язык русского народа,  государственный язык РФ  и   язык межнационального общения.

1

2

2.09

Основные формы существования национального языка.

1

3

7.09

К.Р.  Входной контроль

1

 К.р. №1

4

8.09

Анализ контрольной работы.  

1

5

9.09

Основные признаки литературного языка.

1

6

14.09

Речевое общение как социальное явление. Социальная роль языка в обществе.

1

 

7

15.09

Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто.

1

8

16.09

Повторение. Орфографические нормы.   Слитное, дефисное написание сложных слов.  

1

9

21.09

Повторение. Орфографические нормы.

1

10

22.09

Повторение. Орфографические нормы.

1

11

23.09

Повторение. Орфоэпические нормы.

1

12

28.09

  Орфографические нормы. Правописание  в корне слова.  

1

13

29.09

Контрольная работа № 2.   по теме: «Орфографические  нормы»

1

К.р. №2

14

30.09

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Устная и письменная речь

1

15

5.10

Устная и письменная речь как формы речевого общения.

1

16

6.10

Основные жанры устной речи.  Формы  фиксации устной речи. Типичные недостатки устной речи.

1

17

7.10

Письменная форма речи.

1

18

12.10

Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.

1

19

13.10

Фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста,   современные звукозаписывающие  средства.

1

20

14.10

РР Анализ письменного высказывания.  

1

21

19.10

РР. Изобразительные средства фонетики русского языка.

1

22

20.10

Орфоэпические, грамматические, лексические нормы

1

23

21.10

Контрольная работа №3.    «Нормы русского литературного языка» 

1

К.р. №3.   

24

26.10

 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

 

25

27.10

Необходимые условия успешного, эффективного общения

1

26

28.10

11.11

Причины неэффективного общения. Правила говорящего и слушающего.

1

2-я четверть

27

9.11

13.11

Прецедентные тексты.

1

28

10.11

16.11

Виды вопросов и цель их использования в процессе общения.

1

29

11.11

17.11

Повторение.   Орфограммы в приставках. Разбор заданий ЕГЭ.

1

30

16.11

18.11

Повторение.  Орфограммы в приставках. Разбор заданий ЕГЭ.

1

31

17.11

23.11

Контрольная работа № 4 по теме: «Орфографические нормы»

1

К.р. №4

32

18.11

24.11

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

33

23.11

25.11

Виды речевой деятельности.

1

34

24.11

30.11

Этапы речевой деятельности

1

35

25.11

1.12

Р.Р. Сочинение- рассуждение  в формате ЕГЭ  

1

 Сочинение

36

30.11

2.12

Анализ сочинения

1

37

1.12

4.12

 Лингвистический анализ публицистического текста.

1

38

2.12

7.12

 Лингвистический анализ художественного  текста

1

39

7.12

8.12

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в суффиксах. Разбор заданий ЕГЭ.

1

40

8.12

9.12

Контрольная работа №5 по теме  «Орфограммы в суффиксах

1

 К.р. №5

41

9.12

11.12

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

42

14.12

14.12

Основные виды чтения.

1

43

15.12

Гипертекст и его особенности.

1

44

16.12

Основные этапы работы с текстом  для сочинения в формате ЕГЭ

1

45

21.12

Анализ текста для сочинения в формате ЕГЭ

1

46

22.12

Анализ текста для сочинения в формате ЕГЭ

1

47

23.12

Р. Р. Сочинение-рассуждение  в формате ЕГЭ 

1

Сочинение

48

28.12

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

49

29.12

Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях. Разбор заданий ЕГЭ.

1

3-я четверть

50

11.01

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

1

51

12.01

Нерефлексивное и рефлексивное аудирование.

1

52

13.01

Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков аудирования.

1

53

18.01

Р.Р. Изложение аудиотекста.

1

Изложение

54

19.01

Анализ изложения. Работа над ошибками

1

55

20.01

Лексика и фразеология. Обобщающее повторение. Лексические нормы. Практикум.

1

56

25.01

Лексические нормы. Разбор заданий ЕГЭ. Практикум.

1

57

26.01

Контрольная работа по теме : «Лексические нормы»№ 6.  

