Урок в 1 классе по теме "Слова с сочетаниями жи-ши"
план-конспект урока по русскому языку

Лукичёва Марина Анатольевна

Использование групповой техноогии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

в 1 классе

с использованием разноуровневой и групповой  технологий .

Тема:  «Слова с сочетаниями ЖИ - ШИ»

Урок с использованием разноуровневой технологии обучения.

Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование умения правильно писать сочетание ЖИ – ШИ

Задачи:

Образовательные:

  • учить правописанию сочетаний ЖИ - ШИ
  • познакомиться с правилом «ЖИ – ШИ пиши с буквой И»
  • формировать умения и навыки написания слов с данной орфограммой (уметь находить, грамотно писать, обозначать графически),

Развивающие:

  • формирование познавательного интереса к предмету,
  • развитие умственных учебных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации),
  • развитие действий контроля и самоконтроля,
  • развитие сенсорной сферы (восприятия, памяти, внимания),
  • развитие связной речи.

Воспитательные:

  • воспитание требовательности к себе, аккуратности, дисциплинированности,
  • воспитание товарищества, гуманности, доброты, ответственности перед коллективом,
  • воспитание бережного отношения к родному языку.

Ход урока.

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, обращает внимание на внешний вид, организацию рабочих мест.

Блок № 1 «Избыточная информация»

Цели:

  1. Поиск проблематичного, смешного, курьезного, случайного в знакомом и малознакомом материале данной темы.
  2. Заинтересовать ребенка, разбудить его любознательность.
  3. Направить самообразовательную деятельность педагога в рациональное русло.

В каждой строчке найдите «лишнее» слово, обоснуйте свой выбор.

а) крыши, камыши, кошки, машины   (кошки)

б) ежи, стрижи, моржи, собаки            (собаки)

в) чашка, ложка, свеча, туча                 (ложка)

г)роща, пища, пищат, варит                 (варит)

д)чудо, чучело, подарок, чулок           (подарок)

е)щука, гроза, ищу, чищу.                    (гроза)

- На какие орфограммы остальные слова?

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Сегодня мы будем говорить о сочетаниях ЖИ – ШИ, ЧУ – ЩУ, ЧА – ЩА.

За неделю до урока детям дается тема сегодняшнего урока, предлагается найти интересный материал по теме «Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу».

Варианты работ для урока избыточной информации:

  • написать сказку о шипящих согласных звуках.
  • создать презентацию (вместе с родителями) с использованием материала на изучаемую тему. Например, презентация о растениях, в названии которых есть нужные сочетания: инжир, шиповник, кувшинка, чага, ландыши, рыжик, камыши и т.д.
  • подбор пословиц, поговорок, крылатых выражений.
  • составление ребусов, кроссвордов.
  • любое другое задание на выбор учеников и их родителей.

На уроке избыточной информации каждому подготовившемуся ребенку дается возможность выступить перед классом (возможно, с привлечением родителей ребенка)

Если ребенок подготовил кроссворд или ребусы, необходимо создать условия для работы с этим материалом всему классу (распечатки, интерактивная доска)

В конце урока спрашиваем у детей:

-Что на сегодняшнем уроке вам запомнилось больше всего?

-На следующих уроках мы с вами будем более подробно говорить об этих сочетаниях.

Блок №2 «Менторство» и базовый минимум темы.

Тема: «Буквосочетания ЖИ – ШИ»

Цель: Отработка навыков написания сочетаний ЖИ – ШИ.

Ход урока:

(На уроке дети работают в группах по 4 – 5 человек)

1.Организационный момент, проверка организации рабочего места.

2.Введение в тему урока.

-Прочитайте предложение.

В тишине лесной глуши

Жили мыши и ежи.

-Что интересного заметили в этом предложении?

-О каких орфограммах мы будем сегодня говорить? (буквосочетания ЖИ – ШИ)

3.Составление алгоритма.

-Для того, чтобы успешно поработать сегодня, нам нужно составить алгоритм работы с этой орфограммой.

У каждой группы на парте лежат карточки с частями алгоритма, плюс несколько «лишних» частей. Задача детей составить алгоритм правильно.(Дети выполняют задание)

Алгоритм.

1.Читаем слово, определяем его значение.

2.Находим букву, обозначающую твердый шипящий звук.

3.Вставляем букву «и».

4.Подчеркиваем орфограмму.

(«лишние» части: выделить корень, подобрать проверочное слово)

Проверяем выполнение детьми задания. На доске в ходе проверки появляется запись алгоритма.

4.Волновой опрос.

От каждой группы по одному человеку дети выходят к доске и записывают слова под диктовку учителя, действуя по алгоритму.

Если ребенок ошибается, то он возвращается к доске и исправляет свою ошибку.

Слова для волнового опроса:

Жираф, моржи, стрижи, пушинка, снежинка, машина, пружина, душистый, дружить, кувшинка, малыши, шиповник, жизнь, груши, камыши, живот, этажи, спешить, ковши.

Блок №3 Квазиконтроль.

Детям предлагается задание трех уровней.

Ученик сам выбирает, какое  из заданий будет (или сможет) выполнить.

За выполнение 1 задания он ставит себе 3 балла, за выполнение второго – 4, за выполнение третьего – 5.

