рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Перфильева Ксения Сергеевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Газимуро – Заводского района

Забайкальского края

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Уровень: общеобразовательный 

Разработала: учитель русского языка,

литературы и информатики: Перфильева К.С.

2020г.

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку 5 класса для основной общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;
  2. Примерной программы  ООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобрена решением  федерального  учебно-методического объединения по общему образованию;
  3. Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  4. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;
  5.  С учетом ООП МОУ Ушмунская СОШ;

Данная учебная программа ориентирована на использование учебника. Шмелев А.Д. Рабочая программа по русскому языкусоставлена для учащихся  5 класса МОУ Ушмунской средней школы.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю

Распределение часов: 1 урок – урок введение, 1 урок – входной контроль, 18 уроков – повторение, 8 уроков – контрольные работы 142 урока - изучение предмета.

3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступка. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей. 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

4.  Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например,  таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первомуровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  1. результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 Предметные результаты

Русский язык

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  1. Содержание учебного предмета, курса

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  •  содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  •  содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.

Название раздела

Основное содержание

1

2

  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Разделы учебника: О языке и речи

Речь и речевое общение

Виды монолога.

Виды диалога

Общение - важная часть культуры человека.

Речь и речевое общение. Речевая ситуация.

Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

Виды монолога (повествование, описание, рассуждение). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос)

Речевая деятельность

Аудирование.

Чтение.

Говорение.

Письмо.

Речь как деятельность.

Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Аудирование (слушание) и его виды (выборочное, ознакомительное).

Чтение. Стратегии ознакомительного, изучающего, поискового способов чтения; приёмы работы с учебной книгой и словарём. Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам.

Говорение. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.

Письмо. Подробное и сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста, в том числе с использованием аудиоприложения к учебнику. Особенности написания официального и неофициального письма

Функциональные разновидности языка

Разговорный язык.

Научный стиль.

Публицистический стиль

Официально-деловой стиль.

Разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы. Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа, спор. Личное письмо.

Сфера употребления научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение. Сфера употребления публицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья. Сфера употребления официально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление. Изобразительные средства языка художественной литературы

Разделы учебника: Текст

Текст

Основные признаки текста.

Виды информационной переработки текста.

Структура текста.

Функционально-смысловые типы речи

Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, основные признаки текста.

План текста (простой) как один из видов информационной переработки текста.

Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Структура текста. Абзац как средство композиционно- лингвистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности. Лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста

2. СОДЕРЖАНИЕ. ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКПВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Разделы учебника: Система языка

Общие сведения о языке

Общие сведения о языке.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон.

Русский язык - язык русской художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (общие сведения).

Система русского литературного языка.

   Соотношение языка и речи. Выдающиеся отечественные лингвисты

Фонетика

Орфоэпия

Графика

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков.

Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные.

Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные. Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости- твёрдости. Шипящие согласные. Устройство речевого аппарата.

Элементы фонетической транскрипции.

Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное).

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения.

Трудные случаи ударения в словах и в формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения

Состав русского алфавита, названия букв.

Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j]. Прописные и строчные буквы

Морфемика

Словообразование

 Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов.

Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах.

Словообразование как раздел лингвистики.

Словообразовательная пара. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы); сложение

Лексикология

Фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка.

Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа метафоры, метонимии в текстах разных стилей. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Понятие о фразеологизмах. Пословицы, поговорки

Морфология

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имён существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правило об одушевлённости/неодушевлённости (А.А. Зализняк). Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имён существительных, разносклоняемые имена существительные.

Существительные, относящиеся к несклоняемым.

Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имён прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы

Синтаксис

Словосочетание

Предложение

Синтаксис как раздел грамматики.

Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные; их интонационные и смысловые особенности.

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные; их интонационные и смысловые особенности.

Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Обращение, его функции. Интонация предложений с обращением.

Вводные конструкции (слова, словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника

Разделы учебника: Правописание

Правописание.

Орфография

Пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в именах существительных и прилагательных, глаголах.

Правописание окончаний в именах существительных, прилагательных; н и нн в отымённых прилагательных. Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ъ. Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных, прилагательных, глаголах. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание некоторых предлогов, союзов. Употребление строчной и прописной букв.

Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные функции знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым). Знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме

  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Разделы учебника: Язык и культура. Культура речи

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики.

Языковая норма, её функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Язык и культура

Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления.

Обращения в диалогах - побуждениях к действию. Отражение в языке культуры и истории народа. Единицы языка с национально-культурным компонентом в произведениях фольклора, в художественной литературе

Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса

Тема урока

Кол-во часов

Глава 1.  Наш родной язык

1

Вводный урок

1

2

Родной язык

1

3

Язык и речь

1

4

Звуки и буквы

1

5

Состав слова

1

6

Имя существительное

1

7

Имя прилагательное

1

8

Местоимение

1

9

Глагол

1

10

Предложение

1

11

Входной контроль (Диктант)

1

12

Орфограммы и орфографические правила

1

13

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

1

14

Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова

1

15

Двойные согласные в корне слова

1

16

Непроизносимые согласные

1

17

Признаки текста

1

18

Культура речи

1

19

Комплексное повторение материала главы 1

1

20

Контрольная работа и её анализ

2

21

Глава 2. На каком языке мы говорим

22

Общенародный русский язык. Русский литературный язык

1

23

Система русского литературного языка

1

24

Фонетика. Звуковой состав слов и транскрипция

1

25

Слог и ударение

1

26

Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные

1

27

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

1

28

Гласные звуки: ударные и безударные

1

29

Графика. Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й]

