"Употребление имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Полтева Светлана Владимировна

Тема урокаУпотребление имён прилагательных в речи.

Тип урока: изучение нового материала  (комбинированный)

Цель:

знакомство с ролью имён прилагательных в речи.

Задачи:

- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;

- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов;

- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.65 КБ
Office presentation icon na_urok.ppt606.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урокаУпотребление имён прилагательных в речи.

Тип урока: изучение нового материала  (комбинированный)

Цель:

знакомство с ролью имён прилагательных в речи.

Задачи:

- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;

- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов;

- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал, ноутбук, проектор

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

План:

  1. Орг. момент. Приветствие
  2. Формирование темы и целей урока
  3. Проблемное объяснение нового материала
  4. Первичное закрепление

Физминутка

  1. Вторичное закрепление
  2. Рефлексия
  3. Задание на дом

Ход урока:

  1. Орг. момент. Приветствие

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Здравствуйте, ребята. Что я вам пожелала? (Здоровья)

- Давайте пожелаем здоровья друг другу.
- Поприветствуйте партнера по лицу, улыбнитесь партнеру по плечу.
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом.

  1. Формирование темы и целей урока

- Отгадайте загадку

      Алый шелковый платочек,

      Яркий сарафан в цветочек,

      Упирается рука

      В деревянные бока.

      А внутри секреты есть:

      Может три, а может шесть.

      Разрумянилась немножко.  Это русская?       ( матрешка)

- Какая Матрешка? Охарактеризуйте ее?

- Даю вам на размышление 1 минуту, посоветуйтесь в группе.

   ( Яркая, расписная,  деревянная, обаятельная, милая, веселая, нарядная, узорчатая, круглолицая …..)

- Что общего у приведенных вами слов? (все слова обозначают признак предмета, это прилагательные)

- Как преобразилась Матрешка…………? (стала интересней, выразительней)

- Попробуйте сформулировать тему урока (употребление имен прилагательных)

- Давайте с помощью  слов-"помощников" попробуем определить, какие цели стоят перед нами
Повторим…..  (имена прилагательные)
Проверим…..  (
как  прилагательные  влияют на нашу речь)

Узнаем….. (какова роль прилагательных в речи)

  1. Проблемное объяснение нового материала

Структура Майм

- Внимание на доску. Перед вами предложение  

- Что вы можете о нем сказать? (простое, нераспространенное)

- Распространите предложение, используя прилагательные.

- Обсудите в группе и запишите на листках получившееся предложение.

- Давайте сейчас проверим ваши предложения по структуре Майм.

- На ваших столах у каждого имеется лист самооценки. Те, кто справились с заданием, ставят себе +.

  1. Первичное закрепление

Лингвистический эксперимент

- Мы сейчас с вами проведем эксперимент.

-Представьте себе что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык? (Да)

- Давайте проверим.

- На ваших столах имеются карточки с текстом.  …. Прочитай вслух текст.

- Вам понравился текст? Почему? ( очень скучный, бедный язык)

- Попробуем исправить текст, добавив в него слова для справок, которые даны ниже.

- Даю 1 мин  времени на обсуждение в группе

Матрешка – русская народная  игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли  уникального произведения искусства.

Слова для справок:  уникальный, народный, русский, добрый. 

- Давайте проверим, правильно ли вы исправили текст. Внимание на доску.

- Не забываем себя оценивать.

- Какое описание матрешки вам кажется более привлекательным? (второе)

- Что помогло сделать описание матрешки особым? (большое количество прилагательных)

-Итак, в чем мы убедились в результате лингвистического эксперимента? Что узнали? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной).

-Что меняется в нашей речи с появлением прилагательных?(речь становится точной, выразительной, образной).

Физминутка

- Сейчас отдохнем. Встаньте, задвиньте стулья.  Физминутку проведем по структуре Микс-Фриз-Групп

- Сколько главных членов предложения?

- Сколько  второстепенных членов?

- Сколько разрядов прилагательных?

- Сколько степеней сравнения прилагательных?

  1. Вторичное закрепление
  1. Роль прилагательных-антонимов и прилагательных - синонимов

- В художественных текстах часто используются прилагательные антонимы и синонимы. Давайте вспомним, что такое антонимы.  (Антонимы - противоположные по смыслу слова)

- Что такое синонимы?  (близкие по лексическому значению слова)

- На уроках литературы мы с вами изучали творчество Пушкина. Вспомните, пожалуйста, хотя бы пару строк из его стихотворений.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:    

- Правильно, хорошо. Из какого стихотворения?   (Зимнее утро)

- Найдите в этом отрывке имена прилагательные.  

