Урок в 5 классе "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Щеголева Виктория Владимировна

Урок в 5 классе "Прямая речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx55.31 КБ

Предварительный просмотр:

Прямая речь

I. Организационный момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. 

- Прозвенел звонок весёлый? Все готовы?

- Всё готово. Мы сейчас не отдыхаем,

  Мы работать начинаем.

*Проверка тетрадей.

- А это чьё? Так, что здесь написано? (5 классу)

- Письмо. (читает Карина) «Здравствуйте, дорогие пятиклассники! К сожалению, я заболела и не смогу выйти сегодня в эфир. Я обращаюсь к вам за помощь: помогите, пожалуйста, снять выпуск новостей о русском языке в прямом эфире. Заставку я отправляю вам заранее. Благодарю вас и желаю удачи! У вас всё получится!» Екатерина Андреева

- Ребята, а вы знаете, кто такая Екатерина Андреева? (это ведущая Новостей на первом канале»)

- Итак, что посмотрим заставку, которую нам прислала Екатерина Андреева

* Заставка новостей

Ребята, любая передача снимается четко в определенный срок. Наша передача выходит в прямом эфире Девятнадцатого сентября. Запишите в тетрадь.

*Запись числа в тетрадях.

*(Телевизоры и слова распечатаны) На доске три телевизора. Один из них принимает только глаголы, другой – существительные 3го склонения, а третий – существительные 1 и 2 склонения. Ваша задача их распределить.

*С этим заданием будет работать Ева.

- Как называются глаголы, которые попались в этом задании? (глаголы говорения)

Пока Ева работает, мы работаем с предложением.

В телестудию сегодня пришли гости4.

**Сделайте синтаксический разбор предложения.

**Превратите это предложение в вопросительное. (В телестудию сегодня пришли гости?)

** В восклицательное. (В телестудию сегодня пришли гости!)

*Постройте из этих предложений предложения с прямой речью, используя глаголы говорения.

1). «В телестудию сегодня пришли гости», - сказала учительница.

2). Егор спросил: «В телестудию сегодня пришли гости?»

3). «В телестудию сегодня пришли гости!» - воскликнул Денис.

***Запишите предложения и составьте схемы. (*Настя составляет схемы)

Picture background

- Что такое прямая речь? Из каких частей она состоит?

Физкультминутка. Потянулись…А сейчас можно будет подвигаться.

У вас на партах лежат схемы. У кого-то красные, у кого-то зелёные. Но! Обратите внимание: они состоят из частей, которые потеряли друг друга.

Притча. Семь дочек.

*Читаем

Было у матери семь дочерей. Однажды мама уехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги. (По В.Сухомлинскому)

  • Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).
  • Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
  • Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность.  
  • Подчеркните предложения с прямой речью одной чертой.

Вывод. Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.

- Ребята, а бывает так, что дети, наоборот, не ценят взрослых? Давайте посмотрим, как это бывает…

***Сценка.

- Чему учит эта сцена?

- Из этой сценки я взяла предложения, но забыла, как строится прямая речь. Помогите мне разобраться.

Задание. В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как?  

1. Папа _______________ _____________ Выше голову малыш

2. Части речи подчеркнуть ____________ ____________ мама.

3. А тебе, бабуся, краски. На бабуленька не спи _______________ _____________ Настя.

4. Настя ______________ _____________ Вот проклятая задача

Для справки: нервно, подбодрил, спросила, весело, удивленно, приказала, ласково, воскликнула.

**Подведение итогов урока.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

- О чем мы сегодня говорили? (о прямой речи)

- Денис, что такое прямая речь? (это слова, переданные дословно)

 - Даша, приведи пример. Представь, что у тебя что-то спросила бабушка про танцевальный.

- Настя, из каких частей состоит прямая речь? (из слов автора и прямой речи)

- Илья, что мы должны помнить о знаках при передаче прямой речи на письме? (кавычки и большая буква)

- Ева, скользо схем мы выучили (6)

- Ребята, представьте, всё это время ведь нас записывала камера. - Как вы думаете, получился ли у нас выпуск новостей?  

- Посмотрим, что получилось?

- Как вы думаете, Екатерина Андреева останется довольна? Если да – похлопайте громко-громко. Если нет – не хлопайте.

Д/з.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»

Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников....