Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: русский язык.
Класс: 6-А.
Дата: 07.12.2023
Тема: «Чередующиеся гласные в корне КОС – КАС. Практикум».
Тип: закрепление полученных знаний
УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2023 г.
Название раздела, темы: Словообразование. Орфография. Культура речи. Чередующиеся гласные в корнях.
Цель: создание условий для закрепления полученных знаний в правописании букв О и А в корнях -кас-, -кос-.
Задачи:
- Познавательные: научиться находить слова с корнями -кас- и -кос- в тексте; различать чередующиеся корни от корней с безударными гласными в корне слова, продолжить обогащать словарный запас.
- Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся.
- Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности; осознавать ценность нравственных норм (уважение и любовь к родителям).
Планируемые результаты:
- предметные:
- закрепление знаний о выборе гласных -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-;
- закрепление умения находить в тексте исключения из правила;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;
- воспитание интереса к изучению предмета;
- личностные УУД:
- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
- осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
- регулятивные УУД:
- участвовать в диалоге по теме;
- формулировать цель урока вместе с учителем;
- вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок;
- вносить свое предположение;
- познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;
- анализ, синтез, умение доказывать;
- коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- Метапредметные:
- развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;
- уметь работать индивидуально, находить общие решения;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Формы: фронтальная, в парах.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Приемы: фронтальный опрос, взаимопроверка, проверка по эталону, самостоятельная работа.
Материалы: учебник, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
I. Организационный этап.
Учитель: приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Учащиеся: готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Учитель: давайте проверим домашнее задание. Какие слова вы написали в столбик с буквой О, а какие с буквой А?
А Касание, касательная, касаться.
О Прикосновение, коснёшься.
Вспоминаем правило.
У кого так, тот выполнил задание верно. Я позже пройдусь и у всех проверю.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Итак, мы с Вами продолжим изучать правописание чередующихся гласных в корнях –кас-// -кос-. Запишите, пожалуйста, дату и тему урока.
Седьмое декабря
Классная работа.
Правописание чередующихся гласных в корнях –кас-// -кос-/ Практикум.
-Ребята, на слайде представлены слова. Прочитайте их внимательно и найдите лишнее. Объясните свой выбор.
Касается
Коснулась
Коса
Слово «коса» лишнее, так как тут представлена орфограмма «Безударная гласная в корне слова».
Давайте теперь сформулируем задачи, которые нам предстоит решить на уроке.
- научиться грамотно писать слова с чередующимися корнями -кас-//-кос-;
- различать написание корней с чередующимися гласными и корней с безударными гласными;
- научиться применять изученное правило на практике.
IV. Этап первичного закрепления знаний.
Ребята, давайте еще раз проговорим наше правило (слайд 4).
- Ребята, перед Вами лежат на партах рабочие листы, Вам необходимо их грамотно заполнить, используя нами ранее изученное правило.
Выполнение задания на рабочем листе.
Слайд 5, 6
V. Физминутка
Учитель: Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.
Коснуться, касаться рукой, косой, соприкосновение, касаются влаги, косичка, касатка.
Касатка – корень касат – словарное слово.
VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Лексический диктант
Используя слова сегодняшней темы урока, замените данные словосочетания синонимами.
Дотрагиваться до стола
Нежно тронул плечо
Иметь отношение к данной теме
Дотрагиваться до стола – касаться стола
Нежно тронул плечо – коснулся плеча
Иметь отношение к данной теме – касается данной темы
Ребята, будут ли эти слова считаться однокоренными? (Да, имеют сходное лексическое значение)
Ребята, но не всегда корни «кас» и «кос» жили беззаботно. Послушайте, пожалуйста сказку.
Лингвистическая сказка
У королевы Орфографии братья-близнецы Кас - Кос жили в мире и согласии. Но вот однажды их мирная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони подальше».
Засомневался корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)
- Как быть корню КОС? Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка назвать однокоренными к словам с чередованием корней кос – кас? Почему?
- Такие корни называются омонимичными. Почему? (одинаково звучат, но имеют разное значение).
коса «прическа»
коса «орудие»
косой – «не прямой»
Выполнить задание на рабочих листах.
Выполнить морфемный разбор слова «косолапый»
- Работа в группах
2. Взаимопроверка.
VII. Рефлексия учебной деятельности. Оценивание. Самооценка
Итог урока
- Чем вам запомнился сегодняшний урок?
- Какие новые знания вы усвоили?
- Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
- Что показалось наиболее интересным?
- Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
- На сегодняшнем уроке мы повторили правописание гласных в корнях с чередованием,
познакомились с темой «Буквы о –а в корне кос-кас» и научились применять это правило на письме.
- Отметки за урок.
- Оцените свои успехи и подчеркните их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Подчеркните одну из пяти фраз:
- У меня не было затруднений.
- Я только слушал предложения и ответы других.
- Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
- Я сам не мог справиться с заданиями.
- Я доволен собой и своей работой.
VIII. Домашнее задание
Уровень «3»: стр. 37 упр. 52;
Уровень «4» - «5» - составить рассказ из 5-6 предложений на свободную тему, употребив слова с корнями -кас- и -кос-. Графически выделить новую орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...




