ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Осипова Любовь Михайловна

4 варианта ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrd_4_varianta_bez_otvetov.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2

(1)Николай Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославской губернии. (2)Родился в Винницком уезде Подольской губернии в городе Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец — поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов.

(3)Алексея Сергеевича полюбила Елена Андреевна Закревская, красивая и образованная дочь богатого посессионера Херсонской губернии, которую поэт считал полькой. (4)Родители Елены Закревской не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого и малообразованного армейского офицера, что вынудило Елену в 1817 году вступить в брак без согласия родителей. (5)Однако брак этот не был счастливым. (6)Своей матери он посвятил целый ряд стихотворений — «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час», в которых он нарисовал светлый образ той, которая своим благородством скрасила непривлекательную обстановку его детства.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) родился (предложение 2)

2) полюбила Елена Андреевна Закревская, дочь (предложение 3)

3) вынудило Елену (предложение 4)

4) брак не был счастливым (предложение 5)

5) скрасила благородством (предложение 6)

3

Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По мере того как раскрывались перед ней фазисы жизни (1) то есть чувства (2) она зорко наблюдала явления (3) чутко прислушивалась к голосу своего инстинкта (4) слегка поверяла с немногими (5) бывшими у ней в запасе наблюдениями (6) и шла осторожно (7) пытая ногой почву (8) на которую предстояло ступить. 

4

Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «к энциклопедическим сведениям», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5

Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАМУЖ — это слово-исключение.

2) КОСНУТЬСЯ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

3) НЕВЗЛЮБИТЬ — НЕ с глаголом пишется всегда слитно.

4) ПРИКЛЕЕННЫЙ — в полных страдательных причастиях пишется -НН-, если в слове есть приставка, кроме приставки НЕ-.

5) ПРИКЛЮЧЕНИЕ — правописание приставки ПРИ- в этом слове необходимо запомнить.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9  

 (1)Деньги кончились неожиданно, а до пенсии оставалось больше недели. (2)Конечно, можно было позвонить сыну в Ленинград и попросить прислать денег, он бы прислал наверняка, немедленно. (3)Но Анна Вячеславовна просить и одалживаться не любила. (4)Вместо этого она принялась размышлять, как на пятьдесят рублей прожить оставшиеся до пенсии дни.

     (5)Она присела на диван и обвела взглядом гостиную. (6)Следовало что-то продать из содержимого большой, внушающей почтение горки. (7)Сын просил никогда этого не делать, сразу обращаться к нему, но Анна Вячеславовна была уверена, что он и не заметит отсутствия какой-нибудь изящной чашки или молочника. (8)К вещам сын был равнодушен, единственное, что вызывало в нем трепет, — книги. (9)А книг у Анны Вячеславовны было достаточно. (10)Главной ее радостью было чтение, а не телевизор, как у большинства стариков. (11)Телевизор Анна Вячеславовна терпеть не могла из-за рекламы и смотрела только иногда канал «Культура», там рекламы не было. (12)Но хорошие старые фильмы и там показывали редко.

     (13)Анне Вячеславовне дали телефон какого-то антиквара, который может приехать на дом и купить все за живые деньги. (14)Она набрала записанный номер; голос в телефонной трубке внушал доверие. (15)Он выслушал Анну Вячеславовну и пообещал подъехать сегодня же, во второй половине дня. (16)Антиквар оказался сравнительно молодым человеком приятной наружности. (17)«Ну, показывайте, что у вас тут есть», — по-хозяйски огляделся он. (18)Анна Вячеславовна показала статуэтку. (19)«А вот это что? А это?» — продолжал спрашивать тот, выгребая из горки все новые и новые предметы.

     (20)Молодой человек что-то подсчитывал на калькуляторе, проверял посуду на отсутствие трещин. (21)«Вот за это все — пятнадцать тысяч триста рублей, — сказал он. (22)Я даю самую лучшую цену, спросите у кого хотите». (23)Анна Вячеславовна пошла на кухню ставить чайник.