- Обсудите в группе

        Мутный

                                                              Бледный

                                                              Мрачный

                                                              Печальный

- Подберите к каждому прилагательному синоним…

- У кого-то есть другие варианты

              тусклый , туманный             Мутный

               светлый, бесцветный           Бледный

               темный, угрюмый                Мрачный

               жалобный, грустный           Печальный

Подберите к каждому прилагательному антоним…

- У кого-то есть другие варианты

          тусклый , туманный                  Мутный                    прозрачный      

               светлый, бесцветный           Бледный                    яркий, живой

               темный, угрюмый                Мрачный        веселый, светлый

               жалобный, грустный           Печальный        радостный, счастливый

Какой вывод можно сделать? (Антонимы и синонимы обогащают нашу речь, делают ее выразительней, синонимы устраняют повтор слова)

- Оцениваем себя.

3.Самостоятельная работа

- У вас на столах лежат по 4 матрешки. Матрешка приготовила вам задания. Прочитайте внимательно задания и выполните работу самостоятельно. На это у вас 5 минут.

1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.

2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)

3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.

Это была деревянная кукла, которая изображала  девочку в  ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Участники под номером 1 соберите, пожалуйста, работы и сдайте мне. Я проверю и выставлю оценки.

  1. Рефлексия

- А сейчас внимание на доску. Нужно продолжить предложения:

Сегодня на уроке я научился…

Ещё я понял, что прилагательные необходимы в речи , потому что они…

Выразите свои ощущения по уроку  при помощи имен прилагательных.

  1. Задание на дом

- Ребята, Матрешка приготовила вам письма с «Особым заданием» которые вам нужно выполнить дома.

1)  к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные

Игрушка

Символ

Кукла

Посланница дружбы

Искусство

2)  с получившимися словосочетаниями составить предложения

3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»

Сейчас прозвенит звонок. Всем спасибо за активное участие на уроке!

Задания:

1)  к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные

Игрушка

Символ

Кукла

Посланница дружбы

Искусство

2)  с получившимися словосочетаниями составить предложения

3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»

Задания:

1)  к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные

Игрушка

Символ

Кукла

Посланница дружбы

Искусство

2)  с получившимися словосочетаниями составить предложения

3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»

Задания:

1)  к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные

Игрушка

Символ

Кукла

Посланница дружбы

Искусство

2)  с получившимися словосочетаниями составить предложения

3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»

Задания:

1)  к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные

Игрушка

Символ

Кукла

Посланница дружбы

Искусство

2)  с получившимися словосочетаниями составить предложения

3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»

Задания:

1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.

2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)

3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.

Это была деревянная кукла, которая изображала  девочку в  ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Задания:

1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.

2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)

3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.

Это была деревянная кукла, которая изображала  девочку в  ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Задания:

1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.

2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)

3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.

Это была деревянная кукла, которая изображала  девочку в  ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Задания:

1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.

2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)

3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.

Это была деревянная кукла, которая изображала  девочку в  ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Задания:

1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.

2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)

3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.

Это была деревянная кукла, которая изображала  девочку в  ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Матрешка –  …     …    игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она -    …     посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли …      произведения искусства.

Слова для справок:  уникальный, народный, русский, добрый. 

Матрешка –  …     …    игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она -    …     посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли …      произведения искусства.

Слова для справок:  уникальный, народный, русский, добрый. 

Матрешка –  …     …    игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она -    …     посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли …      произведения искусства.

Слова для справок:  уникальный, народный, русский, добрый. 

Матрешка –  …     …    игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она -    …     посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли …      произведения искусства.

Слова для справок:  уникальный, народный, русский, добрый. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сформулируйте тему и цель урока

Слайд 2

Тема «Употребление имён прилагательных в речи»

Слайд 3

Цели урока: Повторим… Проверим… Узнаем…

Слайд 4

Светит солнце. Задание: Распространите предложение, используя имена прилагательные

Слайд 6

Матрёшка – русская народная игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли уникального произведения искусства.

Слайд 7

Продолжите предложения: Сегодня на уроке я научился (ась)… Ещё я понял (а), что прилагательные необходимы в речи , потому что они… Выразите свои ощущения по уроку при помощи имен прилагательных.

Слайд 8

Задание на дом: «Письма с Особым заданием» 1) к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные Игрушка Символ Кукла Посланница дружбы Искусство 2) с получившимися словосочетаниями составить предложения 3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Употребление имен прилагательных в речи.

Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления...

Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).

Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....

Употребление имен прилагательных в речи 6 класс

Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи». С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? – во...

Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)...