Урок в 5 классе "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Прямая речь
I. Организационный момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
- Прозвенел звонок весёлый? Все готовы?
- Всё готово. Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
*Проверка тетрадей.
- А это чьё? Так, что здесь написано? (5 классу)
- Письмо. (читает Карина) «Здравствуйте, дорогие пятиклассники! К сожалению, я заболела и не смогу выйти сегодня в эфир. Я обращаюсь к вам за помощь: помогите, пожалуйста, снять выпуск новостей о русском языке в прямом эфире. Заставку я отправляю вам заранее. Благодарю вас и желаю удачи! У вас всё получится!» Екатерина Андреева
- Ребята, а вы знаете, кто такая Екатерина Андреева? (это ведущая Новостей на первом канале»)
- Итак, что посмотрим заставку, которую нам прислала Екатерина Андреева
* Заставка новостей
Ребята, любая передача снимается четко в определенный срок. Наша передача выходит в прямом эфире Девятнадцатого сентября. Запишите в тетрадь.
*Запись числа в тетрадях.
*(Телевизоры и слова распечатаны) На доске три телевизора. Один из них принимает только глаголы, другой – существительные 3го склонения, а третий – существительные 1 и 2 склонения. Ваша задача их распределить.
*С этим заданием будет работать Ева.
- Как называются глаголы, которые попались в этом задании? (глаголы говорения)
Пока Ева работает, мы работаем с предложением.
В телестудию сегодня пришли гости4.
**Сделайте синтаксический разбор предложения.
**Превратите это предложение в вопросительное. (В телестудию сегодня пришли гости?)
** В восклицательное. (В телестудию сегодня пришли гости!)
*Постройте из этих предложений предложения с прямой речью, используя глаголы говорения.
1). «В телестудию сегодня пришли гости», - сказала учительница.
2). Егор спросил: «В телестудию сегодня пришли гости?»
3). «В телестудию сегодня пришли гости!» - воскликнул Денис.
***Запишите предложения и составьте схемы. (*Настя составляет схемы)
- Что такое прямая речь? Из каких частей она состоит?
Физкультминутка. Потянулись…А сейчас можно будет подвигаться.
У вас на партах лежат схемы. У кого-то красные, у кого-то зелёные. Но! Обратите внимание: они состоят из частей, которые потеряли друг друга.
Притча. Семь дочек.
*Читаем
Было у матери семь дочерей. Однажды мама уехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги. (По В.Сухомлинскому)
- Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).
- Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
- Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность.
- Подчеркните предложения с прямой речью одной чертой.
Вывод. Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.
- Ребята, а бывает так, что дети, наоборот, не ценят взрослых? Давайте посмотрим, как это бывает…
***Сценка.
- Чему учит эта сцена?
- Из этой сценки я взяла предложения, но забыла, как строится прямая речь. Помогите мне разобраться.
Задание. В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как?
1. Папа _______________ _____________ Выше голову малыш
2. Части речи подчеркнуть ____________ ____________ мама.
3. А тебе, бабуся, краски. На бабуленька не спи _______________ _____________ Настя.
4. Настя ______________ _____________ Вот проклятая задача
Для справки: нервно, подбодрил, спросила, весело, удивленно, приказала, ласково, воскликнула.
**Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- О чем мы сегодня говорили? (о прямой речи)
- Денис, что такое прямая речь? (это слова, переданные дословно)
- Даша, приведи пример. Представь, что у тебя что-то спросила бабушка про танцевальный.
- Настя, из каких частей состоит прямая речь? (из слов автора и прямой речи)
- Илья, что мы должны помнить о знаках при передаче прямой речи на письме? (кавычки и большая буква)
- Ева, скользо схем мы выучили (6)
- Ребята, представьте, всё это время ведь нас записывала камера. - Как вы думаете, получился ли у нас выпуск новостей?
- Посмотрим, что получилось?
- Как вы думаете, Екатерина Андреева останется довольна? Если да – похлопайте громко-громко. Если нет – не хлопайте.
Д/з.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»
Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников....
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...

