Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 7 класс
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Ц ель:
- Познакомить с правилом правописания «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»,
Задачи:
- повторить написание Ь после шипящих в различных частях речи,
- закрепить умение по правописанию мягкого знака после шипящих,
- проверить уровень усвоения теоретического материала и практических умений по правописанию мягкого знака после шипящих в разных частях речи,
- сформировать умение применять правила на практике,
- активизировать интерес к познавательной деятельности,
- формировать навык контроля и самоконтроля.
Ход:
- Орг. Момент:
Здравствуйте, ребята! Французский писатель-публицист 19 века Эдмонд Абу сказал:
«Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь».
- Прочтите внимательно высказывание.
- Найдите ту часть предложения, в которой заключена главная мысль цитаты.
- Давайте прочтём эти ключевые слова выразительно.
- Как вы их понимаете? (Знания делают человека сильным)
- А вы хотите быть по-настоящему сильными? Тогда приступим к работе.
2. Актуализация опорных знаний.
-Откройте тетради, запишите число.
- Сегодня на уроке нас с вами будет сопровождать маршрутный лист. Посмотрите, какие этапы мы сегодня с вами должны пройти. Обратите внимание, что в пустых клетках вы должны будете поставить себе оценку.
Оценивать себя вы будем по таким критериям:
«5» - 0 ошибок,
«4» - 1 ошибка,
«3» - 2 ошибки,
« 2» - 3 ошибки.
Маршрутный лист
Ф.И. | ||||
Работа с таблицей | Упр. 298 стр. 153 | Лингвистическая задача | Рыбалка | Итог |
Работа с таблицей Работа в группе
На слайде написаны предложения, прочтите их про себя, а затем выразительно вслух.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
На помощь надейся, а сам не плошай.
После дождя и туч снова солнца луч.
Мягкий знак после шипящих | ||
Часть речи | Ь пишется | Ь не пишется |
Существительное |
|
|
Краткие прилагательные | ------------------------------ |
|
Глагол |
| – – – – – – – – – – – – – |
Наречие |
|
|
- Что объединяет все эти предложения? ( пословицы)
- Всем понятен смысл этих пословиц?
- У вас на партах лежит пустая таблица. Рассмотрите её, что вы можете о ней сказать?
- Какое задание вас сейчас ожидает?
- Связаны ли слова в предложениях с таблицей? Все?
Задание: Выписать слова из предложений, вставить пропущенные буквы заполнить ими таблицу.
Всем задание понятно? Приступаем к работе.
Давайте проверим!
- Проверяем первую графу «Имя существительное»
(дети проговаривают правила)
- Вторая графа «Краткие прилагательные» (дети проговаривают правила)
- 3 графа «Глагол» (дети проговаривают правила)
Все ли правила написания ь знака после шипящих на конце глаголов мы отразили в таблице? Может мы забыли какое-то правило?
Обратите внимание на эпиграф урока, есть ли в нём слова, которые помогут нам заполнить таблицу. Запишите их.
И так у нас с вами должна получиться вот такая таблица. Сверьте всё ли у вас верно? Оцените себя.
3.Определение темы урока. Целеполагание.
Скажите, ребята, можем ли мы заполнить последнюю графу таблицы? Почему? Определите тему урока.
«Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Запишите тему в тетради.
Тему мы определили, а каковы задачи урока. Пользуясь опорными словами, сформулируйте задачи.
Повторить …
Узнать ...
Отработать …
- Какую задачу мы с вами наполовину решили?
- К какой задаче приступим? Что нам поможет решить эту задачу?
( учебник)
4. Изучение нового материала
А) Работа с правилом.
Откройте учебник на странице 153. Познакомьтесь с правилом. Всё ли вам понятно? Давайте проверим. Я задам вам по правилу вопрос, а вы полным ответом постараетесь на него ответить:
- В каких наречиях на конце после шипящих пишется ь? (после ж, ш, ч)
- Есть ли в правиле исключения? ( да, уж, замуж, невтерпеж)
Б) Работа с упр. 298
Прочитайте стихотворение Якова Козловского, найдите наречия, в которых на конце после шипящих мягкий знак не пишется. Назовите их ( Уж замуж невтерпёж)
В) Заполним 4 графу таблицы по правилу. Проверим. (открывается слайд с таблицей).
- Достигли ли мы 2 цель нашего урока? К какой задаче теперь приступим?
5. Отработка навыка правописания.
А) упр 287. Прочтите первую часть задания. Всё ли вам понятно? Тогда приступаем к работе. ( один у доски, остальные в тетради)
Взаимопроверка. Оцените друг друга. Занесите оценку в маршрутный лист.
Б) Словарная работа.
Значения всех ли наречий вам понятны? Я попросила вас приготовить сообщение о некоторых словах. Давайте их внимательно послушаем, так как следующее задание связано со значением наречий.
Настежь – распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Замуж – стать чьей-то женой.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.).
В) Лингвистическая задача
...Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн?
(А) Хасана и Абдуррахмана; (Б) Али; (В) Рашида;
(Г) Рашида и Али; (Д) Хасана, Абдуррахмана и Рашида.
Г) На рыбалке.
1) отвлеч? внимание
2) множество неудач_
3) военная мощ_
4) удачный розыгрыш_
5) кактус колюч_
6) зарево пожарищ_
7) сумел увлеч_ся
8) быстро уничтож_
9) мчался вскач_
10) ужасно тощ_
11) ничего не помниш_
12) выйти замуж_
13) наотмаш_
14) открыл настеж_
15) камыш_
Ь пишется | Ь не пишется |
Какие правила мы с вами повторили, закрепили?
Д) «Четвёртый лишний»
1) Сплош_, мыш_, сургуч_, читаеш_. (сущест, без ь)
2) невтерпёж_, задач_, кипуч_, береч_. ( глагол с ь)
3) вовлеч_, проч_, стереч_, стрич_. (наречие)
4) наотмаш_, точ_- в – точ_, уж_, проч_ ( нареч. без ь, сущ 2 скл)
5) вскач_, живуч_, уничтож_, блаж_ (кр. Прил. без ь )
Самопроверка
6. Рефлексия.
Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Добились ли мы их? Какие трудности возникли у вас по теме урока? Какие впечатления у вас сложились об уроке, о своей работе?
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Почувствовали ли вы себя хоть чуть-чуть сильнее? Почему? Что делает человека сильным?
Обратимся к маршрутному листу. Посчитайте сумму ваших оценок . Разделите на количество. Поставьте себе итоговую оценку.
7. Домашнее задание. Параграф 46, упр. 289.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок предназначен для учащихся 7 класса...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....
Конспект урока по русскому языку 7 класс "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок сопровождается показом электронной презентацией в программе Pover Point и проецированием ее на экране интерактивной доски, строится с опорой на раннее изученные темы правописание мягкого знака в ...