РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по русскому языку как иностранному для детей 9-16 лет, слабо владеющих русским языком, имеет практическую направленность на их культурно-языковую адаптацию и позволяет организовать работу с детьми разных национальностей, в различных образовательных учреждениях и на языковых курсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_russkogo_yazyka._2019-2020._kuzikova_l.g.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СШ 22»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по русскому языку как иностранному (РКИ)
для детей среднего школьного возраста
«Школа русского языка»
(общеинтеллектуальное направление)
для 5-9 классов
(основное общее образование)
Количество часов: 35
Составитель:
Токмурзина К.К.
учитель русского языка
МБОУ «СШ 22»
- Пояснительная записка.
Практическая значимость курса «Школа русского языка»
Рабочая программа по русскому языку как иностранному для детей 9-16 лет, слабо владеющих русским языком, имеет практическую направленность на их культурно-языковую адаптацию и позволяет организовать работу с детьми разных национальностей, в различных образовательных учреждениях и на языковых курсах.
Целями изучения курса «Школа русского языка» в основной школе являются:
обеспечение необходимого уровня владения русским языком для систематических занятий по программе российской школы. Знания, полученные за период обучения, позволят юным иностранцам включиться в образовательный процесс и активно участвовать в интересной и содержательной жизни российской школы.
Задачи:
- Формирование коммуникативно-речевой компетенции;
- формирование языковой компетенции.
Место курса «Школа русского языка» в базисном учебном плане (общее количество часов в год 35, число занятий в неделю – 1)
- Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты освоения курса:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной и познавательной деятельности.
2.Способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской эдентичности.
3. Формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре и родному языку.
4. Формирование доброжелательного отношения к традициям, языкам ценностям народов России.
5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать интерес к своей познавательной деятельности.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
3. Владение основами самоконтроля, самооценки.
4. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.
5. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
6. Планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма).
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.
3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка.
4. Расширение и систематизация научных знаний о языке.
5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.
6. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета.
7. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Реализация программы позволит:
1. Способствовать развитию владения русским языком.
2. Адаптировать детей-мигрантов к социально-культурным условиям.
3. Способствовать пониманию и принятию мигрантами культурных ценностей страны, округа.
- Содержание программы курса
№ | Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Формы организации образовательного процесса | Виды |
1 | Введение. Язык и речь | 1 | Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная письменная. Монолог. Диалог. Полилог. | лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы. | контрольное списывание, сжатие исходного текста, редактирование текста, составление текста по образцу, составление обрамлений к рассказу, восстановление частей текста, составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему, анализ текста художественного и публицистического стилей, конспектирование, тезистирование, работа с научной и публицистической литературой, составление схем, таблиц алгоритмов, комплексный анализ текста. |
2 | Фонетика | 10 | Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слово и слог. Гласные и согласные звуки. Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Соотношение согласных по глухости — звонкости: [п] — [б], [п'] — [б'], [ф] -[в], [ф'] -[в'], [т]-[д]. [т']-[д'], [с]-[з], [с']-[з'], [ш] - [ж], [к] - [г], [к'] - [г']. Непарные глухие [х], [х'], [ч'], [ц], [ш']. Непарные звонкие, сонорные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [p'], [j]. Правила произношения. Отсутствие придыхания при произношении глухих согласных. Оглушение парных звонких согласных на конце слова (город, грудь). Ассимиляция согласных по глухости—звонкости. Оглушение парных звонких согласных перед глухими (лодка, под^столом). Дифференциация глухих и звонких согласных. Твердые и мягкие согласные. Соотношение согласных по твердости-мягкости: [м]-[м'], [п]-[п'], [б]-[б’], [ф]-[ф'], [в]-[в'], [т]-[т'], [д]-[д'], [с]-[с'], [з]-[з'], [н]-[н'], [л]-[л'], [р]-[p'] [к]-[к'], [г]-[г'], [х]-[х']. Непарные твердые согласные [ш], [ж], [ц]. Непарные мягкие [ш'], [ч']. Гласные звуки. Правила произношения. Гласные [а], [о], [у], [е], [и] ([ы]) и их комбинаторные оттенки. Обратить внимание: а) на артикуляцию гласного [ы], дифференциацию [ы] - [и] в различных позициях; б) на дифтонгоидность гласных в сочетании с мягкими согласными; в) на проявление дифтонгоидности и открытости - закрытости у гласного [е] ([э]); г) на артикуляцию [о] в позиции СГС, ГС, СГ. Позиционные изменения гласных в безударном положении. Ударение и ритмика. Контраст ударных и безударных слогов по длительности и напряженности. Интонация. Интонация, ее составные компоненты. Функции интонации в речи. Интонационное оформление различных коммуникативных типов высказываний Основные типы интонационных конструкций, их фонетическое строение: ИК-1 (законченное высказывание), ИК-2 (специальный вопрос, обращение, просьба), ИК- 3 (общий вопрос, неоконченная синтагма), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом “а”), ИК-5 (оценка). | ||
3 | Лексика | 5 | Лексический минимум настоящей программы 2 000 – 2 500 слов. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы. Фразеологизмы. Эпитет. Метафора. Сравнение. Фразеологизмы. Подготовка к тестовой части ОГЭ по русскому языку. | ||
4 | Морфология | Обучаемый должен освоить и использовать во всех видах речевой деятельности следующие грамматические формы. Имя существительное Одушевленные и неодушевленные существительные. Род и число имен существительных. Падежная система имен существительных. РР. Что такое дружба? Формообразование; значение и употребление падежных форм. Основные значения падежей: 1. Именительный падеж
- Характеристика лица: Брат – врач. - Факты, события: Завтра экскурсия. - Наличие предмета: в городе есть театр.