Пока они пили чай, она рассказывала молодому человеку свою жизнь. (24)«Мы с Алешей познакомились уже после войны, — рассказывала она, — он был фронтовик, герой, а я девчонка, школу только заканчивала. (25)Как увидела его в сквере перед Казанским собором, он с друзьями был, так сразу и влюбилась. (26)С первого взгляда. (27)И он на меня внимание обратил, мы потом еще в Доме Зингера столкнулись, в книжном. (28)Тогда и познакомились. (29)Переписывались, а после выпускного сразу расписались. (30)Я в Москву переехала. (31)Он тогда в Академии Фрунзе учился, а в Ленинград они на экскурсию приезжали. (32)Трудно жили, голодно. (33)Комнату снимали, хозяева строгие были, а я ничего не умела. (34)Но знаете, это такое счастливое время было, ничего потом лучше не было, даже в Германии. (35)В Академии вечера устраивались, мы всегда ходили. (36)Один раз приехал поэт Симонов, стихи свои читал и столько интересного рассказывал. (37)Алеша к нему с книжкой подошел, он с ней на войне не расставался, потрепанная такая, в сорок втором издана, «Фронтовые стихи», там и «Жди меня», и «Сын артиллериста», и «Ты помнишь, Алеша…». (38)Мы все эти стихи наизусть знали».

     (39)Молодой статный Алеша в ладно сидящей военной форме с боевыми наградами, красивый поэт с седыми висками и умными, немного грустными глазами, и рядом худенькая девчонка-блокадница в платье, слегка перешитом после выпускного. (40)Платье было из белого парашютного шелка, купленного на барахолке, но об этом никто не догадывался. (41)«Алеша попросил его на книге расписаться. (42)А тот, как узнал, что его зовут Алеша, написал: Ты, конечно, помнишь, Алеша, дороги войны… (43)Счастья тебе в мирной жизни! (44)На меня посмотрел и хитро так подмигнул». (45)Молодой человек заинтересовался. (46)«А увидеть автограф Симонова можно?» (47)Анна Вячеславовна встала и подошла к книжным полкам. (48)Достала тоненький ветхий сборник на желтой бумаге, старательно упакованный в пластиковый пакет, осторожно вынула и раскрыла первую страницу. (49)Молодой человек внимательно разглядывал симоновский автограф. (50)«Добавлю за это тысячу двести, всего будет шестнадцать с половиной», — произнес он. (51)«Что вы, что вы, — замахала руками Анна Вячеславовна, — это не продается». (52)Молодой человек не стал настаивать.

     (53)«А наград у вашего мужа много было?» — спросил он. (54)«Много, очень много, — ответила Анна Вячеславовна. — Он на войне в разведке был. (55)У него два ордена Боевого Красного Знамени, две медали «За отвагу», еще «За боевые за­слуги», ну и «За взятие Будапешта», еще чего-то, я уж и не помню». (56)«А посмотреть можно?» — спросил молодой человек. (57)Анна Вячеславовна покачала головой. (58)«Это все у сына, в Ленинграде. (59)Когда Алеша умер, я все ему отдала, пусть хранит».

     (60)Молодой человек попросил пачку старых газет и принялся паковать вещи. (61)Анне Вячеславовне подумалось, что зря она отдает это блюдо, Алеша любил на нем к приходу гостей красиво раскладывать фрукты. (62)А в этом чайнике он заваривал удивительно вкусный чай. (63)Она хотела было забрать то и другое, но молодой человек уже проворно запаковал все и аккуратно сложил в принесенную с собой сумку. (64)Хрусталь он не взял. (65)«Сейчас только цветной идет», — пояснил он. (66)Анна Вячеславовна порадовалась, что хотя бы ваза, в которую ко дню ее рождения Алеша всегда ставил охапку цветов, останется с нею. (67)Молодой человек аккуратно отсчитал деньги и положил на стол. (68)«Обращайтесь, — сказал он. — Можете подругам своим меня порекомендовать. (69)Я всегда даю лучшую цену». (70)Анне Вячеславовне хотелось, чтобы он поскорее ушел, и отчего-то было стыдно.

     (71)«Да, вы знаете, у меня к вам будет небольшая просьба, — сказал молодой человек. — У меня есть друг, он фанат Симонова, трясется над каждой его строчкой. (72)Можно я возьму вашу книжечку на пару дней, другу покажу, он автограф сфотографирует. (73)Через два дня верну. (74)Коллекционеры, они знаете, сумасшедшие люди». (75)Анна Вячеславовна хотела отказать, но язык не повернулся. (76)Человек ведь действительно любит Симонова, ему важно этот автограф увидеть своими глазами. (77)Не так много людей сейчас поэзию Симонова ценят. (78)Вот и юбилей его столетний как-то незаметно прошел. (79)Даже «Жди меня» по «Культуре» не показали. (80)Молодой человек расценил молчание как согласие и быстро сунул книжку в сумку. (81)Дверь лифта захлопнулась.

