Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Ежеменская Наталья Николаевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, М.: Просвещение, 2019 г.

В 5 классе на изучение русского языка отводится в год 162 часа.

РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

2.  Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc403 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 167»

(МБОУ «СОШ № 167»)

Рассмотрено                                                                                                                                                                      «Утверждаю»

на заседании педагогического совета                                                                                                                             директор школы

Протокол № 1                                                                                                                                                                    А. Г. Казанцев

от 31.08.2020 г.                                                                                                                                                                  Приказ № __________        

                                                                                                                                                                                            от «_____»___________2020 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по родной (русской) литературе

основного общего образования (5 класс ФГОС ООО)

Новосибирск 2020

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, М.: Просвещение, 2019 г.

В 5 классе на изучение русского языка отводится в год 162 часа.

РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

2.  Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  

- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

•        адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

•        владение разными видами чтения;

•        адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

•        способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски  учебного  назначения,   ресурсы  Интернета;   свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

•        овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

•        умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

•        способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•        умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

•        умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

•        способность свободно, правильно излагать свои мыслив устной и письменной форме;

•        владение различными видами монолога и диалога;

•        соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,  грамматических,  стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

•        способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

•        способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

•        умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2)        Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Планируемые предметные результаты освоения ООП

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Ученики 5 класса  научатся:

•        основным сведениям о языке;

•        выявлять роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устную и письменную, монолог, диалог, сферу и ситуацию речевого общения;

•        основным признакам разговорной речи, научному, публицистическому, официально-деловому стилям, языку художественной литературы;

•        основным жанрам научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

•        признакам текста и его функционально-смысловым типам (повествования, описания, рассуждения);

•        основным единицам языка, их признакам; нормам русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормам речевого этикета.

Ученики 5 классаполучат возможность научиться:

Аудирование:

•        понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

•        выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

Фонетика и графика:

•        выделять в слове звуки речи;

•        давать им фонетическую характеристику;

•        различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

•        разбирать слова фонетически;

Орфоэпия:

•        правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

•        опознавать звукопись как поэтическое средство;

•        использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

•        разбирать слова орфоэпически;

•        работать с орфоэпическим словарем;

Лексика:

•        употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

•        толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

•        опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;

•        пользоваться толковым словарем;

Словообразование:

•        выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);

•        подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

•        по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

•        разбирать слова по составу;

•        пользоваться словарем морфемного строения слов;

Морфология:

•        квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

•        правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

•        образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

•        разбирать слово морфологически;

Синтаксис:

•        выделять словосочетания в предложении;

•        определять главное и зависимое слово;

•        определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;

•        составлять простые и сложные предложения изученных видов;

•        разбирать простое предложение синтаксически;

Орфография:

•        находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

•        правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;

•        пользоваться орфографическим словарем;

Пунктуация:

•        находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

•        обосновывать выбор знаков препинания;

•        расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

Связная речь:

•        определять тему и основную мысль текста, его стиль;

•        составлять простой план текста;

•        подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);

•        писать сочинения повествовательного характера;

•        совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Язык и общение.

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Повторение изученного в начальных классах.

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

I. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: Главные и зависимые слова в словосочетании.

Предложение: простое предложение; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при нем.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в наличие реплик диалога.

II. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфография. Графика.

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи.

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова.  Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- -раст-. Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ие, -ий. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное.

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, числам, падежам, а кратких – по родам и числам.

II. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол.

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тся (-ться), -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер – бир-, -дер – дир-, -мер – мир-, -пер – пир-, -тер – тир-, -стел – стил-. Правописание  не с глаголами.

II. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного  в 5 классе.

РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

         

Кол-во часов

Контр. работы

Разв. речи

Рег. комп.

Язык и общение

3

1

Повторение изученного в начальных классах.

22

1            

2

Синтаксис. Пунктуация. Культура Речи.

29

4

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

12

1

2

Лексика. Культура речи.

9

1

3

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

2

1

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

18

1

3

Имя прилагательное.

12

1

3

Глагол.

26

1

5

Повторение и систематика изученного.

9

1

ВСЕГО

162

13

23

0

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС (162 часа)

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Язык – важнейшее средство общения

(2 ч. + 1 ч.)

1.

1. Язык и человек. Общение устное и письменное.

§1, 2

Урок «открытия» нового знания.