1

К.р. №6

58

27.01

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

59

1.02

8.02

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста. Основные способы сжатия исходного текста.

1

60

2.02

9.02

Практикум   по теме: «Сжатие исходного текста».

1

61

3.02

10.02

 Практикум   по теме: «Сжатие исходного текста».

1

62

8.02

15.02

Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.

1

63

9.02

16.02

Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

1

64

10.02

17.02

Контрольное тестирование по теме: «Текст»

1

К.р. №7

65

15.02

22.02

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

66

16.02

24.02

Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

1

67

17.02

1.03

РР Сочинение-рассуждение по  тексту в формате ЕГЭ.

1

Сочинение

68

22.02

2.03

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

69

24.02

3.03

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.

1

70

1.03

9.03

РР.   Рецензия  на   текст,  на просмотренное кинематографическое произведение.

1

71

2.03

10.03

Повторение. Орфографические нормы. Правописание НЕ и НИ. Разбор заданий ЕГЭ.

1

72

3.03

15.03

Повторение. Орфографические нормы. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Разбор заданий ЕГЭ.

1

73

9.03

16.03

Повторение. Орфографические нормы. Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи. Разбор заданий ЕГЭ.

1

74

10.03

17.03

Контрольная работа № 7 по теме: «Правописание –Не и НИ  в разных частях речи»

1

К.р. №8

75

15.03

21.03

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

76

16.03

22.03

Говорение как вид речевой деятельности.

1

77

17.03

23.03

Основные качества образцовой речи.

1

4-я четверть

78

29.03

  Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.

1

79

30.03

Критерии оценивания устного высказывания учащегося. Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения.

1

80

31.03

Основные виды публичной речи.

1

81

5.04

Повторение. Морфологические нормы. Образование форм слова. Разбор заданий ЕГЭ.

1

82

6.04

Повторение. Синтаксические нормы. Разбор заданий ЕГЭ.

1

83

7.04

Повторение. Синтаксические нормы. Практикум.

1

84

12.04

Р.Р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

1

Сочинение

85

13.04

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

1

86

14.04

Повторение. Синтаксические нормы. Практикум

1

87

19.04

Повторение. Синтаксические нормы. Практикум

1

88

20.04

Письмо как вид речевой деятельности. Основные требования в письменной речи. Из истории эпистолярного жанра.

1

89

21.04

Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

1

90

26.04

Орфография как система правил правописания слов и их форм. (обобщение на основе изученного).

1

91

27.04

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации.

1

92

28.04

Повторение. Пунктуационные нормы. Разбор заданий ЕГЭ.

1

93

04.05

Повторение. Пунктуационные нормы. Практикум.

1

94

05.05

Повторение. Пунктуационные нормы. Практикум.

1

95

10.05

Тестирование   по теме: «Синтаксические и пунктуационные нормы»

1

  Тест

96

11.05

Анализ тестирования. Работа над ошибками.

1

97

12.05

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1

98

17.05

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания

1

99

18.05

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

1

Итоговая контрольная работа

100

19.05

 Выполнение тренировочных тестов в формате ЕГЭ

1

101

24.05

Урок-игра  ко Дню славянской письменности и культуры

1

102

25.05

Выполнение тренировочных тестов в формате ЕГЭ

1

103

26.05

Выполнение тренировочных тестов в формате ЕГЭ

1

104

31.05

Выполнение тренировочных тестов в формате ЕГЭ

1

                                                 Информационно-методическое   обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Русский язык и  литература. Русский язык.  10 класс: учебник для общеобразовательных организаций  базовый и углублённый уровни)/. Львова С.И.., Львов В.В. - М.: Мнемозина,,2019. –издание-5-ое.

         2.М.В. Козулина. Русский язык. Проверка  готовности к ЕГЭ. – Саратов: Лицей, 2015.

Пособия для подготовки к ЕГЭ:

3. ЕГЭ-2021. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону Легион 2020.  

4.Обучение русскому языку в 10-11 классах. Методические рекомендации.  Базовый и углублённый уровни. Львова С.И.., Львов В.В.     - М.: Мнемозина 2021.

 

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....