Конспект урока "Двоеточие в БСП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Позднякова Светлана Николаевна

Конспект урока  по русскому языку в 9 классе "Двоеточие в БСП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dvoetochie_v_bsp.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 67

Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Цели урока:

1.        Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.

2.        Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

3.        Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, тестирование

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др.(М.: Просвещение, 2000),

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Орфографическая работа. Задание: Записать словосочетания, объяснить условия написания Н-НН в суффиксах разных частей речи

Дети избалованы поблажками и недисциплинированны, слушать сосредоточенно, поступаешь необдуманно, ветреный день, масляный блин, ветряная мельница, многочисленные притоки, оловянный солдат, стеклянный сосуд, подветренная сторона, званый гость, усталый странник, сегодняшний именинник, мой племянник.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Задание: Определите условие постановки двоеточия в предложениях, какие предложения не попадают под предложенные условия.
  1. Д. Мамин-Сибиряк писал: «В воздухе стоял аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнце» (Прямая речь)
  2. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.
  3. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (Обобщающее слово при однородных членах предложения)
  4. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся.
  5. Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
  6. Серёжка оглянулся: пожар охватывал школу всё больше и больше.

  1.  Постановка  учебной задачи.  

Учитель: 

- Постановка двоеточия в каких предложениях вызвала у вас затруднение? Почему? (2,4,5,6)

- Исходя из сложившейся ситуации, попробуйте сказать, чем мы с вами будем заниматься, и попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ученики предлагают и согласовывают тему и  цели урока.)     

 V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: 

- Давайте еще раз обратимся к нашим предложениям и попробуем объяснить, почему мы должны поставить в этих предложениях двоеточие. (Ученики вместе с учителем пытаются объяснить постановку двоеточия)

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки

Примеры

1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что)

1. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев)

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно)

2. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)

3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что)

3. а) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С. Тургенев)

б) Серёжка оглянулся: пожар охватывал школу всё больше и больше. (А. А. Фадеев)

- А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и посмотрим, все ли правильно мы с вами объяснили? (Чтение § 34, стр. 132 в учебнике)

VI. Первичное закрепление нового знания:

  1. Задание: Записать предложения, объяснить постановку двоеточия:
  1. Я смотрел на лодки, на японские батарей: нигде никакого движения. (и видел)
  2. Очень требовательный к себе Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. (потому что)
  3. Должен признаться: самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам. (что)
  1. Учитель: Как вы думаете, могут ли в одном бессоюзном сложном предложении сочетаться двоеточие и точка с запятой? (Учащиеся выдвигают предположения) Учитель предлагает записать 1 предложение:

- После обеда подали чай с каким-то оригинальным запахом; гляжу: на дне гвоздичная  головка. (И.А.Гончаров)

3.  Упр.  195

VII. Физкультминутка.

VIII. Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону:

  1. Задание: Записать предложения, объяснить постановку двоеточия:

1) Трудно заметить залёгшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. С. Соколов-Микитов)

2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Ф. Иванов)

3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. А. Баратынский)

4) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. С. Пелевин)

5) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. В. Гоголь)

6) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (В. М. Шукшин)

7) Поражает в Крыму одно: всё самое прекрасное и величественное создано в ХIХ веке. (Ф. Н. Абрамов)

8) Предстоящего дела в разговоре не касались: всё было обговорено заранее. (С. А. Майоров)

  1. Учитель:

- Нам с вами предстоит сдавать ОГЭ по русскому языку, и вам в задании № 3 может встретиться двоеточие. Я предлагаю вам попробовать свои силы в выполнении этого задания.

А). Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Мы редко замечаем (1) как прекрасна русская природа. В ней поражает всё (2) и бескрайние озёра (3) и душистые луга. Каждый звук здесь отзывается в сердце (4) летом (5) шелест берёз и многолетних дубов (6) зимой (7) похрустывание снега под ногами. Называя явления природы шедеврами (8) К. Г. Паустовский писал (9) «Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» 

      Б). Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т. д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».

В). Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Горы Шиханы (1) уникальный и неповторимый природный памятник в Башкирии, беспристрастные свидетели процессов, которые происходили на этой территории миллионы лет назад. Шиханы состоят из четырёх гор-одиночек (2) Торатау (3) Шахтау (4) Юрактау и Куштау (5) образующих узкую цепочку (6) вытянутую вдоль реки Белой на 20 км. Несомненно одно (7) горы Шиханы представляют ценность и для градообразующего предприятия (8) и для истории (9) потому что подобные горы остались только в Австралии.

Г). Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) Клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора. Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда. 

Д). Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н. И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства». Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8) общественные учреждения и дома. 

Ключи: 

а

249

б

28

в

27

г

27

д

15

 

IX. Рефлексия деятельности. 

- А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

  1. Сегодня на уроке мы вспомнили…
  2. Сегодня на уроке мы говорили о …
  3. Сегодня на уроке я узнал(а) …

Оцените наш урок.

X. Домашнее задание: §34; упражнение № 196


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...