Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sshchestvitelnoe.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Имя существительное как часть речи»

(По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой)

Составила: Павлова Н.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10 г. Канаш Чувашской Республики

Цель урока: формировать представление о морфологическом богатстве имени существительного.

Задачи:

учебные:

- закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные в начальной школе;

развивающие:

- развивать мышление, речь, умение сравнивать, классифицировать, оценивать свои результаты.

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, через упражнения прививать любовь к спорту, желание вести здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:

предметные:
- вспомнить морфологические признаки имен существительных;

- выработать умения находить существительное в предложении;

- выявлять синтаксическую роль в предложении;
метапредметные:

- понимание информации устного и письменного сообщения;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

личностные:

- осознание роли имени существительного в русском языке;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
- прием рефлексивной деятельности;
- метод конкретизации целей обучения;

- метод исследования;
- метод обсуждения новых знаний;
- метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, посильных опыту школьников.
Оборудование: карточки, презентация, раздаточный материал, учебники.

Ход урока

- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой.

Прозвенел звонок и смолк, начинается урок, вы за парты тихо сели на меня все посмотрели

- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите смайлики.

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока. (А у кого настроение не очень хорошее, надеемся, что оно изменится в течение урока в лучшую сторону).

- Итак, начинаем урок.

Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми смайликами

Создание благоприятной атмосферы

Личностные: интересуются изучением русского языка, традициями и ценностями родной культуры; создание ситуации успеха.

2. Создание проблемной ситуации

На доске карта, где странами являются разделы русского языка.

- Посмотрите на доску, что вы видите здесь?

- Эта карта необычная, она не похожа на те карты, с которыми вы работаете на уроках географии. В чем ее необычность?

- Правильно. Давайте вспомним, кто живет в этих странах.

-Карту.

- На этой карте странами являются разделы русского языка: Фонетика, Орфография, Морфемика, Лексика и т.д.

Разминка.

коммуникативные, познавательные

Создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений

Игровая ситуация

- У меня в руках карточки, на которых записаны изученные нами лингвистические понятия – «жители» мира Русского языка. Я прошу каждого из вас сейчас выбрать карточку и, объяснив, поместить ее на карте в конвертик нужной страны


-Какая страна у нас осталась пустой, без жителей?

- Кто знает, кто живет в этой стране? Что изучается в разделе Морфология?

- Давайте послушаем, что же обозначает это слово?


- Как вы думаете, в каком из этих значений употреблено слово Морфология на нашей карте?

- Перечислите, какие же части речи живут в стране Морфология.

Карточки:

1. Синонимы, антонимы, омонимы. ( Лексика)

2. Словосочетание и предложение. (Синтаксис)

3. Звуки речи. (Фонетика)

4. Знаки препинания в предложениях (Пунктуация)

5. Правила постановки ударения. (Орфоэпия)

6. Правильное написание слов. (Орфография)

7. Алфавит. (Графика)

#1050;орень, приставка, суффикс, окончание. (Морфемика)


- Морфология

- Части речи

Заранее подготовленный ученик зачитывает словарную статью из словаря Ожегова.

-Во 2 значении

Учащиеся перечисляют знакомые им части речи

учебное сотрудничество


индивидуальная и совместная учебная работа


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из ответов высказываний одноклассников

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в 1 из городов Морфологии, который называется ПРЕДМЕТИНСК.

Как вы думаете, кто живет в этом городе? Правильный ответ поможет нам определить тему урока.

-Правильно. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему сегодняшнего урока – «Имя существительное как часть речи»)


- Чтобы совершить экскурсию, нам нужно определить маршрут, т.е. цели нашего урока. С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Учитывая это, давайте попробуем сформулировать цели урока.

- Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: вспомните, что обозначает имя существительное, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

Слово Предметинск имеет корень -предмет-, а предмет обозначает имя существительное, значит в этом городе живут имена существительные, и наша тема –Имя существительное).


Ответ учащегося

метод решения и обсуждения проблемной задачи и ситуаций, посильных опыту школьников



Метод конкретизации целей обучения

Умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя


3. Актуализация знаний

-Итак, начинаем нашу экскурсию, поближе познакомимся с жителями г.Предметинск.

И 1 задание такое: на слайде вы видите слова. Давайте прочитаем их и объясним правописание пропущенных букв:

Коньки, л..довый, соревноваться, лыжня, катание, зимний, спускат…ся с горы, сп…ртсмен, фигурист, горнолыжный, хоккеист, ледяная площа…ка, чемпион.

- Какой темой объединены данные слова?

- Мы не случайно обратились к этой теме, ведь в феврале, в России отмечается День зимних видов спорта.