Проверяет каждый ученик себя сам. Учитель после выполнения каждого задания показывает образец его выполнения.

Задание 1 уровня.

Вставить пропущенную букву, действуя по алгоритму.

ш(и, ы)шка,  

рыж(ы, и)й,    

 леж(и, ы)т,  

 к (и, ы)т,    

 тиш(и, ы)на      

ж(и, ы)тели,    

кр(ы, и)ша,    

рыж(ы, и)й,    

дыш(и, ы)т      

г(и, ы)ря,              

Задание 2 уровня. 

Поставь слова во множественное число.

Нож –             груша -            ёрш -

Ухо –             малыш -           уж -

Шалаш -        лужа -              афиша –

Задание 3 уровня.

Придумать и записать предложение о лесе, используя слова с буквосочетаниями «жи – ши».

(проверка задания 3 уровня проводится путем опроса нескольких учащихся. Остальные задания этого уровня проверяет учитель)

Учитель  анализирует  работы и определяет материал необходимый для отработки темы.

Блок №4 Тренировка.

Материал для этого блока составляется  трех уровней. Детям материал раздается на листах.

Класс делится на 3 группы:

1 группа – это дети, кто справился со всеми тремя заданиями квазиконтроля. Работа носит самостоятельный творческий характер.

2 группа – это ученики, которые справились с 1 и 2 уровнем квазиконтроля. Работа ведется по алгоритмам учителя.

3 группа работает вместе с учителем, под его руководством и с его помощью.

Задания для 1 группы.

1. Ответьте на вопрос одним словом.

 - Как называется дикая роза?

- Какой вы знаете съедобный гриб с рыжей шляпкой?

- Какое растение цветет в мае, его цветы похожи на белые колокольчики, а плоды очень ядовиты?

- Дикие животные, спинка которых покрыта иголками.

- Что образуется на земле после дождя? (запишите это слово в уменьшительно – ласкательной форме)

- Каким словом называют что – то ароматное, имеющее приятный запах?

К каждому ответу подберите подходящие по смыслу 2-3 слова.

2.Исправьте ошибки. Докажите правильность своего выбора.

Харашо в лису висной. Весило жывет лес летом. В лестве пают птицы. Осиню лес дарит нам многа разных подарков.

3.Придумайте текст на тему «В лесу», используя как можно больше слов с сочетанием «жи» или «ши».

Задания для 2 группы.

1.Составить из слогов как можно большее количество слов. Записать слова, подчеркнуть орфограммы.

Е

ЛУ

ДЫ

НИК

ЦЫ

ВЁТ

ТЫЙ

РЫ

ЖИ

ШИС

ЖИ

ШИ

ДУ

ШИ

ЛАН

ЖИ

ПОВ

ЖИК

2.Вставьте в предложения слова с сочетанием жи или ши.

  • В ……………голубеет небо.
  • Цветут ………………….ландыши.
  • Весело …………….лес летом.
  •  Снуют в траве ……………..
  • Осенью лес дарит нам плоды ………………… и полные лукошки……………..

3.Составьте диктант для своих одноклассников на тему «Написание сочетаний жи- ши». В диктанте используйте словосочетания (8 – 10). Например, в лесной глуши.

Задания для 3 группы.

1.Запишите слова в 2 столбика, выделите орфограмму.

Лыж…, к…т, ковш…к, кувш…н, р…сь, ж…вет, рыж…ки, зар…ть, туш…ть, ош…бка, с…рок, ш…повник, душ….стые, ландыш…, нов…й, луж…цы.

2. Найдите и исправьте ошибки

Жизнь, грушы,  пружына, шить, ландышы, ошыбка,  вершина, душыстые, моржи, ежы, камышы, этажи, лужыца, пушынка,  шыповник,  ножы, рыжыки, жывет.

3.Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите орфограмму.

Прозрачные …………, душистые………………, колючие ……………, летучие …………….., густые ……………….., полезный ……………., съедобный ……………, еловые ………….

Блок № 5. Окончательный контроль.

Диктант.

В лесу.

Хорошо в лесу весной. В лужицах голубеет небо. Цветут душистые ландыши. Весело живет лес летом. В густой листве поют птицы. Снуют ежи и белки. Осенью лес дарит нам плоды шиповника и полные лукошки рыжиков.

Задание 1 уровня.

Выписать из текста слова с словосочетанием жи – ши. Выделить орфограмму. – 3 балла.

Задание 2 уровня.

Вставить в предложения слова с сочетанием жи – ши. Выделить орфограмму.

  • Дети ели сочные ……………
  • У Пети ……………кот Тишка.
  • На лугу растет ……………………трава.
  • Легкие …………….падают на землю.
  • Дедушке сшили новый …………….

4 балла.

Задание 3 уровня.

Придумайте 3 – 4 предложения, используя слова с сочетанием жи – ши, чтобы получился небольшой текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока ИЗО «Составление композиции с использованием сочетания конусов и цилиндров» Использование индивидуальной образовательной траектории

Методическая разработка урока ИЗО в 7 классеБлок-схема  составления заданий для отработки УД Использование  индивидуальной образовательной траекторииТема: «Составление композиции с исп...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...