Урок русского языка в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Елаева Ирина Владимировна

Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_urok_antonimy_sinonimy_1.docx34.9 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_1.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе на тему:« Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы».

Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу, закрепить умениеопределять лексическое значение слова разными способами, способствовать развитию умения использовать в речи синонимы и антонимы,формировать умение работать со словарями,делать выводы, анализировать; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • закрепить  умение определять лексическое значение слова,
  • формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы  в  соответствии с  их  лексическим  значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
  • углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
  • познакомить  учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

• определять и формулировать цель деятельности;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•умение высказывать своё предположение (версию);

•умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

•умение адекватно воспринимать оценки.

Познавательные

• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;

• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;

•подведение под понятие;

•нахождение ответов на вопросы;

•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Коммуникативные

•умение слушать, слышать и понимать;

• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

•выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников;

умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.

Личностные результаты:

  • обогащение  словарного запаса  учащихся
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
  • формирование  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, доброжелательности, ответственности).

Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, толковый словарь, словари антонимов и синонимов; ИКТ: проектор, экран, компьютер, интернет - ресурсы.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений (актуализация)

Вид урока: урок - путешествие

Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, игровые технологии, проблемное обучение, информационные компьютерные технологиис применением элементов интерактивности,групповые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технология формирующего оценивания.

Принципы обучения:

  1. Сознательность и активность
  2. Доступность
  3. Связь теории и практики
  4. Систематичность и последовательность
  5. Наглядность
  6. Научность
  7. Учёт возрастных, индивидуальных и личностных особенностей
  8. Прочность усвоения знаний

Ход урока:

  1. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый –Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

Ребята, желаю Вам на уроке: Раскрыть свою индивидуальность. Проявить себя творчески. Получить положительные эмоции.                                 Наш эпиграф:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

- Кто знает – что за слова здесь спрятаны? почему?

- Это слова из нашей новой темы, которую мы начали изучать на предыдущем уроке.

  • Огромна  страна  Русского  языка,
    а  в  ней  широки  просторы  …?..
  • Слова - …?..  всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками  подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна…

Как много в них священного  для  нас!

  • Минус – плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все  …?.. всегда

Противоположны

- А что такое лексика? Синонимы? Антонимы?

  1. Проверим  домашнее  задание-Упражнение 244

Синонимы

Антонимы

Горячий – жаркий

Горячий – холодный

Громадный – большой

Громадный – маленький

Молчаливый – безгласный

Разговорчивый – молчаливый

Труд – работа

Труд – безделье

Смеяться – хохотать

Рыдать – смеяться

  1. Назовите слова, в которых есть орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова
  2. Назовите слово, в котором есть орфограмма – проверяемая согласная в корне слова
  3. Назовите слово, в котором есть орфограмма – непроверяемая гласная в корне слова
  4. Самооценка – вывод.
  1. Актуализация. Деконструкция - работа с материалом

Запишите число, вид работы:

…?.. в страну синонимов и антонимов

  • А тему урока вы назовёте сами, подсказкой будет наш эпиграф.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

  • Итак, тема нашего урока… - Путешествие  в  страну
    синонимов  и  антонимов. Как вы думаете, для чего нам нужно это путешествие, с какой целью мы отправляемся  в страну синонимов и антонимов?

Начинаем  наше волшебное путешествие

Наш маршрут

Барбоскины

Фиксики

Миньоны

Королевство синонимов

Королевство антонимов

Королевство рассуждайкино

Королевство словарей

Королевство  синонимов

1.Соедини  синонимы: Дорога вьюгаМетельзнойныйЖаркиймолвитьСказатьборотьсяВоевать путь

2. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке

Прочный, храбрый, крепкий, твердый

Шалун, проказник ,баловник, лентяй

Сказать, произнести, наблюдать молвить

3. В каждом ряду синонимов подчеркни слово,в котором признак выражен сильнее.

Праздник, торжество,триумф.

Прохладный, ледяной, холодный.

Симпатичный, прекрасный, очаровательный.

Веселье, радость, восток.