2

30

31

Фонетический разбор слова

2

32

33

Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц

1

34

Правописание букв ъ и ъ

1

35

Употребление прописных и строчных букв

1

36

Контрольная работа (тест)

1

37

Тема и основная мысль текста

1

38

Изложение

2

39

40

Нормы русского литературного языка

1

41

Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа

1

Глава 3. Как язык служит для общения

42

Разговорная и книжная речь

1

43

Морфемика

1

44

Морфемы - значимые части слова

1

45

Образование форм слов

1

46

Основа слова

1

47

Корень слова и однокоренные слова

1

48

Суффиксы

1

49

Приставки

1

50

Варианты морфем

1

51

Словообразование. Образование слов с помощью приставок

1

52

Образование слов с помощью суффиксов

1

53

Образование слов способом сложения

1

54

Морфемный разбор слова

1

55

Корни с чередованием букв а и о. Корни -гар-/-гор-,-зар-/-зор-. Корень -лаг-/-лож.

Корень -рос-/-раст-/-ращ-. Корень -скак-/-скоч-

4

56

57

58

59

Беглые гласные

1

60

Безударные гласные в приставках

1

61

Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с

1

62

Строение текста

1

63

План текста

1

64

Речевой этикет

1

65

Комплексное повторение материала главы 3

1

66

Контрольная работа и её анализ

2

67

Глава 4. В чём заключается богатство языка

68

Разновидности русского языка

1

69

Стили литературного языка (общее понятие)

1

70

Лексикология. Слово - основная единица лексикологии

1

71

Способы толкования слова

1

72

Однозначные и многозначные слова

1

73

Прямое и переносное значения слова

1

74

Тематические группы слов

1

75

Омонимы

1

76

Синонимы

1

77

Антонимы

1

78

Фразеология. Фразеологизмы

1

79

Буквы о и ё после шипящих в корне

1

80

Буквы и и ы в корне после приставок

1

81

Типы речи

1

82

Сочинение

2

83

84

Лексическое богатство русского языка и культура речи

1

85

Комплексное повторение материала главы 4. Самостоятельная работа

1

Глава 5. Как в языке выражаются отношения

86

Диалогическая и монологическая речь

1

87

Синтаксис. Словосочетание и предложение

1

88

Синтаксический разбор словосочетания

1

89

Виды предложений

1

90

Распространённые и нераспространённые предложения

1

91

Главные члены предложения

1

92

Второстепенные члены предложения

1

93

Предложения с однородными членами

1

94

Предложения с вводными словами и обращениями

1

95

Синтаксический разбор простого предложения

1

96

Сложное предложение

1

97

Способы передачи чужой речи

1

98

Тире между подлежащим и сказуемым

1

99

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

100

Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

1

101

Знаки препинания в сложном предложении

1

102

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

103

Повествование: рассказ

1

104

Формы обращения и речевой этикет

1

105

Комплексное повторение материала главы 5

1

106

Контрольная работа и её анализ

2

107

Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь

108

Речь устная и письменная

1

109

Морфология. Части речи

1

110

Имя существительное. Имя существительное как часть речи

1

111

Разряды имён существительных

1

112

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

1

113

Род имён существительных

1

114

Род несклоняемых существительных

1

115

Склонение имён существительных

1

116

Число - непостоянный признак имён существительных

1

117

Падеж - непостоянный признак имён существительных

1

118

Морфологический разбор имени существительного

1

119

Прописная буква в именах собственных

1

120

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

1

121

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-

1

122

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

2

123

124

Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик-

1

125

Слитное и раздельное написание не с существительными

1

126

Контрольная работа. Правописание существительных

1

127

Тип речи: рассуждение

1

128

Сочинение-рассуждение

2

129

130

Что такое грамматические нормы?

1

131

Комплексное повторение материала главы 6. Самостоятельная работа

1

132

Современный русский литературный язык

1

133

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи

1

134

Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные

1

135

Полная и краткая форма качественных прилагательных

1

136

Формы степеней сравнения качественных прилагательных

1

137

Склонение качественных и относительных прилагательных

1

138

Склонение притяжательных прилагательных

1

139

Морфологический разбор прилагательного

1

140

Слитное и раздельное написание не с прилагательными

1

141

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

1

142

Правописание кинкв прилагательных

1

143

Правописание суффикса -ск- в прилагательных

1

144

Контрольная работа. Правописание прилагательных

1

145

Типы речи: описание предмета

1

146

Сочинение - описание по картине

2

147

148

Употребление прилагательного в речи

1

149

Комплексное повторение материала главы 7. Самостоятельная работа

1

Глава 8. Как язык объединяет людей

150

Русский язык - государственный язык Российской Федерации

1

151

Глагол. Глагол как часть речи

1

152

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

1

153

Виды глагола

1

154

Переходные и непереходные глаголы

1

155

Возвратные и невозвратные глаголы

1

156

Определение типов спряжения глаголов

1

157

Изменение глаголов по наклонениям

1

158

Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении

1

159

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени -

1

160

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

1

161

Не с глаголами

1

162

Гласные еинв корнях с чередованием

1

163

Буква ь после шипящих в глаголах

1

164

Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-)

1

165

Типы речи: описание состояния

1

166

Употребление глаголов в речи

1

167

Контрольная работа (правописание глаголов) и её анализ

2

168

169

Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе

1

170

Контрольная итоговая работа

1

 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2012

Дополнительная учебная  литература

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
  2. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2010
  3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993
  4. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007
  5. Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
  6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004
  7. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001
  8. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001
  9. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!  – М.: Самовар, 2001
  10. Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
  11. Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
  12. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006
  13. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000

Справочные пособия

  1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 2005
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 2003
  3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  2008
  4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 2010
  5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
  6.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.– М.:  Международные отношения, 1994
  7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006
  8. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 2012
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....