Урок русского языка в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Мельникова Галина Васильевна

Открытый урок русского языка в 11 классе.Подготовка к ЕГЭ.Задания по пунктуации.Тесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тесты на пунктуацию.97.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцатое февраля. Классная работа. Пунктуация. Основные правила пунктуации. Тесты.

Слайд 2

Цели урока: 1)Повторить основные правила пунктуации при выполнении 16 – 21 заданий ЕГЭ. 2)С помощью тестов проверить знания учащихся 16 – 21 заданий ЕГЭ.

Слайд 3

Словарная работа Спишите слова, расставьте в них ударение: Изредка аристократия торты позвоним жалюзи углубить шкафы избаловать звонят средства

Слайд 4

Задание 16. - Какие правила нужно повторить, чтобы выполнить данное задание? -Когда однородные члены предложения разделяются запятой, а когда – нет? -Всегда ли в сложносочиненном предложении с союзом И между частями ставится запятая? 4)Солнце — мощный источник как света и тепла так и других излучений. 3)От домов во все стороны шли ряды или деревьев или кустарников или цветов. 1)Ученье да труд все перетрут. Мал золотник да дорог. 2)Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. 5) Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна. 6)Вдруг полился ручьями крупный дождь и один за другим раскатились удары грома.

Слайд 5

ТЕСТ.Задание 16. - Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду. 2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них. 3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью. 4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем. 5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце. Одна запятая необходима: в 4 предложении для разделения однородных членов предложения (при повторяющемся сочинительном союзе ТО-ТО ; в 5-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова. Ответ: 4 и 5

Слайд 6

Задание 17. - Какие знания нужны , чтобы выполнить данное задание? Причастие ( Глагол +прилагательное) Деепричастие (Глагол + наречие) Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой? Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший ? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы : Что делая? Что сделав? Как? Причастный оборот ( обособленное определение) – причастие с зависимыми словами. В предложении, как правило, является необособленным (обычно если стоит перед определяемым словом) либо обособленным (если стоит после определяемого слова) определением . Деепричастный оборот ( обособленное обстоятельство) – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении, как и единичное деепричастие, выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства (выделяется с двух сторон запятыми) и обозначает добавочное действие. - Образуйте причастия и деепричастия от глаголов СТОЯТЬ , ВЗЛЕТАТЬ , МЧАТЬСЯ.

Слайд 7

ТЕСТ.Задание 17. - Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). 2 )Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными. 4)Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова. 3)Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая (4) зимнюю стужу. 1)Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

Слайд 8

Задание 18. - Какие правила нужно повторить, чтобы выполнить данное задание? Обращение — это слово или сочетание слов, обозначающее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения. Обращение произносится с особой (звательной) интонацией, после обращения нужно делать паузу. Звательная интонация — это интонация призыва к собеседнику. Отличие обращения от подлежащего : Часто сложно сразу понять, что в предложении является подлежащим, а что – обращением. Поможет в этом случае простое правило: кроме того, что обращение не является членом предложения, оно также предполагает, что идущий за ним глагол будет стоять в форме второго лица, а не третьего, как в случае с подлежащим: Друг мой , помнишь ли прошлое лето? Друг мой помнит прошлое лето. -Что такое обращение? -Как произносится обращение? - Как отличить обращение от подлежащего?

Слайд 9

Задание 18. -Что такое вводное слово? -Как вводные слова и вводные конструкции выделяются на письме? Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.): На письме вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми . - Какие вы знаете разряды вводных слов по значению? Приведите примеры. Разряды вводных слов по значению: 1 . Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п.: 1.1. Уверенность, достоверность 1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость 2. Различные чувства : 2.1. Радость, одобрение 2.2. Сожаление, неодобрение 2.3. Удивление, недоумение 2.4. Опасение 2.5. Общий экспрессивный характер высказывания 3. Источник сообщения 4. Порядок мыслей и их связь 5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей 6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов 7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание

Слайд 10

По тропке, опершись на подожок, Идет старик, сметая пыль с бурьяна. "Прохожий! Укажи (1)дружок(2) Где тут живет (3) Есенина Татьяна?" "Татьяна... Гм... Да (4)вон (5) за той избой. А ты ей что? Сродни? Аль(6)может(7) сын пропащий?" "Да, сын. Но что(8) старик(9) с тобой? Скажи мне, Отчего ты так глядишь скорбяще ?" ( Сергей Есенин ) ТЕСТ. Задание 18. - Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Пояснение. Приведем верное написание. По тропке, опершись на подожок, Идет старик, сметая пыль с бурьяна. "Прохожий! Укажи, дружок , Где тут живет Есенина Татьяна?" "Татьяна... Гм... Да вон за той избой. А ты ей что? Сродни? Аль, может , сын пропащий?" "Да, сын. Но что, старик , с тобой? Скажи мне, Отчего ты так глядишь скорбяще ?" 1 и 2; 8 и 9; запятые выделяют обращения. 6 и 7 вводное слово. Ответ: 126789

Слайд 11

ТЕСТ.Задание 19. 1)Около деревьев (1) можно посадить луковичные растения (2) яркие пятна (3) которых (4) ранней весной создают ощущение праздника. - Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). 3) Зимой домашнее растение (1) листья (2) которого (3) плохо переносят сухой воздух помещений (4) необходимо ежедневно опрыскивать. 2)Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ. 4) Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

Слайд 12

Задание 20. -Какое предложение называется сложным? -В чем различие между бессоюзным сложным, сложносочиненным и сложноподчиненным предложением? -В чем особенность сложного предложения с различными видами связи?

Слайд 13

1)Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения. ТЕСТ.Задание 20. - Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). 2)Ольга пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой (3) она вспомнила (4) как однажды уже возвращалась домой этой дорогой . 3)Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.

Слайд 14

Задание 21. -По данным примерам сформулируйте правила постановки в предложениях тире и двоеточия. Тигр – хищник . Желание каждого человека – любить и быть любимым. Романтика – это прогулки под луной и полные восхищения глаза. Верность – вот оплот истинных человеческих отношений. «Ребята, давайте жить дружно!» -- воскликнул Леопольд . . Луна вычертила дорожку по морю – легким покрывалом легла ночь . Маринке за хорошую учебу купим путевку на море, а Егорке – новый компьютер. Мечты, надежды, красота – все поглотит неумолимое течение времени. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля , которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа .. Леопольд воскликнул :« Ребята, давайте жить дружно!» Острогою бьётся крупная рыба : щуки, сомы, жерехи, судаки. И всё это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка — напомнило мне далёкие дни детства.

Слайд 15

ТЕСТ.Задание 21.1 - Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома», — говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.

Слайд 16

ТЕСТ.Задание 21.2 - Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом , Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставляют многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

Слайд 17

ТЕСТ. Задание 21.3 - Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка. 2) Оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. 3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. 4) Мы часто путаем два понятия: закат солнца и вечернюю зарю. 5) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. 6) Тогда она овладевает меркнущим небом, разливая по нему множество чистых красок и медленно переходя в поздние сумерки и в ночь. 7) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Слайд 18

Проверочная работа

Слайд 19

Домашнее задание. Выполнить в сборнике подготовки к ЕГЭ вариант23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...