1

2.

2. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.

 § 3, 4

Урок «открытия» нового знания.

1

3.

3. Р/р.

Стили речи (научный, художественный, разговорный)

§5

Урок общеметодической

направленности.

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем (21 ч. + 4 ч.)

4.

  1. 1. Звуки и буквы. Произношение и правописание.

 §6

Урок рефлексии.

1

5.

2. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

§7§8

Урок общеметодической

направленности.

1

6.

3. Правописание

проверяемых

безударных гласных

в корне слова (продолжение).

§8

Урок общеметодической

направленности.

1

7.

4. Правописание непроверяемых  безударных

гласных в корне слова.

§8

Урок рефлексии.

1

8.

5. Правописание

проверяемых   согласных в корне слова.

§9

Урок рефлексии.

1

9.

6. Правописание непроверяемых и

непроизносимых

согласных в корне слова.

§10

Урок «открытия» нового знания.

1

10.

7. Правописание букв И, У,А  после шипящих

§11

Урок общеметодической

направленности.

1

11.

8. Разделительные Ъ и Ь.

§12

Урок общеметодической

направленности.

1

12.

9. Раздельное написание предлогов с другими  словами.

§13

Урок общеметодической

направленности.

1

13.

10. Практикум по теме «Морфология. Орфография».

Урок общеметодической

направленности.

1

14.

12. Р/р. Текст.   Тема текста.

§14

Обучающее изложение

(подробное, по плану) (По Г.А. Скребицкому, упр.66)

§14

Урок развивающего

 контроля.

1

15.

13. Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа.

§15

Урок «открытия» нового знания.

1

16.

14. Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Раздельное написание НЕ с глаголами.

§15

Урок «открытия» нового знания.

1

17.

15. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

 §17, 19

Урок рефлексии.

1

18.

16. Правописание гласных

 в личных окончаниях глаголов.

§ 19

Урок общеметодической

направленности.

1

19.

18. Имя существительное:

склонение, род, число,

падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях

Буква Ь на конце существительных после шипящих.

§20

Урок общеметодической

направленности.

1

1,10

20.

19. Практикум по теме «Морфология. Орфография».

Урок рефлексии.

1

21.

20. Имя прилагательное:

род, падеж, число.

Правописание

гласных в падежных

окончаниях прилагательных. §21

Урок «открытия» нового знания.

1

22.

21. Р/р.

Основная мысль текста.

§23

Обучающее сочинение по впечатлениям

(по картине А.А.Пластова «Летом»). Правка текста.

§21, упр. 106.

Урок развивающего

 контроля.

1

23.

22. Местоимения 1,2,3 лица.

Наречие (ознакомление).

§22

Урок «открытия» нового знания.

1

24.

 Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием

по теме  «Повторение изученного в начальных классах».

Урок развивающего

 контроля.

1

25.

25. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Урок рефлексии.

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

(26ч. + 6 ч.)

26.

1. Синтаксис и пунктуация как раздел науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание, предложение, текст.

§ 24, 25

Урок «открытия»

нового знания.

1

27.

2. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Разбор словосочетания.

§26

Урок «открытия»

нового знания.

1

28.

3. Предложение.

Простое предложение. Виды простых

предложений

по цели высказывания:

повествовательные,

побудительные,

вопросительные.

§28

Урок общеметодической

направленности.

1

29.

5. Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения.

Урок общеметодической

направленности.

1

30.

  1. 6. Р/р.

Обучающее сочинение-повествование.

Устный отзыв о сочинении товарища (упр.152 – 154).

Урок общеметодической

направленности.

1

31.

7. Практикум по теме

«Словосочетание и

предложение».

Урок общеметодической

направленности.

1

32.

8.Члены предложения.

Главные члены предложения.  

Подлежащее. Сказуемое.

§31, 32

Урок общеметодической

направленности.

1

33.

9. Тире между подлежащим и сказуемым.

§34

Урок «открытия»

нового знания.

1

34

10. Нераспространённые и

распространённые предложения.

§35

Урок общеметодической

направленности.

1

35

11. Второстепенные

члены предложения

(с двумя главными членами).

§ 36

Дополнение.

§37

Урок общеметодической

направленности.

1

36

12. Определение.

§38

Урок общеметодической

направленности.

1

37

13. Обстоятельство.

§39

Урок общеметодической

направленности.

1

38

14. Закрепление темы

«Второстепенные члены предложения».

Урок общеметодической

направленности.

1

39

15. Предложения с

однородными членами,

связанными союзами.

 §40

Урок рефлексии.

1

40

16. Знаки препинания в

предложениях с однородными членами.

Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И.

§41

Урок рефлексии.

1

41.

17.Обобщающие слова

при однородных членах предложения.

Урок «открытия»

нового знания.

1

42.

18. Проверочная работа по теме  «Однородные члены предложения».

Урок развивающего контроля.

1

43.

19.Обращение.

Знаки препинания при обращении.

§42

Урок «открытия»

нового знания.

1

44.

20. Р/р.

Письмо как одна из

разновидностей текста. §43

Урок развивающего контроля.

1

45.

21. Синтаксический и

пунктуационный разбор

простого предложения.

§ 44, 45

Урок рефлексии.

1

46.

22. Простые и сложные предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

§46

Урок общеметодической

направленности.

1

47.

23. Простые и сложные предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении) (продолжение).

§46

Урок общеметодической

направленности.

1

48.

24. Синтаксический разбор сложного предложения.

§47.

Урок рефлексии.

1

49.

25. Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис простого предложения».

Урок развивающего контроля.

1

50.

27. Работа над ошибками,

допущенными в контрольной работе.

Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи.

§48

Урок «открытия»

нового знания.

1

51.

28. Р/р.

Диалог. Этикетные диалоги.

Тире в начале реплик диалога.

§49

Урок «открытия»

нового знания.

1

52.

30.  Повторение темы

«Синтаксис, пунктуация,

культура речи».

Урок рефлексии.

1

53.

31. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис и пунктуация».

Урок развивающего контроля.

1

54.

32. Работа над ошибками,

допущенными в контрольной работе.

Урок рефлексии.

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Культура речи (10 ч. + 3 ч.)

55.

 1.Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки.

§51

Урок общеметодической направленности.

1

56.

2. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. 3. Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

§52, 53, §54

Урок общеметодической

 направленности.

1

57.

3. Р/р.

Подготовка к подробному обучающее

изложение повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).

§55

Упр.282-283

Урок общеметодической

 направленности.

1

58.

4. Р/р.

Написание подробного обучающего

изложения повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).

§55

Упр.282-283

Урок общеметодической

 направленности.

1

59.

5. Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков.

§56

Урок общеметодической

 направленности.

1

60.

6. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит.

§57,58

Урок общеметодической

направленности.

1

61.

7. Обозначение мягкости

согласных с помощью

мягкого знака.

§60

Урок рефлексии.

1

62.

8. Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я.

§61

Урок «открытия»

нового знания.

1

63.

9. Орфоэпия.

Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

§61

Урок общеметодической

направленности.

1

64.

10. Фонетический разбор слова.

§63

Урок рефлексии.

1

65.

12. Повторение по теме

 «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Урок рефлексии.

1

66.

13. Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Урок развивающего контроля.

1

Лексика. Культура речи (7 ч. + 4 ч.)

67.

1. Работа над ошибками контрольного теста.

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

§64

Урок общеметодической направленности.

1

68.

2. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и

 многозначные слова.

§64

§65

Урок общеметодической направленности.

1

69.

3. Прямое и переносное

значение слов.

§66

Урок «открытия»

нового знания.

1

70.

4. Омонимы.

§67

Урок «открытия»

нового знания.

1

71.

5. Синонимы.

§68

Урок «открытия»

нового знания.

1

72.

6. Р/р.

Контрольное сочинение № 1. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Описание изображённого

на картине.

Упр. 358.

Урок общеметодической

 направленности.

1

73.

7. Р/р.

Контрольное сочинение №1.

Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Сочинение-описание изображённого на картине.

Упр. 358.

Урок общеметодической направленности.

1

74

8. Р. Р Работа над ошибками. Антонимы.

Толковые словари.

§69

Урок общеметодической

направленности.

1

75

9. Повторение

темы «Лексика. Культура речи». Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи».

Упр.367.

Урок общеметодической

направленности.

1

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч. + 2 ч.)

76

1. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема.

Изменение и образование слов.

§70,71

Урок «открытия»

нового знания.

1

77.

2. Основа и окончание в самостоятельных словах.

Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

§72,73

Урок общеметодической

направленности.

1

78.

3. Корень слова, его назначение в слове.

§74

Урок рефлексии.

