Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Перфильева Ксения Сергеевна

Рабочая программа сставлена на основе учебника  русский язык 7 класс под редакцией А.Д. Шмелева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russ_yaz_7_klass.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Газимуро – Заводского района

Забайкальского края

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Уровень: общеобразовательный 

Разработала: учитель русского языка,

литературы и информатики Перфильева К.С.

2020 г.

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку 7 класса для основной общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;
  2. Примерной программы ООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобрена решением федерального  учебно-методического объединения по общему образованию;
  3. Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  4. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;
  5.  С учетом ООП МОУ Ушмунская СОШ;

Данная учебная программа ориентирована на использование учебника. А.Д. Шмелев. Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся  7 класса МОУ Ушмунской средней школы.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на  136 часа, 4 часа в неделю

Распределение часов: 1 урок – урок введение, 1 урок – входной контроль, 10 уроков – повторение, 8 уроков – контрольные работы, 116 урока – изучение предмета.

3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

4.  Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первомуровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
  • ленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных Предметные результаты

Русский язык

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  1. Содержание учебного предмета, курса
  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (31 ч.)

Речь и речевое общение  

Умение общаться — важная часть культуры человека. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.

Речь диалогическая и монологическая. Сочетание разных видов монолога. Диалог-обмен мнениями, диалог-расспрос. Приемы эффективного слушания в ситуации диалога.

Речевая деятельность

Правила эффективного слушания в ситуации диалога.

Аудирование (выборочное, ознакомительное, детальное). Правила эффективного слушания в ситуации диалога.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Различные стратегии способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой научного и научно-популярного стиля.

Говорение. Разные виды пересказа прочитанного и прослушанного в соответствии с условиями общения. Создание собственного высказывания в соответствии с поставленными коммуникативными целями, с темой, ситуацией и условиями общения.

Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания тезисов, конспекта,  расписок. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром

Текст

Текст. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Способы развития темы в тексте. Виды связи предложений в тексте.

Повествование, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.

Способы развития темы в тексте.

Функциональные разновидности языка

Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Основные жанры научного стиля: отзыв, тезисы, их особенности. Жанры публицистического стиля: статья, её особенности.

Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности.

Язык художественной литературы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ (101ч.)

Общие сведения о языке

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Выдающиеся отечественные лингвисты

Морфемика и словообразование  

Морфемика. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.

Словообразование. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Типичные способы образования слов разных частей речи.

Словообразовательные и морфемные словари русского языка.

Лексикология и фразеология  

Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.

Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.

Этимологические словари

Фразеология. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.

Фразеологические словари.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии

Морфология

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий

Звукоподражательные слова.

Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

Предложение. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп.

Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом

Правописание: орфография и пунктуация

Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (8 ч.)

Культура речи  

Культура речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.

Язык  и культура

Отражение в языке культуры и истории народа, происходящих в современном языке изменений. Пословицы и поговорки русского народа, современный городской фольклор. Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.

Тематическое планирование по русскому языку

№ урока

Тема урока

Количество часов

№ код-ра

1

Вводный урок

1

2

Русский язык – один из индоевропейских языков.

1

3

Фонетика. Сильные и слабые позиции.

1

4

Виды морфем.

1

5

Способы словообразования

1

6

Сращение как способ словообразования.

1

7

Переход слов из одной части речи в другую

1

8

Именные части речи.

1

9

Глагол и ее формы

1

10

Правописание окончаний прилагательных и причастий.

1

11

Правописание окончаний имен существительных.

1

12

Контрольная работа №1. Входной контроль.

1

13

Работа над ошибками.

1

14

Сочинение по упражнению 86

1

15

Беседа и спор

1

16

Правила эффективного общения.

1

17

Происхождения русского языка

1

18

Однозначные и многозначные слова.

1

19

Группы слов в лексике языка.

1

20

Лексика исконная и заимствованная.

1

21

Старославянизмы.

1

22

Устаревшая лексика

1

23

Неологизмы

1

24

Сочинение рассуждение

1

25

Правописание корней с чередованиями.

1

26

Двойные согласные.

1

27

Гласные после шипящих и ц.

1

28

Правописание н и нн в разных частях речи

1

29

Н и НН в именах существительных.

1

30

Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.

1

31

Повторение изученного.

1

32

Контрольная работа №2

1

33

Работа над ошибками.

1

34

Конспект

1

35

Выразительные средства языка

1

36

Защита проектных работ

1

37

Русский язык в кругу других славянских языков.

1

38

Наречие как часть речи.

1

39

Словообразование наречий.

1

40

Разряды наречий.

1

41

Степени сравнения наречий.

1

42

Морфологический разбор наречий.

1

43

Слова категории состояния

1

44

Сжатое изложения.

1

45

Правописание букв после шипящих на конце наречий.

1

46

Буквы а и о на конце наречий.

1

47

Правописание Н и НН в наречиях.

1

48

Правописание не с наречиями.

1

49

Правописание отрицательных наречий.

1

50

Дефис в наречиях

1

51

Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.

1

52

Использование наречий в текстах разных типов.

1

53

Отзыв.

1

54

Употребление наречий в речи.

1

55

Повторение изученного главы 3.

1

56

Контрольная работа № 3

1

57

Работа над ошибками.

1

58

Изучение в письменных памятников.

1

59

Предлог – служебная часть речи

1

60

Группы предлогов по структуре.

