Урок русского языка в 9 классе по теме " Виды сложноподчиненных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Ширлина Татьяна Васильевна
Урок позволит сформировать читательскую грамотность обучающихся, обобщить знания о СПП. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_kl.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.12.2021г.

Тема урока: Виды сложноподчиненных предложений. Цель урока:  

  1. Формирование читательской грамотности учащихся (в рамках Международной программы PISA).

Задачи урока:

 1. Способствовать формированию читательской грамотности учащихся,  умению   применять знания на практике, читать вдумчиво, извлекая из текста   информацию, нужную для функционирования в обществе, знать виды СПП, определять виды придаточных предложений по схемам;

2.  Развивать умение работать в группах, совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его; самостоятельно подбирать материал к выступлению;

3. Воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также умение выступать перед аудиторией.

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Добрый день. Я предлагаю вам, ребята, не бояться неизвестности и трудностей в жизни, смело смотреть в будущее и добиваться поставленных целей в жизни. А сейчас с хорошим настроением начинаем наш урок.

II. Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, обратите внимание на ряд предложений. Дайте синтаксическую характеристику. Какое предложение является лишним? Обоснуйте своё решение.

1) Мы знаем, что русский язык относится к группе восточнославянских языков. 2) Нет такого языка, который был бы богаче и мелодичнее русского.  

3) Патриотом себя считаешь, а родного языка не уважаешь.

(1-2 предложения являются сложноподчинёнными, а 3 предложение - сложносочинённое).

- Определите, как будет звучать тема нашего урока (Сложноподчинённое предложение).

 Вновь обратимся к вышеуказанным сложноподчинённым предложениям и сопоставим их (1 предложение - сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, 2 предложение - сложноподчинённое предложение с придаточным определительным). Конкретизируем нашу тему урока (Виды сложноподчинённого предложения).

 Ребята, теперь пришла очередь составить целеполагание к уроку. Поможет нам в этом рабочий лист.

III. Обобщение и систематизация учебной деятельности

  1. Фронтальная беседа по теоретическому материалу. Устный опрос

  На уроке мы познакомимся с  текстом с целью формирования читательской грамотности  На прошлом уроке мы познакомились с видами сложноподчиненных предложений, с подчинительными союзами и союзными словами, научились строить схемы сложноподчиненных предложений,  поэтому ответьте, пожалуйста, на некоторые вопросы:

- Чем отличается СПП от других видов СП?;

- На какие виды делятся сложноподчиненные предложения по смысловым отношениям между главной и придаточной частью и по структуре?

- Дайте определение и расскажите о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с определительными, изъяснительными и обстоятельственными придаточными предложениями.

- Как отличите союз от союзного слова?

2. Работа по тексту.

1.Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ.2. В приличном обществе в таких сапогах не появишься.3. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. 4.Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад.5. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».

6.Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук.7. Мне пришлось вернуться в лагерь одному.8. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре.9. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного.10. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.

11.В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом.12. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен.13. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню.14. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.

15.Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе.16. Я плыл до берега два с половиной лье.17. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил.18. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть.19. Сапоги помогли мне не сдаться. 20.До берега добрался я один, все остальные утонули.

21.Сейчас я там, где убивают, на войне. 22.Каждый день над нами витает смерть.23. Но я спокоен.24. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете.

(По Б. Акунину)

1)Беседа по тексту:

- Можно ли утверждать, что это текст? Почему?

- К какому стилю речи можно отнести этот текст?

- Каков тип речи данного текста? 

Вопросы и задания 

1. О чѐм этот текст? Выбери правильный вариант ответа.

 Это текст об увлекательном путешествии.

 Это текст о качестве обуви.

 Это текст о ―счастливых‖ сапогах.

Критерии оценивания: 0-1 балл

2.(Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия).

Критерии оценивания по ключевым словам: талисман, счастливец, амулет, оберег, 0-1 балл.

К следующему заданию мы применим стратегию «Бортовой журнал». На ваших столах таблицы с вопросами. Ваша задача: напротив каждого утверждения поставить галочку в нужную графу.

3.)  Поставь значок v в нужную графу (верно/неверно/ нет информации в тексте).  

неверно           верно

нет информации в тексте

Сапоги сшил старый финикийский сапожник 10 лет назад.

Британские археологи занимались раскопками Трои.

Я не сжѐг сапоги, а сменил серебряные подковки и заказал каблук.

Я не сбросил сапоги, даже когда они мешали мне плыть.

Асаф хотел украсть у меня ружьѐ, Ятагана и часы.

Критерии оценивания: 1 правильный ответ -1балл, 2-3 правильных ответа -2балла, 4-5 правильных ответов -3 балла.

4.) Найдите в тексте по данным схемам предложения и определите  вид СПП.

1) [‒ = ], ( что =), и ( = );

2) [‒ = ], ( потому что = );

3) [ , ( когда ‒ = ), ‒ = ).

Критерии оценивания:  за каждое правильно найденное предложение – 1 балл, определение вида СПП – 1 балл. Самооценивание.

5. )Перефразируйте предложения из текста, заменяя сложноподчиненные предложения сложносочиненными или простыми «В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего».

Критерии оценивания: 0-2 балла. Оценивает каждая последующая группа по часовой стрелке.

6. Допишите сложноподчиненные предложения и определите вид придаточных

 Я плыл до берега два с половиной лье,…

 Проводник хотел убить меня, …

 Сапоги,… , я не сбросил.

 Я надеваю свои сапоги,…

Критерии оценивания: по ключевым словам эфа, каблук, дно, зеркальный паркет. За употребление каждого слова -1 балл, за правильное определение каждого вида придаточного предложения -2 балла.

I V/ Итог урока. Рефлексия:  с каким настроением мы заканчиваем урок? Оцените свою работу по Шкале знаний.

VДомашнее задание  на выбор:  

  1. выписать художественных произведений  по 3   СПП предложения с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными. Подчеркните грамматические основы и составьте схемы этих предложений.

  1. Параграф 14, упр. 138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Виды сложноподчиненных предложений»

Урок-закрепление по русскому языку в 9 классе по теме "Виды СПП"Цели урока:Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического...

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...