1

79.

4. Р/р.

Рассуждение, его структура

и разновидности.

Рассуждение в повествовании.    

§75, упр.389.

Урок общеметодической

направленности.

1

80.

5. Суффикс, его назначение в слове.

§76

Урок общеметодической

направленности.

1

81.

6. Приставка, её назначение в слове.

§77

Урок рефлексии.

1

82.

8. Закрепление по теме «Морфемика».

Урок общеметодической

направленности.

1

83.

9. Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные.

§78,79

Урок общеметодической

направленности.

1

84.

10. Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные.

§78,79

Урок общеметодической

направленности.

1

85.

11. Морфемный

 разбор слова.

 §81

Урок рефлексии.

1

86.

12. Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография».

Урок

развивающего контроля.

1

87.

14. Правописание гласных и согласных в приставках.

§82

Урок «открытия»

нового знания.

1

88.

15. Буквы З и С на конце приставок.

§83

Урок «открытия»

нового знания.

1

89.

16. Буквы З и С на конце приставок (продолжение).

§83

Урок «открытия»

нового знания.

1

90.

17. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-.

 §84

Урок «открытия»

нового знания.

1

91.

18. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-.

§85

Урок «открытия»

нового знания.

1

92.

19. Буквы Е-О

после шипящих в корне.

 §86

Урок «открытия»

нового знания.

1

93.

20. Буквы И-Ы после Ц.

§87

Урок «открытия»

нового знания.

1

94.

21. Повторение

изученного по теме «Морфемика. Орфография».

Проверочная работа.

Урок рефлексии.

1

95.

22. Повторение

изученного по теме «Морфемика. Орфография».

Проверочная работа (продолжение).

Урок рефлексии.

1

96.

23. Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика. Орфография».

Урок развивающего

Контроля.

1

97.

24. Работа над ошибками.

Урок рефлексии.

1

Морфология. Орфография. Культура речи (45 ч.+ 12 ч.)

Имя существительное (15 ч. + 3 ч.)

98.

1. Имя существительное

как часть речи.

§89

Урок общеметодической

направленности.

1

99.

2. Р/р.

Доказательство и объяснения в рассуждении.

§90, упр.477

Урок общеметодической

направленности.

1

100

3. Имена существительные

одушевлённые и неодушевлённые (повторение).

§91

Урок «открытия»

нового знания.

1

101.

4. Род имён существительных.

§94

Урок общеметодической

направленности.

1

102-103.

5-6. Р/р.

Обучающее сжатое изложение-

повествование

(Е. Пермяк

«Перо и чернильница»).

Упр.496

Урок общеметодической

направленности.

2

104.

7. Имена существительные,

которые имеют форму только единственного числа.

 §96

Урок общеметодической

направленности.

1

105.

8.Три склонения имён

 существительных.

 §97

Урок общеметодической

направленности.

1

106.

9. Падеж имён существительных.

§98

Урок общеметодической

направленности.

1

107.

10.Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных в

 единственном числе.

§99

Урок общеметодической

направленности.

1

108.

11.Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных в

 единственном числе (продолжение).

§99

Урок общеметодической

направленности.

1

109.

12. Множественное

число имён существительных.

§100

Урок рефлексии.

1

110.

13. Множественное

число имён существительных (продолжение).

§100

Урок рефлексии.

1

111.

14. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

§101

Урок рефлексии.

1

112.

15. Повторение темы

 «Имя существительное»

Урок общеметодической

направленности.

1

113.

16. Морфологический разбор имени существительного.

§93

Урок рефлексии.

1

114.

17. Контрольный

 диктант №5 по теме «Имя существительное».

Урок

развивающего контроля.

1

115.

18. Работа над ошибками.

Урок рефлексии.

1

Имя прилагательное (9 ч. + 3 ч.)

116.

1.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль

имени прилагательного.

§102

Урок общеметодической

направленности.

1

117.

2.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль

имени прилагательного (продолжение).

§102

Урок общеметодической

направленности.

1

118.

3. Правописание гласных

в падежных окончаниях

прилагательных с основой

на шипящую.

§103

Урок рефлексии

1

119.

4.Правописание гласных

в падежных окончаниях

прилагательных с основой

на шипящую (продолжение).

§103

Урок рефлексии

1

120.

5. Р/р.

Контрольное сочинение № 2.

Подготовка к написанию сочинения-описания животного.

Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).

