Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Данный конспект разработан для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odushevlyonnye_neodushevlyonnye_sushchestvitelnye.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

"Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

(5-й класс, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Цель: формирование понятий одушевленных и неодушевленных имён существительных.

Задачи:

  1. Способствовать совершенствованию умений обучающихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные.
  2. Развивать каллиграфические навыки, прививать основы орфографической грамотности, активизировать словарный запас.
  3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

Ход урока

1. Организационный момент, тренинг-настрой

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

– Проверим готовность к уроку

2. Актуализация знаний

- Какое сейчас время года? По каким признакам ты определили? Назовите зимние месяцы. Какой сейчас идёт месяц? Вспомни, какое сегодня число. Откройте тетрадочку, от последней записи отступите 2 строчки, в 3-ей подпиши число: ____________, классная работа. Пока тетрадочку отложим в сторону.

- Из чего состоит наша речь? (из слов)

- Какие части речи мы уже изучили? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Давай проверим, насколько хорошо вы их знаете. Я назову слова, вам нужно определить к какой части речи они относятся:

ЗИМА, СНЕЖНАЯ, УЗОР, ПРИШЛА, БЕЛЫЙ, ПАДАЕТ.

3. Мотивация (прием «ассоциативный ряд»)

- Догадайтесь по опорным словам, о какой части речи идет речь: ПРЕДМЕТЫ, КТО? ЧТО? (имя существительное)

- Как вы думаете, почему я вам загадала именно эту часть речи? (потому что проходим имя существительное и его признаки)

- Посмотрите в тетради на цветочек. С каким признаком имени существительного мы познакомились на прошлых уроках? (собственные и нарицательные)

- Какие имена существительные относятся к собственным? нарицательным? Как пишутся имена собственные?

4. Проверка домашнего задания

На столе у вас лежит карточка с жёлтым кружочком. Возьмите её, прочитайте задание. Что нужно сделать? Возьмите простой карандашик и исправьте ошибки в написании имён собственных.

У кати живёт собака шарик. Сергей иванов живёт в городе отрадном. На красной площади идет парад.

(выполнение задания, проверка)

- Как вы думаете, можем ли мы ещё что-нибудь нового узнать об имени существительном? (да) Сегодня мы познакомимся еще с одним признаком имени существительного, тема урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

- Нам с вами предстоит сегодня непростая работа. И чтобы все у вас сегодня получалось, немножко отдохнем и наберемся сил.

5. Физминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот, кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладоши

И потопаем немножко.

А теперь представим, дети,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Нам урок продолжить нужно.

Потянулись, тихо сели.

И на доску посмотрели.

6. Изучение нового материала

Посмотрите на доску. Прочитайте слова первого столбика, второго. Как вы думаете, по какому признаку объединены слова в 1-м столбике? Во 2-м?
(слова в первом столбике отвечают на вопрос КТО? слова второго столбика на вопрос ЧТО?)

- Давайте узнаем, как называются имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Для этого откроем учебник на странице 104 и прочитаем правило.

(чтение правила)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос КТО? Кого обозначают эти слова?

- Как называются слова, отвечающие на вопрос ЧТО? Что обозначают эти слова?

Посмотрите на доску. На какой вопрос отвечают слова первой группы? Как называются такие имена существительные? (одушевлённые)

На какой вопрос отвечают слова второй группы? Как называются такие имена существительные? (неодушевлённые)

8. Первичное закрепление

Дидактическая игра «Лото»

Перед вами карточка с картинками, накройте каждый предмет соответствующим вопросом и скажите, какие имена существительные будут одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными.

(устно выполняют)

А теперь откроем тетрадь и разделим эти слова в 2 столбика. В 1-ый напишем слова, отвечающие на вопрос КТО? (одушевлённые), во 2-ой – на вопрос ЧТО? (неодушевлённые)

Устный фронтальный опрос обучающихся:

- На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? Какие слова относятся к одуш. именам существительным?

- На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? Какие слова относятся к одуш. именам существительным?

Отгадайте загадку №1:

По двору будильник ходит, 

Он с хохлаток глаз не сводит, 

Он в один и тот же час 

Утром поднимает нас.

- Правильно, слово [петух] — какая часть речи?

- На какой вопрос отвечает?

- Одушевленное или неодушевленное?

- Запишите в тетрадь, сделайте звуко-буквенный анализ слова.

9. Гимнастика для глаз

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Влево, вправо посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так 8 раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

10. Обобщение, подведение итогов

Задание на карточке с зелёным кружочком. «Четвертый» лишний. Вычеркните лишнее слово в каждом ряду слов.

1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.

2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.

На вопросы отвечай

Да ошибок избегай!

- Признаки какой части речи мы изучаем?

- С каким новым признаком имени существительного мы сегодня познакомились?

Возьмите второй лепесточек и приклеим к цветочку.

11. Домашнее задание

(на карточке. Распределите слова в два столбика. В 1-й запиши одушевленные имена существительные, во 2-й – неодушевленные имена существительные)

Задание. Распределите слова в два столбика. В 1-й столбик запишите одушевленные имена существительные, во 2-й – неодушевленные имена существительные.

Дом, человек, сад, дерево, тетя, мальчик, пароход, почтальон, город, ворота, тигр, муха, забор, рыба.

12. Рефлексия

- Ваня, оцени, пожалуйста, свою работу на уроке.

Выбрать соответствующую карточку: я все понял, мне необходимо еще поработать над этой темой, я ничего не понял.

Ребята, вы все сегодня молодцы! На протяжении всего урока вы работали хорошо, возникали лишь небольшие затруднения. Поэтому я вам поставлю оценки…

13. Завершение урока

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок.

Всем спасибо за упорство и внимание,

А сейчас мы говорим: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...