     (82)Через два дня он не появился; на пятый день Анна Вячеславовна позвонила ему сама. (83)«Я в командировке — ответил молодой человек. — Приеду через два дня — и сразу к вам с книжкой». (84)После этого разговора прошла неделя. (85)В конце концов, молодой человек предложил заменить утраченную книжку собранием сочинений Симонова. (86)«Ну как вы не понимаете, — чуть не плакала Анна Вячеславовна, — там же автограф Симонова. (87)Алеше. (88)Это для меня так важно». (89)Молодой человек помолчал в трубку. (90)«Это всего лишь книга, — сказал он. — Стихи Симонова вы найдете в любом другом издании, и в Интернете их полно. (91)А автограф, ну что автограф. (92)Всего лишь несколько слов, написанных давно умершим человеком. (93)У него даже могилы нет, прах по полю развеяли. (94)Ну, извините, так получилось».

     (95)Анна Вячеславовна прожила ужасный месяц, ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим. (96)«Прости меня, Алеша», — говорила она всякий раз, засыпая и просыпаясь. (97)Вместо молитвы. (98)Вскоре она слегла и больше уже не вставала. (99)Сын приехал проведать заболевшую мать. (100)Про автограф Симонова Анна Вячеславовна сказать ему побоялась, да и ни к чему. (101)Это касалось только ее и Алеши, с которым ей скоро предстояло увидеться.

(По Н.С.Литвинец*)

*Нина Сергеевна Литвинец - современный писатель

6

Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Анна Вячеславовна пригласила антиквара, потому что ей не хватало денег до пенсии.

2) Главной радостью Анны Вячеславовны было чтение.

3) Со своим будущим мужем главная героиня познакомилась на войне.

4) Антиквар понимал, насколько важен автограф Симонова для Анны Вячеславовны.

5) Главная героиня чувствовала вину перед своим мужем.

7

Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Вместо этого она принялась размышлять, как на пятьдесят рублей прожить оставшиеся до пенсии дни.

2) Анне Вячеславовне дали телефон какого-то антиквара, который может приехать на дом и купить все за живые деньги.

3) . «Мы с Алешей познакомились уже после войны, — рассказывала она, — он был фронтовик, герой, а я девчонка, школу только заканчивала.

4) Анна Вячеславовна прожила ужасный месяц.

5) Это касалось только ее и Алеши, с которым ей скоро предстояло увидеться.

8

Выполните лексический анализ слова. Замените книжное слово «ВЕТХИЙ» стилистически нейтральным синонимом (предложение 48).

Напишите этот синоним.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.


9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3

Как Вы понимаете значение слов Жизненные ценности? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?» взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2

(1)В Солнечной системе имеется немало самых различных свободных небесных тел, не имеющих собственных орбит. (2)Такими телами могут быть астероиды, метеориты, кометы, а также свободные луны, не принадлежащие Солнечной системе. (3)В Космосе также достаточно "мусора" - обломков разрушенных в результате столкновения или взрыва небесных тел. (4)Давно известно, что на Землю, луны и другие планеты нередко падают метеориты и другие небесные тела. (5)Земля и другие планеты неплохо защищены от таких "бомбардировок" своей атмосферой, в которой сгорает большинство небольших падающих объектов. (6)А вот луны, не имеющие атмосферы, буквально испещрены ударными кратерами. (7)Солнце, в силу своего гигантского притяжения, в тысячи раз чаще подвержено таким "бомбардировкам". (8)Но в отличие от лун, где каждое падение навечно оставляет след, огонь на поверхности Солнца уничтожает со временем все следы падений.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) имеется немало тел (предложение 1)

2) достаточно мусора (предложение 3)

3) известно (предложение 4)

4) луны испещрены (предложение 6)

5) подвержено (предложение 7)

3

Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодой человек взял их (1) и до того рассердился (2)что хотел было уже (3)одуматься (4) вспомнив (5) что идти больше некуда (6)и что он еще (7)и за другим пришел.