Оцени свою работу:Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.

  • Наш вывод: синонимы – близкие по значению слова. Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.Среди синонимов может быть такое слово, в котором признак выражен сильнее.

Королевство  антонимов

1.Соедини  антонимы: Быстрый друг щедрый потерять ложь

Найти медленный враг правда скупой

2.Подчеркни антонимы к выделенным словам:

День -утро,вечер,ночь

Умный -красивый,хороший,глупый

Здоровье -болезнь,беда, веселье

Говорить – сказать, молчать, молвить

3. Восстанови пословицы, используя антонимы

  1. Маленькое дело лучше большого ….. (безделья)  .

2) Корень ученья горек, да плод его …..(сладок)   .

3) Легко сказать, да ….. сделать.(трудно)

Оцени свою работу:Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.

  • Наш  вывод:антонимы – противоположные по смыслу слова. Антонимы являются одним из способов толкования лексического значения слова.Антонимы часто встречаются в пословицах.
  1. Реконструкция - создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Задания для групп.

Королевство  рассуждайкино

  1. Дрожит  изумрудная  капля
    В  зелёной  ладошке  ольхи.  (Г. Граубин.)

Как изменится звучание стихотворения, если слово изумрудная заменить его синонимом зелёная? Мария ответила, что изумрудный – от слова изумруд. А изумруд –  ярко-зелёный, драгоценный камень, и капля не может быть изумрудной. Витя сказал, что слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.

Как вы считаете, чьё рассуждение верно и почему?

                 А. Права Мария                    В. Оба правы

Б. Прав Витя                           Г. Оба не правы

  • Ответ: Витя прав (Ответ Б).Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. Изумрудная капля - это эпитет.
  1. Был чудесный зимний день. Ярко сияло солнце. Блестел снег. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. (М. Ефетов.)

Катя считает, что в этом тексте есть три синонима – глагола.

Митя считает, что здесь четыре синонима – глагола.

Кто из них прав? Почему? Докажите?

 А. Права Катя                    В. Оба правы

 Б. Прав Митя                     Г. Оба не правы

  • Ответ: Катя права (ответ А) -  здесь три синонима – глагола, различающиеся оттенками значения: светило, блестел, сверкали. Отливая – не глагол, не синоним.
  1. Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки. (М.Пришвин)

Петя считает, что в этом предложении есть сравнение, а Оля говорит, что здесь есть так называемые контекстные синонимы.

Кто из них прав? Почему? Докажите?

А. Права Оля                      В. Оба правы

 Б. Прав Петя                     Г. Оба не правы

  • Ответ: Правы оба (Ответ В). Белые лилии - дамы в кринолинах Их можно назвать и сравнением,  и контекстным синонимом.Контекстные синонимы – это синонимы внутри одного предложения или текста.
  • Наш  вывод: Синонимы позволяют выразить мысль наиболее точно,         различаются оттенками значений, помогают разнообразить нашу речь. Синонимы нужны для усиления эмоциональности речи. Антонимы придают речи точность, выразительность. Антонимы служат для противопоставления контрастных понятий, для создания художественного образа.
  • Наш  вывод: Синонимы делают нашу речь разнообразной и выразительной,  различаются оттенками значений, могут быть художественным средством.Контекстные синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.
  1. Наша  физминутка

Наклоняемся с хлопком

И с хлопком опять встаём

Вниз и вверх

Вниз и вверх

Ну-ка хлопни громче всех!

  • Какие слова использованы в нашей физминутке? К какой части речи относятся?
  1. Королевство  словарей  - Интересные  факты:
  • Словарь С.И.Ожегова, 57 тыс. слов;
  • 4-х томник Д.И. Ушакова, 85 тыс. слов;
  •  17-ти томный словарь современного русского языка, 120 тыс. слов;
  • Толковый словарь В.И. Даля, 200 тыс. слов, (30 тыс. пословиц)

Выполним  упражнение -  Упражнение 246

  • Богатырь, ложа, Святки
  • Наш вывод:Лексическое значение слова мы можем определить  …
  • Способ первый -  
  • Способ второй -
  • Способ третий -
  • Способ четвёртый -

VII. Домашнее  задание - дифференциация:

1. Составить словарь антонимов (5 слов)или Составить словарь синонимов(5 слов). Тематика словарей может быть разнообразная: 1) школьный словарь, 2) словарь моих любимых слов, 3)словарь самых главных (важных) слов, 4)спортивный словарь, 5) словарь вежливых слов и т. д.