- Идентификация лица, предмета: Меня зовут Лена. Стадион называется “Лужники”. - Предмет необходимости: Мне нужна тетрадь. - Временной период: Сегодня среда. - Физическое, эмоциональное состояние лица: Девочка боится. У меня болит голова. Мне нравится этот мультфильм. 2. Предложный падеж - Объект речи, мысли (о): Я думаю о лете. - Место (в/на): Мы были в магазине. Книга лежит на столе. - Время (в): Друг приехал в сентябре. - Средство передвижения (на): Мы едем в цирк на автобусе. 3. Винительный падеж а) без предлога: - Лицо или предмет как объект действия: Анна купила хлеб. Я встретил сестру. - Логический субъект при глаголе звать: Меня зовут Сергей. б) с предлогами: - Направление движения (в): Утром я еду в школу. - Время (время, день недели): в среду в 2 часа приходи в гости. 4. Дательный падеж а) без предлога: - Адресат действия: Каждый вечер я звоню другу. - Лицо (предмет), о возрасте которого идет речь: Это мой друг. Ему семь лет. - Лицо, испытывающее необходимость в чём-либо (только с личными местоимениями): Мне нужно позвонить. Нам надо делать уроки. б) с предлогами: - Лицо как цель движения (к): Я иду к другу. 5. Родительный падеж а) без предлога: - Определение лица (предмета): Это центр города. Вот сумка брата. - Отсутствие лица (предмета) только в наст. времени: У меня нет сестры. - обозначение количества, меры в сочетании с количественными числительными два, три, четыре, пять в ограниченных конструкциях: На столе три ручки. - Месяц в дате: Первое января. - Характеристика, описание лица, предмета: Мальчик высокого роста. б) с предлогами: - Исходный пункт движения (из): Они пришли из школы. Мы приехали из Афганистана. - Конечный пункт движения (до): Как доехать до Парка культуры? - Время действия (после): Мы будем рисовать после обеда. - Лицо, которому принадлежит что-либо (у): У мальчика есть сестра. 6. Творительный падеж а) без предлога: - с глаголами заниматься: Подруга занимается музыкой. - Профессия лица (при глаголе быть) Я буду врачом. - Орудие, средства действия: Я пишу ручкой. б) с предлогами; - Совместность: Отец разговаривает с сыном. Местоимение. Личные местоимения. Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она, мы, вы, они), вопросительных (кто? что? какой? чей? сколько?), притяжательных (мой, твой, …), указательных (тот, этот), определительных (каждый, весь) отрицай тельных (никто, ничего), местоимений. РР. «Идем в гости». Имя прилагательное. РР. Мое любимое животные. Полные прилагательные (новый, синий, большой). Согласование полных прилагательных с существительными в роде и числе и падеже. РР. Животные и их детёныши. Падежные формы полных прилагательных. Разряды имен прилагательных. Краткие прилагательные (только должен, рад) Глагол Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. РР. «Здоровье».1 и 2 спряжение глагола. Несовершенный и совершенный вид глагола (в ограниченном наборе: делать – сделать, идти - прийти). Глаголы с частицей - ся (в ограниченном наборе: умываться, ложиться спать, одеваться, здороваться, прощаться, тренироваться). Глаголы движения без приставок. Глаголы движения с приставками (идти, ходить, ехать, ездить, пойти, прийти) Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных в сочетании с существительными. РР. «Магазин бытовой техники». Наречия Употребление наречий по значению: места (далеко, близко), времени (утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и степени (медленно, быстро). Предикативные наречия в ограниченных структурах (нужно, можно, нельзя), вопросительные наречия (как, когда, где, куда, откуда), отрицательные наречия (нигде). РР. "Праздники». РР. Речевой этикет разговора по телефону. Служебные части речи Предлоги (в, о, на, после, с, до, к, из, у), союзы и союзные слова (и, или, а, но, потому что, поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который), частицы (не, даже). Сочинительные и подчинительные союзы. РР. Конструирование сложных предложений. | |||
6 | Синтаксис и пунктуация. | Виды простого предложения Знаки препинания в простом осложненном предложении. Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Построение сложносочиненных предложений. РР. «Летние каникулы». Сложноподчиненные предложения. Построение сложноподчиненных предложений. Бессоюзные сложные предложения. .РР. «Мои друзья». Предложения с прямой речью. Построение предложений с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Построение предложений с косвенной речью. Диалог. РР. « В гостях у друзей». РР. Составление рассказа по сюжетным картинкам. | |||
