Урок-игра по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

 Гаркавцева Екатерина Валерьевна

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_po_teme_imya_prilagatelnoe_v_6_klasse.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

Разработала и провела учитель русского языка Гаркавцева Е.В.

Цель урока:

обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Задачи:    

 1. Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных.

2. Развивать память, внимание, мышление учащихся при выполнении различных заданий.

3. Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес

к урокам русского языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: презентация, карточки для выполнения заданий

Ход урока

Слово учителя:

Ребята, сегодня пройдет необычный урок по теме «Имя прилагательное». Необычен он тем, что пройдет он в форме игры и с помощью интерактивной доски. Дома вы готовились к уроку по вопросам на стр. 140.  Проверим,  насколько у вас это получилось.

 Мне бы хотелось начать урок со странного  письма, которое  пришло по электронной почте в нашу школу.

Уважаемые шестиклассники!

Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста  пропали  слова. Помогите восстановить их.

………….  осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд.  Побелели дорожки и крыши домов.  Загораются, блестят ………… искорки  инея.     ………вода темнеет среди …………  зарослей камыша.

Как прекрасна  ………  роща!

 Особые приметы:

Отзываются на вопросы какой? чей?

Легко приспосабливаются к любому предмету.  

 

Объявляется розыск! Пропали слова!

Ребята,  слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)

Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Скользкий

Разноцветные

Берёзовая

Поздней

Зелёной

Пушистые

Ослепительный

Свинцовая

Беловатых

Чёрные

Грязным

Добрый

         Поздней  осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в  ослепительный наряд.  Побелели дорожки и крыши домов.  Загораются, блестят  разноцветные искорки  инея.   Свинцовая вода темнеет среди  беловатых зарослей камыша.

Получилось!!!

Сделаем вывод. Что такое имя прилагательное? Какова роль прилагательных в речи?(делает нашу речь ярче и выразительнее).

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветье дивных слов легко определю я!

1. Это была разминка. Перейдем  к заданию,  которое называется

 «В корзину». Положите краткие прилагательные в корзину.

 Широкая, высока, красивый, узок, тёмное, горячи, смелый, жгуч, неуклюжий, желта, хорош, смелая.  

2. «Всё познаётся в сравнении»

Вот и вам сейчас предлагается образовать от данных прилагательных все степени сравнения, выделить суффиксы, с помощью которых они образованы.

 В-1

Светлый

Острый

Русский

В-2

Глубокий

Редкий

Лисий

В-1

Светлый – светлее, более светлый, светлейший, самый светлый.

Острый – острее, более острый, острейший, самый острый.

Русский -

В-2

Глубокий – глубже, более глубокий, глубочайший, самый глубокий.

 Редкий – реже, более редкий, редчайший, самый редкий.

Лисий-

3. «Вкралась ошибка!»

 Волга ширее Дона.

Волга шире Дона.

С наступлением весны дни становятся длиньше.

С наступлением весны дни становятся длиннее.

Из двух зол выбирай более меньшее.

Из двух зол выбирай   меньшее.

Нет ничего красивше природы родного уголка.

Нет ничего красивее природы родного уголка.

Сделаем вывод. Какие ошибки были допущены в данных предложениях? (грамматические: неправильное образование степеней сравнения  имён прилагательных)

4. «Помоги разобраться» Записать прилагательные в 3 колонки в соответствии с разрядом:

Качественные  /     Относительные    / Притяжательные

Белый, лисий, узкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, зимний, холодный, каменный, вчерашний, добрый

Качественные  /     Относительные    / Притяжательные

Белый          Золотой        Орлиный

Узкий        Стальной        Барсучий

Робкий        Зимний        Папин

Чуткий        Каменный        Лисий

Смелый        Вчерашний

Холодный

Добрый

 

5. «Третий лишний» Выберите лишнее прилагательное из слов, записанных выше. По какому критерию вы будете это делать?

1 Соломенная шляпа, кожаное пальто, комариный укус.

2 Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день

3 Оловянный солдатик, гусиное перо, утиный клюв.

 4  Волчья стая, волчий аппетит, папин взгляд.

 Сделаем вывод. Какие прилагательные называются качественными, относительными, притяжательными?

6. «Математический диктант» Как известно, все науки связаны друг с другом. Посмотрим, как связана математика с русским языком. На вашем столе лежат  таблички с цифрами 1 и 2. Если в прилагательном необходимо писать одну Н, то поднимите табличку с цифрой 1, если НН, то – табличку с цифрой 2.

 Масляное пятно,  лунный свет, песчаный берег, овчинная шуба, глиняный горшок, юный герой, деревянный стол, безветренный день, змеиный  укус, кожаный портфель, серебряное кольцо, старинная сказка, ветреный человек.

        Сделаем вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишется Н и НН?