 (А. Куприн «Ю-ю»)

§104, упр.587.

Урок общеметодической

направленности.

1

121.

6. Р/р.

Контрольное сочинение № 2.

Написание сочинения-описания животного. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).

 (А. Куприн «Ю-ю»)

§104, упр.587.

Урок общеметодической

направленности.

1

122

7. Р/р.

Работа над ошибками.

Прилагательные полные и краткие.

 §105

Урок рефлексии.

1

123

8. Прилагательные полные и краткие (продолжение).

 §105

Урок общеметодической

направленности.

1

124

9. Морфологический разбор имени прилагательного.

§106

Урок рефлексии.

1

125.

10. Повторение по теме

«Имя прилагательное».

Урок рефлексии.

1

126.

11. Контрольный

диктант № 6 по теме «Имя прилагательное».

Урок развивающего контроля.

1

127.

12. Работа над ошибками.

Урок рефлексии.

1

Глагол (21 ч. + 6 ч.)

128.

1. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола.

§107

Урок общеметодической

направленности.

1

129.

2. НЕ с глаголами.

§108

Урок рефлексии.

1

130.

3. Р/р.

Понятие о рассказе, его

особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы.

§109

Урок общеметодической

направленности.

1

131.

4. Неопределённая форма глагола. Инфинитив на

ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ).

§110, 111

Урок общеметодической

направленности.

1

132.

5. Р/р.

Обучающее устное изложение.

Упр.634.

Урок общеметодической

направленности.

1

133.

6. Правописание

 ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола (повторение).

§111

Урок общеметодической

направленности.

1

134.

7. Виды глагола.

Совершенный и

несовершенный вид глагола.

§112

Урок «открытия»

нового знания.

1

135.

8. Виды глагола.

Совершенный и

несовершенный вид глагола (продолжение).

§112

Урок «открытия»

нового знания.

1

136.

9. Буквы Е-И в корнях

 с чередованием

 (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)

§113

Урок «открытия»

нового знания.

1

137.

10. Р/р.

Невыдуманный рассказ о себе.

§114.

Урок развивающего

контроля.

1

138.

11. Время глагола.

Прошедшее время глагола.

§115

Урок «открытия»

нового знания.

1

139.

12. Настоящее время глагола.

§116

Урок «открытия»

нового знания.

1

140.

13. Будущее время  глагола.

§117

Урок «открытия»

нового знания.

1

141.

14. Спряжение глаголов.

§118

Урок общеметодической

направленности.

1

142.

15. Как определить

 спряжение глагола с

безударным личным окончанием.

§119, 120

Урок «открытия»

нового знания.

1

143.

16. Правописание

 безударных личных

окончаний глаголов.

Урок общеметодической

направленности.

1

144.

17. Правописание

 безударных личных

окончаний глаголов (продолжение).

Урок общеметодической

направленности.

1

145.

18. Р/р.

Составление описаний и диалогов с использованием

глаголов настоящего времени.

Урок общеметодической

направленности.

1

146.

19. Морфологический

 разбор глагола.

§121

Урок рефлексии.

1

147.

20. Р/р.

Контрольное изложение № 2. 

Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с

изменением формы лица (А. Савчук

«Шоколадный торт»).

Упр.699.

 

Урок развивающего контроля.

1

148.

21. Мягкий знак после

шипящих в глаголах во

2-м лице единственного числа

§122

 

Урок общеметодической

направленности.

1

149.

22.Употребление времён.

§123

Урок общеметодической

направленности.

1

150-151.

24. Обобщение по теме

«Глагол». Практикум по теме «Глагол».

Урок общеметодической

направленности.

2

152.

25. Контрольный диктант №7 по теме «Глагол».

Урок

развивающего контроля.

1

153.

26.  Работа над ошибками.

Урок рефлексии.

1

Повторение и систематизация изученного в 5 классе (5 ч.)

154.

1. Разделы науки о языке.

§123.

Урок рефлексии.

1

155-156.

2. Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях.

§124, 125.

Урок рефлексии.

2

157-158.

3. Употребление букв Ь и Ъ.

§126.

Урок рефлексии.

2

159-160.

4. Знаки препинания в

простом и сложном

предложениях и

в предложениях с прямой речью.

§127.

Урок рефлексии.

2

161-162.

5.

Итоговый

контрольный диктант №8 по теме «Повторение в конце года».

Урок

развивающего контроля.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....