- Какие зимние виды спорта вам известны, и что вы о них знаете?


Объясняют орфограммы

- Все эти слова связаны с темой «Зимние виды спорта»

- Ответы детей сопровождаются показом слайдов


Метод обсуждения новых знаний



Личностные:

осознают свои возможности в учении, трудности и стремятся к их преодолению;


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из ответов высказываний одноклассников и из мультимедийной презентации , делают выводы;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: обсуждают, задают вопросы с целью получения необходимой информации.

Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой по шаблону.

- А сейчас вернемся к нашим словам (на слайде).

Задание: выпишите только те слова, которые обозначают предмет в 2 столбика: 1) КТО? и 2) ЧТО?

-Проверим. Как называются слова 1 столбика? …2 столбика?

-Какой вывод о существительных можно сделать из этого упражнения?

Имена существительные отвеч. на вопр. кто? или что?, обозначают предмет, бывают одушевленными и неодушевленными

индивидуальная и совместная учебная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации

Физминутка

Физкультминутка

1. Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками)

Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,(Вращение туловищем)

Он деревья крутит, вертит ( вправо и влево).

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет, Прыжки.

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

Здоровьесберегающий

Работа с текстом

Текст

Катание на коньках – один из самых красивых и сложных видов зимнего активного отдыха. Оно доставляет многим огромное удовольствие. И не только!

Катание на свежем морозном воздухе закаляет организм. Иммунитет начинает лучше справляться с болезнями и инфекциями. Повышается выносливость, человек учится управлять своим телом. Кроме того, коньки очень полезны для осанки и суставов.

Таким образом, выбирая катание на коньках, человек не только получает массу положительных эмоций, но и укрепляет свое здоровье.

- Прочитайте текст.

-Определите тему и основную мысль текста.

-Определите тип текста, Докажите.

- Тема – катание на коньках, основная мысль – «катание на коньках – приятный и полезный вид спорта»

Тип текста – рассуждение. Здесь есть ТЕЗИС - Катание на коньках – один из самых красивых и сложных видов зимнего активного отдыха, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – почему катание на коньках полезно и приятно,

ВЫВОД – последнее предложение

метод обсуждения новых знаний;

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из ответов высказываний одноклассников и из мультимедийной презентации , делают выводы;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: обсуждают, задают вопросы с целью получения необходимой информации.

Работа с учебником.

- Поработаем с учебником. Откройте стр. 46. Прочитайте правило, которое здесь дается.

- Что еще вы вспомнили о сущ., прочитав правило?


Задание по тексту:

- Вернемся к нашему тексту. Следующее задание по рядам: выписать существительные в той форме, в которой они употреблены в тексте.

1 ряд выписывает 3 сущ. м.р. ;

2 ряд – 3 сущ. ж. р.,

3 ряд -3 сущ. ср.р.

-Определите падеж и число у выписанных слов.

Выявление морфологических признаков существительного

Выявление синтаксической роли существительного

- Имена существительные живут в городе Предметинске, в стране Морфология. А работают в государстве Синтаксис, где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами.

- Давайте выпишем из текста первое предложение 2 абзаца и разберем его по членам.

- Какой вывод о существительных можно сделать из этого упражнения?


- Они бывают м.р., ж.р, ср.р., изменяются по падежам и числам, в предложении бывают любым членом


- Давайте сделаем вывод о существительных из этого упражнения. (Существительные бывают ж., м. и ср. рода


Проверка



В предложении существительные чаще всего бывают подлежащим, дополнением и обстоятельством

Самостоятельная работа



Учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию



личностные:

осознают свои возможности в учении, трудности и стремятся к их преодолению;


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из ответов высказываний одноклассников и из мультимедийной презентации , делают выводы;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: обсуждают, задают вопросы с целью получения необходимой информации.

4. Работа в группах. Подготовка к устной части ОГЭ

- А сейчас поработаем в группах.

Перед вами фотографии. (Каждая группа получает фотографию по теме «Зимние виды спорта»)

- Вам нужно устно описать ее по плану, который дается под фотографией.

Работа в группах



совместная учебная работа

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что нового узнали на уроке?


- Какие трудности у вас появились в процессе работы?


- Как вы их преодолевали?


- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?


- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

(Выставляет оценки)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют маршрутный лист.

индивидуальная работа

Регулятивные: оценивают свою работу.


Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

  1. Домашнее задание

Выполнить упражнение 473 или 474, стр. 45 ( по выбору)

Записывают в дневник

индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"

Цель урока:  1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»

Тема: Местоимение как часть речи.  Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК:  Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....

конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи".

Конспект предназначен для студентов 1 курса колледжа, составлен по учебнику Н.Г. Голцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной....

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...