Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

УМК  Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.

Цель: сформировать представление об обращении, его роли в предложении.

Задачи:

Обучающие: учить находить обращение в предложении; учить отличать подлежащее от

обращения; учить постановке знаков препинания при обращении;

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитание познавательной активности, языковой культуры, любви к

родному языку, патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._obrashchenie.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Средняя общеобразовательная школа п. Головановский – филиал

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа п. Николевский»

Балаковского района Саратовской области

УРОК в 5 классе по теме

«Предложения с обращениями»

Составил  учитель русского языка и литературы

высшей категории

Сачкова Людмила Анатольевна.

2025г.

                                                                                                                                                           Открытый урок по теме «Обращение» (5 класс)

Цель: сформировать представление об обращении, его роли в предложении.

Задачи:

Обучающие: учить находить обращение в предложении; учить отличать подлежащее от

обращения; учить постановке знаков препинания при обращении;

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитание познавательной активности, языковой культуры, любви к

родному языку, умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и

способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через

включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,

выявляемые в ходе исследования структуры предложения с прямой речью.

Личностные УУД: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной

деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и

письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал

(приложение); презентация к уроку;    

Ход урока.

Ι. Орг.момент. Звучит отрывок из произведения «Времена года. Январь».

Ребята,  взгляните в окно, какое время года за окном? Вспомните, с каким настроением вы шли сегодня в школу?

Рамиль, поделись своими эмоциями.

А что можешь добавить ты, Елисей?

 Как вы догадались, что я хочу услышать именно Ваш ответ. (Вы называли нас по имени)

Ребята, переставьте буквы  в этом слове и получится тема нашего сегодняшнего урока.

Оерабщенеи

  -Запишите в опросный лист слова, которые называли к кому я обращаюсь с речью.

- Укажите. Какой частью речи оно является? В каком падеже они стоят?

-Какй мы можем сделать вывод?

-Обращение называет того, к кому обращаются с речью.

ΙΙ. Открываем тетради, записываем число.

ΙΙΙ. Работа с первым текстом (на слайде)

По предложению президента РФ В.В.Путина 2025 год объявлен годом Защитника Отечества.                                                                                                            -Кого называют защитниками Отечества? ( Воинов)  

-Какие синонимы вы можете подобрать к слову Отечество? (Родина, страна, Государство)

Прочитайте про себя первый текст

Родина, как ты велика!                                                 Я тебя люблю, Родина!                                                       Эти стихи, Родина, я посвящаю тебе, Родина.                                                    

С. Дрожжин «Привет»

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

  -Выпишите в опросный лист слово из первого текста, которое называет к кому обращаются с речью.

- Укажите, какой частью речи оно является? В каком оно стоит падеже?

ΙV. Работа со вторым текстом.

  -Выпишите в опросный лист слова из второго текста, которые называют того, к кому обращаются с речью.

Мы с вами, ребята, разобрали предложения, в которых в роли обращения употребляли собственные и нарицательные имена существительные. Но в поэтической речи в роли обращения встречаются существительные, которые обозначают неживые предметы.

- Сравните обращения в таблице, они бывают распространенными и нераспространёнными.

-Какая главная мысль объединяет предложения в этих текстах? (Любовь к Родине, к родной природе)

Запишем в кластер то, что мы узнали об обращении?

- Указывает на лицо. К которому обращаются с речью.

-Обращениется выражается именем существительным в им. падеже.

Распространенные и нераспространённые обращения.

V.Физкультминутка. (Под музыку)

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Не услышали ли вы в тексте физкультминутки обращений?

Назовите их. Какой частью речи они являются?

VΙ. Работа у доски.                                                                                                                 Давайте наблюдать дальше.

Родина, я тебя люблю!

  • Назовите лицо, к которому мы обратились  в этом предложении? (Родина)
  •  Как мы в устной речи выделили обращение Родина? ( с помощью интонации)
  • А как мы это показали на письме? (поставили запятую после обращения)
  • [      ,          ];

Обращение мы показываем буквой О, а схема нашего предложения будет выглядеть так.                                                                                                                              - Давайте попробуем переставить обращение в другое место:

Я тебя люблю, Родина!   [          ,      ];]        

Я тебя, Родина, люблю! [      ,    ,      ].

-Подчеркнем слова, как члены предложения?        

Какой вывод мы можем сделать?                                                                                                                                                 Обращение не является членом предложения.  

VΙΙ. Работа с учебником. Упражнение 213    

П.42 страница 98.

-Что мы ещё добавим нового о обращении?

-Прочитайте отрывок из русской народной сказки « Лисичка со скалочкой».

Сколько здесь героев, перечислите их.

VΙΙΙ. Чтение отрывка из сказки по ролям.

Автор

Глазки

Ушки

Ножки

Хвостище

лиса

           Произносится с особой звательной интонацией

Запишем наши выводы в кластер.

ΙX. Работа в группе.

Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы.

Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать.

ситуации:                                                                                                                                               1.Попросите своих родителей о покупке …                                                                                      2 .Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно.                                                         Попросите о помощи одноклассника.                                                                                                                                                    3. Вы опоздали на урок. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятыми выделяй.

X. Этап закрепления новых знаний. Работа по карточкам (самостоятельно). Найдите обращения и выделите их знаками препинания.

                    Карточка №1                               Карточка № 2

 Не трещите  морозы                                  Ветры бури ураганы

  В заповедном бору,                                     Дуйте что есть мочи

  У сосны и берёзы                                         Вихри вьюги и бураны

  Не грызите кору!                                          Разыграйтесь к ночи.

   Карточка №3

1. Сыпь ты черемуха снегом. (С. Е с е н и н.) 2. Серебристая дорога ты зовешь меня куда? (С.Есенин.) З. Я вижу вас родные степи. (А.Фет).

4. Я люблю тебя Россия. (М. Ножкин.) 5. Расцветай наш край родной.

Карточка №4.

 

Птицы наши друзья и неутомимые помощники. Они уничтожают вредителей сада, леса, служат санитарами в природе. Берегите птиц ребята.

XI.Словарная работа  

-Кто сегодня защищает наш мир: поля, луга, леса, наши дома?

Как мы их можем назвать (Патриоты, защитники Отечества, воины).    

    Какие еще слова связаны с понятием патриотизм, патриот                                                                                                                                   Патриотизм, Отечество, Родина, Страна, Государство, Держава, воспитание, природа, пейзаж.

- Составьте, пожалуйста, предложение, используя одно из этих слов в качестве обращения.

-Как мы можем поддержать наших воинов в их нелёгком ратном труде?

 А как можно обратиться к ним в письме?

XΙI. Итак, ребята, подводим итоги нашему уроку. Достигли мы целей? Чему мы научились? Давайте проверим наши знания.

1.Обращение называет того, к кому обращена речь.

2. Обращение может быть выражено существительным или словосочетанием, где главное слово — существительное в И. п.

3.Обращение произносится со звательной интонацией.

4. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.

5. Обращение не является членом предложения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...