4

Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «управляла точно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5

Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СТЕЛЮТ — в окончаниях глагола I спряжения настоящего времени в 3 лице множественного числа пишется буква У/Ю.

2) СВЕРХИНТЕРЕСНАЯ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, всегда пишется И согласно произношению.

3) СГОВОРИЛИСЬ — правописание приставки С- зависит от последующей согласной.

4) ЧЁЛКА — в корнях существительных после шипящей всегда пишется Ё.

5) ВЕТРЕНЫЙ (день) — слово-исключение.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9

   (1)В автобусе было душно и очень тесно. (2)Его зажали со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром. (3)Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. (4)А потом началась война. (5)Он не любил вспоминать то, что он пережил там, зачем ворошить прошлое. (6)Но каждый год двадцать второго июня он запирался в своей квартире, не отвечал на звонки и никуда не ходил. (7)Он вспоминал тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не вернулся. (8)Война была для него и личной трагедией: во время боев под Москвой и Сталинградом погибли его отец и старший брат.

     (9)Сейчас это казалось таким далёким, что будто бы и не было совсем этой проклятой войны. (10)Но рана была слишком глубокой, чтобы забыть об этом так быстро.

     (11)Был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. (12)Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе), был теплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. (13)Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. (14)«Почему я не уступил ему место?» – этот вопрос терзал его день изо дня. (15)Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.

     (16)Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слез обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого возраста, к ветеранам, которые потом и кровью заслужили победу и право на жизнь и свободу для своих потомков.

     (17)Автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. (18)Вдруг к нему подошел мальчик лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на мое место, я вижу, как Вам тяжело стоять». (19)У старика навернулись слёзы на глаза. (20)Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы. (21)Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности, они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека.

(По Л. В.Боевой*)

*Боевая Лалита Васильевна – учитель начальных классов.

6

Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старик любил вспоминать то, что он пережил на войне.

2) Время от времени к герою возвращалось постыдное воспоминание из детства.

3) Отец и старший брат главного героя погибли во время Сталинградской битвы.

4) Десятилетний мальчик оказался добрым, заботливым, воспитанным.

5) Старик верил, что не всё потеряно для русского человека.

7

Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе), был теплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей.

2) Его замяли со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром.

3) Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу.

4) Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности, они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека.

5) Автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее.

8

Выполните лексический анализ слова. Подберите синоним к слову СЛУЧАЙ (предложение 11).

Напишите этот синоним.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.


9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.В. Щербы: «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «… глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3

Как Вы понимаете значение слова Человечность? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое человечность?» взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 3

Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2

(1)Семь чудес света — список самых прославленных сооружений архитектуры. (2)Сам выбор числа освящён древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против ФивСемь мудрецов и т. п.). (3)Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. (4)Их надо было знать уже в школе, о них писали учёные и поэты. (5)В тексте одного египетского папируса упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. (6)«Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) выбор освящен (предложение 2)

2) упоминания появляются, начиная (предложение 3)

3) их надо было знать (предложение 4)

4) упоминаются имена (предложение 5)

5) одни сменяли другие (предложение 6)

3

Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Обреченная остаться старой девой (1) дочь избрала этот удел (2)ведь тетка не нашла следов ни беды (3)ни скорби (4)а всего лишь спокойное (5)совершенно непроницаемое лицо  женщины в домотканом платье (6)и широкополой шляпе.

4

Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «изделие из войлока», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5

Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЕЗЫДЕЙНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.

2) РАСКРЫЛ – правописание приставки РАС- зависит от последующего согласного.

3) КОСА — правописание корня с чередованием  зависит от суффикса –А-.

4) ПРИКЛЕЕШЬ — на конце глагола только после шипящей Ш пишется мягкий знак.

5) НАРИСОВАНА — в суффиксах кратких страдательных причастий пишется -Н-.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1)В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. (2) Неделю не ходит, две...

(3)Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой.

(4)Дверь открыла Левина мама. (5)Лицо у неё было очень грустное.

(6)Ребята поздоровались и робко спросили:

— Почему Лёва не ходит в школу? (7)Мама печально ответила:

— Он больше не будет учиться с вами. (8)Ему сделали операцию. (9)Неудачно. (10)Лёва ослеп и сам ходить не может...

(11)Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

— А мы его по очереди в школу водить будем.

(12)— И домой провожать.

