Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
УМК Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.
Цель: сформировать представление об обращении, его роли в предложении.
Задачи:
Обучающие: учить находить обращение в предложении; учить отличать подлежащее от
обращения; учить постановке знаков препинания при обращении;
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитание познавательной активности, языковой культуры, любви к
родному языку, патриотизма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Средняя общеобразовательная школа п. Головановский – филиал
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа п. Николевский»
Балаковского района Саратовской области
УРОК в 5 классе по теме
«Предложения с обращениями»
Составил учитель русского языка и литературы
высшей категории
Сачкова Людмила Анатольевна.
2025г.
Открытый урок по теме «Обращение» (5 класс)
Цель: сформировать представление об обращении, его роли в предложении.
Задачи:
Обучающие: учить находить обращение в предложении; учить отличать подлежащее от
обращения; учить постановке знаков препинания при обращении;
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитание познавательной активности, языковой культуры, любви к
родному языку, умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования структуры предложения с прямой речью.
Личностные УУД: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной
деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и
письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал
(приложение); презентация к уроку;
Ход урока.
Ι. Орг.момент. Звучит отрывок из произведения «Времена года. Январь».
Ребята, взгляните в окно, какое время года за окном? Вспомните, с каким настроением вы шли сегодня в школу?
Рамиль, поделись своими эмоциями.
А что можешь добавить ты, Елисей?
Как вы догадались, что я хочу услышать именно Ваш ответ. (Вы называли нас по имени)
Ребята, переставьте буквы в этом слове и получится тема нашего сегодняшнего урока.
Оерабщенеи
-Запишите в опросный лист слова, которые называли к кому я обращаюсь с речью.
- Укажите. Какой частью речи оно является? В каком падеже они стоят?
-Какй мы можем сделать вывод?
-Обращение называет того, к кому обращаются с речью.
ΙΙ. Открываем тетради, записываем число.
ΙΙΙ. Работа с первым текстом (на слайде)
По предложению президента РФ В.В.Путина 2025 год объявлен годом Защитника Отечества. -Кого называют защитниками Отечества? ( Воинов)
-Какие синонимы вы можете подобрать к слову Отечество? (Родина, страна, Государство)
Прочитайте про себя первый текст
Родина, как ты велика! Я тебя люблю, Родина! Эти стихи, Родина, я посвящаю тебе, Родина. | С. Дрожжин «Привет» Привет тебе, мой край родной, |
-Выпишите в опросный лист слово из первого текста, которое называет к кому обращаются с речью.
- Укажите, какой частью речи оно является? В каком оно стоит падеже?
ΙV. Работа со вторым текстом.
-Выпишите в опросный лист слова из второго текста, которые называют того, к кому обращаются с речью.
Мы с вами, ребята, разобрали предложения, в которых в роли обращения употребляли собственные и нарицательные имена существительные. Но в поэтической речи в роли обращения встречаются существительные, которые обозначают неживые предметы.
- Сравните обращения в таблице, они бывают распространенными и нераспространёнными.
-Какая главная мысль объединяет предложения в этих текстах? (Любовь к Родине, к родной природе)
Запишем в кластер то, что мы узнали об обращении?
- Указывает на лицо. К которому обращаются с речью.
-Обращениется выражается именем существительным в им. падеже.
Распространенные и нераспространённые обращения.
V.Физкультминутка. (Под музыку)
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Не услышали ли вы в тексте физкультминутки обращений?
Назовите их. Какой частью речи они являются?
VΙ. Работа у доски. Давайте наблюдать дальше.
Родина, я тебя люблю!
- Назовите лицо, к которому мы обратились в этом предложении? (Родина)
- Как мы в устной речи выделили обращение Родина? ( с помощью интонации)
- А как мы это показали на письме? (поставили запятую после обращения)
- [ , ];
Обращение мы показываем буквой О, а схема нашего предложения будет выглядеть так. - Давайте попробуем переставить обращение в другое место:
Я тебя люблю, Родина! [ , ];]
Я тебя, Родина, люблю! [ , , ].
-Подчеркнем слова, как члены предложения?
Какой вывод мы можем сделать? Обращение не является членом предложения.
VΙΙ. Работа с учебником. Упражнение 213
П.42 страница 98.
-Что мы ещё добавим нового о обращении?
-Прочитайте отрывок из русской народной сказки « Лисичка со скалочкой».
Сколько здесь героев, перечислите их.
VΙΙΙ. Чтение отрывка из сказки по ролям.
Автор
Глазки
Ушки
Ножки
Хвостище
лиса
Произносится с особой звательной интонацией
Запишем наши выводы в кластер.
ΙX. Работа в группе.
Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы.
Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать.
ситуации: 1.Попросите своих родителей о покупке … 2 .Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 3. Вы опоздали на урок. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятыми выделяй.
X. Этап закрепления новых знаний. Работа по карточкам (самостоятельно). Найдите обращения и выделите их знаками препинания.
Карточка №1 Карточка № 2
Не трещите морозы Ветры бури ураганы
В заповедном бору, Дуйте что есть мочи
У сосны и берёзы Вихри вьюги и бураны
Не грызите кору! Разыграйтесь к ночи.
Карточка №3
1. Сыпь ты черемуха снегом. (С. Е с е н и н.) 2. Серебристая дорога ты зовешь меня куда? (С.Есенин.) З. Я вижу вас родные степи. (А.Фет).
4. Я люблю тебя Россия. (М. Ножкин.) 5. Расцветай наш край родной.
Карточка №4.
Птицы наши друзья и неутомимые помощники. Они уничтожают вредителей сада, леса, служат санитарами в природе. Берегите птиц ребята.
XI.Словарная работа
-Кто сегодня защищает наш мир: поля, луга, леса, наши дома?
Как мы их можем назвать (Патриоты, защитники Отечества, воины).
Какие еще слова связаны с понятием патриотизм, патриот Патриотизм, Отечество, Родина, Страна, Государство, Держава, воспитание, природа, пейзаж.
- Составьте, пожалуйста, предложение, используя одно из этих слов в качестве обращения.
-Как мы можем поддержать наших воинов в их нелёгком ратном труде?
А как можно обратиться к ним в письме?
XΙI. Итак, ребята, подводим итоги нашему уроку. Достигли мы целей? Чему мы научились? Давайте проверим наши знания.
1.Обращение называет того, к кому обращена речь.
2. Обращение может быть выражено существительным или словосочетанием, где главное слово — существительное в И. п.
3.Обращение произносится со звательной интонацией.
4. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.
5. Обращение не является членом предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....