7 | Культуроведческий материал. | Фразы общения и выражения речевого этикета Привлечение внимания, обращение Извините, пожалуйста! Простите! Скажите, пожалуйста, …? Можно Вас спросить? Извините, Вы не знаете, …? Можно? Прощание До свидания! До завтра! Пока! Приветствие Здравствуй(те)! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет, как дела? Привет, отлично! Просьба Можно мне…? Можно (взять, посмотреть) …? Вы не можете…? Дай(те), сделай(те), принеси(те), напишите, передайте, помогите мне пожалуйста. Согласие Согласен (на). Я тоже так думаю. Хорошо! Ладно. Да, обязательно. Спасибо, я приду. Хорошо, пойдём. Давай(те)! Спасибо, но я должен(на) спросить дома. Сейчас. Я постараюсь. Разрешение Да, пожалуйста. Да, конечно. Можно. Да, входите. Возьми(те). Отказ Спасибо, но я не могу. Подожди(те), пожалуйста. Нет, нельзя. Приглашение Я хочу пригласить тебя (Вас) к себе домой. Приглашаю тебя (Вас)в гости. Приходи(те) ко мне в гости! Приезжай(те)! Входи(те)! Предложение Пойдём(те) гулять, в кино, в зоопарк. Давай(те) играть, рисовать, смотреть телевизор! Утешение, сочувствие Не грусти! Не плачь! Не расстраивайся! Жалко, что так получилось. Ну что теперь делать! Одобрение, комплимент Как вкусно! Как у вас хорошо! Как у тебя здорово! Как ты красиво (рисуешь, поёшь, пишешь)! Ты (Вы) сегодня такая красивая (такой красивый)! Мне очень у тебя понравилось! Как здорово! Отлично! Было очень интересно! Молодец! Я рад(а), что вы пришли! Разговор по телефону - Здравствуйте! - Здравствуйте! - Позовите, пожалуйста Суну. - Минутку. (Её нет дома. Она будет позже). Знакомство - Давай познакомимся! Меня зовут Фархад. А как тебя зовут? – Знакомьтесь! Это Суна, а это Мария! - Мы уже знакомы. Поздравление Поздравляю тебя! Поздравляю(ем) с праздником! С праздником! С Новым годом! Поздравляю(ем) с днём рождения! С днём рождения! Благодарность Спасибо! Большое спасибо! Спасибо Вам! Спасибо за (обед, чай, ужин, подарок!) - на здоровье; - не за что…; - ну что вы (ты), мне не трудно. Пожелание Желаю(ем) тебе(Вам) счастья и радости, здоровья, успехов в учёбе, всего самого хорошего! Пусть всё у тебя (у Вас) будет хорошо! Выздоравливайте! Поправляйтесь! Приятного аппетита! Спокойной ночи! Извинение |
- Тематическое планирование (группа 3, 4)
№ | Тема урока (первый год обучения/второй год обучения) | Кол-во | Дата | |
план | факт | |||
1 | Язык и речь. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слово и слог./История происхождения алфавита. | 1 | 1н | |
2 | Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Соотношение согласных по глухости — звонкости./ Орфоэпия. Особенности русского произношения. | 1 | 2н | |
3 | Оглушение парных звонких согласных на конце слова, перед глухими согласными./ Непроизносимые согласные в середине слова. | 1 | 3н | |
4 | Твердые и мягкие согласные./ Трудные случаи произношения твердых и мягких согласных. | 1 | 4н | |
5 | Гласные [а], [о], [у], [э], [и] ([ы]) и их комбинаторные оттенки./ Условия, когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука. | 1 | 5н | |
6 | Ударение и ритмика. Функции интонации в речи./Логическое ударение. | 1 | 6н | |
7 | Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы./ Употребление синонимов, антонимов в речи. | 1 | 7н | |
8 | Фразеологизмы. Общеупотребительная лексика./Употребление фразеологизмов в речи. | 1 | 8н | |
9 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные./ Трудные случаи определения одушевленности- неодушевленности имен существительных. | 1 | 9н | |
10 | Род и число имен существительных. РР. «Что такое дружба?» /Существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа. | 1 | 10н | |
11 | Падежная система имен существительных. Склонение имен существительных./ Модели предложений с падежными формами. | 1 | 11н | |
12 | Имя прилагательное. РР «Мое любимое животное»./ Работа с текстом «Я говорю по-русски» (разбор грамматических форм имен прилагательных). | 1 | 12н | |
13 | Согласование полных прилагательных с существительными в роде , числе и падеже. РР. «Животные и их детёныши»./ РР Обучающее сочинение описание картины с использованием имен прилагательных. | 1 | 13н | |
14 | Разряды имен прилагательных по значению. Краткие имена прилагательные. / Синтаксическая функция кратких имен прилагательных в предложении. | 1 | 14н | |