(13)— И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

(14)У мамы на глаза навернулись слёзы. (15)Она провела друзей в комнату. (16)Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.

(17)Ребята замерли. (18)Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. (19)Лёва с трудом сказал:

— Здравствуйте.

(20)И тут со всех сторон посыпалось:

— Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

(21)— А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

(22)— А я по истории.

(23)Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. (24)По лицу мамы градом катились слёзы.

(25)После ухода ребята составили план — кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.

(26)В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.

(27)А как замирал класс, когда Лёва отвечал! (28)Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!

(29)Учился Лёва прекрасно. (30)Лучше учиться стал и весь класс. (31)Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. (32)И ребята старались. (33)Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. (34)Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...

(35)Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. (36)И там нашлись друзья, которые стали его глазами.

(37)После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.

(38)Не счесть людей, прозревших для добра.

(По Б.Ганаго*)

*Борис Ганаго – известный детский белорусский православный писатель.

6

Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дети дразнили Леву.

2) Лева не хотел ходить в школу.

3) Ребята не хотели ходить к однокласснику домой, но их заставляла учительница.

4) Мальчик, потерявший зрение, стал известным математиком.

5) У Левы были настоящие друзья, которые не бросили его в трудную минуту.

7

Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

2) У мамы на глаза навернулись слёзы.

3) Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой.

4) И там нашлись друзья, которые стали его глазами.

5) Не счесть людей, прозревших для добра.

8

Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте синоним к слову НЕСЧАСТЬЕ (предложение 18). Напишите этот синоним.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.


9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н. Арутюновой: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет». 

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Не счесть людей, прозревших для добра».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3

Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?» взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 4

Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2.

 (1)Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. (4)Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. (5)Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком. (6)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (7)Мы познакомились. (8)Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) прошло несколько недель (предложение 1)

2) Иван Кузмич был человек (предложение 3)

3) согласовалось (предложение 4)

4) Марья Ивановна перестала (предложение 6)

5) он был (предложение 8)

3

Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Переулок был весь в садах (1)и у заборов росли (2)бросавшие теперь широкую тень (3)липы (4)так что заборы и ворота на одной стороне (5)совершенно утопали в потёмках.

4

Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «плотность костей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5

Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЛАЮЩИЙ — в действительных причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения, пишутся суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-.

2) СОЛОМЕННАЯ — слово-исключение.

3) ПО-МОЕМУ — приставка ПО- с наречиями пишется всегда слитно.

4) ТУЧ—существительные 1 склонения множественного числа в родительном падеже пишутся без Ь.

5) НЕГОДУЯ — приставка НЕ- с деепричастиями пишется всегда слитно.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

     (1)Федька давно мечтал о велосипеде. (2)Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. (3)Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.

     (4)А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. (5)Именно такой, о котором Федька мечтал! (6)Уж был бы хоть другого цвета, что ли…

     (7)Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. (8)К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.

     (9)Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… (10)Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.

     (11)Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. (12)Непутевый, так звали его родственники. (13)Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. (14)Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.

    (15)Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

     – (16)Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

     (17)Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. (18)Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.

     – (19)А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.

     – (20)Можно? (21)А мама пустит?

     – (22)Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.

     (23)Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!

     (24)Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. (25)Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. (26)Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. (27)Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. (28)Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. (29)А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. (30)Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! (31)Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…

     (32)Уже обессилев, Федька выбрался на берег. (33)Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. (34)Дядя Иван сварил уху. (35)Когда только он все успевает. (36)Вот когда он успел поймать рыбу?

     (37)Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. (38)От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. (39)Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. (40)Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.

     (41)Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. (42)Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. (43)Он впервые понял, что такое счастье.

(По Т. Ломбиной*)

* Томара Лобина – современная детская писательница.

6

Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) У Федьки возникло чувство зависти, ведь сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед, о котором так мечтал Федька.

2) Дядька Иван приехал в родное село, так как любил это место и свою работу – пасти коней.

3) У Феди с дядькой были плохие отношения, они не понимали друг друга.

4) Мальчик был в восторге от маленького путешествия с ночевкой, его взгляды на счастье изменились.  

5) Федька продолжал мечтать о велосипеде.

7

Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

2) А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку.

3) Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

4) Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты.

5) Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него.

8

Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте синоним к слову ПРОМЧАЛСЯ (предложение 9). Напишите этот синоним.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.


9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта Андрея Белого: «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3

Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...