7. «Слитно или раздельно с НЕ»

Книга нисколько не интересная;  некрасивый поступок;  неряшливый вид;  неглубокая речонка;  неглубокий, но рыбный пруд; далеко не красивый поступок; неинтересный рассказ;  не широкая, а узкая канава;  недорогой, а красивый платок; невысокий кустарник; ненастная погода; негромкий шёпот;  забор невысок, небрежный ученик;  вовсе  не вежливый ученик; неяркое освещение; речка не глубокая, а мелкая.

Сделаем вывод о слитном и раздельном написании прилагательных с НЕ.

 8. «Не спутай кармашки» От существительных образуйте прилагательные с помощью суффикса –к- и –ск-. Положите карточку в соответствующий кармашек.

 Черкес  Рыбак Словак Немец Стрелец Гигант Солдат Флот Якут Турция

   

-к-

 Рыбак

Словак

Немец

Стрелец

Турция

Сделаем вывод о написании суффиксов прилагательных.

-ск-

Черкес

Гигант

Солдат

Флот

Якут

 

9. «4» и «3» Произвести синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательного.

 Когда ребята устали, отряд расположился на песчаном3 берегу небольшого озера.4

10. «Раскрыть скобки»

 Бледно(лиловый), древне(русский), русско(немецкий), меде(плавильный), фабрично(заводской), темно(зелёный).

Сделаем вывод о написании прилагательных.

11. «Вставить  пропущенные буквы»

 Реч..вой, морж..вый, свинц..вый, ситц..вый, плюш..вый, камыш..вый, глянц..вый,  песц..вый.

Сделаем вывод о  написании  о/е в суффиксах прилагательных  после шипящих и Ц.

12. «Да или Нет». Если согласны, поднимите табличку «Да», если не согласны, то «Нет»

1)Прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, обозначает признак предмета, в предложении чаще всего бывает определением (да)

2) Относительное прилагательное имеет степени сравнения (нет)

3) Прилагательное лисий (хвост) – относительное (нет)

4) Прилагательные неряшливый, неугомонный пишутся с НЕ слитно, т.к. без НЕ не употребляются (да)

5)Прилагательное Неглубокая, но холодная река пишется раздельно (нет)

6) Если прилагательное можно заменить синонимом без НЕ, то нужно писать с НЕ раздельно (нет)

7) Качественные прилагательные имеют степени сравнения (да)

8) Прилагательные более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени (нет)

9) В суффиксах прилагательных лицевой, ситцевый, моржовый пишется  буква Е (нет)

10) Образные  определения, выраженные прилагательными, называются эпитетами (да)

Общие выводы. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке мы повторили  

1 что такое прилагательное

2 какова роль прилагательных в речи

3 краткие и полные прилагательные

4 степени сравнения прилагательных

5 разряды прилагательных

6 н и нн в прилагательных

7 слитное и раздельное   написание прилагательных с НЕ

8 правописание суффиксов –к- и –ск-

9 правописание сложных прилагательных

10 правописание о/е в суффиксах прилагательных

Ребята, нам опять пришло письмо. Давайте прочтём его.

Дорогие шестиклассники!

Благодарю вас за помощь и прошу вашего учителя наградить вас высокими отметками. До скорой встречи.

Художник.

Урок я хотела бы закончить словами Н.В.Гоголя:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок:

все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой  вещи».

 

Изучайте русский язык, и только изучив его, вы сможете гордиться тем, что вы русский человек. Я надеюсь, что сегодняшний урок вам в этом помог.

Д/з: выполнить тест по теме «Имя прилагательное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра " КВН" по теме " Периодическая система химических элементов" 8 класс

Предлагаю разработку урока, но можно использовать и как внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук в школе. Данная разработка способствует развитию интереса учащихся к предмету, вырабат...

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Урок-игра по итоговой теме «Древняя Русь». 6 класс "Крестики-нолики"

Цели и задачи игры: закрепление, повторение и углубление исторических знаний; развитие навыков творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы. Правила игры: • Участники игры разделены на две...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

урок -игра при обобщении темы "Строение и функции клеток. Метаболизм"

При обобщении темы   "Строение и функции клеток. Метаболизм" можно немножко разгрузить учащихся проведением урока в игровой форме. Учащимся очень нравится такой урок, они чувствуют себя наст...

Разработка урока - игры "Кулинары" по теме: "Работа с пищевыми продуктами."

Тип урока: контрольный. Форма урока: дидактическая игра. Цели урока:1.     Систематизировать теоретические знания и оценить практические умения по теме, полученные на пре...

Урок -игра "Повторение по теме "Части речи" для учащихся 5 - 6 классов

Данная презентация содержит материал для повторения в игровой форме изученного по теме "Части речи" в 5- 6 классах....