15 | Глагол как часть речи. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. РР. «Здоровье»./ РР Обучающее сочинение – повествование «Как я …». | 1 | 15н | |
16 | 1 и 2 спряжение глагола. Несовершенный и совершенный вид глагола (в ограниченном наборе: делать – сделать, идти - прийти). РР Речевой этикет покупателя. / Разноспрягаемые глаголы. | 1 | 16н | |
17 | Глаголы с частицей - ся. Возвратные или невозвратные глаголы Глаголы движения без приставок. Глаголы движения с приставками. РР. «Мой распорядок дня». / Правописание –тся, -ться в глаголах. | 1 | 17н | |
18 | Местоимение. Личные местоимения. РР. «Идем в гости». Притяжательные местоимения. / Особенности склонения личных местоимений. | 1 | 18н | |
19 | Вопросительные и определительные местоимения. Указательные и отрицательные местоимения. / Модели предложений с местоимениями. Синтаксическая функция местоимений. | 1 | 19н | |
20 | Указательные и отрицательные местоимения. / Орфограммы в отрицательных местоимениях. | 1 | 20н | |
21 | Имя числительное. Количественные числительные, их склонение / РР Употребление числительных в речи. Составление текста «Даты в нашей жизни». | 1 | 21н | |
22 | Порядковые числительные, их склонение. Употребление числительных в сочетании с существительными. РР. «Магазин бытовой техники». / РР Приемы сжатия текста. Устное изложение «Памятные даты в России». | 1 | 22н | |
23 | Наречия. Употребление наречий по значению : места (далеко, близко), времени (утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и степени (медленно, быстро). РР. "Праздники» / Степени сравнения наречий. | 1 | 23н | |
24 | Предикативные наречия в ограниченных структурах (нужно, можно, нельзя) Вопросительные наречия. / РР Работа с текстом «Русская баня» , включение в текст наречий. | 1 | 24н | |
25 | Отрицательные наречия. РР. Речевой этикет разговора по телефону. / Написание НЕ с наречиями. | 1 | 25н | |
26. | Служебные части речи. Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Частица как часть речи. / Модели предложений с союзами когда, хотя, если, чтобы. Союзное слово «который». | 1 | 26н | |
27 | Знаки препинания в простом осложненном предложении./ Причастие. Причастный оборот. | 1 | 27н | |
28 | Знаки препинания в простом осложненном предложении./ Деепричастие. Деепричастный оборот. | 1 | 28н | |
29 | Сложносочиненные предложения. РР. «Летние каникулы». /Виды ССП. | 1 | 29н | |
30 | Сложноподчиненные предложения. / Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 1 | 30н | |
31 | Бессоюзные сложные предложения. РР. «Мои друзья». / РР Официально-деловой стиль. Заполнение и составление документов (заявление, доверенность). | 1 | 31н | |
32 | Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. / Способы передачи чужой речи. Цитирование. | 1 | 32н | |
33 | Диалог. РР. «В гостях у друзей». / РР Работа с текстом «Шедевры русской живописи». | 1 | 33н | |
34 | Знаки препинания в сложном предложении. РР. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Фразы общения и выражения речевого этикета. Приветствие. Прощание. Просьба. Согласие. Разрешение. Извинение. / Устное собеседование (по материалам устного собеседования). | 1 | 34н | |
35 | Резервный урок / Резервный урок. | 1 | 35н |
Список литературы
1.Александрова Д. А. и др. Дети и родители –мигранты во взаимодействии с Российской школой // Вопросы образования. журн. 2012, No 1. С. 176-187.
2.Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка –Воронеж,2000.3.Григорян А. Б. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) –Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования»,2012.
4.Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации –М., 2002
5.Дьякин Е. Н. и др. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения // Коррекционная педагогика Журн, 2012.
6.Кадочникова Г.А. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города –Челябинск, ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького», 2010.
7.Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография.–Белгород: изд-во БелГУ, 2003.
8.Курашкина Е.В. Изучение потребностей школьника как основа формирования и развития его социального статуса// Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI века» под ред. В.Г.Шеманина. –М.: МИЦ «Этносоциум», 2010
9. УМК: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс / под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.: Дрофа 2015-2016 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...