2. Написать сочинение (рассказ), используя синонимы и антонимы.

3. Домашнее  задание - Упражнение 247  - работа с толковым словарём.

VIII. Социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

Оцениваем  себя. Ребята, Вам  удалось сегодня на уроке: Раскрыть свою индивидуальность? Проявить себя творчески? Получить положительные эмоции

IX. Рефлексия  -наши  выводы

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Своей работой на уроке я …
  • Урок заставил меня задуматься о …
  • А особенно мне удалось …
  • Я понял, что …
  • Мне было интересно, потому что …
  • Для меня стало открытием, что …
  • Мне показалось важным …


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку – самоанализ урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Педагогические технологии

Планируемые  результаты

Предметные

УУД

1.Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Настрой на урок.

Отвечают на наводящие вопросы, определяют тему урока и ставят цели  

Настраивает на урок, желает всем положительных эмоций.

Через наводящие вопросы спрашивает о теме урока и его цели

групповые технологии, педагогика сотрудничества  

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос

Регулятивные:

• определять и формулировать цель деятельности;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Коммуникативные: умение слушать и слышать

2. Проверка домашнего задания

Проверяют домашнее задание, самооценка

Задаёт дополнительные вопросы по домашнему упражнению

технология уровневой дифференциации

уметь подбирать синонимы и антонимы, составлять словосочетания, находить орфограммы в словах

Познавательные:

• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;

• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

3.Актуализация знаний и способов действий Деконструкция - работа с материалом  

Параллельная работа – индивидуальная и групповая

создаёт мотивацию на совместную работу

игровые технологии, информационные компьютерные технологии с применением элементов интерактивности

формировать умение  подбирать слова – синонимы и антонимы  в  соответствии с  их  лексическим  значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы

Познавательные:

- анализ, сравнение;

- ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения).

Личностные:

-развитие познавательных интересов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;

 

4.Реконструкция - создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения  

Групповая работа  - решение проблемных задач

На новом этапе работы  даёт новое задание

проблемное обучение

углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова

Познавательные:

- подведение под понятие;

- нахождение ответов на вопросы, используя учебник. 

• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;

•подведение под понятие;

•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства

Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.Физминутка

Выполняют физические упражнения – наклоны и хлопки

Руководит физминуткой

здоровьесберегающие технологии

уметь находить синонимы и антонимы, определять часть речи

Личностные:

-развитие познавательных интересов;

-развитие самостоятельности

-физическое развитие

6.Афиширование  

Выступление индивидуальное или от группы с творческой работой, выполнение упражнения

Даёт задание составить предложения со словами, значение которых учащиеся определили по толковому словарику  

групповые технологии, педагогика сотрудничества

углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;

познакомить  учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение (версию) -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения

-умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать

Познавательные:

- анализ, сравнение.

Личностные: 

-обогащение  словарного запаса  учащихся

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

7.Социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью других

Выставляют оценки себе и членам группы

Предлагает оценить  себя и членов своей группы

технология формирующего оценивания

уметь работать самостоятельно  и в группах

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.

8.Домашнее  задание - дифференциация

Выбирают, записывают домашнее задание

Даёт дифференцированное домашнее задание – на выбор – творческие задания

технология уровневой дифференциации

уметь работать со словарями, уметь составлять словарик, уметь писать сочинения

Познавательные:

• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

Личностные:

  • развитие познавательных интересов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;

9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)  

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

технология формирующего оценивания

формировать умение  подбирать слова – синонимы и антонимы  в  соответствии с  их  лексическим  значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,

углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Личностные:

- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...