1

61

Группы предлогов по структуре.

1

62

Морфологический разбор предлога

1

63

Контрольная работа № 4 (за 1 полугодие)

1

64

Работа над ошибками.

1

65

Союз – служебная часть речи.

1

66

Разряды союзов. Сочинительные союзы.

1

67-68

Подчинительные союзы.

2

69

Морфологический разбор слова

1

70

Сочинение рассуждение.

1

71

Частица-служебная часть речи.

1

72

Смысловые частицы

1

73

Формообразующие частицы.

1

74

Морфологический разбор частицы.

1

75

Междометия. Разряды междометий.

1

76

Звукоподражательные слова.

1

77

Правописание предлогов.

1

78

Правописание союзов.

1

79

Правописание союзов.

1

80

Правописание союзов НЕ и НИ

1

81

Раздельное и дефисное написание частиц

1

82

Правописание междометий.

1

83

Служебные части речи как средство связи предложений в тексте.

1

84

Статья.

1

85

Стилистическая роль служебных частей речи.

1

86

Повторение главы 4.

1

87

Контрольная работа № 5

1

88

Работа над ошибками.

1

89

Роль церковнославянского языка и формирование русского и литературного языка.

1

90

Словосочетание как единица синтеза.

1

91

Грамматическое значение словосочетаний.

1

92

Виды подчинительной связи в словосочетаний. Согласование.

1

93

Управление

1

94

Примыкание

1

95

Схема словосочетания. Нечленимые словосочетания.

1

96

Изложение.

1

97

Употребление прописных и строчных букв.

1

98

Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм.

1

99

Суффиксы причастий.

1

100

Синтаксические нормы: употреблений словосочетаний.

1

101

Повторения изученного главы 5

1

102

Контрольная работа № 6

1

103

Работа над ошибками.

1

104

Деловые бумаги: расписка.

1

105

Исторические изменения в лексике русского языка

1

106

Предложение – основная единица синтаксиса

1

107

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.

1

108

Простое двусоставное предложение. Подлежащее двусоставного предложения.

1

109

Типы сказуемого простого двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое.

1

110

Составное глагольное сказуемое

1

111

Составное именное сказуемое

1

112

Знаки пунктуации

1

113

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

114

Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

1

115

Цитирование в тексте. Сочинение-рассуждение.

1

116

Выбор формы сказуемого в предложении.

1

117

Повторение изученного глава 6.

1

118

Контрольная работа № 6

1

119

Работа над ошибками

1

120

Историческая лингвистика.

1

121

Нераспространённые и распространенные предложения.

1

122

Дополнение.

1

123

Определение

1

124

Приложение

1

125

Обстоятельство

1

126

Дефисное и раздельное написание наречий.

1

127

Способы связи предложений в тексте.

1

128

Синтаксические нормы управления и согласования.

1

129

Сжатое изложение.

1

130

Повторение изученного глава 7

1

131-132

Повторение изученного в 7 классе

2

133

Контрольная работа №8

1

134

Работа над ошибками

1

135

Защита над проектами

1

136

Итоговый урок

1

ИТОГО

136

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А. и др. Русский язык:

7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : под ред. А.Д. Шмелёва. — М. : Вентана-Граф, 2015.

2. Савчук Л.О. Русский язык : 7 класс : аудиоприложениек учебнику. — М. : Вентана-Граф, 2015.

3. Савчук Л.О. Учебные словари и инструкции. Проектныезадания. Правила орфографии и пунктуации : приложение

к учебнику «Русский язык. 7 класс». — М. : Вентана-Граф, 2015.

4. Савчук Л.О. Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений : программа / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. :Вентана-Граф, 2013.

5. Шапиро Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку :7 класс. — М. : Вентана-Граф, 2015.

6. Савчук Л.О., Донскова О.В. Русский язык : 7 класс : проектирование учебного курса : органайзер для учителя. — М. : Вентана-Граф, 2016.

Дополнительная литература

1. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы : 7 класс. — М. : Вентана-Граф, 2010.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. — М. : Просвещение, 2011.

3. Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе // Литература в школе. 2008. № 3. С. 28–31.

4. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах : 5–11 классы. —М. : Дрофа, 2007.

5. Панов М.В. Занимательная орфография. — М. : Образ,2004.

Словари и справочники

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русскогоязыка. — М., 1993.

2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. —М., 1990.

3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова : Литературные цитаты. Образные выражения. — М., 1988.

4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М.,1976.

5. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. — М., 1994.

6. Большой словарь иностранных слов. — М. : ЮНВЕС, 1999.

7. Большой толковый словарь русского языка. — СПб. : Норинт, 1998.

8. Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русскогоязыка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. — М. : АСТ-Пресс, 2008.

9. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?(Опыт словаря-справочника). Ок. 82 000 слов. — М. : Русскийязык, 1982.

10. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. — СПб., 2000.

11. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка :словоизменение. — М. : АСТ-Пресс, 2008.

12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.

13. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М. :Русский язык, 1998.

14. Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1987.

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русскогоязыка. — М., 1992.

16. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. — М. : АСТ-Пресс, 2008.

17. Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Р.И. Аванесова. — М., 1990.

18. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. — М., 1998.

19. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник

Приложение 1

Кодификатор

 по русскому языку А.Д. Шмелев 7 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....